www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Пятница, 24 февраля 2017, 17:49

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Государство и религия / Инновации в системе исламского религиозного образования в России
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Фундаментализм и понятие личности в Исламе (на материалах и примерах Турции)  •  Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования  •  Набиев Р.А. Ислам и государство: культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке  •  Инновации в системе исламского религиозного образования в России  •  Загидуллин И.К. Татарское национальное движение в 1860–1905 гг.

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Инновации в системе исламского религиозного образования в России
    Казань: Институт истории АН РТ, 2007. – 56 с.
     

    Инновации в системе исламского религиозного образования в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Казань, 14 ноября 2006 г.) / Отв. ред. и сост. И.К.Загидуллин. – Казань: Институт истории АН РТ, 2007. – 56 с.

     

    См. электронную версию книги в формате Acrobat Reader innovacii.pdf

     

    Содержание

    Приветственное слово (Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском ФО А.В.Коновалов)

    Ильдус Загидуллин. Система исламского профессионального образования в России: проблемы и перспективы

    Раеф Зиннатуллин. Дини белем һәм заман таләпләре

    Ренат Набиев. Взаимодействие государственных и религиозных структур Республики Татарстан в сфере религиозного профессионального образования

    Дамир Мухетдинов. Восстановление богословских традиций российских мусульман: издание ханафитской учебной литературы в современных условиях

    Омар Нухов. Проблемы современного религиозного образования в Республике Дагестан

    Султан Тагаев. Цели и принципы работы Курчалоевского исламского института имени А.Кадырова

    Гульфия Хабибуллина. Интенсификация и улучшение деятельности существующей системы профессионального мусульманского образования и просвещения России

    Абдулбари Муслимов. Направления образования современных российских имамов: сравнительный анализ мусульманских учебных заведений шафиитского, ханбалитского и ханафитского направлений

    Дина Мухаметзянова. Кадимисткое медресе через призму идеала образованности

    РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в системе исламского религиозного образования в России» (г. Казань, 14 ноября 2006 г.)

    Сведения об авторах

     

    Ильдус Загидуллин

    Система исламского профессионального образования в России: проблемы и перспективы

     

    У татар есть добрая пословица «Киңәшле эш таркалмас». Сегодняшняя встреча руководителей ведущих исламских вузов России, надеюсь, позволит обменяться мнениями и, возможно, наметить планы по координации нашей деятельности в сфере религиозного профессионального образования.

    Сегодня вопрос формирования основ исламского высшего профессионального образования является ключевым и для верующих, и для всех тех, кто думает о будущем татарского и мусульманских народов, о будущем своих детей, о завтрашнем дне общества, которого сегодня раздирают стремление к материальному обогащению в ущерб духовного, пьянство, обнищание общей массы. Ведь целью религиозных учебных заведений является укрепление духовно-нравственных устоев общества через подготовку высококвалифицированных мусульманских религиозных деятелей, специалистов по различным отраслям исламских и светских наук.

    Демократизация общества конца ХХ в. привела не только к реализации принципов свободы слова, печати и собраний, но и сняла фактический запрет на свободу совести. Начался процесс стихийного возрождения религиозного сознания. 1990-е – начало 2000-х гг. стали периодом бурного развития исламских институтов. Неотъемлемой частью этого сложного и неоднозначного процесса явилось создание сети мектебов, средних и высших исламских учебных заведений, укрепление их учебно-материальной базы, комплектование педагогическими кадрами и многое другое.

    Сегодня главным критерием развития ислама в России выступает уровень религиозного образования и богословия. Приходится констатировать, что в округе Совета муфтиев России нет ни одного мусульманского богослова и только два магистра исламских наук. Отсутствие традиций, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие концепции образования, отвечающей требованиям времени и учитывающей потребностей российской и татарской уммы, чувствуется во всем. Конечно, в этой области сделан огромный шаг вперед. Я вижу смысл высшего исламского образования в подготовке в будущем своих богословов, считаю, что в исламских высших учебных заведениях должны работать специалисты, имеющие дипломы магистра и, желательно – доктора наук, а не только бакалавры. Будущее исламского высшего образования – за созданием трехступеньчатой образовательной системы. Чтобы наши дети выезжали за рубеж, имея диплом бакалавра, выданный Российским исламским университетом (РИУ), и возвращались магистрами, и создавали условия для получения высшего (магистерского) образования в РИУ. Наше религиозное высшее образование должно стать конкурентоспособным с зарубежными образовательными центрами.

    Сегодня в мусульманском мире существуют различные религиозные традиции, школы и методы обучения. Неоднозначно понимание роли ислама в Татарстане. Приоритетным является формирование высшего исламского образования, учитывающего особенность Российского (светского) государства, запросы и потребности общества ХХI века. Исторически сложилось так, что в Волго-Уралье, где расселяется значительная часть мусульман России, состав населения полиэтничен, и наблюдается многовековое взаимовлияние различных культур. Здесь «сплав» финно-угорских, тюркских и славянских народов, объединенных общей исторической судьбой и сохранивших свою этнокультурную самобытность. Здесь соединяются западная и восточная модели цивилизации, наблюдается исламо-христианское пограничье. Это единство формирует особый уклад жизни и тип мышления, особый менталитет населения.

    Одной из составляющих становления системы религиозного образования является формирования единого религиозного учебно-образовательного пространства, несмотря разделение страны в духовно-административном плане между несколькими духовными управлениями, муфтиями. Сегодня сформировалась сеть религиозных учебных заведений, но отсутствует система религиозного образования, не выработаны приоритеты в разработке учебных программ и планов.

    Точкой отсчета в этом процессе следует признать опубликование проекта «Концепции развития исламского образования в России», разработанной Советом по религиозному образованию Совета муфтиев России, без предварительной консультации и согласования с другими религиозными управлениями. Символично, что документ был согласован лишь с Управлением внутренней политики Администрации Президента РФ.

    Многие издержки в деятельности современных религиозных вузов и медресе объясняются тем, что мы сегодня находимся на «пороге» начального этапа формирования системы исламского религиозного образования в России. Анализ состояния дел позволяет сделать некоторые наблюдения.

    Проблема культуры и идеологии в наше время служит системообразующим фактором развития общественного сознания россиян и социальной структуры страны. Эта проблема сегодня жестко связывается с возрождением религии как идеологии.

    Решение многих практических проблем зависит от решения более общих вопросов, имеющих методологический характер. Есть методологические вопросы трактовки содержания мусульманского учения, являющиеся условием его исповедания в России. Мы не сможем укрепить в сознании людей ясное представление о сути мусульманского вероучения, о его нравственно-этических принципах, не уточнив основные понятия процесса возрождения ислама. Пришло время разобраться с тем примитивизмом в трактовке многих понятий и положений Корана, а также мусульманских обрядов и ритуалов людьми, слабо владеющими вероучением, получившими отрывочные знания о нем.

    Религиозное образование по своей сути формирует память человека и его догматическое мышление, что создает почву для фанатических настроений. Сегодня доказана возможность уменьшения доли такого мышления и направления педагогического процесса на развитие логического, творческого мышления человека. Освоение светских предметов, предусмотренных в учебных планах медресе и вузов, служит общекультурному развитию личности, развивает логическое, творческое, самостоятельное мышление шакирдов. Одним словом, светские предметы позволяют противостоять вышеобозначенным явлениям. Это принципиальный вопрос, затрагивающий содержание учебного процесса всех религиозных учебных заведений. Этот вопрос должен стать ключевым при разработке стандартов религиозного образования. Наиболее значимыми в списке светских дисциплин, противостоящих закреплению догматического мышления представляются такие курсы, как история философии и науки, концепция современного естествознания, страноведение. Они должны стать обязательными для высших религиозных учебных заведений.

    Поэтому особо хочется подчеркнуть, что мы будем создавать религиозные учебные планы на основе классического исламского образования, отвечающей вызову времени, а не как форму преподавания светского образования.

    Другой же аспект преподавания светских предметов в ВУЗе связан с получением светской профессии, имеющей целью подготовку мусульманской интеллигенции.

    К вопросам методологии относится и вопрос развития интеллекта человека, его памяти и мышления. В современных условиях человек без навыков самостоятельного решения встречающихся проблем не может найти себе места в жизни. Ведь духовное лицо, помимо исполнения обрядов, является социальным работником в приходе и кормильцем в семье.

    Поэтому необходимо изучение научных знаний и теми людьми, которые посвятили себя служению религии и изучению ее сути. Современный процесс обучения дает широкую возможность поиска альтернативных решений.

    Для этого образовательный процесс должен в большей степени строится на диалоге, столкновении мнений, дискуссиях, спорах и т.д. А религиозная догматика не позволяет иметь альтернативные решения, так как Кораном и Сунной все решения предопределены.

    В учебных планах медресе предусмотрены светские предметы, которые вследствие отсутствия достаточного и систематического финансирования, как правило, срываются. В результате в российских медресе начинает действовать саудисткая модель образования, если учесть, что аттестат зрелости шакирды получают в вечерней школе, где обучение во многом является номинальным. Став духовными лицами, они начнут обучать молодежь основам ислама в своем понимании. Поэтому сегодня как никогда важным представляется правовое и финансовое обеспечение медресе, обеспечение выполнения учебного плана и по религиозным, и по светским дисциплинам. Иначе государство будет тратить огромные средства для пресечения деятельности фанатиков, что усилит исламофобию, разрушит гражданский мир. Между тем сегодня необходимо лишь обеспечить частичное финансирование учебного процесса.

    Принципиальным представляется четкое фиксирование в содержании образования в медресе Татарстана доминирующей роли ханафитского мазхаба.

    В условиях отсутствия нормативных документов местные органы образования и религиозные управления в совместных комиссиях утверждали и утверждают учебные планы, составленные отдельными учителями и выдавали лицензии на образовательную деятельность. Поэтому такое разнообразие в названиях классификаций будущих имамов, в содержании учебных планах. Оптимальным представляется использование наработок действующей модели светского профессионального образования по организации учебного процесса, разработки учебно-методической документации, сохраняя религиозный дух и содержание в учебных планах. Такое обновление явилось бы и подготовкой к аттестации религиозных учебных заведений.

    Ключевыми проблемами в формировании единого образовательного пространства, на мой взгляд, представляются:

    1. Создание концепций исламского высшего и среднего профессионального образования в России. В этих документах должны быть четко обозначены такие проблемы как: содержательная сторона религиозного образования для средних и высших профессиональных учебных заведений (бакалавриат и магистратура); приоритетное преподавание в среднем профессиональном учебном заведении по традиционному в данном регионе мазхабу; соотношение светского и религиозного в образовательном процессе; перечень дисциплин, препятствующих однобокому воспитанию обучающихся; определение места исламской «Теологии» в системе религиозного образования и др.

    2. Утверждение типовых положений о среднем и высшем профессиональном учебном заведениях, об их аттестации и аккредитации.

    3. Создание классификатора специальностей по средней и высшей профессиональной школе с учетом мирового опыта. Для высшей школы по таким направлениям:

    - Исламское право и законоведение;

    - Коранистика

    - Хадисоведение

    - Основы исламского вероучения

    - Исламский призыв

    - Исламская цивилизация

    - Лингвистака (арабский язык) и др.

    4. Создание их образовательных стандартов.

    5. Выработка общих принципов формирования двухступенчатого религиозного образования в России.

    6. Формирование системы профориентационной работы и работа с наиболее одаренными юношами, будущими богословами; направление за рубеж наиболее способных шакирдов для их дальнейшего обучения.

    Без решения этих и других вопросов трудно будет вести речь о возрождении богословских традиций российской уммы.

    Принятие или внесение в федеральные законы, учитывающие интересы уммы, в условиях этноконфессионального меньшинства мусульман в России - дело трудное. В плане налаживания сотрудничества между государством и религиозными учебными заведениями большие ресурсы имеются у региональных властей. Ограничимся тремя предложениями.

    1) Можно было бы до минимума уменьшить коммунальные платежи всех религиозных учебных заведений.

    2) Необходимо выработать систему финансирования преподавания в медресе светских предметов.

    3) Ключевой задачей на современном этапе является аккредитация. Для этого необходимо, по крайней мере, вносить изменения в законы «О свободе совести и религиозных объединениях» и «О государственном гербе». Выходом из ситуации представляется скорейшее изучение зарубежного (в том числе европейского) опыта в данной сфере и, возможно, составление согласительного документа между духовными управлениями и российским правительством, в котором будут оговорены механизм осуществления и пути признания государством аккредитованных религиозными управлениями учебных заведений. Такое временное соглашение позволило бы на современном этапе в какой-то степени решить насущные проблемы становления исламского образования в стране.

    Назрела необходимость формирования единого информационного пространства, непременным условием которого является наличие собственного сайта или электронной почты всех учебных заведений. РИУ сегодня ищет спонсоров для открытия сайта «Исламский мир», имеющего культурологическое и информативно-новостное направления на татарском, английском и русском языках.

    На пути создания корпорации исламских профессиональных учебных заведений заметную роль могут сыграть проведение региональных и всероссийских олимпиад, а также организация курсов повышения квалификации руководителей и преподавателей вузов и медресе. Предлагаем в феврале 2007 г. провести на базе РИУ всероссийскую олимпиаду по исламских наукам и арабскому языку среди учащихся религиозных учебных заведений. Условия проведения состязаний будут вывешены на официальном сайте РИУ.

    В современных условиях представляется целесообразным учредить ассоциацию мусульманских профессиональных учебных заведений, которая сыграла бы важную роль в формировании единого образовательного пространства и возрождении системы мусульманского профессионального образования в России на основе законодательства РФ и её субъектов, лучших отечественных традиций, с учетом современного международного опыта. Она явилась бы общероссийским методическим и аналитическим центром для мусульманских профессиональных учебных заведений, координировала бы вопросы создания программ и учебной литературы, опираясь преимущественно на богословские образовательные традиции российских мусульман.


    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСК