www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:54 Публикации Вы находитесь: / Публикации / К 1000-летию г.Казани / Атлас Tartarica |
|
Атлас Tartarica
Атлас Tartarica. История татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня. Издательско-Продюссерский Центр «Дизайн. Информация. Картография». 2006 г. 240х330 мм, 888 страниц, ISBN 5-287-00274-2
Информация об Атласе с сайта ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: Издание включает сведения о природных условиях и ресурсах, истории, культуре, этнографии, экономике и муниципальных образованиях Республики Татарстан. Освещает историю тюркских народов, проживавших в различные исторические эпохи на обширной территории Евразии, историческое развитие и преемственность их культуры. Особое внимание уделено истории, этнографии, культуре татарского народа. Представлен материал, посвященный татарским диаспорам в ближнем и дальнем зарубежье. Рассказано также об исламе — от принятия его народами Волжской Булгарии и Золотой Орды вплоть до наших дней. Особое внимание уделено 1000-летней истории столицы Республики Татарстан — Казани. Раздел «Татарстан сегодня» характеризует экономику, демографию, социальную сферу, перспективы развития республики.
Содержание
Введение Природа
Природные особенности /Ю.Н. Голубчиков/ Преобразование ландшафтов /Е.В. Корниенко/ Рельеф /Ю.Н. Голубчиков/ Геологическое строение /Ю.Н. Голубчиков/ Полезные ископаемые /Ю.Н. Голубчиков/ Климат /Ю.Н. Голубчиков/ Воды /Е.В. Корниенко/ Почвы /Ю.Н. Голубчиков/ Флора и фауна /Ю.Н. Голубчиков, А.К. Даниленко, Е.А. Даниленко, В.Ю. Румянцев, М.С. Солдатов/ Охраняемые территории /В.Р. Битюкова/
История
Территория Татарстана в древности
Каменный век /И.Ю. Стрикалов. М.Ш. Галимова/ Духовный мир охотников на мамонтов /И.Ю. Стрикалов/ Эпоха раннего металла /И.Ю. Стрикалов/ Зарождение скотоводства /И.Ю. Стрикалов/ Страна ариев /С.Г. Кляшторный/ Ранний железный век /И.Ю. Стрикалов, А.И. Чижевский/ Лес и степь в военном деле финно-угров Среднего Поволжья /М.В. Горелик/
Ранние кочевники евразийских степей
Скифская эпоха /С.Г. Кляшторный/ Кавалерия киммерийцев /М.В. Горелик/ Скифо-сибирский звериный стиль Скифы /Д.С. Раевский/ Вооружение скифов /М.В. Горелик/ Саки /С.Г. Кляшторный/ Курганы Горного Алтая Сарматская эпоха /С.Г. Кляшторный/ Сарматское войско /М.В. Горелик/ Государство гуннов (хунну) /С.Г. Кляшторный/ Вооружение гуннов /М.В. Горелик/ Костюм гуннского правителя /М.В. Горелик/ Гунны в Европе /М.В. Горелик/
Эпоха степных империй
Империя тюрков /С.Г. Кляшторный/ Тюркское войско /М.В. Горелик/ Облачение знатного тюркского правителя /М.В. Горелик/ Костюм знатной тюрчанки /М.В. Горелик/ Великий шелковый путь /И.Ю. Стрикалов/ Буддизм и духовная культура тюрков /Ц.-Б. Бадмажапов/ Мир тюрков-кочевников Уйгурский каганат /Ю.С. Худяков/ Кыргызский каганат /Ю.С. Худяков/ Великая Болгария Болгарское войско /М.В. Горелик/ Хан Кубрат /М.В. Горелик/ Хазарский каганат /B.C. Петрухин/ Аланы в Хазарском каганате /М.В. Горелик/ Хазарское войско /М.В. Горелик/ Парадный костюм кагана /М.В. Горелик/ Кочевники Великой Степи. Кимаки и кипчаки (половцы) /С.Г. Кляшторный/ Воинская культура кимаков /М.В. Горелик/ Огузы на западе Евразии /М.В. Горелик/ Снаряжение огузского воина /М.В. Горелик/ Сельджукская армия /М.В. Горелик/ Половцы в Восточной Европе /М.В. Горелик/ Костюм половчанки /М.В. Горелик/ Половцы и русские. 200 лет конфликтов и перемирий /А.А. Астайкин/
Волжская Булгария
Предбулгарский период /И.Ю. Стрикалов/ Праславяне в Поволжье /С. Г. Кляшторный/ Древние венгры /В.С. Петрухин/ Женский древневенгерский костюм /М.В. Горелик/ Тяжелая венгерская конница /М.В. Горелик/ Булгарское государство Ислам в Волжской Булгарии /Ш.Ф. Мухаммедьяров/ Булгарские города Казань в ХI-ХIII веках /Ф.Ш. Хузин, А.Г. Ситдиков/ Парадное облачение булгарских правителей /М.В. Горелик/ Вооружение булгар /М.В. Горелик/ Великий Волжский путь /И.Ю. Стрикалов/
Монголо-татарская эпоха
Монгольская империя Татары Центральной Азии в Х-ХIII веках /С.Г. Кляшторный, М.В. Горелик/ Монгольская знать /М.В. Горелик/ Монголо-татарское войско /М.В. Горелик/ Золотая Орда Великий Западный поход. 1236-1242 годы /А.А. Астайкин/ Монетное дело Золотой Орды /И.Ю. Стрикалов/ Ханы Золотой Орды /М.В. Горелик/ Войско Золотой Орды /М.В. Горелик/ Ислам в Золотой Орде /Ш.Ф. Мухаммедьяров/ Керамика Золотой Орды Золотоордынские города Казань в эпоху Золотой Орды /И.Л. Измайлов, С.Г. Кляшторный, Ф.Ш. Хузин, А.Г. Ситдиков/ Золото Золотой Орды Литература Золотой Орды /P.P. Бухараев/ Генеалогия Джучидов /А.А. Астайкин/
Наследники 3олотой Орды
Татарские государства /Д.М. Исхаков/ Крымское ханство /И.В. Зайцев/ Татары в походе Астраханское ханство /И.В. Зайцев/ Сибирское ханство /И.Ю. Стрикалов, Ш.Ф. Мухаммедьяров/ Ногайская Орда /И.Ю. Стрикалов, Ш.Ф. Мухаммедьяров/ Казанское ханство /Ш.Ф. Мухаммедьяров/ Конница Московской Руси /М.В. Горелик/ Казанское воинство/М.В. Горелик/ Одеяние казанского хана /М.В. Горелик/ Костюм знатной татарки /М.В. Горелик/ Творчество Мухаммедьяра /А.Д. Васильев/ Эпос «Идегей» /А.Д. Васильев/ Казань — столица ханства. 1438-1552 годы /И.Л. Измайлов, Ф.Ш. Хузин, А.Г. Ситдиков/ Казань во второй половине XVI века /И.Л. Измайлов/
В составе Российского государства
Служилые татары /А.В. Беляков/ Касимовское ханство /Ш.Ф. Мухаммедьяров, С.Ю. Шокарев/ Польско-литовские татары /И.В. Зайцев/ Казанский край в XVII веке /И.А. Гилязов/ Казань в XVII веке /X.Г. Надырова/ Казанский край в XVIII веке /И.А. Гилязов/ Казань в XVIII веке /X.Г. Надырова/ Казанская губерния в XIX веке. Первая половина XIX века /Г.М. Мустафина, Л.М. Свердлова/ Гроза двенадцатого года... /Г.М. Мустафина,Л.М. Свердлова/ Общественное движение. Первая половина XIX века /Г.М. Мустафина, Л.М. Свердлова/ Культура Казанского края /Г.М. Мустафина, Л.М. Свердлова/ Великая реформа /И.К. Загидуллин, Г.М. Мустафина, Л.М. Свердлова/ Экономика губернии. Вторая половина XIX века /Г.М. Мустафина, Л.М. Свердлова/ Общественное движение. Вторая половина XIX века /Г.М. Мустафина, Л.М. Свердлова/ Казань в XIX веке /X.Г. Надырова/ Культура. Вторая половина XIX века /Г.М. Мустафина, Л.М. Свердлова/
Татарстан в XX веке
На переломе эпох /А.Ю. Хабутдинов/ «Шарык клубы» /«Восточный клуб»/ Габдулла Тукай Образование ТАССР /А.Г. Галлямова/ 20-30-е годы XX века /А.Г. Галлямова/ Развитие энергетики Великая Отечественная /А.Г. Галлямова/ 50-80-е годы XX века /А.Г. Галлямова/ На этапе перестройки /А.Г. Галлямова/ Казань в XX веке /X.Г. Надырова/
Народы Татарстана
Население
Состав населения. Этносы и конфессии /С.Г. Сафронов/ Расселение. Демография /А.Г. Махрова/
Этнография татарского народа
Общие сведения /Д.М. Исхаков, И.Л. Измайлов/ Тюркские языки /А.Д. Васильев/ Социальная организация /P.M. Мухаметшин, P.P. Салихов, P.P. Хайрутдинов, Р.Н.Мусина, Р.К. Уразманова/ Традиционное хозяйство /Н.А. Халиков, С.В. Суслова, Н.Х. Халитов/ Кожаная мозаика /Л.И. Саттарова/ Духовная культура /Р.М. Мухаметшин, З.Н. Сайдашева, Ф.И. Урманчеев, Р.К. Уразманова/ Пространство и время в восприятии тюркских народов Евразии /P.P. Бухараев/
Этнография народов Татарстана
Народы и культуры /Г.Р. Столярова/ Русские /Г.Р. Столярова/ Чуваши Марийцы /Т.Б. Никитина, Г.А. Архипов, Г.А. Сепеев/ Мордва /Н.Ф. Мокшин/ Удмурты /В.Е. Владыкин, Л.С. Христолюбова/
Татарские диаспоры
Ближнее зарубежье /Р.Б. Гайнетдинов/ Дальнее зарубежье /Р.Б. Гайнетдинов/
Религиозная жизнь
Ислам в Татарстане /Ш.Ф. Мухаммедьяров/ История и догматы ислама /Ш.Ф. Мухаммедьяров/ Бытовые исламские обряды /P.P. Бухараев/ Ислам и современный мир /Р.С. Хакимов/ Шамаиль /Р.И. Шамсутов/ Христианство в Татарстане Раифская обитель
Республика Татарстан сегодня
Политика
Татарстан в начале XXI в. /Р.Ф. Абдрахманов/ Международная деятельность
Экономика
Казань /А.Г. Махрова/ Экономическое развитие /В.Н. Горлов, Р.Н. Остроухов/ Промышленные узлы /В.Н. Горлов/ Инвестиции /А.Г. Махрова, Н.Б. Рыхлицкая/ Экология /В.Р. Битюкова/
Научный и культурный потенциал
Наука Образование Культура
Районы Республики Татарстан
Казань Агрызский район Азнакаевский район Аксубаевский район Актанышский район Алексеевский район Алькеевский район Альметьевский район Апастовский район Арский район Атнинский район Бавлинский район Балтасинский район Бугульминский район Буинский район Верхнеуслонский район Высокогорский район Дрожжановский район Елабужский район Заинский район Зеленодольский район Кайбицкий район Камско-Устьинский район Кукморский район Лаишевский район Лениногорский район Мамадышский район Менделеевский район Мензелинский район Муслюмовский район Нижнекамский район Новошешминский район Нурлатский район Пестречинский район Рыбно-Слободский район Сабинский район Сармановский район Спасский район Тетюшский район Тукаевский район Тюлячинский район Черемшанский район Чистопольский район Ютазинский район
Условные знаки Указатель географических названий
Введение
Атлас - первое в историографии Республики Татарстан и татарского народа издание, столь целостно отображающее историю, географию и исторические судьбы края во времени и пространстве. Методологические проблемы исследования истории татар ставили перед собой ученые, которые работали над обобщающими трудами. Шигабуддин Марджани в работе «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Сведения, привлеченные для истории Казани и Булгара») писал: «Историки мусульманского мира, желая выполнить долг предоставления полной информации о различных эпохах и объяснения смысла человеческого общества, собрали многие сведения о столицах, халифах, царях, ученых, суфиях, разных социальных слоях, путях и направлениях мысли древних мудрецов, прошлой природе и повседневной жизни, науке и ремеслах, войнах и восстаниях». Далее он отмечал, что «историческая наука вбирает в себя судьбы всех наций и племен, проверяет научные направления и дискуссии». При этом он не выделял методологию исследования собственно татарской истории, хотя в контексте его произведений она проглядывается достаточно ясно. Он рассматривал этнические корни татар, их государственность, правление ханов, экономику, культуру, религию, а также положение татарского народа в составе Российской империи. Этнический компонент - один из важнейших при изучении истории. До появления государственности история татар во многом сводится к этногенезу. В равной степени и потеря государственности на первый план выводит изучение этнических процессов. Существование государства, хотя и отодвигает на второй план этнический фактор, тем не менее сохраняет его самостоятельность как предмет исторического исследования. Более того, порой именно этнос выступает государствообразующим фактором, и следовательно, отражается на ходе истории. У татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, булгары, кипчаки, ногайцы и другие народы, которые сами формировались в древнейшие времена, как видно из данного издания, на базе культуры различных племен и народов. На формирование современных татар оказали влияние финно-угры и славяне. Пытаться искать этническую чистоту в лице булгар или какого-то древнего татарского народа ненаучно. Предки современных татар никогда не жили в изоляции, напротив, они активно передвигались, ассимилируя с различными тюркскими и нетюркскими племенами. В то же время государственные структуры, вырабатывая официальный язык и культуру, способствовали активному смешению племен и народов. Это тем более верно, что государство во все времена играло функцию важнейшего этнообразующего фактора. А ведь Булгарское государство, Золотая Орда, Казанское, Астраханское и другие ханства существовали многие столетия - срок достаточный, чтобы сформировать новые этнические компоненты. Не менее сильным фактором смешения этносов была религия. Если православие в России делало многие крестившиеся народы русскими, то в Средние века ислам таким же образом превращал многих в тюрко-татар. В последние десятилетия среди ученых наблюдалось увлечение поиском языковых, этнографических и других особенностей в татарском народе. Малейшие особенности языка позволяли объявить его диалектом, на базе языковых и этнографических нюансов выделяли отдельные группы, претендующие сегодня на роль самостоятельных народов. Конечно, татарский язык мишарей, астраханских и сибирских татар отличается от языка казанских татар. Но в любом случае речь идет именно об использовании единого татарского литературного языка с региональными особенностями, нюансах единой татарской культуры. Было бы опрометчиво на таких основаниях говорить о диалектах языка и тем более выделять самостоятельные народы (сибирских и других татар). Если следовать логике некоторых ученых, литовских татар, которые говорят по-польски, нельзя отнести к татарскому народу. Историю народа не следует сводить к перипетиям этнонима. Нелегко проследить связь этнонима «татары», упоминаемого в китайских, арабских и других источниках, с современными татарами. Тем более не верно видеть прямую антропологическую и культурную связь современных татар с древними и средневековыми племенами. Некоторые специалисты полагают, что истинные татары были монголоязычны, хотя существуют и другие точки зрения. Было время, когда этнонимом «татары» обозначались монголо-татарские народы. «Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения, - писал Рашид ад-Дин, - другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами. И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем, вроде того, как в настоящее время, вследствие благоденствия Чингисхана и его рода, поскольку они суть монголы - разные тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, онгутам, кереитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, - все они из-за самовосхваления называют себя тоже монголами, несмотря на то что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются этим именем, - а это не так, ибо в древности монголы были лишь одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен». В различные периоды истории под названием «татары» имелись в виду разные народы. Нередко это зависело от национальной принадлежности авторов летописей. Так, монах Юлиан, посол венгерского короля Белы IV к половцам в XIII в., связывал этноним «татары» с греческим «tartaros» - «ад», «преисподняя». Некоторые европейские историки использовали этноним «татар» в том же смысле, как греки пользовались словом «варвар». Например, на некоторых европейских картах Московия обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария» в отличие от Китайской или Независимой Тартарии. Далеко не простой была история бытования этнонима «татар» в последующие эпохи, в частности, в XVI-XIX вв. Д.М. Исхаков пишет: «В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, “татарами” традиционно называли представителей военно-служилого сословия... Они и сыграли ключевую роль в распространении этнонима “татары” на обширной территории бывшей Золотой Орды. После падения ханств этот термин был перенесен в среду простонародья. Но одновременно среди народа функционировало множество локальных самоназваний и конфессионим “мусульмане”. Преодоление их и окончательное закрепление этнонима “татары” как общенационального самоназвания - явление относительно позднее и связано с национальной консолидацией». В этих рассуждениях содержится немалая доля истины, хотя было бы ошибочным абсолютизировать какую-либо грань термина «татары». Очевидно, этноним «татары» был и остается предметом научных дискуссий. Бесспорно то, что до Революции 1917 г. татарами называли не только поволжских, крымских и литовских татар, но и азербайджанцев, а также ряд тюркских народов Северного Кавказа, Южной Сибири, но в конце концов этноним «татары» закрепился только за поволжскими и крымскими татарами. Термин «монголо-татары» нуждается в тщательном анализе с тем, чтобы выяснить обоснованность сочетания названий «монголы» и «татары». Монголы опирались на тюркские племена в своей экспансии. Тюркская культура в сильнейшей степени повлияла на формирование империи Чингисхана и тем более Улуса Джучи. Так уж сложилась историография, что и монголов, и тюрков часто называли просто «татарами». Это было и верно, и неверно. Верно, поскольку собственно монголов было относительно немного, а тюркская культура (язык, письменность, военный строй и т.д.) постепенно стала общей нормой для многих народов. Неверно в силу того, что татары и монголы - два разных народа. Более того, современные татары не могут быть отождествлены не только с монголами, но даже со средневековыми центральноазиатскими татарами. Вместе с тем, они преемники культуры народов VII-XII вв., живших на Волге и в Приуралье, народа и государства Золотой Орды, Казанского ханства, и было бы ошибкой говорить, что они не имеют никакого отношения к татарам, жившим в Восточном Туркестане и Монголии. Даже монгольский элемент, который сегодня минимален в татарской культуре, оказал влияние на формирование истории татар. В конце концов, похороненные в Казанском кремле ханы были Чингизидами, и с этим невозможно не считаться. История не бывает простой и прямолинейной. При изложении истории татар оказывается весьма сложным отделить ее от общетюркской основы. Следует, прежде всего, отметить некоторые терминологические сложности при изучении общетюркской истории. Если Великий Тюркский каганат вполне однозначно трактуется как общетюркское наследие, то Великая Монгольская империя, и в особенности Золотая Орда, более сложные с этнической точки зрения образования. В самом деле, Улус Джучи принято считать татарским государством, понимая под этим этнонимом все те народы, которые жили в нем, т.е. тюрко-татар. Но согласятся ли сегодняшние казахи, киргизы, узбеки и другие народы, формировавшиеся в Золотой Орде, признать в качестве своих средневековых предков татар? Конечно, нет. Ведь очевидно, что никто особенно не будет задумываться над различиями в употреблении этого этнонима в Средние века и в наши дни. Сегодня в общественном сознании этноним «татары» однозначно ассоциируется с современными поволжскими или крымскими татарами. Следовательно, методологически предпочтительнее, вслед за Заки Валиди, использовать термин «тюрко-татарская история», что позволяет развести историю сегодняшних татар и других тюркских народов. Использование этого термина несет и иную нагрузку. Существует проблема соотнесения истории общетюркской с национальной. В какие-то периоды (например, в эпоху Тюркских каганатов) трудно выделить из общей истории отдельные части. В эпоху Золотой Орды вполне можно исследовать, наряду с общей историей, отдельные регионы, которые впоследствии выделились в самостоятельные ханства. Конечно, татары взаимодействовали и с уйгурами, и с Турцией, и с мамлюками Египта, но эти связи не были столь органичными, как с Центральной Азией. Поэтому трудно найти единый подход к соотношению общетюркской и татарской истории - он в разные эпохи и с различными странами оказывается различным. Объектом исследования историка в самой обобщенной форме выступает общество, наследующее предыдущую культуру и передающее ее следующему поколению. При этом общество может выступать в виде государства или этноса. А в годы гонений на татар со второй половины XVI в. отдельные этнические группы, мало связанные между собой, стали основными хранителями культурных традиций. Религиозная община всегда играет значительную роль в историческом развитии, выступая критерием отнесения общества к той или иной цивилизации. Мечети и медресе, начиная с X в. и вплоть до 20-х гг. XX в., были важнейшим институтом объединения татарского мира. Все они - государство, этнос и религиозная община - содействовали преемственности татарской культуры, а значит, обеспечивали непрерывность исторического развития. Понятие «культура» имеет самый широкий смысл, под которым понимают все достижения и нормы общества, будь то хозяйство (например, агрокультура), искусство управления государством, военное дело, письменность, литература, социальные нормы и т.д. Исследование культуры в целом дает возможность понять логику исторического развития и определить место данного общества в самом широком контексте. Именно непрерывность сохранения и развития культуры позволяет говорить о непрерывности татарской истории и ее особенностях. При выделении основных вех в истории народа в нашем издании критерием будет выступать логика развития культуры. Культура - важнейший социальный регулятор. Через термин «культура» можно объяснить как падение, так и взлет государств, исчезновение и появление цивилизаций. Культура определяет общественные ценности, создает преимущества для существования тех или иных народов, формирует стимулы труда и индивидуальные качества личности, определяет открытость общества и возможности для общения народов. Через культуру можно понять место общества в мировой истории. Татарскую историю с ее сложными поворотами судьбы непросто представить в виде цельной картины, так как взлеты сменялись катастрофическим регрессом, вплоть до необходимости физического выживания и сохранения элементарных основ культуры и даже языка. Исходная база формирования татарской, или, точнее, тюрко-татарской, цивилизации - степная культура, определившая облик Евразии с древнейших времен вплоть до раннего Средневековья. Скотоводство и конь определяли основной характер хозяйства и образ жизни, жилище и одежду, обеспечивали военные успехи. Изобретение седла, кривой сабли, мощного лука, тактики ведения войны, своеобразной идеологии в виде тенгрианства и другие достижения оказали огромное влияние на мировую культуру. Без степной цивилизации невозможно было бы освоить огромные пространства Евразии, именно в этом заключается ее историческая заслуга. Принятие ислама в 922 г. и освоение Великого Волжского пути стали поворотными вехами в истории татар. Благодаря исламу предки татар оказались включенными в самый передовой для своего времени мусульманский мир, что определило будущее народа и его цивилизационные признаки. А сам исламский мир благодаря булгарам продвинулся на самую северную широту, что до сегодняшнего дня является важным фактором. Предки татар, перешедшие от кочевой к оседлой жизни и городской цивилизации, искали новые пути сообщения с другими народами. Степь осталась южнее, и конь уже не мог выполнять универсальных функций в новых условиях оседлой жизни. Он стал вспомогательным орудием в хозяйстве. Роль связующего звена Булгарского государства с другими странами и народами теперь принадлежала Волге и Каме. В более поздние времена появился выход к Черному морю через Крым, что стало одним из важнейших факторов экономического процветания Золотой Орды. Волжский путь играл ключевую роль и в Казанском ханстве. Не случайно экспансия Московии на восток началась с учреждения Нижегородской ярмарки, что ослабило экономику Казани. Развитие евразийского пространства в Средние века нельзя понять и объяснить без роли Волго-Камского бассейна как средства коммуникации. Волга и сегодня выполняет функцию экономического и культурного стержня европейской части России. Возникновение Улуса Джучи как части Монгольской супер империи, а затем самостоятельного государства - величайшее достижение в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной, задев интересы Востока и Европы. Бесспорным является вклад татар в военное искусство, что выразилось в усовершенствовании оружия и военной тактики. Достигла совершенства система государственного управления, почтовая (ямская) служба, унаследованная Россией, великолепная финансовая система, литература и градостроительство Золотой Орды - в Средние века мало было городов, равных Сараю по размерам и масштабам торговли, благодаря интенсивной торговле с Европой Золотая Орда непосредственно соприкоснулась с европейской культурой. Огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры был заложен именно в эпоху Золотой Орды. В Казанском ханстве этот процесс продолжался большей частью по инерции. Культурный стержень татарской истории после взятия Казани в 1552 г. сохранялся прежде всего благодаря исламу. Он стал формой выживания культуры, знаменем борьбы против христианизации и ассимиляции татар. В истории татар были три поворотные вехи, связанные с исламом. Они решающим образом повлияли на последующие события: 1) принятие в 922 г. ислама в качестве официальной религии Волжской Булгарией, что означало признание со стороны Багдада молодого независимого (от Хазарского каганата) государства; 2) исламская «революция» хана Узбека, который вопреки «Ясе» («Своду законов») Чингизхана о равенстве религий ввел одну государственную религию - ислам, что во многом предопределило процесс консолидации общества и формирование (золотоордынского) тюрко-татарского народа; 3) реформа ислама во второй половине XIX в., получившая название джадидизма. Возрождение татарского народа в новейшее время начинается именно с реформы ислама. Джадидизм обозначил несколько важных фактов: во-первых, способность татарской культуры противостоять насильственной христианизации; во-вторых, подтверждение принадлежности татар к исламскому миру, причем, с претензией на авангардную роль в ней; в-третьих, вступление ислама в конкуренцию с православием в его же собственном государстве. Джадидизм стал существенным вкладом татар в современную мировую культуру, демонстрацией способности ислама к модернизации. К началу XX в. татары сумели создать многие общественные структуры: систему образования, периодическую печать, политические партии, мусульманскую фракцию в Государственной думе, экономические структуры, прежде всего торговый капитал и т.д. К Революции 1917 г. у татар созрели идеи восстановления государственности. Первую попытку воссоздания государственности татары предприняли в 1918 г., когда был провозглашен Штат«Идель-Урал». Большевики помешали воплощению этого грандиозного проекта. Тем не менее прямым следствием самого политического акта стало принятие Декрета о создании Татаро-Башкирской республики. Сложные перипетии политической и идеологической борьбы завершились принятием в 1920 г. Декрета ЦИК о создании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Эта форма была очень далека от формулы Штата «Идель-Урал», но это был, несомненно, позитивный шаг, без которого не было бы Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан 1990 г. Новый статус Татарстана поставил на повестку дня вопрос выбора принципиального пути развития, определения места Татарстана в Российской Федерации, в тюркском и исламском мире. Историки России и Татарстана стоят перед серьезным испытанием. XX столетие стало эпохой крушения сначала Российской, а затем советской империи и изменения политической картины мира. Российская Федерация стала другой страной, и она вынуждена по-новому взглянуть на пройденный путь. Она стоит перед необходимостью найти идейные опорные точки для развития в новом тысячелетии. Во многом от историков будет зависеть понимание глубинных процессов, происходящих в стране, формирование у нерусских народов образа России как «своего» или «чужого» государства. Российской науке придется считаться с появлением множества независимых исследовательских центров имеющих свои взгляды на возникающие проблемы. Поэтому трудно будет писать историю России только из Москвы, ее должны писать различные исследовательские коллективы с учетом истории всех коренных народов страны. Атлас издается под грифом Института истории Академии наук Татарстана. Тем не менее он является совместным трудом ученых Татарстана, российских и зарубежных исследователей. Этот коллективный труд опирается на целую серию научных конференций, прошедших в Казани, Москве, Санкт-Петербурге. Атлас - первое издание, в котором территория, где проходил этногенез татарского народа, и сам процесс исторического сложения единой татарской нации и ее культуры, отражены в большой серии карт. Многое из того, что читатель увидит в этой работе, является предметом споров, требует дальнейшего исследования. Это не энциклопедия, где даны лишь устоявшиеся сведения. Для нас важно зафиксировать существующий уровень знаний в этой сфере науки, предложить новые методологические подходы, позволяющие показать историю татар в широком контексте мировых процессов, охватить судьбы многих народов, а не только татар, заострить внимание на ряде проблемных вопросов и тем самым стимулировать научную мысль. Помимо большого количества авторских карт, Атлас содержит множество старинных карт; текстовый и иллюстративный материал; хронологическую информацию.
В РАЗДЕЛЕ
| |
|