www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Вторник, 25 апреля 2017, 05:47

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова / Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Респ. Татарстан)
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Гибатдинов Марат Мингалиевич  •  Мухаметзянова Дина Сибагатовна  •  Муртазина Ляля Раисовна  •  Лотфуллин Марат Вазыхович  •  Ахтямова Алсу Вазиховна  •  Гимазова Рафиля Алмарисовна  •  Сафина Алия Магсумовна  •  Зиннатуллина Алсу Анваровна  •  Яруллина Ляйсан Ильсуровна  •  Абызова Резеда Равиловна  •  Садыков Шамиль Фанисович  •  Публикации сотрудников на сайте  •  Проект по созданию «Антологии татарской педагогической мысли»  •  Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Респ. Татарстан)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Респ. Татарстан)
    Текст выступления д.ф.н., заместителя директора Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, руководителя Центра истории и теории национального образования ИИ АН РТ Ф.М.Султанова на постоянно действующем теоретико-методологическом семинаре «Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме», который состоялся в г. Москве 4 апреля 2005 г. на базе Института национальных проблем образования Министерства образования и науки РФ.
     

    Текст выступления д.ф.н., заместителя директора Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, руководителя Центра истории и теории национального образования ИИ АН РТ Ф.М.Султанова на постоянно действующем теоретико-методологическом семинаре «Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме», который состоялся в г. Москве 4 апреля 2005 г. на базе Института национальных проблем образования Министерства образования и науки РФ.

     

    Тема:

    Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Республики Татарстан)

     

    Уважаемые коллеги!

     

    Общеизвестно, что главной целью развития социума должен быть человек, его гармоническое развитие. На формирование мировоззрения человека, его социализацию, становление как личности оказывает значительное влияние, безусловно, образование. Активно взаимодействуя с общественной средой, человек, имеющий определенную жизненную ориентацию, тот или иной уровень культуры, сознающий свои права и обязанности по отношению к обществу и природе, становится личностью. Понятие «личность» находится в неразрывной связи с понятием «общество». В связи с этим и в соответствии с темой теоретико-методологического семинара, как представитель татарской нации, я поставил бы вопрос: «Как воспитать татарина-россиянина полноценной личностью в этнически гетерогенном российском социуме?», где:

    -   ярко вырисовываются дезорганизация экономики, поляризация общества, ослабление государственной власти, недооценка роли духовной культуры;

    на государственном уровне по каналам ТВ, радио, на страницах газет и журналов, не учитывающих российской специфики, под предлогом, что русские составляют 80 % населения РФ, распространяется идея величественности и державности русского народа, его истории и культуры, православной религии, игнорируя общее историческое прошлое нерусских народов;

    - наблюдается отсутствие общероссийской национальной идеи, выражается противоречие между декларируемой демократией и действительной (Напр., отказ национальным меньшинствам в получении высшего образования на родном языке; запрет татарам на пользование латинской графикой в пользу кириллицы и т.д.);

    на государственном уровне нет министерства по делам национальностей, даже отдела по проблемам национального образования при Министерстве образования и науки РФ и т.д.

    Поэтому, как мне кажется, каждый российский регион (тем более национальный) ищет свой путь развития, в частности, в плане нашего сегодняшнего разговора, создает свою образовательно-воспитательную специфику, свое образовательное пространство, изучает историю национального образования и разрабатывает на этой основе теорию национальной педагогики. Если система образования раньше служила интересам унитарного государства и характеризовалась единообразием во всей стране, то теперь она оказалась в условиях выбора образовательного пути.

    В современных условиях и в Татарстане идет поиск путей наиболее целесообразного устройства дела образования. Республика Татарстан пытается найти свой, во многом не схожий с другими путь к цивилизованному, правовому обществу, в котором не будет места ассимиляции языка, нивелированию национальных особенностей, народно-гуманистических концепций личности; наибольшее развитие получит экономический, интеллектуальный, духовно-нравственный потенциал народа и республики. Такой путь внутренне связан с официальной идеологией государственной власти республики – «татарстанизмом». Кстати, этот термин - «татарстанизм» - в свое время в научный оборот ввел я в своих научных исследованиях, посвященных истории и теории татарского национального движения. В чем же выражается суть этой идеологии? Думаю, что моё сообщение об этом будет вполне уместным.

    Государственная идеология властной элиты начала формироваться с конца 80-х годов в процессе повышения политико-правового статуса Республики Татарстан и борьбы (в полном смысле этого слова) за перераспределение властных полномочий с федеральным Центром. Отсутствие национальной, а точнее наднациональной, объединительной идеологии в России на общей территориальной основе с многоэтническим и поликонфессиональным населением дало возможность правящей элите Республики Татарстан, сформированной в основном из либеральной части прежней партийно-государственной номенклатуры, взять на вооружение в качестве государственной идеологии идею «татарстанизма». Вместе с тем, как я считаю, основными факторами возникновения доктрины «татарстанизм» явились: давление татарского национального движения на властные структуры ( внутри этого движения действовали также течения с лозунгами к полной государственной независимости Татарстана), с одной стороны, и интересы русских, составляющих почти половину населения республики, которые выступали против идеи независимости, за приоритет прав отдельной личности перед правами нации, с другой.

    Уже в первом правовом заявлении — Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан (30 августа 1990 года) властными структурами суверенитет объявляется от имени «многонационального народа республики» и провозглашается «неотъемлемое право татарской нации, всего народа республики на самоопределение», и гарантируется «всем проживающим на его территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, вероисповедания, политических убеждений ... равные права и свободы человека».[1] Когда принимали Декларацию о государственном суверенитете РТ для партии власти важна была сама идеология суверенитета, подразумевающая прежде всего баланс этнических и религиозных интересов. Если в Декларации говорилось о праве татарской нации на самоопределение, то в Конституции РТ, принятой спустя два года (6 ноября 1992 года), понятие «татарская нация» оказалась поглощенным понятием «народ Татарстана». В итоге политический дискурс официальной власти выразился в утверждении президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева: «В соответствии с Конституцией РТ мы строим полиэтническое, поликультурное сообщество, в котором приоритетным является гражданство, а не этническая принадлежность».[2]

    Чтобы глубже понять суть национальной доктрины «татарстанизм», автор считает целесообразным обратиться к работе «Сумерки империи. (К вопросу о нации и государстве)» (Казань, 1993) Р.Хакимова, который был основным разработчиком концепции татарстанизма. Автор размышляет над вопросами: что это за общность, от имени которой был провозглашен государственный суверенитет? Суперэтнос? Новая нация или многонациональный народ? Ученый-идеолог дает свою характеристику терминам «этнос», «нация» и «народ». По его мнению, этнос есть «биосоциальное явление, соединяющее естественную природу с обществом» и для его существования не обязательно наличие общности языка, территории, культуры, экономики, психологического склада, религии, а «порой достаточно наличия лишь самосознания».[3] В определении нации Р.Хакимов выделяет государственность как главный признак и полагает, что для превращения какой-либо общности людей в нацию необходимо государство, граждане которого живут общими интересами независимо от этнического происхождения; нация может состоять из одного этноса или же быть полиэтнической. Для Р.Хакимова особый интерес представляет такой тип нации, который состоит из ряда равноправных государствообразующих этносов (примером этому служит Швейцария), т.е. полиэтническая нация. Вместе с тем он отмечает, что «нация и соответствующее государство могут возникнуть только на базе определенной этнической культуры»[4] и понятие «народ» этот ученый-идеолог интерпретирует как «общность, которая стремиться к восстановлению своей государственности или же к самоопределению»; это общность, имеющая «более или менее очерченную территорию компактного проживания и являющаяся, как правило, полиэтнической, чем и отличается от этноса»[5]

    Подытоживая свои рассуждения о нации и государстве, Р.Хакимов утверждает, что в Республике Татарстан «к настоящему моменту сложился народ, состоящий из татар, русских, чуваш и т.д., готовых к совместному проживанию на общей территории и стремящихся приобрести политические права для самостоятельного управления государством, экономикой, культурой. Статус Татарстана как независимого государства с самостоятельным гражданством, признанного другими странами и имеющего собственную внешнюю политику, превращает народ республики в нацию Республики Татарстан».[6]

    Таким образом, согласно доктрине татарстанизма, «в Татарстане складывается полиэтническое, поликультурное сообщество, опирающееся на принцип территориального (а не этнического) суверенитета»[7], то есть субъектом самоопределения прежде всего является демос, а не этнос; и все народы Республики Татарстан, «объединившиеся в государственную общность независимо от этнического происхождения», являются татарстанским народом, татарстанской нацией. При этом татарский народ в общетатарстанской нации выступает в роли базового, притягивая «в свой водоворот всех, кто живет с ним на одной территории», сначала формируя народ, а затем нацию «с новой системой ценностей, во многом не совпадающей с прежней... Мы говорим «народ Республики Татарстан», имея ввиду всех граждан республики»[8].

    Эта идея явилась ярким выражением наднациональной идеологии, можно сказать, интернационализма, если выражаться незабытым языком и была нацелена на соблюдение баланса интересов различных этнических групп и религиозных конфессий в Республике Татарстан и призвана сплотить граждан республики вокруг идеи суверенитета Татарстана.

    Общетатарстанская «национальная доктрина» как концепция, направленная на создание условий для процветания республики в интересах всего народа, находит поддержку у известных современных российских ученых. Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков отмечая, что с точки зрения доктринальной Татарстаном сделан важный шаг в сторону от узкого этнического национализма, подчеркивает важность, перспективность идеи-проекта создания татарстанской нации как согражданства, от имени которой и осуществлен суверенитет. Далее он пишет, что «это очень перспективная идея,

    конкурирующая с общероссийским проектом. Они кстати, не взаимоисключают друг друга, но, действительно, конкурируют и альтернативны. Если центр будет медлить с формулой создания согражданства российского как общероссийской нации России, вошедшей в ООН, то Татарстан, особенно, если их проект будет подкреплен экономическими успехами, имеет все основания опередить в этом процессе Москву и создать, — а это, действительно, единственный и самый перспективный для полиэтничных регионов и республик путь — очень процветающее, вполне жизнеспособное, мирное территориальное сообщество в лице граждан Татарстана, татарстанского сообщества.»[9]

    Сама идея нации как территориального сообщества, идентичность которого основывается на общности экономических и социальных интересов, известна в мировой практике. И сам идеолог «татарстанизма» Р.Хакимов находит аналогии полиэтнической нации в Швейцарии.

    Концепцию «татарстанизма» можно и нужно анализировать и оценивать как с исторической, так и с современной точек зрения. Несомненно, что многовековая история совместного проживания татар и других народов в одном регионе дает основание для вывода о том, что в настоящее время концепция «татарстанизма» является идеологией, наиболее соответствующей историческим реалиям и способстующей гармоническому развитию татарского народа и всех народов Республики Татарстан в рамках Российской Федерации как демократического государства.

    Однако очевидно и то, что господствующий в этой концепции гражданско-территориальный принцип не увязан с принципом этнокультурным. Поэтому я полагаю, что концепция «татарстанизма» нуждается в дальнейшем развитии и осознаю, что понимание нации как этнокультурного единства, мысль о том, что не государство превращает сообщество в нацию, а культура, вступает в противоречие с концепцией «татарстанизма»; но тем не менее считаю это противоречие разрешимым, если этнокультурный подход к обустройству Татарстана будет играть в этой концепции более важную роль.

    Следует сказать, что первоначально массовое сознание, в котором преобладала идея возрождения татарской нации и государственности, отрицательно восприняло концепцию татарстанизма. Официальная власть республики, будучи сторонницей концепции «разнообразия и единства», вынуждена была постоянно заявлять о своем центризме и балансировать между полярными политическими интересами, партиями, движениями; власть обвиняли то в излишней уступчивости центру, то в национальной ограниченности.

    Из концепции «татарстанизма» исходит, что любые шаги, которые предпринимаются в политике, экономике, идеологии, культуре должны укреплять стабильность в Республике, а не нарушать ее; что главное в человеке – не его национальность, а его личность. В свою очередь, человек личностью становится в процессе воспитания и обучения. С учетом вышеизложенного, Центром истории и теории национального образования Института истории им Ш.Марджани АН РТ в 1999 году был разработан и опубликован проект «Национальной доктрины развития образовательно-воспитательных систем в РТ», которая исходит из того, что образование играет приоритетную роль для РТ, для развития национальной культуры и татарской нации, становления гражданского общества и перехода к устойчивому экономическому росту на модернизированной производственной базе. При разработке Национальной доктрины развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан учтены основные положения Законов об образовании РФ и РТ, так как этого требует единство образовательного пространства. Мы стремились не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы национального образования.

    Следует отметить, что татарстанская доктрина образования разработана раньше, чем российская. Значит, поистине: «нет в науке провинций»; и у нас в Татарстане (и, впрочем, в регионах компактного проживания татарского населения) имеется довольно большой, но пока не полностью используемый в государственной политике образования интеллектуальный потенциал.

    Между тем, в «Справке по проблемам национального образования в Республике Татарстан», подготовленной Институтом национальных проблем образования МО РФ и Минфедерации РФ, Институтом стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова, для Комитета Государственной Думы по делам национальностей, нас московские коллеги обвиняют « в части выхода татарской образовательной системы из общероссийского образовательного процесса», в нарушении «цельности образовательного пространства татарской национальной школы, поскольку татарской этнос проживает в разных субъектах Российской Федерации». Авторы далее отмечают, что «предлагаемая реформа образования в республике намечает существенные изменения в образовании, затрагивающие не только татарскую национальную школу, но и все виды действующих в республике общеобразовательных школ, и прежде всего школы с русским языком обучения».

    По их мнению, «сложившаяся ситуация, безусловно, чревата разрушением единого образовательного и культурного пространства Российской Федерации, снижением статуса русского языка, как государственного языка Российской Федерации, созданием межэтнической напряженности во многих регионах проживания татарского народа». (См.: «Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов». Бюллетень №5).

    Вот так: не больше и не меньше.

    Рассуждения такого характера, как мне кажется, еще раз доказывают, что российские руководители по отношению к проблемам сохранения наций безразличны, а если уже не безразличны, то только в плане «нельзя».

    Мы хорошо понимаем, что развитие республики обусловлено во всех ее областях уровнем и качеством образованности народа, его культуры.

    Для РТ проблема реформирования образования в настоящее время состоит в том, чтобы, приблизившись по своей структуре и организации к мировым образцам, сохранить собственный уникальный опыт, который вывел нашу республику в число ведущих субъектов России.

    С начала 90-х годов XX столетия начинается процесс возрождения национального образования. На сегодняшний день в республике на родном (татарском) языке 67% детей-татар воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях; 100% детей русских, 51,9% детей татар обучаются на родном языке; успешно работают 1182 общеобразовательные школы с татарским языком обучения, в 403 школах с русским языком обучения открыты 2269 татарских классов. Развитие и гармоничное взаимодействие языков народов РТ также обеспечивается в 145 чувашских, 44 удмуртских, 23 марийских, 4 мордовских школах. В 34 воскресных школах республики изучаются языки 22 народов: украинский, азербайджанский, армянский, польский, немецкий, еврейский, грузинский, башкирский и другие языки; 10 % студентов-татар вузов РТ обучаются на родном языке.

    К сведению: по данным всероссийской переписи населения 2002 года на территории РТ проживают свыше 115 национальностей, в том числе татары – 53 %, русские – 40 %, чуваши – 3,4%.

    Для нас национальное образование – это часть общей республиканской системы образования, направленная на обеспечение реализации конституционного права граждан РТ на получение образования, основанного на родном языке и этнокультурных традициях, и отвечающаяся характеру нации, ее потребностям и основным ее стремлениям. На него возлагается ответственность за то, чтобы не допустить снижения чувства толерантности как способа сосуществования с представителями других наций, возникновения деструктивных форм национального сознания, шовинизма, национализма.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан и Государственной программы в Республике Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы в республике проводятся целенаправленная работа по созданию целостной системы национального образования, включающей дошкольное, школьное, а также начальное, среднее и высшее профессиональное образование.

    В частности:

    1. Создана законодательная база и нормативно-правовые основы регулирования системы.

    2. Подготовлены кадры учительства и руководителей татарских школ.

    3. Созданы условия для дальнейшего обучения учащихся татарских школ.

    4. Осуществлено обновление содержания образования, разработаны стандарты по татарскому языку и татарской литературе.

    5. Созданы основы технологий обучения татарскому языку и татарской литературе.

    6. Создана научно-методическая база для осуществления национального образования (учебники, учебные и другие пособия, дидактические материалы и т.п.) .

    7. Создана система управления национальным образованием (введены новые структурные единицы, намечены подходы в осуществлении мониторинга качества национального образования).

    Обучение на родном языке является условием как гармоничного развития личности, так и воспроизводства и развития родного языка и нации.

    В соответствии со ст.6 п.2 Закона РТ «О языках народов Республики Татарстан» в школах республики русский и татарский языки, как государственные языки республики, изучаются в равных объемах, что обеспечивает равного уважительного отношения к культуре и языкам двух государственнообразующих народов – русского и татарского.

    Цель современной системы национального образования – достижение представителями каждого народа, проживающего на территории Республики Татарстан, уровня международных стандартов образования; создание условий для сохранения родного языка и самобытности национальной культуры; повышение роли этнокультурного фактора в формировании гармонично-развитой личности. В основе национальной школы должен лежать принцип диалектического единства трех начал: национального, федерального и общемирового, позволяющего человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя членом многонационального российского гражданского общества и субъектом мировой цивилизации. Исходя из этого, мы определяем и задачи национального образования в РТ.

     

     

    Задачи

    Механизм достижения

    Критерии оценки, индикаторы

    1

    Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного, непрерывного, качественного образования на родном языке на всех уровнях системы национального образования

    Расширение сети национальных образовательных учреждений в соответствии с реальными потребностями населения

    Обеспечение целевого финансирования системы национального образования и усиление государственнообщественного контроля над использованием средств, выделяемых на создание современной материальнотехнической базы национальной школы

    Обеспечение преемственности содержания учебных программ всех звеньев системы национального образования

    Совершенствование подготовки педагогических кадров для системы национального образования по различным образовательным областям

    Использование современных информационных технологий и методов преподавания

    Увеличение количества обучающихся на родном языке в % отношении от общего количества обучающихся

    Обеспеченность школ учебным оборудованием, компьютерами, учебнометодической литературой, зданиями и помещениями

    - Экспертная оценка учебных программ

    - Обеспеченность национальных учебных заведений квалифицированными кадрами

    - % продолжающих образование на родном языке;

    - % победителей олимпиад и конкурсов;

    - результаты ЕГЭ;

    количество учителей, прошедших переподготовку и повышение квалификации;

    - % учителей, владеющих компьютером и Интернет;

    2

    Разработка содержания НРК по предметам федерального перечня

    - Создание новых учебнометодических комплексов на родном языке, соответствующих современному уровню отечественных и международных стандартов образования, с включением НРК в их содержание

    Введение изучения новых учебных дисциплин («Этнография», «История национальной общественной мысли», «Культурология», «История религий», «История народов РТ», «Народная педагогика», «Музейная педагогика» и др.)

    Построение системы воспитательной работы на принципах народной педагогики, толерантности и межкультурного диалога

    Количество новых учебников и учебнометодических пособий, новых предметов, спецкурсов, факультативов, включенных в учебные планы, их экспертная оценка

     

    3

    Повышение роли и значимости национального образования в РТ

    Разработка системы стимулирования получения национального образования и создание условий для дальнейшего полноценного применения полученного образования в различных отраслях народного хозяйства

    - Подготовка методических рекомендаций, организация курсов по педагогическому просвещению населения РТ по вопросам национального образования

    Усиление работы по пропаганде значимости национального образования среди населения РТ

    % увеличения поступающих в национальные учебные заведения;

    % выпускников, работающих по профилю;

    - увеличение количества рабочих мест в сфере национального образования

    - Увеличение количества учеников, абитуриентов, открытие новых школ

    4

    Создание условий для обеспечения оптимального функционирования татарского и русского языков как государственных языков РТ

    Разработка и введение новых учебных планов.

    Разработка новых учебников и учебных программ

    Экспертная оценка деятельности территориальных органов управления образования, общеобразовательных учреждений

     

    Ссылаясь на накопленный веками опыт и традиции, мы и впредь будем отстаивать своеобразие национальных систем образования.

    В заключении хочу сказать, что многонациональный состав населения РФ может стать мощным фактором интеграции, социально-политической и культурной консолидации российских регионов лишь в том случае, если российское правительство будет возлагать на себя обязанность компенсировать исходное неравенство между формирующимися личностями как в этническом, так и в экономическом или географическим аспектах.



    [1] Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету. 1990-1995. - Казань, 1996. - С. 5.

    [2] Шаймиев М. Татарстан на пути политических и экономических реформ. Итоги и перспективы // Республика Татарстан. - 1996. - 8 февраля.

    [3] Хакимов Р. Сумерки империи. - Казань, 1993. - С. 19-20.

    [4] Там же. - С. 20-23.

    [5] Там же. - С. 31-32.

    [6] Хакимов Р. Сумерки... - С.32.

    [7] Хакимов Р. Асимметричность Российской Федерации... - С.68.

    [8] Хакимов Р. Сумерки... - С.49, 31.

    [9] Панорама-форум. -1996. - № 3(6). - С.20-21.

     


    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ