1542 г. – появление большого рукописного математического трактата Мухитдина Мухаммада, который свидетельствует о высоком развитии математического образования в Казанском ханстве. В нем, как и в других тюрко-татарских государствах, были продолжены золотоордынские традиции образования. Они основывались на том, что просветительская деятельность традиционно возлагалась на представителей духовенства. В Казанском ханстве ислам стал многовековой традицией и был не только официальной, государственной, но и народной религией. В каждом татарском селе была мечеть, при ней обязательно располагались мектеб или медресе. Народ стремился к получению знаний, воспринимая это как важную религиозную обязанность. В системе мусульманского образования шакирдов учили не только писать и читать, но и готовили их как государственных чиновников, переписчиков книг, сборщиков податей, ученых, поэтов, богословов, ученых. Известны средневековые трактаты по географии, истории, большое количество литературных произведений.