www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:01 Мероприятия Вы находитесь: / Мероприятия / Архив мероприятий / 2007 / Международный конгресс «Российская историческая наука на современном этапе» |
|
Международный конгресс «Российская историческая наука на современном этапе»
Академия наук Татарстана Институт истории им. Ш.Марджани Министерство образования и науки РТ Ассоциация преподавателей истории Татарстана Tatarstan Academy of Sciences Sh.Mardzhani Institute of History Ministry of Education and Sciences of Tatarstan Republic Tatarstan History Teachers' Association
ПРОГРАММА Международного Конгресса «Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики»
Казань, 18 – 19 апреля 2007 г.
PROGRAM «The Contemporary Russian Historical Science: Prospect of Research and Realization of a National Educational Policy» International Congress Kazan, April 18 – 19, 2007
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Пленарные доклады – 20 мин. Сессионные выступления – 10 мин. Мастер-классы – 60–90 мин.
Конгресс проводится под патронажем Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева (см. ниже приветствие Президента РТ участникам Конгресса) и при поддержке международных организаций: European Standing Conference of History Teachers' Associations Постоянная Европейская Конференция Ассоциаций Преподавателей Истории Conference Permanente Europeenne des Associations de Professeurs d'Histoire и International Society for History Didactics Международное Общество Дидактики Истории Internationale Gesellschaft für Geschichtsdidaktik Societe Internationale pour la Didactique de l'Histoire
Подготовлен и издан Сборник материалов конгресса.
17 Апреля (вторник) – Заезд и регистрация участников
18 Апреля (среда)
9.00 Открытие конгресса (Большой зал АН РТ, ул.Баумана, 20)
9.00–11.00 Пленарное заседание «Концепция исторического образования
МАЗГАРОВ Ахмет Мазгарович, д.тех.н., акад., Президент Академии наук Татарстана ХАКИМОВ Рафаиль Сибгатович, к.филос.н., Государственный советник при Президенте РТ, директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ ШАЙХЕЛИСЛАМОВ Раис Фалихович, д.экон.н., к.пед.н., проф., Министр образования и науки РТ УСМАНОВ Миркасым Абдулахатович, д.и.н., акад., вице-президент Академии наук Татарстана
11.00–11.30 Кофе-брейк
11.30–14.00 Сессия 1. Поликультурный подход к преподаванию истории в России и мире (современное состояние и перспективы развития)
КУЗЬМИН Михаил Николаевич, чл.-корр. РАО, Советник Федерального института развития образования (ФИРО) (Москва) Полиэтничное российское общество: проблемы формирования исторического сознания в контексте социокультурных процессов перехода к гражданскому обществу
ЗАХАРОВ Андрей Борисович, к.пед.н., с.н.с. Федерального института развития образования (Москва) Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта содержания общего образования: анализ концептуальных разработок регионов РФ
ИЗМАЙЛОВ Искандер Лирунович, к.и.н., с.н.с. Центра этнологического мониторинга Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, член Российской ассоциации востоковедов (Казань) Национальная история в федеративной стране: образовательные стандарты и научные концепции
Luigi CAJANI / КАЙАНИ Луиджи, Prof., Dr., Университет «Ла сапьенца» (La Sapienza), Сопредседатель Международного Общества Дидактики Истории (Рим, Италия) Towards a transcultural world history curriculum
Simone LASSIG / ЛЭССИГ Симона, Директор Института международных исследований учебников им. Георга Эккерта (Брауншвейг, Германия) Towards a European History Textbook? Contemporary Textbook Research Beyond a Bilateral (National?) Perspective
Ensar NISANCI / НИСАНДЖЫ Энсар, Prof., Dr., Department of Political Sciences History, Business Administration Faculty, Halic University (Istanbul, Turkey) For peaceful co-existence: how to form a collective memory
ЗАГИДУЛЛИН Ильдус Котдусович, к.и.н; зав. отделом средневековой истории ИИ АН РТ (Казань) Об освещении национального (татарского) вопроса в учебниках «История России II пол. XVI – нач. ХХ вв.»
СТРЕЛОВА Ольга Юрьевна, д.пед.н., проф. Хабаровского государственного педагогического университета (Хабаровск) Школьное историческое образование в аспекте «свой – чужой»
МУБИНОВА Зульфия Фаритовна, к.пед.н., доцент кафедры педагогики Башкирского Государственного Педагогического Университета (Уфа) Проблемы реализации поликультурного подхода к преподаванию отечественной истории в российском регионе
САФАРОВ Марат Абясович, н.с. лаборатории средств обучения социальным дисциплинам Института содержания и методов обучения РАО (Москва) Подходы к отбору содержания учебного материала по истории народов России XIX века
ТЕПШИНОВА Соната Олеговна, учитель истории школы «Алтн Гасн» (Элиста) Некоторые вопросы разработки НРК ГОС исторического образования в национальных республиках РФ (на примере Республики Калмыкия)
Дискуссанты:
Emin MEHERREM / МЕХАРРЯМ Эмин, национальный директор Программы Международного Оценивания Учащихся (Programm of International Student Assessment (PISA)) Организации Экономического Сотрудничества и Развития, вице-президент Ассоциации преподавателей истории, советник министра образования Азербайджана по международному оцениванию (Баку) ГИБАТДИНОВ Марат Мингалиевич, к.пед.н., с.н.с. Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ (Казань) ТИШКОВ Валерий Александрович, д.и.н., директор Института этнологии и антропологии РАН (Москва) ВЯЗЕМСКИЙ Евгений Евгеньевич, д.пед.н., проф. Федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МОиН РФ (Москва)
14.00–15.00 Обед
15.00–18.00 Сессия 2. История народов России: методологические подходы к изучению
КЛОКОВ Валерий Анатольевич, к.и.н., ведущий редактор редакции истории издательства «Дрофа» Проблема формирования многонациональной Российской державы в курсе истории в старшей школе
Nadir DEVLET / ДАВЛЕТ Надир, проф., д-р., директор Института тюркологических исследований Мармарского университета (Стамбул, Турция) Empires in Eurasia. From 12th to 20th century
ИСХАКОВ Дамир Мавлявиевич, д.и.н., гл.н.с. отдела этнологии, руководитель Центра этнологического мониторинга ИИ АН РТ (Казань) Золотая Орда – «татарское» или «монгольское» государство?
КАМАЛОВ Ильяс Миннихдятович, докторант Центра Стратегических Исследований Университета Мимар Синана (Стамбул, Турция) История Золотой Орды как часть Российской истории
КРАМАРОВСКИЙ Марк Григорьевич, д.и.н., в.н.с. Отдела Востока Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) Три этапа самоидентификаци Джучидов (XIII – XV вв.)
ГАЛЛЯМОВ Рушан Рахимзянович, д.социол.н., проф., зав. кафедрой философии и социологии БГАУ (Уфа) Новое в теории этничности и реализация поликультурного воспитания в ходе преподавания историко-обществоведческих дисциплин
ГАЛЛЯМОВА Альфия Габдельнуровна, к.и.н., с.н.с. отдела новой и новейшей истории ИИ АН РТ (Казань) Об изучении истории России XX в. в национальных регионах (на примере Татарстана)
Дискуссанты:
ПОЛЯКОВ Юрий Александрович, д.и.н., акад. РАН, руководитель Центра изучения истории территории и населения России ИРИ РАН (Москва) ТИШКОВ Валерий Александрович, д.и.н., директор Института этнологии и антропологии РАН (Москва) ТРЕПАВЛОВ Вадим Винцерович, д.и.н., руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений ИРИ РАН (Москва) ХАЧАТУРЯН Валерия Марленовна, к.и.н., руководитель Центра сравнительной истории и теории цивилизаций ИВИ РАН УСМАНОВ Миркасым Абдулахатович, д.и.н., акад., вице-президент Академии наук Татарстана (Казань) ГИЛЯЗОВ Искандер Аязович, д.и.н., акад., декан факультета татарской филологии и истории КГУ (Казань) ТАГИРОВ Индус Ризакович, д.и.н., проф., депутат Государственного Совета Республики Татарстан (Казань)
19.00–21.00 Ужин
19 апреля (четверг) (Большой зал АН РТ, ул.Баумана, 20)
9.00–11.00 Сессия 3. Современный учебник истории в поликультурном обществе (соотношение федеральных и региональных учебников, методические аспекты разработки учебников)
Ali CAKSU / ЧАКСУ Али, Prof., Dr., Chairman, Department of Philosophy, Fatih University (Istanbul, Turkey) Revision of history textbooks: benefiting from the Balkan experience for a multicultural Russian federation
ПИСКАРЕВ Владимир Иванович, к.и.н., проф., проректор Института развития образования РТ (Казань) Федеральный и региональный учебники по Истории России: проблемы создания
ГИЛЯЗУТДИНОВ Джаудат Мансурович, д.филос.н., проф. каф. прикладной и отраслевой социологии Башкирского государственного университета (Уфа) Освещение в учебниках истории республик проблем русского, республикообразующего и других народов
КУЧУМОВ Игорь Вильсович, к.и.н., с.н.с. Центра этнологических иследований Уфимского научного центра РАН (Уфа) Гримасы исторического образования в Республике Башкортостан
ЗАГЛАДИН Никита Вадимович, д.и.н., проф., зав. Центром сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН (Москва) Глобализация, информационная революция и проблемы образования
АНДРЕЕВ Игорь Львович, к.и.н., доцент каф. истории России Московского городского педагогического университета, главный редактор редакции профессионального образования издательства «Дрофа» Герои и антигерои в учебниках истории
Дискуссанты:
СУЛТАНОВ Фарит Мирзович, д.филос.н., и.о.руководителя Центра истории и теории национального образования ИИ АН РТ (Казань) МОРОЗОВА Аниса Ризвановна, руководитель отдела учебной литературы и межрегионального сотрудничества МОиН РТ (Казань) ЗАГЛАДИНА Хмайра Тимофеевна, к.и.н., в.н.с. ФИРО (Москва) ЛОТФУЛЛИН Марат Вазыхович, к.ф.-м.н., заместитель начальника Управления образования г.Казани
11.00–11.20 Кофе-брейк
11.20–13.30 Сессия 4. Историческое образование перед лицом
Biao YANG / ЯНГ Бяо, Prof., Dr., East China Normal University, Department of History (Shanghai, China) Memory and Change: Historical education as a way for mutual understanding in East Asia
Yücel OGURLU / ОГУРЛУ Юджель, Prof., Dr., Department of Administrative Law, Faculty of Law, Istanbul Commerce University (Istanbul, Turkey) Xenophobia, ethnic discrimination and historical background from a perspective of a lawyer
Mieste HOTOPP-RIECKE / ХОТОПП-РИКЕ Мисте, Ph.D., Institut fur Kaukasica-, Taurica- und Turkestanstudien (IKaTaT), н.с. Института международных исследований учебников им. Георга Эккерта (Германия) From Deportation to Assimilation? The re-construction of Tatar education system at Crimea
ПОЛТОРАК Давид Иосифович, к.пед.н., зав. лабораторией средств обучения социальным дисциплинам Института содержания и методов обучения РАО (Москва) Проблемы этнонациональной толерантности в преподавании истории
Дискуссанты:
ТРЕПАВЛОВ Вадим Винцерович, д.и.н., руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений ИРИ РАН (Москва) МУСИНА Розалинда Нуриевна, к.и.н., зав. отделом этнологии ИИ АН РТ (Казань) САГИТОВА Лилия Варисовна, к.и.н., с.н.с. отдела этнологии ИИ АН РТ (Казань) ГАБДРАФИКОВ Ильдар Махмутович, к.и.н., с.н.с. Центра этнологических исследований Уфимского НЦ РАН (Уфа)
13.30–14.30 Обед
14.30–17.00 Сессия 5. Исламо-христианские отношения сквозь призму учебников истории
НАБИЕВ Ринат Ахметгалиевич, д.и.н., проф., председатель Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ
Mustafa El-HALOUGI / Эль ХАЛУДЖИ Мустафа, Prof., Dr., Университет Аль-Азхар; заместитель Секретаря Международной Комиссии Министерства высшего образования Египта «Образ Исламской культуры в учебниках» (Каир, Египет) Образ арабо-исламской культуры в учебниках истории (на примере Узбекистана и некоторых европейских и африканских стран)
Mieste HOTOPP-RIECKE / ХОТОПП-РИКЕ Мисте, Ph.D., Institut fur Kaukasica-, Taurica- und Turkestanstudien (IKaTaT), н.с. Института международных исследований учебников им. Георга Эккерта (Германия) The image of Muslims / Tatars in History books of Germany. Barbarians, liberators, friends?
ГИБАТДИНОВ Марат Мингалиевич, к.пед.н., с.н.с. Центра истории и теории национального образования ИИ АН РТ (Казань) Образ ислама в российских и татарстанских учебниках
ГОЛУБЕВ Александр Владимирович, к.и.н., зав. лабораторией формирования исторического сознания Центра национальных проблем образования ФИРО МО РФ, руководитель Центра по изучению отечественной культуры ИРИ РАН (Москва) Многонациональная Россия в курсе отечественной истории
МУХАМЕТШИН Рафик Мухаметшович, д.пол.н., зав. отделом истории общественной мысли и исламоведения ИИ АН РТ, ректор Российского исламского университета (Казань) Отражение ислама в учебнике «История религий»
КАРТАШОВ Андрей Владимирович, к.филос.н., зав. кафедрой исторического и обществоведческого образования Мордовского республиканского института образования (Саранск) Введение курсов «Основы православной культуры» (7 кл.) и «Основы культуры ислама» (8 кл.) в образовательных учреждениях Мордовии как путь формирования культуры толерантности
Дискуссанты:
ИСЛАЕВ Файзулхак Габдулхакович, д.и.н., зав. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин Института развития образования РТ (Казань) ГАЙНУТДИНОВА Гульфия Анваровна, ведущий советник отдела развития национального образования МОиН РТ (Казань) САФИУЛЛИНА Резеда Рифовна, к.филол.н., с.н.с. Центра истории и теории национального образования ИИ АН РТ (Казань)
17.00–17.30 Кофе-брейк
*** *** ***
9.00–13.00 Мастер-классы (школа № 167, ул. Сахарова, д. 9)
СТРЕЛОВА Ольга Юрьевна, д.пед.н., проф., Хабаровского государственного педагогического университета (Хабаровск) Региональный учебник истории в многонациональном государстве
БРЫКСИНА-ЛЯМИНА Лада Маратовна, преподаватель истории ГОУ СОШ № 653 (Москва) Варианты ролевой игры «Переселенцы» (на основе пособия «Мозаика культур») на уроках истории и обществознания в 9–11 классах
ДЕМЬЯНЮК И.Ю., к.и.н., с.н.с. лаборатории средств обучения социальным дисциплинам Института содержания и методов обучения РАО (Москва) Методические приемы работы с тестами по этнонациональной толерантности на уроках истории
АРИНИНА Елена Викторовна, преподаватель истории гимназии № 52, руководитель методического объединения учителей истории Приволжского р-на г. Казани Методология использования мультимедийных средств на уроках истории и обществознания
ПРОКОФЬЕВ Александр Михайлович, преподаватель истории лицея № 7 (Казань) Роль школьного учителя в формировании общечеловеческих ценностей и толерантности учащихся
ФАТЫХОВ Риман Хузяханович, заместитель директора Учебно-научного информационного центра КГТУ (Казань) Проектирование дидактической системы с использованием информационно-коммуникативных технологий
13.00–14.00 Обед
14.00–17.00 Доклады (школа № 167, ул. Сахарова, д. 9)
ВЯЗЕМСКИЙ Евгений Евгеньевич, д.пед.н., проф. Федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МОиН РФ (Москва) Повышение квлификации педагогов-историков в РФ в условиях поликультурного общества
ФОКЕЕВА Ильсия Мансуровна, ст.преп. Института развития образования РТ, председатель Ассоциации преподавателей истории Татарстана (Казань) Региональный опыт повышения квалификации учителей истории в РТ
БУЛАВИНЦЕВА Марина Георгиевна, проректор по УМР СОИПиПКК, зав. каф. общественных дисциплин (Южно-Сахалинск) Поликультурная среда как средство самоидентификации личности в условиях разработки НРК ГОС исторического образования
КУЗНЕЦОВ Вячеслав Михайлович, к.и.н., доц., зав. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Опыт разработки учебно-методического комплекса по истории Урала для профильных классов
ИСХАКОВ Рафаэль Лутфулович, ст.преподаватель каф. периодической печати Уральского гос. университета (Екатеринбург) Биографика как историографическая археопсихология
ГАБРИЭЛОВА Елена Львовна, председатель методического объединения учителей истории и обществознания ГОУ СОШ № 653 г. Москвы Изучение вопросов миграции и истории семьи в условиях поликультурного мегаполиса
МИННУЛЛИН Фарит Гильмулович, к.фил.н., с.н.с. Центра истории и теориии национального образования ИИ АН РТ (Казань) Учебники истории в условиях введения ЕГЭ
ХОРАСЬКИНА Резида Ильгизовна, ст.преподаватель каф. истории и этноархеологии ТГГПУ (Казань) Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществоведения при подготовке к ЕГЭ в условиях профильной школы
ВАЛИЕВ Мирзанур Хазиевич, к.пед.н., с.н.с. Центра истории и теориии национального образования ИИ АН РТ (Казань) Исторические знания как фактор воспитания
САБИРОВА Альфия Мирсалимовна, руководитель Национального фонда развития народной педагогики «Наза» (Альметьевск) Педагогическое наследие татарских просветителей Ризаэддин Фахреддина и Дердеменда в современных условиях многонационального сообщества
17.30–19.00 Пленарное заседание Принятие резолюции
Закрытие конгресса (Большой зал АН РТ, ул.Баумана, 20 )
19.00–21.00 Ужин
Культурная программа (для гостей Республики Татарстан)
16 апреля (понедельник) Экскурсия по городу (посещение Кремля, музеев, мечетей, церквей и т.д.)
17 апреля (вторник) Посещение Российского Исламского Университета, татарской гимназии
20 апреля (пятница) 1. Поездка в город Булгар (отъезд из Казани 9.00 и возвращение 19.00) 2. Экскурсия по городу 3. Вечерний спектакль (в одном из театров Казани) Отъезд участников
21 апреля (суббота) Путешествие в Раифский монастырь Отъезд участников
22 апреля (воскресенье) 1. Свободное время в городе 2. Вечерний спектакль (в одном из театров Казани) Отъезд участников
*** *** ***
Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева участникам Международного конгресса «Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики» (18–19 апреля
Уважаемые участники конгресса!
Настоящий форум является важным шагом в сближении позиций различных ученых по проблемам российской истории. Особенность форума в направленности на анализ учебников на предмет их соответствия новейшим достижениям исторической науки. Не секрет, что в них многое осталось от старых стереотипов, которые следовало бы преодолеть. В истории были войны, но была также торговля и обмен культурой. Уверен последнее важнее. Войны уходят, а культура остается.
Российские и татарстанские учебники истории, на мой взгляд, должны исходить из преподавания истории многонационального государства и учитывать богатую культуру всех народов страны. Важно излагать исторические события так, чтобы они не сеяли недоверие, а сплачивали общество.
Не сомневаюсь, что общими усилиями ученых-историков и педагогов удастся дать объективный взгляд на непростые судьбоносные события. От качества учебников, учебной литературы, их объективности зависит мировоззрение, самосознание подрастающего поколения. Благородная задача стоит перед союзом историков и педагогов.
Желаю успехов в работе Конгресса!
Минтимер Шаймиев Президент Республики Татарстан
*** *** ***
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: | |||||||||
|