www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 31 октября 2024, 09:38 Татароведение Вы находитесь: / Татароведение / Исследовательские центры / Институт языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова АН РТ / Отдел искусствоведения |
|
Отдел искусствоведения
Перепечатка с сайта ИЯЛИ АН РТ
Искусство татарского народа имеет многовековую историю. Однако национальное искусствоведение - детище сравнительно недавнего времени. Существенным скачком в развитии национального искусствоведения следует считать открытие в 1968 году на базе сектора фольклора Института языка, литературы и истории им.Г.Ибрагимова КФАН СССР самостоятельного отдела искусства. Его первым заведующим был назначен кандидат филологических наук Ф.Н.Гизатуллин, в то время являвшийся одним из авторов создаваемой при Институте истории искусств Министерства культуры СССР шеститомной "Истории советского драматического театра". Отдел начал свою деятельность по трем основным направлениям: театральное искусство, музыкальная культура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство татарского народа. Для работы в отделе Ф.Н.Гизатуллин привлек крупных специалистов по различным областям искусствоведения - Ф.Х.Валеева, М.Н.Нигмедзянова, И.И.Илялову, Х.Г.Губайдуллина, из молодых - Х.К.Махмутова, Д.А.Гимранову, З.Н.Сайдашеву. Для работы над отдельными темами со стороны были приглашены А.Г.Абдуллин, Х.К.Кумысников, А.Г.Ахмадуллина. Вскоре при отделе была открыта аспирантура и развернулась систематическая целенаправленная работа по подготовке молодых искусствоведческих кадров.
В ведении научных исследований, а также при воспитании молодых специалистов главным требованием и основным принципом заведующего отделом Ф.Н.Гизатуллина являлось сохранение преемственности традиций, заложенных корифеями национальной культуры. Именно поэтому он требовал от своих сотрудников знания всего того, что было создано их предшественниками, изучения материалов периодической печати дореволюционного и последующего периодов, архивных и музейных фондов, ведения собирательской работы у информаторов - деятелей культуры старшего поколения. Только на основе такой систематической, кропотливой работы могли быть созданы такие основополагающие труды, как "Татарский советский театр" (на тат. яз., Казань, 1975), "Дооктябрьский татарский театр" (на тат. яз., Казань, 1988) коллектива авторов, "Актерское искусство современного татарского театра" (Казань, 1978), "Междунациональные связи татарского театра" (Казань, 1985) И.И.Иляловой, "Гульсум Болгарская", "Габдулла Шамуков" (Казань, 1985) Д.А.Гимрановой, "Хусаин Уразиков" (Казань, 1986), "Татарское режиссерское искусство (1906-1941)" (Казань, 1992), "Татарское режиссерское искусство (1941-1956)" (Казань, 1997), "Татарское режиссерское искусство (1957-1990)" (Казань, 2002) М.Г.Арсланова, "Искусство новых городов Республики Татарстан" (Словения, 2000) Р.Р.Султановой, "Искусство Татарстана. XX век" (Казань, 1999) Д.К.Валеевой и др. За время существования отдела по специальности "Театроведение" защищены: одна докторская - "Эволюция режиссуры татарского театра 1906-1941" М.Г.Арсланова; две кандидатские диссертации - "Творчество Хусаина Уразикова и татарское сценическое искусство 1930-1940-х годов" М.Г.Арсланова, "Современный татарский театр (проблемы романтизма)" Ф.С.Кадыровой; по специальности "Литература народов СССР (Татарская литература)" - "Литературно-критическое наследие Габдрахмана Карама" А.Р.Салиховой.
Изучением татарской народной и профессиональной музыки с конца 60-х годов в отделе активно занимались М.Н.Нигмедзянов, З.Н.Сайдашева, А.А.Алмазова, Н.Ю.Альмеева, Г.Б.Губайдуллина, Г.Р.Сайфуллина, Г.М.Макаров, Э.Р.Каюмова. Результатом многолетней экспедиционной и научно-исследовательской работы стали книги: "Татарские народные песни" (М., 1970; Казань, 1984), "Народные песни волжских татар" (М., 1982) М.Нигмедзянова, "Татарско-мишарские песни" (М., 1979) З.Сайдашевой и Х.Ярми, "Фарид Яруллин и татарский балет" (Казань, 1987) А.Алмазовой, "Музыкальная драма Салиха Сайдашева" (Казань, 1988) Ф.Салитовой. В них представлены многие классические образцы татарского музыкального фольклора и фиксирована народная манера их исполнения. В трудах, посвященных проблемам профессиональной музыки, вводятся в научный оборот ценнейшие материалы о жизни и творчестве виднейших деятелей татарской музыкальной культуры, анализируются их произведения по признакам жанровой принадлежности и стилистического единства, рассматривается процесс обогащения татарской музыки выразительными средствами мирового музыкального искусства. По специальности "Музыковедение" в отделе подготовлено девять кандидатских диссертаций: "Традиции фольклора в песенном творчестве татарских композиторов" З.Н.Сайдашевой, "Балет Ф.Яруллина "Шурале" и его место в истории многонационального советского искусства" А.А.Алмазовой, "Народно-песенная основа в татарских операх" М.П.Файзуллаевой, "Основные этапы развития татарской симфонической музыки" Ф.Я.Шамсутдиновой, "Татарские народные музыкальные инструменты и татарская инструментальная музыка" Р.Ф.Халитова, "Роль музыкальной драмы С.Сайдашева в становлении татарской профессиональной музыки" Ф.Ш.Салитовой, "Песенная культура татар-кряшен: жанровая система и многоголосие" Н.Ю.Альмеевой, "Взаимодействие татарской поэзии и музыки начала XX века" Г.Б.Губайдуллиной, "Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре" Г.Р.Сайфуллиной.
Традиции исследования татарского народного декоративно-прикладного искусства, заложенные автором книги "Искусство казанских татар" искусствоведом П.М.Дульским, историками Н.И.Воробьевым, Н.Ф.Калининым, А.П.Смирновым, Г.В.Юсуповым, составителем иллюстративных альбомов художником П.Г.Сперанским во вновь организованном отделе были продолжены Ф.Х.Валеевым. В период работы в ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова с 1968 по 1973 гг. им был собран и систематизирован огромный материал по татарскому народному искусству, который впоследствии влился в такие капитальные труды, как "Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья и Приуралья" (Йошкар-Ола, 1975), "Архитектурно-декоративное искусство казанских татар (сельское жилище)" (Йошкар-Ола, 1975), "Народное декоративное искусство Татарстана" (Казань, 1984), "Древнее искусство Татарии" (Казань, 1987, в соавторстве с Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой).
Область исследований татарского изобразительного и декоративно-прикладного искусства в конце 70-х годов расширилась работами ученых молодого поколения Д.К.Валеевой, Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой, Ф.Ф.Гуловой. В их книгах "Искусство волжских булгар (X - начало XIII вв.)" (Казань, 1983), "Монументально-декоративное искусство Советской Татарии" (Казань, 1984), "Декоративное искусство Татарстана (1920-е - начало 90-х годов)" (Казань, 1995), "Татарская народная вышивка" (Казань, 1980), "татарская национальная обувь (искусство кожаной мозаики)" (Казань, 1983) конкретизируется и обогащается общая картина развития искусства Евразии с древнейших времен до наших дней, раскрывается проблема взаимоотношения народных художественных традиций и современного декоративного искусства Татарстана. По специальности "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура" всего защищены одна докторская и три кандидатские диссертации: "Декоративное искусство Татарстана, истоки национальных традиций, история современного развития" (докторская), "Народные традиции в декоративном искусстве Советской Татарии" Г.Ф.Сулеймановой, "Искусство волжских булгар (X-начало XIII вв.)" Д.К.Валеевой, "Декор в архитектуре казанских татар (конец XVIII - начало XX вв.)" Н.Х.Халитова, "Тенденции развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан (1960-90-е годы)" Р.Р.Султановой, "Искусство татарского шамаиля кон.XIX-нач.XX вв." Р.И.Шамсутова.
В настоящее время отдел работает в рамках общей темы "Проблемы преемственности и развития художественной культуры" по трем основным направлениям: "Энциклопедия татарского театра"; "Музыкальное искусство в системе духовной культуры татар Волго-Уральского региона"; "Теория и практика татарского декоративного и изобразительного искусства)". Актуальность проводимых по научному направлению "Энциклопедия татарского театра" исследований определяется тем, что попытка создания подобной работы предпринимается впервые. До сих пор собиранием и систематизацией архивных, иконографических материалов, а также материалов республиканской и центральной периодической печати по татарскому театру с целью создания его энциклопедии не занимался никто. Нет таких аналогов и в истории мировой культуры. Новый очищенный от идеологических наслоений подход к предмету исследования, обусловленный социальными изменениями в жизни общества, а также вовлеченный в работу богатый неиспользованный доныне в научной практике материал предопределяют большую ценность работы и широкий интерес к ней.
В исследованиях научного направления "Теория и практика татарского декоративного и изобразительного искусства)" впервые в мировом искусствознании освещаются проблемы становления и развития, а также формы бытования одной из малоисследованных областей культуры Евразии - татарского искусства. Взятые проблемы рассматриваются в общем контексте развития культуры всего региона Нижнего и Среднего Поволжья с привлечением к работе материалов археологических раскопок и новых письменных источников.
Исследования по направлениям "Музыкальное искусство в системе духовной культуры татар Волго-Уральского региона" ведутся в едином русле поисков отечественной этномузыкологии. Однако нигде в мире проблемы истории и теории татарской музыки не изучаются в широком контексте с традициями всей национальной художественной культуры. Именно этот факт определяет важность исследований данного направления. Как видно, преемственность традиций, заложенных корифеями татарской художественной критики, пионерами национального искусствоведения, сохраняется и в сегодняшних исследованиях. Думается, они будут жить и в трудах исследователей следующего поколения.
В РАЗДЕЛЕ
| |
|