www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Среда, 22 ноября 2017, 10:33

Мероприятия


Вы находитесь: / Мероприятия / Архив мероприятий / 2004 / Конференция «Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы» / Специфика религиозного образования: нетрадиционный взгляд
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Международная научная конференция «Юсуф Акчура: наследие и современность», 29–31 мая 2015 г.  •  Конференция «Становление и развитие государственности Татарстана: практики, проблемы, перспективы» (Казань, 9 октября 2015 г.)  •  Научно-практический семинар «Праздники и обрядовая культура кряшен Волго-Уралья», 19 сентября 2015 г.  •  IV Международный Золотоордынский Форум, 17–18 марта 2015 г.  •  Конференция «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в судьбах народов и регионов» (9–10 апреля 2015 г., Казань)  •  Конференция «Преподавание на татарском языке в системе среднего и высшего образования...». Казань, 31.03.2015 г.  •  Круглый стол «Проблемы татарской общественной мысли в контексте современности», 26.02.2015 г.  •  Научный форум «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья», 19–20 ноября 2015 г.  •  Научно-практическая конференция «Юсуф Акчура и татарские интеллектуалы в начале XX века», 23.04.2015 г.  •  Круглый стол «Княжеские юрты Казанского ханства», 19 мая 2015 г.  •  Научная конференция «Актуальные вопросы истории крымских татар» (27 июня 2015 г., Бахчисарай)  •  Круглый стол «Западный поход: латинские источники», 9 июня 2015 г.  •  Конференция «Культурные, экономические, технологические контакты и взаимодействие Японии и Татарского мира...»  •  Конкурсы  •  Архив мероприятий
2014  •  2013  •  2012  •  2011  •  2010  •  2009  •  2008  •  2007  •  2006  •  2005  •  2004  •  2003  •  2002
Третьи Халиковские чтения «Древность и средневековье Волго-Камья»  •  Конференция «Источники по истории города Казани и проблемы Казанского Кремля», 20-21 мая 2004 г.  •  Конференция «Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы»  •  Международная научная конференция «Идеи евразийства в научном наследии Л.Н.Гумилева»  •  Конференция 26.10.2004 «Реализация национально-регионального компонента исторического образования в национальных республиках...»  •  Конференция 16.12.2004 «Вопросы изучения и преподавания истории татарского народа в учебных заведениях Татарстана»
Специфика религиозного образования: нетрадиционный взгляд

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Специфика религиозного образования: нетрадиционный взгляд
    А.Г. Хайрутдинов, научный сотрудник Института истории АН РТ
     

    А.Г. Хайрутдинов, научный сотрудник Института истории АН РТ

     

    Специфика религиозного образования: нетрадиционный взгляд

    (доклад на конференции «Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы», Казань, 13 октября 2004 г.)

     

    Однажды у меня состоялся разговор с одним мусульманином. На мой вопрос о том, являются ли лица, захватившие и расстрелявшие детей в Беслане, мусульманами, мой собеседник ответил, что считает их мусульманами. Я переспросил: «Считаешь ли ты, что они живут в исламе?» Он ответил, что не имеет полномочий или права выносить их за рамки ислама, а потому они являются мусульманами, а их поведение будет оценено в Судный день Аллахом.

    Данный ответ имеет прямое отношение к теме данной конференции, поскольку мой собеседник, имеющий определенную степень религиозного образования или определенное знание ислама как религиозной системы утверждает, что люди, расстреливающие детей, живут в исламе.

    Но зададимся вопросом: что утверждают на земле террористы? Некоторые считают, что, убивая детей, террористы мстят за своих детей, погибших от рук врага. Но пророк Мухаммад, на которого так стремятся быть похожими его последователи, не воевал с детьми, стариками и женщинами, хоть и утверждал на земле слово Аллаха, подвергая, при этом, свою жизнь тысяче и одной опасности. То, что утверждал Мухаммад, было несравненно выше того, за что воюют террористы. И еще: стал бы Мухаммад мстить ни в чем неповинным детям за своих погибших детей, если бы они погибли от человеческих рук?

    Итак, сходство террористов с пророком остается чисто внешним, поверхностным: наличие бороды, например... В их сердцах еще не утвердился ислам так, как он был утвержден в сердце пророка. В этом свете показателен аят Корана, в котором Аллах через Мухаммада отвечает группе арабов, пришедших к нему сказавших: «Мы веруем»: «Скажи: «Не веруете вы, но скажите: «Повинуемся мы»; а вера еще не вселилась в сердца ваши» (49:14). Слово «повинуемся» «асламнаа» образовано от корня «слм», и от него же образовано слово «мусульманин», т.е. «повинующийся». Иными словами, человек может исполнять предписанные обряды: молитвы, пост и т.д., но это еще не означает, что он верующий, по-арабски «му'мин». Слово же «му'мин» образовано от корня «амн». От этого же корня образуется слово «имаан», т.е. «вера», которой, как оказывается, может и не быть в сердце мусульманина.

    В свете вышесказанного вопрос должен быть сформулирован следующим образом: какое понимание ислама дает современное религиозное образование? Соответствует ли оно тому пониманию ислама, которое проповедовал Мухаммад?

    Все мусульмане говорят, что ислам – это мир, покой, гармония, порядок и счастье. Человек, живущий в исламе, излучал бы вокруг себя мир и покой. К примеру, вспомним такой эпизод из жизни Мухаммада: в Медине по соседству с пророком жил один иудей, который старался унизить пророка тем, что ежедневно выбрасывал мусор со своего двора во двор к Мухаммаду. Мужаммад же подбирал мусор соседа и выносил его вместе с мусором со своего двора. Когда об этом стало известно сподвижникам пророка, они сказали, что ему, как повелителю Медины, следует привлечь такого соседа к ответственности и наказать. Но пророк отвечал, что он не послан для того, чтобы наказывать. Его миссия – это донести до людей милость Господа. В конце концов, в один из дней соседского мусора во дворе Мухаммада не оказалось, и он пошел проведать иудея. Иудей, был болен и лежал в своей постели. Увидев Мухаммада и подумав, что тот пришел его наказать, иудей испугался. Он спросил: «Для чего ты пришел?» Мухаммад отвечал: «Сегодня я не обнаружил у себя твоего мусора и решил проведать, все ли у тебя хорошо». В этот момент сердце иудея раскрылось и приняло в себя свет божественной милости, излучаемый пророком ислама и он прозрел для новой жизни.

    В этой истории важно обратить внимание на поведение сподвижников, которых принято считать чуть ли не святыми, лучшими мусульманами, образцом для всех последующих поколений мусульман. Они жили бок о бок с пророком, учились у него, однако... была ли вера в их сердцах, жили ли они в исламе, если для исправления зла они не могли предложить ничего иного, кроме как принуждение и насилие?

    Это означает только одно – всякий, кто творит войну и насилие творит его по той причине, что не живет в исламе!

    Пророки проживали среди людей целые жизни, прежде чем становились пророками. Мухаммад, Иисус, Моисей, Ной и другие – все они пришли к истине в зрелом возрасте. Жизнь приводит человека к Богу, иными словами, чтобы прийти к Богу следует пройти путь длиною в жизнь. Или, как сказал Экзюпери, «Жизнь – это медленное рождение. Было бы слишком просто брать уже готовые души». А мы считаем, что, получив диплом богослова или имама, можно стать религиозным, постигнуть истину. Но диплом – это мирское явление, он дает профессию инженера, хирурга, парикмахера, но не более того. Никакой диплом не может дать человеку Бога. Именно по этой причине пророки не имели дипломов, они даже писать не умели. Поэтому никто не мог сказать о пророке: «Он угоден Богу, ибо имеет диплом, он учился религии». Поэтому неверно полагать, что кто-то ближе к Богу благодаря своему диплому богослова. К Богу одинаково эффективно может прийти и инженер, и хирург, и повар, и сапожник. А богослов может оставаться далеко от него, поскольку он считает, что, имея религиозное образование, он уже пришел к истине и не осознает, что следует прожить жизнь, чтобы приблизиться к Богу.

    Тогда что же такое религиозное образование? Эффективно ли оно? Нужно ли оно?

    Современное религиозное образование вводит людей в заблуждение тем, что создает у них иллюзию богоугодности. В результате, человек становится подобным гусенице, влюбленной в крылья. Однако такая гусеница не найдет времени закутаться в кокон. Она вообще не будет знать о том, что существует такое явление как кокон и, потому, останется лишь гусеницей.

    Я задавал выпускникам высших мусульманских учебных заведений такой вопрос: «Разговаривает ли Аллах с обычным человеком?» Дипломированные знатоки ислама отвечали, что Аллах с человеком не говорит. Но в 51 аяте 42-й суры Аллах ясно объявил, что он говорит с простым человеком через посланника, завесы и откровение. Проблема только в том, готов ли человек к разговору с Богом. И еще проблема в том, что толкования Корана, являющиеся плодом творчества «непререкаемых» авторитетов древности, лишают человека возможности слушать повеления Аллаха через завесы и непосредственно путем откровения. Например, согласно переводу В.Пороховой получается, что Аллах через откровение говорит только с пророками, поскольку она указывает, что в этом аяте под словом «расуль», т.е. «посланник» подразумевается архангел Гавриил. А носитель божьего откровения архангел Гавриил, как известно, приходит только к пророкам. И под ее переводом подписалось, как я вижу, все современное официальное мусульманское богословие. Естественно, что дипломированным специалистам, которым был задан этот вопрос неведом истинный смысл упомянутых аятов. Ибо правильное понимание и видение сути вещей и явлений дает только Бог, а не медресе, поскольку религия всегда была и остается в руках Аллаха, а не людей. «Все вы находитесь в заблуждении и только Я один наставляю на путь верный. Так ищите же Моего руководства» – провозгласил Аллах в одном из хадисов.

    В упомянутом аяте ясно сказано, что Аллах говорит с человеком, который здесь обозначен словом «башар». В Коране человек обозначается еще и словом «инсан». Дело в том, что слово «инсан» образовано от корня «нсй», что означает «забывать». Поэтому «инсан» означает «забывший». А слово «башар» образовано от корня «бшр» со значением «радоваться», «сдирать кожуру», «счищать». «Благая весть» по-арабски звучит как «бишаара». Человек, названный «башар», это человек, обретший иное духовное состояние, чем то, в котором находится «инсан». Разница между ними такова, какова она между гусеницей и бабочкой. Кстати, «бабочка» по-арабски звучит как «башшаара» – вновь тот же корень «бшр»! Иными словами, с «человека забывшего» следует «содрать кожуру забывчивости», прежде чем он станет «башар», и только тогда Бог начнет говорить с ним:

    1) Через посланника (расуль). Это значит, что только человек - «башар» способен осознать подлинный смысл наставлений пророков. Затем:

    2) Через завесу (хиджааб). Это означает, что человек обретет способность читать речь обращенную к нему Бога во всем, что его окружает: люди, события, явления природы, слова популярной песни, газетный заголовок... Помните кораническое: «И лист на древе не шевелится без Его повеления»? Услышавший речь Бога через завесы человек осознает, что «Все сущее на небесах и на земле славит Аллаха» (57:1).

    3) И, наконец, случится откровение (вахий). Иными словами, человек-бабочка воспарит столь высоко, что Бог будет говорить с ним посредством прямой речи-вахий.

    Все дело в том, что такому человеку не потребуется посредник в виде священника, в виде религиозной организации, духовного управления и т.п. Именно по этой причине представители официального духовенства называют все разговоры на тему бесед Бога с человеком «случаем психиатрии». Их знаний хватает лишь на то, чтобы сказать: «Мусульмане осчастливлены тем. Что они пять раз в день говорят с Богом». Но при этом у них не хватает смелости признать, что Бог не отвечает, это односторонний разговор. Не пример ли это «случая психиатрии»: человек говорит, говорит, просит, умоляет, а ответа все нет и нет? На самом деле речь не идет о том, говорит ли человек с Богом. Коранический аят сообщает о том, как Бог говорит с человеком.

    Официальная религия, обслуживающее ее богословие, религиозное образование всегда были и будут против Бога. Им нужны люди-гусеницы, люди-рабы, идолопоклонники. Однако человек остается рабом ровно столько времени, сколько его душа не помнит своего происхождения и своей настоящей родины. А что касается обвинений в сумасшествии, то они относятся, как я понимаю, не к тому, кто ссылается на аят Корана, возвещающий о том, что Создатель говорит с человеком, а, как минимум, к пророку Мухаммаду, который передал слова Бога людям…

    Образование могло бы быть религиозным, если бы показывало человеку его блестящую перспективу, его величие и подлинное предназначение. Если бы оно подсказывало ему путь трансформации из состояния гусеницы, т.е., фактически, из состояния живого трупа в состояние, как минимум, кокона. На мой взгляд, религиозное образование призвано решать лишь одну задачу: оно должно будить в людях жажду раскрыть тайну жизни, помочь им в поиске того, что не умирает, того, что смерть не сможет отобрать у человека. Оно должно обучать человека обрядам, правильному их исполнению так, чтобы точно исполнять то, что было установлено пророком. Пророк оставил «чертеж», «модель» перерождения человека. Но он не в силах трансформировать ни одного человека. Поэтому религиозное образование должно довести до человека, что оно обучает его лишь схеме, правилам движения, но не может привести его в движение, привести его к Богу. Даже пророку Аллах сообщил, что: «Руководство ими (людьми) – это не твой долг, ибо Аллах ведет, кого Он пожелает…» (2: 272) и, более того, Аллах сказал, что не только людей, но даже своих близких и любимых пророк не может наставить: «Воистину, не можешь ты наставить тех, кого любишь, но Аллах наставляет тех, кого угодно Ему…» (28:56).

     

    Но этим ли занимается современное религиозное образование? Если нет, то зачем оно вообще нужно? Чему служит религиозное образование, не дающее направления к истине и правильного понимания ислама?

    Современное религиозное образование любой конфессии претендует на то, что она дает людям смысл жизни, ведет их к раю, делает их богоугодными. Иными словами, религиозное образование претендует на то, что наставляет людей на верный путь. Однако, как мы выяснили выше, наставление целиком находится в ведении Аллаха, а не религиозного образования.

    Теперь вспомним историю: религия и религиозное образование были удалены из жизни нашего общества на заре советской власти и разрешены в годы перестройки. Это означает, что один земной правитель смог запретить религию, по-арабски «дин», т.е. сущность человека, которая сотворена его Господом, а другой позже разрешил ее. Но дело Бога – это не что-то такое, что могут позволить или запретить люди. Люди не могут убрать Бога из жизни людей или позволить Ему вернуться в жизнь общества. В этой связи возникает вопрос: интересно, а каков удел людей, живших и почивших в эпоху «безбожия» и «атеизма»? Значит, они отошли в мир иной, с позволения сказать, «непричащенными»? Еще бы, ведь Бог был изгнан.

    Был ли Бог изгнан? Или это мы, из-за своего дремучего невежества и забывчивости решили, что Бога не было с нами в жизни? Бога, который сказал в Коране, что даже лист на дереве не шелохнется без Его повеления. Наверное, Бог был столь поглощен управлением листьями, что ему было не до войн и человеческих несчастий. Бог не позаботился о том, чтобы у нас в те годы существовала система религиозного образования, которая давала бы нам знания о Боге. Словом, западные мыслители были правы, когда вдруг задумались о том, а не умер ли Бог?

    Дело в том, что искажено наше видение. Кто-то другой видит нашими глазами, слышит нашими ушами, думает за нас и говорит за нас. Будь иначе, то мы увидели бы, что система, дающая знания о Боге, смысле жизни, сокровенной цели человека и истине, система, безошибочно возвращающая людей к Богу была всегда, она не прекращалась ни на секунду и она пребудет во веки веков. И она называется Жизнь, Вселенная или... Коран. А разработана она Богом. И никто не в силах ее отменить. Можно лишь запутать человека, чем успешно занимается т.н. «религиозное образование». Это все равно, что пытаться учить летящую в небе птицу науке полета. Душам, которые совершают свое восхождение к Богу в человеческих телах, присуща такая слабина, как способность забыть свое происхождение и быть введенным в заблуждение теми, кто так или иначе убеждает идущего в том, что он стоит на месте и предлагает ему свои услуги поводыря. Не дает гусенице стать коконом.

    Если человечество не изменит свое мировоззрение, то оно будет унижено, а то и уничтожено как вид. Кардинальная перемена мировоззрения, пересмотр своего места в жизни и исполняемой роли, своего предназначения – вот первоочередная задача, стоящая перед каждым человеком и перед человечеством в целом, поскольку только позитивные перемены внутри, на уровне сознания, способны привести к переменам во внешнем мире. Нельзя забывать, что внешний мир является зеркалом, которое отражает только то, что происходит в сознании человечества. Каково наше сознание, таков и мир вокруг нас. И сказано в Коране: «Аллах не меняет состояния человечества, пока оно само не изменит его».

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ