www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Вторник, 19 марта 2024, 10:30

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / История, культура, религиозность татар-кряшен / Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало ХХ в.)
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Исхаков Р.Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (последняя треть XVIII – начало ХХ в.)  •  Христианское просвещение и религиозные движения (реисламизация) крещеных татар в XIX – начале ХХ вв.  •  Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов  •  Исхаков Р.Р. Очерки истории традиционной культуры и религиозности татар-кряшен (XIX – начало XX вв.)  •  Школьное и религиозное просвещение народов Среднего Поволжья и Приуралья в XIX–ХХ вв.  •  Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало ХХ в.)  •  Материалы по истории образования и просвещения народов Волго-Уралья в рукописных фондах Н.И.Ильминского

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало ХХ в.)
    Сборник материалов и документов / Авторы-составители: Х.З.Багаутдинова, Р.Р.Исхаков. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. – 324 с.
     

    Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало ХХ в.). Сборник материалов и документов / Авторы-составители: Х.З.Багаутдинова, Р.Р.Исхаков. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. – 324 с.

    Издание осуществлено в рамках Государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2020 годы»

    Сборник посвящен репрезентации материалов и документов, освещающих систему религиозного синкретизма татар-кряшен Волго-Уральского региона в XIX – начале ХХ в.

    Включенные в сборник источники помогают раскрыть сложную систему религиозно-мифологических представлений и традиционной обрядности этой этноконфессиональной общности, освещают процесс формирования модели «кряшенского» бытового православия.

    Рассчитан на ученых-историков, этнологов и религиоведов, а также всех тех, кто интересуется межконфессиональными отношениями в Волго-Уральском регионе и историей татар-кряшен.

    На обложке: Кряшенки в традиционных праздничных костюмах. Кзыл-Юлдузский район ТАССР. Фото сер. ХХ в. (ЦПиМН ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ, ф.72, оп.1, д.618, л.3, 6).

    ISBN 978-5-98688-037-2


    СОДЕРЖАНИЕ

    Предисловие ... 3
    Религиозные верования татар-кряшен Волго-Уральского региона в XIX – начале ХХ в. (Радик Исхаков)... 6

    1. Религиозная мифология и традиционная обрядность ... 19

    №1. Из записки священника Иоанна Ляпидовского, составленной для Российского географического общества, о традиционном костюме, пище и дохристианских обрядах жителей Чуринского прихода Мамадышского уезда Казанской губернии (1848 г.) ... 19
    №2. Из этнографической записки П.В.Знаменского о религиозных представлениях и обрядах жителей деревень Большой и Нижний Арняш Мамадышского уезда Казанской губернии (1868 г.) ... 23
    №3. Этнографическое сочинение С.Максимова «Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии» (1876 г.) ... 29
    №4. Из этнографического очерка Михаила Апакова «Рассказы крещеных татар деревень Тавелей и Алексеевского выселка Ямашевского прихода Чистопольского уезда о происхождении киреметей» (1876 г.) ... 54
    №5. Из статьи Б.Гаврилова «Погребальные обычаи и поверья старокрещеных татар деревни Никифоровой Казанской губернии Мамадышского уезда» (1874 г.) ... 65
    №6. Этнографическое сочинение Б.Гаврилова «Описание кереметей крещеных татар Елабужского уезда» (1882 г.) ... 72
    №7.Этнографическая заметка «Жертвоприношения крещеных татар» (1895 г.) ... 77
    №8. Из этнографического очерка Н.Одигитриевского «Крещеные татары Казанской губернии» (1895 г.) ... 79
    №9. Из этнографического очерка Е.А.Бектеевой «Нагайбаки (крещеные татары Оренбургской губернии)» (1895 г.) ... 89
    №10. Этнографическое сочинение Р.Даулея «Святки у крещеных татар Мамадышского и Лаишевского уездов Казанской губернии» (1903 г.) ... 100
    №11. Этнографическая заметка И.Коваля «Обряды крещеных татар (именуемых кряшен)» (1930 г.) ... 106

    2. Религии «откровения» в культурной традиции кряшен ... 111

    №12. Записка Н.И.Ильминского «Сочувствие инородцев к православно-церковному пению на их родном языке» (1868 г.) ... 111
    №13. Казан губернасы Казан өязе Түбән Әзәк авылының Изге Гурий борадәрлеге мәктәбе укытучысы Тимофей Иванович Тимей көндәлегеннән (1873 ел) ... 115
    №14. Из этнографического очерка М.А.Машанова «Заметка о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губернии Мамадышского уезда» (1875 г.) ... 122
    №15. Отчет студента Казанской духовной академии Николая Зеленцова о поездке в селения Цивильского и Тетюшского уездов Казанской губернии от 16 октября 1879 г. ... 169
    №16. Из путевых заметок епископа Никанора (Бровкович) о религиозно-нравственном положении крещеных татар, сделанных во время обозрения Уфимской епархии в 1880 г. ... 172
    №17. Заметка студента Казанской духовной академии А.А.Воскресенского «Религиозная нужда крещеных татар Лаишевского уезда (Казан[ской] г[убернии]) и возможность удовлетворения ее» от 19 сентября 1881 г. ... 182
    №18. Из отчета преподавателя Казанской духовной академии М.А.Машанова о поездке в деревню Никифорову (Чия баш) Мамадышского уезда Казанской губернии от 27 ноября 1881 г. ... 188
    №19. Письмо священника с.Чура Мамадышского уезда Казанской губернии Я.Е.Емельянова Н.И.Ильминскому о религиозно-нравственном состоянии жителей Чуринского прихода Мамадышского уезда Казанской губернии от 22 января 1883 г. ... 209
    №20. Из отчета миссионера, священника с.Ширинское Филиппа Гаврилова о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Вятской епархии от 23 декабря 1889 г. ... 211
    №21. Письмо преподавателя Казанской учительской (инородческой) семинарии Н.А.Бобровникова Н.И.Ильминскому о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Мамадышского и Лаишевского уездов Казанской губернии от 27 июня 1891 г. ... 215
    №22. Из этнографического очерка Н.Одигитриевского «Крещеные татары Казанской губернии» (1895 г.) ... 221
    №23. Из этнографического очерка Е.А.Бектеевой «Нагайбаки (крещеные татары Оренбургской губернии)» (1895 г.) ... 233
    №24. Из отчета миссионера, священника Филиппа Гаврилова о состоянии крещеного нерусского населения Вятской епархии от 5 января 1895 г. ... 236
    №25. Прошение крестьян дер. Крещеные Янасалы Лаишевского уезда Казанской губернии о дозволении им исповедовать ислам на имя министра внутренних дел И.Дурново (1895 г.) ... 240
    №26. Отчет преподавателя татарского языка Вятской духовной семинарии Якова Памфилова о преподавании родного языка в миссионерских школах (1897 г.) ... 244
    №27. Из этнографической заметки Л.Павлова «Быт крещеных татар Уфимской губернии Мензелинского уезда» (1900 г.) ... 258
    №28. Этнографическая записка слушателя миссионерских курсов при Казанской духовной академии о крещеных татарах Мензелинского уезда Уфимской губернии (начало 1910-х гг.) ... 261
    №29. Историко-этнографический очерк Г.Филиппова «Из истории христианского просвещения крещеных татар-мещеряков Тетюшского и Цивильского уездов Казанской губернии» (1915 г.) ... 268
    №30. Сочинение студента Казанской духовной академии И.Птицына «Религиозно-нравственное состояние православных татар» (1916 г.) ... 278

    Именной указатель ... 307

    Территориально-географический указатель... 312

    Список использованных источников и литературы ... 317

    Список сокращений ... 319


    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Данная работа является первым опытом репрезентации материалов и документов, посвященных одной из слаборазработанных в историографии тем – истории формирования религиозного синкретизма татар-кряшен (старокрещеных татар). Основной целью при подготовке сборника было создание документальной базы для дальнейших широких, комплексных исследований в этой области научных знаний.

    Включенные в сборник источники условно можно разделить на два больших комплекса: 1) неопубликованные архивные документы; 2) опубликованные исторические и этнографические материалы.

    Архивные документы представлены делопроизводственными материалами (отчеты, рапорты, прошения), этнографическими очерками и записками, источниками личного происхождения (дневниковые записи, путевые заметки), в основном подготовленными деятелями православной миссии, священнослужителями и учителями начальных конфессиональных школ, а также студентами миссионерских отделений Казанской духовной академии. В большинстве этих работ освещается религиозно-нравственное положение кряшен. Их авторы преследовали практические цели, связанные со сбором объективных сведений о традиционных религиозных представлениях кряшен и влиянии мировых религий на их культурную жизнь, что являлось необходимым условием для выработки дальнейших шагов по последовательной христианско-просветительской деятельности среди представителей этой этноконфессиональной общности. В связи с определенной идеологической заданностью при анализе этих документов необходим взвешенный подход. Далеко не со всеми оценками авторов можно согласиться. В ряде случаев приводимые в источниках данные имеют субъективный, односторонний характер, что может быть объяснено как отсутствием у авторов достаточной научной подготовки и знания языка, так и внешней конъюнктурой. В то же время необходимо подчеркнуть важное значение этих источников и содержащейся в них информации, дающей богатую почву для широкого ретроспективного анализа динамики религиозных верований кряшен. Представленные в этих источниках уникальные сведения помогают по-новому взглянуть на процесс формирования кряшенской этноконфессиональной идентичности и модели «кряшенского» бытового православия. Неопубликованные документы были извлечены из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Научного архива Русского географического общества (НА РГО), Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) (г.Санкт-Петербург), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) (г.Казань), Государственного архива Кировской области (ГАКО) (г.Киров), Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН) (г.Чебоксары).

    В сборнике широко представлены ранее опубликованные материалы. Несмотря на то, что они уже были введены в научный оборот, большинство из них неизвестны широкому кругу читателей, а подчас и специалистам-кряшеноведам. Это связано с тем, что основная часть этого исторического нарратива, опубликованная в дореволюционный период ограниченным тиражом в органах церковной печати или в виде отдельных брошюр, стала библиографической редкостью. Эти материалы имеют ряд отличительных особенностей от представленных в сборнике неопубликованных документов. Созданные для более широкой читательской аудитории, выполненные в виде этнографических и исторических сочинений, эти работы были направлены на освещение богатого историко-культурного наследия кряшен, на научное изучение и анализ сложной системы их верований и обрядности. Среди опубликованных источников большую научную ценность представляют этнографические работы представителей кряшенской интеллигенции – учителей начальных школ, церковно- и священнослужителей. Являясь носителями народных традиций и языка, они имели возможность осветить вопросы динамики религиозной полисинкретичности изнутри, показать социокультурную ситуацию в патриархальном кряшенском обществе глазами самих кряшен.

    Документы в сборнике расположены по проблемно-хронологическому принципу. При их группировке не всегда соблюдался точный хронологический порядок, что было продиктовано желанием облегчить восприятие материала. Подготовка сборника проведена в соответствии с «Правилами издания исторических документов СССР» (М., 1990). Все документы имеют свой порядковый номер, заголовок, в котором обозначено его содержание, указаны авторство и дата.
    Источники не подвергались синтаксическим и морфологическим изменениям. В то же время орфография и пунктуация текста были приведены в соответствие с правилами современного русского языка, за исключением отдельных случаев, когда мы посчитали возможным оставить малоупотребительные и устаревшие формы для сохранения авторского стиля. В случае, когда в документе произведено сокращение слов, отсутствующие буквы даются в квадратных скобках. Встречающиеся в тексте общеупотребительные сокращения были оставлены в первоначальном виде. Сборник имеет список сокращений, в котором дается их полная расшифровка. Примечания автора документа обозначены сокращением «Авт. сн.», редактора – «Прим. ред.».

    Документы публикуются полностью и в сокращениях. Сокращения оговариваются в заголовке документа предлогом «из», извлечения обозначены отточиями. Опущенные части текста, не имеющие непосредственного отношения к теме или незначительные по своему содержанию, отмечаются отточием без изложения их содержания в подстрочных примечаниях. Искаженные слова, опечатки и стилистически неверно построенные фразы не исправлены и оговорены в примечаниях формулой «Так в тексте». Невосстановимые пропуски текстов и неясные по смыслу слова обозначены отточием в квадратных скобках и оговорены в примечаниях.

    В сборнике представлены 30 документов, из них 29 написаны на русском языке и один на татарском языке. В русскоязычных документах татарские слова были выделены курсивом, сохранено оригинальное написание (в русской транскрипции или на татарском кириллическом алфавите, разработанном Н.И.Ильминским для кряшен). В то же время в подстрочных примечаниях эти слова даются на современной татарской графике. Татароязычный документ дается полностью на современном татарском алфавите, с сохранением авторского стиля и диалектических особенностей оригинального текста.

    Тематически сборник разделен на две главы, отражающие основные вопросы данного исследования: 1) Религиозная мифология и традиционная обрядность; 2) Религии «откровения» в культурной традиции кряшен.

    К данному сборнику составлен научно-справочный аппарат. Он представлен археографическим предисловием, вводной статьей, примечаниями, именным и территориально-географическим указателями, списком сокращений, перечнем использованных источников и литературы.
     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ