www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 23 марта 2017, 03:21

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова / Публикации сотрудников на сайте / История принятия ислама татарским народом
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Миргалеев Ильнур Мидхатович  •  Сайфетдинова Эльмира Гаделзяновна  •  Байбулатова Лилия Фаритовна  •  Сборник «Золотоордынская цивилизация»  •  Издания Центра исследований истории Золотой Орды  •  Круглый стол «Цивилизационный подход к изучению Золотой Орды», 27.02.2008 г.  •  Серия «Золотоордынское наследие»  •  Серия «Нумизматика Золотой Орды»  •  Публикации сотрудников на сайте
История принятия ислама татарским народом  •  Как называть Золотую Орду?

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • История принятия ислама татарским народом
    Миргалеев И.М. Идель № 7, 2001. – С.72-73
     

    МИРГАЛЕЕВ Ильнур Мидхатович – кандидат исторических наук. Идель № 7, 2001. – С. 72-73.

     

    История принятия ислама татарским народом

     

    На сегодняшний день ислам в России находится на втором месте по числу приверженцев. Среди мусульман России самые многочисленные — это татары, которые являются суннитами ханифитского толка. Вместе с демократическими преобразованиями татары активно начали возрождать свою религию. Сегодня строятся сотни мечетей, медресе и даже открылся Исламский университет. Многие начали читать намаз, соблюдать другие предписания ислама, очень многие держат пост во время месяца Рамазан. А праздники Рамазан-байрам и Курбан-байрам отмечаются всем народом.

     

    Ислам начал распространяться в VII веке пророком Мухаммедом (с. г. в.) в Аравии. Когда же приняли ислам татары? Наши предки впервые упоминаются в истории под именем татары в период существования Золотой Орды, которую сами татары называли "Урдаи-муаззам" или "Улуг Улус" (т.е. великое, обширное государство). Именно в это время и начинается собственная история татарского народа. Конечно же, до этого у тюрков существовали другие государственные образования.Такие как Кимакский, Хазарский каганаты, Волжская Булгария, Кипчакия, которые и определили в основном этническое лицо татар. Однако в духовном плане татары являются продолжателями культуры государства Караханидов и империи Хорезмша-хов. Именно культура Хорезма, вобрав в себя и местные достижения, получила широкое развитие в период Золотой Орды и была продолжена в татарских ханствах.

     

    Ислам уже в первые годы своего существования начал распространяться и среди тюрков. Когда основная часть населения государства принимала ислам, он становился официальной религией.

    Первым тюркским государством, принявшим ислам, был Хазарский каганат. В 737 году арабский полководец Марван разгромил хазарскую армию и был достигнут мир, условием которого было принятие ислама каганатом и его окружением. После этого ислам очень быстро начал распространяться среди населения этого государства. Еще в 650 году со смертью Кубрата перестала существовать Великая Азовская Болгария, которая затем в 651 году вошла в новообразованный Хазарский каганат. Волею судьбы булгары приняли ислам. Когда в 790 году к власти пришел Каган, исповедующий иудаизм, многие мусульмане начали покидать страну. В это время и начали переселяться в Среднее Поволжье тюркские племена, среди которых преобладали булгары. Объединившись с местными тюркскими и угро-финскими племенами, булгары в IX веке создали Волжскую Булгарию, которая все еще находилась в подчинении Хазарского каганата. Но в конце IX — начале Х века Каганат начинает ослабевать. Чтобы продемонстрировать свою независимость, в 922 году Волжская Булгария официально принимает ислам.

     

    В 751 году Зияд ибн-Салих на реке Талас разбил китайскую армию Гао Сянь-чжи. В этой войне тюрки-карлуки сражались на стороне мусульман. После этого ислам очень быстро начинает распространяться в Средней Азии. В первой половине IX века здесь создается Караханид-ское государство. В 910 году Кара-ханидский хан Сатук Бугра принимает ислам. А в 960 году Сулейман Тонга объявляет ислам официальной религией Караханидского государства.

    В XI — XII веках Средняя Азия становится центром исламского мира. Здесь воспитываются такие великие ученые, как Бухари, Фахред-дин ар-Рази, Юсуф Хамадани, Ахмед Яссави, Абдулхалик Гиджувани, Амир Кулял, Аль-Бируни. Позже Бахауддин Накшибанди, Ходжа Ахрар и многие другие корифеи исламской цивилизации.

     

    В XIII веке большая часть Евразии была завоевана монголами и была образована Монгольская империя Чингис-хана. Но уже в XIII веке стараниями Берке хана Улус Джучи обособилась в отдельное независимое государство. Сам Берке хан был первым мусульманином из чингизидов. Это обширное государство, известное в исторической науке под названием Золотая Орда, включила в свою территорию Кипчакию, Волжскую Булгарию, Кавказ, Сибирь, Хорезм. На Кавказе, Среднем Поволжье и в Хорезме ислам успел пустить уже глубокие корни. А с принятием ислама ханом Берке ислам приняли и многие правящие роды. Малочисленные монголы быстро отуречились и растворились среди местного народа.

     

    Уже в 1312—1313 годах хан Мухаммед Узбек объявил ислам государственной религией. Золотая Орда превратилась в настоящее мусульманское государство. Столица, город Сарай, сделался одним из мусульманских центров. Здесь жили и работали такие известные ученые, как Махмуд ас-Сараи, Рукнеддин аль-Крыми, Аршададдин ас-Сараи, Саададдин ат-Тафтазани, Алатаддин ас-Сараи, Маулане-Заде ас-Сараи, Ахмед бин Абдаллах аль-Крыми, Ахмед бин Мухаммед ас-Сараи, Махмуд Болгари, Кутб ад-Дин аль-Ис-лама ар-Рази, Шейх Джаляль ад-Дин, Махмуд аз-Захиди, Ибн Баз-зази, Махмуд ибн Фатшах ас-Сараи, Махмуд ибн Абдаллах Абу-т-Тина ас-Сарайи, Мухаммед Хорезми.

    После разгрома Золотой Орды Тамерланом в конце XIV века Улуг Улус настолько ослабевает, что в 40-х годах XV века перестает существовать. На его обломках создаются татарские ханства, среди которых самыми выдающимися были Казанское и Крымское. Во всех татарских ханствах ислам стал государственной религией. Духовенство возглавляли сеиды (потомки Мухаммеда (с.г.в.). Самыми известными были Мансур сеид, Кул Шериф, Кул Мухаммед сеид, Муса сеид, Миргали сеид и другие.

    В 1552 — 1556 годах Казанское ханство было завоевано Москвой. После этого татары начали терять ханство за ханством. Последним в 1783 году было завоевано Крымское ханство. Российское государство проводило по отношению к татарам насильственную христианизацию, особенно в Поволжье. Несмотря на изощренные методы христианизации, татары в большинстве своем все же остались верными исламу. Убедившись в бесплодности подобной политики, Российское государство было вынуждено признать ислам. В 1788 году создается Духовное управление мусульман — муфтият, первым муфтием которого стал Му-хаммеджан Хусаинов. Несмотря на все трудности, среди татар выросли великие ученые-богословы. Такие, как Батыршах, Курсави, Утыз-Имяни, Таджедин Ялчыгол, Марджани, Габ-деррашид Ибрагимов, Ахмедхади Максуди, Муса Бигиев, Ризаэтдин Фахретдин и многие другие.

    Как видим, принятие ислама нашими предками началось в VIII веке и завершилось в XIV — XVI веках. Ислам сыграл неоценимую роль в образовании,и сохранении татарского народа.


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСК