www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:15 Наука Вы находитесь: / Наука / Научные проекты / Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностей... |
|
Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностей...
Исследования по теме «Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностей (на примере Республики Татарстан)»
В
Состав исследовательской группы: Г.И.Макарова, к.филос.н., ст. научн. сотрудник отдела этнологии Института истории АН РТ (руководитель проекта) З.А.Исхакова, к.филол.н., ст. научн. сотрудник отдела общей лингвистики Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан А.В.Махиянова, к.соц.н., доцент кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета Д.Н.Сулейманова, к.и.н., ассистент Казанского (Приволжского) федерального университета Е.А.Ходжаева, к.соц.н., доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического университета
Исследование направлено на изучение этнокультурных, региональной и общероссийской идентичностей населения Республики Татарстан, их соотношения и развития в 2000-е годы, специфики осуществления здесь и степени успешности интеграции полиэтнического, поликультурного социума. Данная цель конкретизируется следующими задачами:
- отразить множественность вариантов идентичностей тех, кто относит себя к русским, татарам, прояснить смыслы, вкладываемые людьми в эти идентичности, степень глубины и многообразие форм их проявления, распространенность сдвоенных (и даже строенных) «гибридных» идентичностей; высветить повседневные интерпретации этнических, региональной и общероссийской идентичностей населением Республики Татарстан;
- выделить собственно культурную (в узком смысле этого слова) составляющую названных идентичностей, выявить наличие/отсутствие взаимообусловленности установок на потребление в сфере культуры (традиционной, профессиональной художественной, популярной) с актуализацией этнических, региональной и общероссийской идентичностей; проанализировать процессы межэтнического и межкультурного взаимодействия в регионе в современных условиях, определить тенденции увеличения/уменьшения этнокультурной дистанции в последнее десятилетие;
- выяснить мотивы и факторы формирования в Татарстане этнических, региональной и общероссийской идентичностей, место среди них этнокультурной политики, определить степень их актуализации у представителей различных групп населения РТ;
- обозначить специфику названных процессов в республике в сопоставлении с данными других исследований российской идентичности (прежде всего, выполненных под руководством Л.М.Дробижевой и В.А.Тишкова);
- выявить среди каких групп (социальных, возрастных, культурных и т.д.) населения РТ находят отклик предлагаемые в последние годы федеральными и республиканскими властными агентами и институтами версии или «проекты» единой общероссийской и региональной идентичностей, а какие группы остаются индифферентными к подобным идеологическим усилиям либо негативно оценивают их и почему; выявить те идеи, социокультурные символы, которые на сегодня не задействованы ни одним из реализуемых проектов российского единства, однако обладают интеграционным потенциалом и способны охватить широкие слои населения, наметить конкретные механизмы и технологии их утверждения в обществе.
В
1) Вторичный анализ данных массовых социологических опросов, проводившихся в РТ: «Современные этносоциальные процессы в ТССР» (1989-1990 гг., рук. Л.М.Дробижева, Д.М.Исхаков, Р.Н.Мусина), «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации (
2) Анкета
3) Проведено пилотажное исследование; в анкету внесены соответствующие изменения и уточнения. Осуществлен перевод анкеты на татарский язык и ее тиражирование.
4) Уточнена выборка исследования (по сравнению с
5) Проведено массовое социологическое анкетирование в городах и районах РТ (1003 чел.), кодировка открытых вопросов и обработка «других» ответов полузакрытых вопросов.
6) Создан макет ввода данных, произведен их ввод; с помощью программы SPSS осуществлены одномерные и многомерные распределения данных.
7) Подготовлены тезисы Г.Макаровой на Всероссийскую социологическую конференцию «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы» (Москва, 1-3 ноября
8) Подготовлены тезисы Г.Макаровой «Традиционная культура в этноидентификационных процессах и практиках татар и русских Татарстана» (секция 1. Культурное наследие и современные идентичности Симпозиума 5) и тезисы Е.Ходжаевой «Праздничная кухня в Татарстане по данным массовых опросов 2000-х г.» (секция 5. Праздничная культура в разнообразии научных источников, методов и подходов Симпозиума 4) на IX Конгресс этнографов и антропологов России, который состоится в г.Петрозаводске, 4-8 июля
9) Предварительные результаты исследования этнических, региональной и российской идентичностей РТ в контексте этнокультурных политик РФ и РТ обсуждены на лекциях Г.Макаровой для слушателей Европейского университета (Санкт-Петербург), проходивших в г. Казани в 17-19 мая
10) На основе обобщения результатов трендового социологического исследования 2001 и 2010 гг., а также привлечения отдельных данных массовых этносоциологических опросов, проводившихся в РТ в
11) Подготовлен доклад «Этнические и гражданские идентичности и их актуализация в политиках РФ и РТ: контекст переписных компаний 2002 и 2010 гг.» для участия в Круглом столе по проблемам переписи (9 ноября
Краткая аннотация результатов первого этапа исследования
Проведенное в рамках реализации проекта в
1) В 1990-е гг. актуализируемая и поддерживаемая региональными властями идентичность титульной этнической группы является востребованной у значительной части ее представителей (особенно у сельчан и выходцев из села) и продолжает расти. Однако некоторая доля татар «выпадает» из поля действия региональной этнокультурной политики, относясь к ней безразлично либо выражая несогласное мнение. В первое же десятилетие 2000-х гг. показатели субъективной значимости этнической идентичности у татар остаются на том же уровне, но их социально-политическая активность снижается, смягчаются изоляционистские тенденции 1990-х гг., проявлявшиеся среди ощутимой части татар в их отношении к межэтническим бракам.
2) Русские РТ в 1990-е гг. в большинстве своем остаются этнически индифферентными (хотя и для них характерно возрождение интереса к своим традициям). Вместе с тем, ощутимая доля русских региона с пониманием относится в этот период к этнокультурному «возрождению» татар. В 2000-е гг. происходит существенная актуализация этнической идентичности русских республики, сказывающаяся на их отношении к некоторым сторонам культурной жизни. Причем в большинстве случаев она проявляется не в виде негативистских установок к другим этносам и их культурам, а скорее в росте позитивного восприятия себя и своей культуры.
3) В 1990-2000-е гг. наблюдается рост значимости в регионе языка в роли этноидентификационной и этноразличительной характеристики. Значимым кодом этнической идентичности выступают и традиционные обряды, обычаи, праздники, хотя степень их важности в таком качестве для татар (среди которых значительна доля сельчан и горожан первого и второго поколения) несколько выше, нежели для русских. Притом, под влиянием деятельности православных и мусульманских организаций, «пропаганды» де-факто религиозных ценностей политическими деятелями, СМИ, востребованными у населения оказываются, прежде всего, религиозные традиции и обряды, что не свидетельствует, однако, о глубокой религиозности большинства татар и русских региона.
4) При высокой степени интенсивности этнической идентичности татар и русских РТ, их ценности, установки на воспитание детей остаются схожими, с тенденцией их дальнейшего сближения. В регионе продолжаются процессы межкультурного взаимодействия, а процессы глобализации ведут к свободному соседству в практиках традиционных для этнических групп обрядов, праздников, блюд с образцами и фреймами других (западных и восточных) культур. Происходит же все это в контексте общероссийской действительности и культуры.
5) В 2000-е гг. мы наблюдаем в Татарстане существенный рост значимости российской идентичности. Между тем он осуществляется здесь не за счет региональной, а наряду и в сочетании с ней (что может быть объяснено активным социально-экономическим развитием республики, а также ее этноориентированной культурной политикой, важной, в первую очередь, для татар). Так процент тех, кто ощущает себя «и татарстанцами, и россиянами в равной мере» возрос среди титульного этноса (по сравнению с
| |
|