www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Суббота, 21 октября 2017, 17:10

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Источники и источниковедение / Из глубины столетий
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Описание рукописей на персидском языке Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского гос. университета  •  Хамидуллин Б.Л. Чингиз-хан – 850. Книга I.  •  Из глубины столетий  •  Л.Ф.Байбулатова. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода  •  История Казани в документах и материалах. XIX век  •  Курат А.Н. Собрание сочинений. Книга 1

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Из глубины столетий
    /Сост., вступительные статьи и комм. Б.Л.Хамидуллина. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 271 с., с илл.
     

    Из глубины столетий /Сост., вступительные статьи и комм. Б.Л.Хамидуллина. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 271 с., с илл.

     

    Впервые в одной книге собраны древние и средневековые произведения и документы, отражающие отдельные моменты этнополитической истории тюрко-татар за период с рубежа н.э. до середины XVI в. Источники представлены в научно-популярной форме и по возможности снабжены комментариями, что делает сборник доступным для самого широкого круга читателей.

    Издание посвящено 1000-летию города Казани и 10-летию суверенитета Республики Татарстан.

     

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    Предисловие

    От составителя

    Страбон об азиатских скифах

    Сыма Цянь о хуннах

    «Цзинь-шу» о «северных варварах Сюнну»

    Иордан о скифах, гуннах и булгарах

    Аттила в «Песне о Нибелунгах»

    Тюркские рунические письмена

    Ибн Фадлан о народах Восточной Европы

    Константин Порфирородный о «северных скифах»

    Ал-Гарнати о гузах, печенегах, хазарах и булгарах

    Ипатьевская летопись о событиях 1185 г.

    Рашид-ад-дин о древних татарах

    Рашид-ад-дин. Назидательные речи Чингис-хана

    Джувейни о монгольском войске

    Никоновская летопись о событиях в Восточной Европе в начале XIII в.

    Ибн-ал-Асир о походах монголо-татар

    Суздальская летопись о нашествии «татар»

    «Краткие сведения о черных татарах» Пен Да-я и Сюй Тина

    Известия Юлиана о венграх, булгарах и татарах

    Письмо Иоганки, содержащее сведения о татарах (1320 г.)

    Посольство Ашелина к татарам

    Плано Карпини. «История монгалов»

    Ал-Омари о кипчаках и татарах, о Золотой Орде и Булгаре

    Ибн Баттута о Золотой Орде

    Ермолинская летопись о «Куликовской битве»

    Низам-ад-дин Шами о войне Тимура и Тохтамыша

    Клавихо о Тимуре, Тохтамыше и Идегее

    Иоганн Шильтбергер о Татарии

    «Казанский летописец» о Золотой Орде, Большой Орде и «царстве Казанском» Софийская II летопись о событиях 1480 г.

    С.Герберштейн о татарах Восточной Европы в XVI в.

    А.М.Курбский о завоевании Казани в 1552 г.

    Львовская летопись о борьбе народов Поволжья за независимость в 1553-1555 гг.

     

    ПРЕДИСЛОВИЕ

     

    Издание, предлагаемое читателю, является ответом на давно назревшую общественную потребность в сборнике источников, дающем целостное представление о татарах, об их этногенезе и истории их государств.

    В науке уже давно идут споры о происхождении татарского народа. Есть сторонники булгарской теории, по которой нынешние татары происходят от булгар. Некоторые ученые категорическим образом отвергают нынешнее наименование народа, которое, по их мнению, им было навязано со стороны. Есть и сторонники ордынского происхождения современных татар. Однако постепенно пробивает дорогу признание их многокорневого происхождения.

    Очень актуальны сегодня слова выдающегося татарского историка Газиза Губайдуллина: «Известно, что нет такого народа в мире, который не был бы сформирован из разных этнических элементов. Любую вещь можно познать, разложив ее на слагающие ее части. Так и народ. Если при рассмотрении любой системы мы не изучим ее элементы, то не можем считать, что познали ее. Знать - значит понять его жизнь, культуру, другие особенности, его историю»[1].

    Нам представляется, что одной из причин такой односторонности является отрыв истории татар от общей тюркской истории. Однако и в этой общетюркской истории имеется немало спорных вопросов. Один из них связан с трудностью проведения четкой грани при определении принадлежности какого-либо этноса к той или иной группе народов. Так, палеоантрополог В.П.Алексеев считает, что к тюркской группе народов некоторые этносы могут быть отнесены лишь по языковому, а не по антропологическому признаку. В книге, предлагаемой вниманию читателей, принадлежность татар к тюркскому этносу прослежена документально.

    В литературе последнего периода в значительной мере решен и вопрос о том, куда отнести тюрков: к европеоидной или к монголоидной расе. Конечно, однозначного ответа нет и здесь. Дело в том, по мнению того же В.П.Алексеева, что некоторые из тюрков, например, тувинцы, хакасы и алтайцы, относятся к монголоидной, а другие, например, татары и азербайджанцы, относятся к европеоидной расам. На это есть свои причины.

    Большинство исследователей считает, что прародиной тюрков были Алтай, отроги Саянских гор, загадочная страна Туран. Для подобного утверждения есть серьезные основания. Однако истина всегда многогранна. В настоящее время ученые все больше приходят к мысли о том, что прародиной тюрков был Волжско-Уральский регион. По мнению К.П.Лайпанова и И.П.Мизиева, материальная культура тюрков зародилась в конце IV тысячелетия до нашей эры. Затем она в течение 500-600 лет распространилась на восток до Забайкалья и Маньчжурии, на запад - до Дуная и Карпат, на юг - до Передней Азии[2]. Эта точка зрения перекликается с выводами упомянутого В.П.Алексеева о том, что в V в. до н.э. началось переселение европеоидов из Восточной Европы в Азию, за Урал[3].

    Принципиальное значение при этом имеет вывод, сделанный Г.Ф.Дебецом на основе изучения черепов из погребений в Булгаре, о том, что «расовый состав волжско-камских булгар был в общем тот же, что и в населении той же области в I тысячелетии до н.э.». Следовательно, еще в первом тысячелетии на Волге жили тюрки. Ясно, что и здесь до окончательных выводов еще далеко. Однако, тем не менее, принципиальные подходы вполне определенны.

    Данные ряда исследований, равно как и материалы, предложенные в этой книге, убеждают в том, что, видимо, историки не всегда в полном объеме учитывали, что в этой культуре в зародышевом виде присутствовала культура всех будущих тюркских этносов, включая гуннов и их потомков - татар, булгар и хазар.

    За время своего многовекового продвижения сначала с запада на восток, затем с востока на запад многие тюркские племена не смогли сохранить европеоидные признаки и обрели антропологические свойства монгольской расы. Татары, сохранив свою европеоидную основу, также обрели немало признаков, характерных для других рас.

    Материалы, помещенные в этой книге, не оставляют места сомнениям в том, что татары, прежде чем сложиться в такую нацию, какую сегодня знает мир, прошли очень длительный и сложный путь развития. Татары в ходе своего развития впитали в себя очень многое от других тюркских и нетюркских этносов. До недавнего времени исследователи не обращали должного внимания на гуннский период татарской истории. В настоящем издании читатель может прочитать много интересных сведений, дающих представление о гуннских корнях татарского народа. Сравнение и сопоставление черт характера гуннов и современных татар показывает, что у них немало общего. Разумеется, что-то было утеряно, а кое-что получило дальнейшее развитие в последующие исторические периоды.

    Хорошо представлен материал, характеризующий период тесного взаимодействия тюркского и монгольского суперэтносов. Отрицание теснейшей связи монгольского и татарского этносов, так же, как и их полное отождествление, противоречило бы исторической правде. Соответствующие документы книги убедительно демонстрируют это.

    В происхождении татарского народа булгарский период имел особо важное значение. Однако нельзя не считаться с тем, что булгары претерпели немало изменений, и особенно во взаимоотношениях с хазарами. До недавнего времени считалось, что булгары пришли в район Средней Волги в VIIIIX веках. Однако новейшие данные говорят об их более раннем переселении в этот регион. Обращает на себя внимание, что в сообщениях о расселении булгар после распада Великой Булгарии Кубрата хана нет упоминания об их перемещении на Среднюю Волгу. Археологические раскопки, тем не менее, говорят о том, что состоялось их масштабное переселение. В книге «Пра-болгары на Средней Волге» содержатся данные многочисленных археологических раскопок, доказывающие, что булгары переселились на Среднюю Волгу не во второй половине VIII-IX вв., а в третьей четверти VII века[4]. Эти же данные свидетельствуют, что уже тогда среди захоронений встречались как европеоидные, так и монголоидные черепа. Следовательно, уже тогда шел активный процесс «разрушения» булгарской первоосновы этого населения.

    По данным, приведенным Ш.Марджани, булгары приняли ислам при халифе Муктадире. Ссылаясь на Шамсутдина ад-Димашкая, этот автор пишет: «Булгары живут в едином государстве. Они все мусульмане, стали ими при Муктадире. Их царь послал к Муктадиру просьбу прислать ученых для обучения правилам ислама. Халиф удовлетворил его просьбу». О том, как происходил этот процесс, а также о быте и обычаях булгар рассказано в книге секретаря посольства, присланного в Булгарию халифом, Ахмеда Ибн Фадлана «Путешествие на Волгу». Материалы этой книги также помещены в данном сборнике материалов.

    Принятие ислама ускорило процесс духовного и хозяйственного развития Волжской Булгарии. Больших успехов достигло земледелие. На это обращает внимание арабский географ X века Ибн Руста. Удовлетворялись не только внутренние потребности страны, зерно шло даже на экспорт. Русские летописи сообщают, что в 1024 году привезенный в Русь булгарский хлеб спас страну от голода. Во время неурожая в русских землях в 1229 году, как отмечали летописи, продажей хлеба русским городам булгары «великую помощь сделали». Вообще материал о славяно-булгарских и русско-татарских связях занимает в книге особое место. Продолжение дальнейших поисков в этом направлении представляет научную необходимость.

    Очень важно и то, что дано много сведений о древних татарах, тем более что сам этноним «татары» подтверждает тот факт, что древние татары явились одним из корней современного татарского народа. В источниках, отражающих черты характера, образа мышления, быта и обычаев древних татар, легко можно обнаружить и черты современного татарина. В татарских деревнях до недавнего времени, так же как и у древних татар, не было засовов и замков на дверях и воротах. Можно подумать, что Абай Кунанбаев, давая характеристику татарам, заимствовал ее у Иоанна де Плано Карпини. Последний, в частности, писал, что они «довольно выносливы», могут голодать 1-2 дня, ничего не кушая, и при этом «не выражают какого-нибудь нетерпения, но поют и играют, как будто хорошо поели», «во время верховой езды они сносят великую стужу, иногда также терпят и чрезмерный зной», «среди них нет почти никаких тяжебных ссор». А у Кунанбаева татары охарактеризованы так: «Смотрю на ногаев (так называли казахи казанских татар. – И.Т.), они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться»[5].

    Преемственность и поэтапность становления татар как современного этноса нашли отражение и в источниках, характеризующих булгар и хазар. По ним можно определить степень обогащения национальных черт татар булгарскими и хазарскими компонентами. Если в характеристике древних татар, данной Плано Карпини, отсутствуют данные об их отношении к знаниям, овладению ремеслами, накоплению богатства, то у булгар и хазар, особенно с принятием последними ислама, они становятся преобладающими. «Татары поддались неотразимому влиянию булгарской цивилизации; они постепенно превращались из номадов в горожан и возобновляли в разоренной стране ее прежний порядок; но при этом татары вносили и значительные изменения в государственную жизнь прежней Булгарии»[6]. Таковы наблюдения исследователей о взаимопроникновении татарского и булгарского начал в процессе становления татар как нации.

    Думается, что материалы по истории Казанского ханства, особенно извлеченные из «Казанской истории», интересны по-своему. Дело в том, что читатели до сих пор не имели целостного представления об этой работе. Теперь им такая возможность предоставилась. Столь же большой интерес вызывают данные Софийской летописи, сочинения Андрея Курбского. Конечно, было бы еще лучше иметь рядом с оригинальным текстом этих материалов, написанных на языке того времени, текст, переложенный на современный русский язык.

    Значение этих публикаций трудно переоценить. До сих пор они использовались весьма субъективно. Видимо, теперь назрела потребность полного и всестороннего изучения данных русских летописей о татарах и татарских государствах. Это в полной мере относится и к изучению русских авторов - современников событий XIV-XVI вв. Пожеланий, возможно, и определенных претензий к этой книге, видимо, будет немало. Однако при этом важно понять, что ее изданием спорные проблемы нашей истории не решаются. Впрочем, такая задача и не ставится. Главное ее назначение в том, чтобы стать серьезным подспорьем для объективного восприятия многовекового пути татарского народа.

     

    ИНДУС ТАГИРОВ, действительный член Академии наук Республики Татарстан, председатель исполкома Международного Союза общественных объединений «Всемирный конгресс татар», Председатель Совета Федеральной национально-культурной автономии татар, депутат Госсовета РТ.

     

         

    Войско Мамая переправляется через Волгу. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в.

    Миниатюра из рукописи "Сказания о Мамаевом побоище". XVII в.

     

    ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

     

    Татары поделили между собою Скифию,

    которая тянется от Дуная до восхода солнца...

    Гильом Рубрук, XIII век

     

    Современные татары (волго-уральские, сибирские, крымские, литовские, добруджские и т.д.) исторически сложились как многокорневой и многокомпонентный суперэтнос Своей родиной мы можем назвать необъятные просторы Евразии, включающие и Сибирь, и степи Центральной и Средней Азии, и Волго-Уральский регион, и Причерноморье…

    В исторической науке издавна ведутся и, видимо, никогда не прекратятся споры вокруг проблем предыстории, этногенеза, этно-культурного, политического и социально-экономического развития современных татар. Эти споры служат отличным стимулом для активизации исторических исследований, для публикации все новых и новых трудов (монографий, научно-исследовательских статей, учебников, сборников лекций и т.д.) по истории тюрко-татар. Но мы прекрасно знаем, что при любых спорах и разногласиях на историческую тему на первое место выступают реальные исторические факты, зафиксированные в источниках, среди которых ведущую роль занимают письменные источники...

    Сборник «Из глубины столетий» включает в себя частично или полностью цитируемые древние и средневековые источники по древней истории тюрков, по предыстории, этногенезу и ранней этнополитической истории современных татар (до середины XVI в.). На наш взгляд, знакомство широкой аудитории читателей «напрямую» с этими источниками дает ей возможность самой разобраться в сложных вопросах нашей многогранной истории. Безусловно, для этого читателю необходимо знать как минимум и обобщающие исследования по истории татар - работы Шигабутдина Марджани, Ризаэтдина Фахретдинова, Газиза Губайдуллина, Табдельбари Баттала, Альфреда Халикова, Мирфатыха Закиева, Азгара Мухамадиева, Равиля Фахрутдинова и др. Не исключено, что профессиональные историки сдержанно воспримут данное издание, т.к. здесь не учтены некоторые правила научной публикации источников: не даны тексты-оригиналы, иногда очень существенно сокращен объем цитируемых источников, мало информации о времени и месте составления источников, об их авторах, очень сжато и эпизодично даны комментарии. Однако наш сборник предназначен в первую очередь для широкой читательской аудитории, т.е. на первый план выдвигается принцип популярного изложения истории татарского народа.

    Хотелось бы отметить еще одну немаловажную деталь: почти все использованные в этом сборнике источники составлены людьми не тюрко-татарского происхождения, т.е. выходцами либо из Западной Европы, либо из Ближнего Востока, Китая и т.д. Поэтому читатель должен всегда иметь в виду определенную субъективность и тенденциозность этих источников...



    [1] Газиз Г. История татар. - М, 1994. – С.20.

    [2] Лайпанов К.П., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. - Черкесск, 1993. - С.115.

    [3] Алексеев В.П. Палеоантропология и история//Вопросы истории. - 1985. - № 1. – С.34.

    [4] Багаутдинов Р.С, Богачев А.В., Зубов С.Э. Праболгары на Средней Волге. У истоков истории татар Волго-Камья. - Самара, 1998. – С.124.

    [5] Кунанбаев Абай. Кара сез поэмалар. Екинши Сез. - Алматы, 1993. - C.142.

    [6] Казань в ее прошлом и настоящем. Очерки по истории, достопримечательностям и современному положению города, с приложением кратких адресных сведений /Составил М.Пинегин. – СПб.: Издание книгоиздателя А.А.Дубровина, 1890. - С.28-29.

     

       

    Поливной сосуд с надглазурной росписью. Золотая Орда.

    Мавзолей Тюрабек-ханым.
    Куня-Ургенч. XIV в.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ