www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Вторник, 19 марта 2024, 09:07

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья / Файзрахманов И.З. История Казанского адмиралтейства (1718–1830 гг.)
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей  •  Из истории и культуры народов Среднего Поволжья  •  Образование и просвещение в губернской Казани  •  С.Х.Алишев. Всё по истории татарского народа  •  Волжская Болгария (Булгария): этнокультурная ситуация и общественное развитие  •  Файзрахманов И.З. Развитие мануфактурной промышленности Казанского края во второй половине XVIII в.  •  Модернизационные процессы в татарско-мусульманском сообществе в 1880-е – 1905 гг.: документы и материалы  •  Файзрахманов И.З. История Казанского адмиралтейства (1718–1830 гг.)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Файзрахманов И.З. История Казанского адмиралтейства (1718–1830 гг.)
    Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Из-во «ЯЗ», 2014. – 264 с.
     

    Файзрахманов И.З. История Казанского адмиралтейства (1718–1830 гг.). – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Из-во «ЯЗ», 2014. – 264 с.

    В книге исследуются вопросы развития судостроения в Казани в XVIII – первой трети XIX в., дается оценка социально-правовому, экономическому положению мастеровых Казанского адмиралтейства, изучается их профессиональный и национальный состав, уровень материально-технической базы предприятия, производственные отношения на верфи, система заготовок корабельного леса, численность, расселение и социально-правовое положение лашман.

    Предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей России XVIII – XIX вв.

    ISBN 978-5-98688-031-0

    На обложке: План Казанского адмиралтейства и Адмиралтейской слободы (фрагмент). 1793 г. (РГАДА. Ф. 1354. Оп. 138. Ч. I. Д. М 8).

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение ... 3

    Глава I. Казанское адмиралтейство – крупная судостроительная мануфактура эпохи парусного и гребного флота

    §1. Петровский период судостроения в Казани ... 10
    §2. Основные этапы судостроения в 1725–1830 гг. ... 20
    §3. Организация работ по постройке судов. Руководители Казанского адмиралтейства ... 40

    Глава II. Мастеровые и работные люди Казанского адмиралтейства

    §1. Социально-экономическое и правовое положение мастеровых ... 51
    §2. Адмиралтейская слобода как городское поселение ... 76
    §3. Казанская адмиралтейская школа (1726–1798 гг.) ... 83
    §4. Казанский адмиралтейский морской госпиталь (1722–1831 гг.) ... 101

    Глава III. Организация заготовок корабельного леса

    §1. Служилые татары и мурзы в строительстве Санкт-Петербурга и столичного Адмиралтейства ... 108
    §2. Лашманская повинность ... 126
    §3. Численность, расселение и социально-правовое положение лашман ... 137

    Заключение ... 166
    Приложения ... 169
    Краткий словарь морских терминов ... 252
    Список использованных источников и литературы ... 257

    Заключение

    Казанское адмиралтейство – крупная судостроительная мануфактура эпохи парусного и гребного флота – просуществовало до 1830 г. В России парусные и гребные морские суда строились и в последующем. Лишь поражение России в Крымской войне 1853–1856 гг. повлекло за собой крупные перемены в этой отрасли промышленности в сторону строительства судов из железа.

    Вывод о развитии судостроительного производства в Казани основан на исходных данных о количестве морских судов, построенных здесь с начала XVIII в. по 1820-е гг. В указанное время на казанской верфи, по нашим подсчетам, было построено более 400 морских судов различных размеров, главным образом для Каспийского моря, столько же вспомогательных судов к ним и несколько сот речных судов, в основном для перевозки корабельного леса. Из учтенных нами 409 морских судов казанской постройки большая часть была сделана за период с 1701 г. по 1748 г. (337 судов, или 82,4%). В 1749–1777 гг. построено 5 (1,2%), в 1778–1800 гг. – 37 (9%), в 1801–1823 гг. – 30 (7,4%) судов. В 1824–1830 гг. морские суда уже не строились. Эти данные, свидетельствующие о весьма неравномерном развитии морского судостроения в Казани, в целом позволяют выделить указанные этапы. По ним видно, насколько казанская верфь была зависима от казенных заказов на строительство судов, количество которых определялось внутри- и внешнеполитической активностью России в Каспийском регионе. Наиболее интенсивное строительство судов здесь велось в 1718–1735, 1740–1748, 1778–1779, 1796–1798, 1804–1823 гг. В то же время эти данные не вполне точно характеризуют значение казанского судостроения в отдельные периоды. Например, многие из строившихся в первой половине XVIII в. морских судов применялись неэффективно или вовсе не были употреблены, а строившиеся в третий период суда, т. е. с 1778 по 1823 гг., использовались более рационально.

    Создание Каспийской флотилии имело большое значение для Российского государства с военно-политической и торгово-хозяйственной точек зрения. Но по сравнению с Балтийским или Черноморским флотом она развивалась медленнее, оставалась «второсортной» и, прежде всего, потому, что в Каспийском море Россия не имела соперника. Следовательно, не было необходимости защищать берега от неприятельского нападения. Каспийский флот был предназначен для защиты рыболовных купеческих судов от нападений пиратов, курсирования с этой целью вдоль берегов, перевозки войск и припасов в случае войны с Персией. Каспийскому флоту редко приходилось атаковать персидские крепости: Баку в 1723 г., Ленкорань в 1812–1813 гг.

    Казанское адмиралтейство могло бы строить намного большее количество судов, однако увеличению заказов воспрепятствовала двойственная и непоследовательная политика правительства, считавшая разумным уменьшение расходов на строительство и поддержание военно-морских сил и лишь возникающие время от времени военные угрозы заставляли увеличивать затраты на флот.

    Можно выделить и некоторые особенности в формировании и составе мастеровых и работных людей казанской верфи, что было обусловлено спецификой организации труда в морском ведомстве, региональными историческими и национальными особенностями, географическим положением.

    Одна такая особенность – заготовка и отправка корабельного дуба в Санкт-Петербургское адмиралтейство были главными заботами Казанского адмиралтейства. При этом строительство собственных судов отходило на второй план. Даже в годы отсутствия в Казани корабельного мастера на строительстве судов, на заготовке корабельного леса такой мастер обязательно должен был присутствовать.

    Другая особенность – широкое применение принудительного лашманского труда на начальной стадии обработки корабельной древесины. Лашманы выполняли наиболее тяжелую и масштабную часть работы.

    Мастеровые и работные люди адмиралтейства были прикреплены к предприятию и находились под юрисдикцией Казанской адмиралтейской конторы, а не городских властей. Положение несколько изменилось в конце XVIII в., когда слобода была присоединена к Казани.

    Несмотря на то, что географически Казань находилась далеко от морей, она внесла весомый вклад в развитие российского военно-морского флота XVIII – первой четверти XIX в. Суда строились в зависимости от заказов государства. Существовали планы на строительство судов, составленные Адмиралтейской коллегией на несколько лет вперед. В своей деятельности Казанское адмиралтейство ориентировалось на эти планы. В иные годы со стапелей Казанского адмиралтейства не сходило не одного крупного корабля, а в некоторые годы в воду спускались десятки судов больших и малых размеров.

    Судостроение в Казани было одним из приоритетных направлений в промышленности. В XVIII и первой четверти XIX в. Казань представляла собой один из крупных судостроительных центров страны, где осуществлялось масштабное строительство не только речных, но и морских судов. Такое положение вытекало из государственных целей укрепления обороноспособности страны. Большинство построенных в Казани судов преимущественно использовались в Каспийском море для торговых и военных дел. Здесь большей частью строились суда средних и малых размеров, которые могли бы свободно передвигаться по Волге. Развернуть в широких масштабах судостроительные работы оказалось возможным, используя богатый опыт речного судостроения в Среднем Поволжье, а также труд лашман, обеспечивавших бесперебойное снабжение корабельным лесом не только Казанское, но и Санкт-Петербургское адмиралтейство. Разделение труда, большие масштабы производства, хорошая материально-техническая база, контроль над качеством выполнения работ, опытные мастеровые – все эти факторы являлись решающими при организации судостроительных работ. В течение изучаемого периода судостроение в Казани претерпело значительные изменения. Но эти изменения еще не касались главного – судостроение оставалось парусно-гребным, деревянным.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ