www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Среда, 23 августа 2017, 16:47

Татароведение


Вы находитесь: / Татароведение / Образование / Дистанционное образование / Вторая дистанционная олимпиада по истории для школьников 8-11 классов
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Образование  •  Культура  •  Общество и государство  •  Религия  •  Исследовательские центры  •  Ученые  •  Заполнение анкеты  •  Научный совет по татароведению  •  Археологические исследования в Татарстане (Archeological research in Tatarstan)
Преподавание истории татар  •  Учебники и учебные пособия  •  FAQ по истории татар  •  Дистанционное образование  •  Высшее образование и аспирантура  •  Концепция государственной этнонациональной образовательной политики РФ
Вторая дистанционная олимпиада по истории для школьников 8-11 классов

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Вторая дистанционная олимпиада по истории для школьников 8-11 классов
    Международная общеобразовательная школа (МОШ) «Интеграция XXI век» приглашает школьников 8-11 классов принять участие во Второй дистанционной олимпиаде по истории. В этом году она посвящена проблеме межкультурного взаимодействия народов. Олимпиада проводится совместно с кафедрой методики преподавания истории Московского городского педагогического университета.
     

    Ответы отсылать по адресу: int21@mtu-net.ru

     

    Мы рады предложить старым и новым друзьям нашей Международной общеобразовательной школы (МОШ) "Интеграция XXI век" принять участие во Второй дистанционной олимпиаде по истории. В этом году мы посвятили ее проблеме межкультурного взаимодействия народов. Олимпиада проводится совместно с кафедрой методики преподавания истории Московского городского педагогического университета. Авторы вопросов – доцент кафедры кандидат филологических наук В.В.Шаповал и учитель МОШ "Интеграция XXI век" И.Е.Уколова, а также ученики школы, богатые плодотворными идеями.

     

    Мы предполагаем, что на эту Олимпиаду откликнутся прежде всего ученики 8-11 классов, однако всемерно приветствуются и попытки младших испробовать свои силы. Ответы на вопросы не требуют энциклопедических знаний, - в них следует проявить способность к вчитыванию в текст источника, к поиску строго определенной информации, оригинальность суждений, эмпатию, жизненный опыт и здравый смысл.

     

    Опыт проведения Первой олимпиады выявил технические проблемы во взаимодействии с нашими партнерами, несовершенство сети многих пользователей, затруднения кодировки, которое влияло на сроки предоставления и проверки работ. В этом году мы удлиняем срок и приурочиваем проведение Олимпиады к каникулам.

     

    Олимпиада проводится в три этапа:

    1) 13 – 17 октября – организационный этап, уточнение и окончательное оформление текста заданий.

    2) 20 октября – 10 ноября – выполнение заданий и отправление работ.

    11 – 15 ноября – проверка работ.

    3) Итоги будут подведены и объявлены 16 ноября – в Международный день толерантности, объявленный ЮНЕСКО.

     

    Ждем вас!

     

    Задания Олимпиады можно скачать в виде файлов (см. конец документа)

     

    ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

     

    Задание №1. "Знаете ли вы культуру соседей?" (межкультурная разминка)

    Выберите правильное слово и оставьте только его рядом с номером вопроса.

     

    Что не является жилищем?

    1. БАЛАГАН, БАЛОК, КОШ, КОШЕР

     

    Что не является напитком?

    2. МАЦА, МАЦОНИ, МАЦУН.

     

    Что не является молочным напитком?

    3. АЙРАН, ЙОГУРТ, БУЗА, МАЦОНИ

     

    Что не является обувью?

    4. КОШИ, БАХИЛЫ, ГАЗЫРИ, ПИМЫ, ПОРШНИ

     

    Что не является атрибутом культуры народов Севера?

    5. ПАРКА, ЮКОЛА, ТЕНДИР, ЯРАНГА

     

    Что не является традиционной верхней одеждой народов Востока?

    6. ЧЕКМЕНЬ, ЧЕРКЕСКА, ЧАДРА, ЧУХА

     

    Что не является мучным блюдом?

    7. ГАТА, ЧУРЕК, ХАЧАПУРИ, ХАШ, ШАНЬГИ

     

    Что не является съедобным?

    8. АДЖИКА, ЗАТИРКА, ШУРПА, ЯГУШКА

     

    Найдите лишнее

    9. ИЧИГИ, НОГОВИЦЫ, ЧУВЯКИ, ШАНЬГИ

     

    Что не носится на голове?

    10. БАШЛЫК, КИЧКА, ТЕНДИР, ЧУХТУ, ЕРМОЛКА

     

    Оценивается из 10 баллов.

     

    Задание №2. Религии народов России (анализ научного текста).

    Прочитайте статью из энциклопедии "Народы России" (М.: Большая Российская энциклопедия, 1994)

     

    "Ислам, как и христианство, считается мировой религией по причине многочисленности последователей и глобальной распространенности. Обе эти религии, как и иудаизм, являются разновидностями монотеизма. Основным положением ислама является вера в единого Бога — Аллаха. Основатель этой религии Мухаммед почитается её последователями (мусульманами) как Божий посланник. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Их священной книгой является Коран.

     

    Подавляющее большинство мусульман России придерживается ортодоксального направления ислама — суннизма. Сунниты наряду с Кораном признают ещё в полном объёме священное предание сунну, записанную со слов родственников и сподвижников Мухаммеда. Для суннизма характерна также вера в предопределение. В суннизме имеются четыре юридически-богословских школы (мазхаба), из которых в России представлены только две: ханафизм и шафиизм.

     

    Суннитами-ханафитами являются в России подавляющее большинство верующих татар и кабардинцев (остальные, как уже говорилось, придерживаются в основном православия), практически все верующие башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, верующие дагестанских народов (кроме аварцев), часть мусульман-осетин, немногочисленные придерживающиеся ислама удмурты, марийцы и чуваши.

     

    Ханафитами являются и верующие из числа живущих в России казахов, узбеков, киргизов, туркмен, таджиков, крымских татар, каракалпаков, большинства азербайджанцев-суннитов.

     

    Верующие аварцы, чеченцы, ингуши, многие мусульмане-осетины придерживаются суннизма шафиитского толка.

     

    Второе направление ислама шиизм, принимающее сунну лишь частично (только те её разделы, которые основаны на авторитете родственников Мухаммеда) и признающее наличие у человека свободной воли. Небольшие группы шиитов есть в Дагестане, городах Нижней Волги, шиитами являются и часть проживающих в России азербайджанцев".

     

    На основе анализа документа впишите в соответствующие клетки графика термины ислам, иудаизм, мазхабы, мировые религии, монотеизм, суннизм, ханафизм, христианство, шафиизм, шиизм.

     

     

     

     

        |

     

    =

     

       |

     

    =

     

      |

     

    =

     

    |                         |

          |   

     

    |                         |

          |    

     

    =

     

    |                |                          |

    |                                         |

    Например: группы мусульман в Дагестане, городах Нижней Волги, часть азербайджанцев

    Например: аварцы, чеченцы, ингуши

    Например: башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, казахи, узбеки, киргизы, туркмены, таджики, крымские татары, каракалпаки

     

    Оценивается из 10 баллов.

     

    Задание №3. "Толерантный реакционер" (анализ исторического источника)

     

    В 1829 году известный персонаж николаевской эпохи генерал-адъютант А.Х.Бенкендорф, - «один из главных проводников реакционной внутренней политики» самодержавия, по словам «Большой Советской энциклопедии» (1965), - составил

    "Правила для обучения горцев, подготавливаемых для службы в Собственном Его Императорского Величества конвое в Дворянском полку":

    "Не давать свинины и ветчины.

    Строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними.

    Ружьем и маршировке не учить, стараясь, чтобы горцы охотой занимались этим в свободное время.

    Телесным наказаниям не подвергать: вообще же наказывать только при посредстве прапорщика Туганова, "которому лучше известно, с каким народом как обращаться".

    Не заставлять самим чистить свое платье, для чего имеются собственные служители из их крепостных.

    Не запрещать умываться, по обычаю, несколько раз в день. Позволить каждому класть свое оружие и платье возле постели, как пожелает.

    Не воспрещать надевать оружие, а прапорщик Туганов постарается постепенно их от этого отучить.

    Эффендию разрешить посещать горцев, когда он желает, даже в классах. Наблюдать, чтобы во время молитвы горцев дворяне им не мешали.

    Не препятствовать свиданию с единоплеменниками. Наблюдать, чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменять ее".

    (Цит. по: Петин С. Собственный Его Императорского Величества конвой. 1811-1911. Исторический очерк. СПб., 1911. Текст дан с незначительными сокращениями).

     

    Ответьте на вопросы:

    А) Чем могли быть вызваны послабления в режиме обучения и службы, упомянутые в документе?

    Б) Как уживались в одном политическом деятеле – Бенкендорфе – его общеизвестная реакционность и проявленная здесь толерантность? Отнеситесь, если сможете, и к формулировке данного вопроса.

    В) Можем ли мы извлечь уроки из данного документа, полезные для современной России? Кратко обоснуйте ответ.

     

    Оценивается из 25 баллов

    (А – 5, Б – 10, В – 10).

     

    Задание №4. "Как мы себя видим?" (анализ нетрадиционного исторического источника)

    Прочитайте объявления в рубрике «Знакомства» одной из московских газет, помещенные летом 2003 года (сохранена орфография и стилистика авторов). Ответьте на вопросы:

    · Зачем и как в такие тексты включаются этнические и близкие к ним характеристики человека?

    · Выявляется ли разница в использовании этнических признаков в характеристиках автора и адресата? Чем вы это можете объяснить?

    · Выявляется ли разница в использовании этнических признаков в мужских и женских текстах? Чем вы это можете объяснить?

     

    1. Натуральный москвич, 45 л., моя люб песня Я куплю тебе дом, дачу, жилплощадь в исполнении группы Лесоповал, вступлю в брак с девушкой 18-99 лет, желательно одинокой. Помогу наладить жизнь.

    7. Татарка 40/174/79, симпатичная москвичка, высшее образование, добрая. Познакомится для брака с умным, добропорядочным, щедрым, надежным, респектабельным мужчиной.

    2. Алексей 33/185/75, москвич, высшее образование, для серьезных отношений, брака познакомится с симпатичной девушкой, которой не чужды понятия доброта, открытость, взаимопонимание. Гражданство и прописка значения не имеют.

    8. ВОСТОЧНАЯ КРАСАВИЦА, 27 лет, рост 170, вес 50 кг., познакомится с порядочным обеспеченным мужчиной старше 30 лет. Динара.

    3. Армянин из Баку 37/170/65, без вредных привычек, женат не был, абсолютно здоров, познакомится для создания крепкой семьи и рождения очаровательный детей с симпатичной дамой до 33 лет, без детей. Сделаю все возможное чтобы быть достойным.

    9. Татарка, симпатичная, 43/155/54, высшее образование, воспитывает сына, без с социальных проблем, познакомится с порядочным самостоятельным надежным мужчиной для серьезных отношений, дружбы, любви.

    4. Еврей 56/175/100, высшее образование, автолюбитель, без проблем и вредных привычек, познакомится с одинокой женщиной для создания семьи.

    10. Умная 44/170/60, красивая, обеспеченная, познакомится с мужчиной соответствующих качеств от 50 лет рост от 180 см.

    5. Русский мужик с щедрой душой, 55/173/74, полковник ВВС, работоспособный, свободный, добрый, искренний. Хочу радость в доме и подарить Вам все. Ваша улыбка это счастье. Давайте мудростью, пониманием, с душой друг к другу создадим семейный мир согласия, теплоты. Николай.

    11. ШИКАРНАЯ ЖЕНЩИНА 35 лет, темпераментная, с красивой фигурой. Познакомится с щедрым мужчиной (строго славянского типа). Катя.

    6. Русский москвич 42 лет, симпатичный, 180/85, высшее образование, хочет познакомиться с женщиной до 35 лет, для дружбы и инт. встреч.

     

     

    Оценивается из 20 баллов.

     

    Задание №5. "Интервью, взятое у завтрака" (сбор и систематизация информации о культурных контактах)

    Проследите пути, которыми когда-то пришли в Россию чай, сахар и другие продукты, стоявшие у вас на столе сегодня утром. Ответы занесите в таблицу. Например:

     

    Назва-ние

    Источник для России (страна, регион, народ)

    Век/

    год появ-ления в Евро-пе

    Посредник для России (страна, регион, народ)

    Знаком-ство

    Появле-ние в России

    Усовершенствование

    продукта

    чай

    Северный Китай

    XVII

    Монголия | Сибирь

    1567

    1638

     

    молоко

    РУССКОЕ СЛОВО

     

    НЕТ

     

     

    1856 (сгущенка)

     

    Оценивается из 20 баллов.

     

    Задание №6. "Другой – моими глазами" (эссе).

     

    Рассмотрите фотографию 1950-х годов "Цыгане в Болгарии". Напишите эссе "Образ жизни" объемом не более 100 слов. Текст может быть написан от лица персонажа.

     

                rudarspoonmaker.bmp

     

    Жанр эссе предполагает свободу в подходах к теме. К примеру, вы можете  обратить внимание на то, как человек сидит, представить,  сможете ли вы сами долго сидеть, свернув ноги калачиком. Ответить на вопросы: Чем он занимается? Какие у него инструменты и какова его производительность?

     

    Как быстро он может обеспечить своей продукцией округу? Где он берет кленовую и липовую древесину и надолго ли ее хватит? Возможно, вас натолкнет на интересные умозаключения вид жилища, средство транспорта. Постарайтесь быть достоверными в своих предположениях, используя фотографию как исторический источник.

     

    Оценивается из 15 баллов.

     

     

    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ