www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:03 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова / Сборник «Золотоордынская цивилизация» / Третий выпуск сборника «Золотоордынская цивилизация» |
|
Третий выпуск сборника «Золотоордынская цивилизация»
Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 3. – Казань: Изд. «Фэн» АН РТ, 2010. – 252 с. + 8 c. цв. вкл.
ISBN 978-5-9690-0131-2
Редакционная коллегия
Р.С.Хакимов – шеф редактор И.М.Миргалеев – главный редактор М.А.Усманов (Казань) Э.С Кульпин-Губайдуллин (Москва) Д.М.Исхаков (Казань) М.Г.Крамаровский (Санкт-Петербург) Г.Ф.Валеева-Сулейманова (Казань) В.В.Трепавлов (Москва) Иштван Вашари (Будапешт, Венгрия) В.А.Иванов (Уфа) М.И.Ахметзянов (Казань) Чхао Чху-ченг (Тайбей, Тайвань) Н.Н.Крадин (Владивосток) Юлай Шамильоглу (США) Н.Д.Руссев (Кишинев, Молдова) Р.Ю.Почекаев (Санкт-Петербург) Кавагучи Такуши (Саппоро, Япония) И.Л.Измайлов (Казань) Ильяс Камалов (Анкара, Турция) Мария Иванич (Сегед, Венгрия) Канат Ускенбай (Алмата, Казахстан) Г.В.Владимиров (София, Болгария) Содномын Цолмон (Улан-Батор, Монголия)
Редактор издания кандидат исторических наук И.М.Миргалеев
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора (И.М.Миргалеев) М.Г.Крамаровский. Феникс из Ургенча. К проблеме полихромии в керамике Золотой Орды Иштван Вашари. Татарские походы венгерского короля Лайоша Великого И.М.Миргалеев. «Джами ад-Дувэль» Мунеджимбаши Ахмеда Деде: к вопросу об изучении турецких источников по истории Золотой Орды Р.Ю.Почекаев. Русские войска в золотоордынских военных кампаниях (к вопросу о статусе вассальных правителей в государствах Чингизидов) Т.Кавагучи, Х.Нагаминэ. Некоторые новые данные о «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи: в системе историографии в Дешт-и Кипчаке Э.Д.Зиливинская. Золотоордынские мавзолеи Северного Кавказа Г.В.Владимиров. Об одном сведении Эль-Омари относительно болгар и его возможные интерпретации Ю.А.Кулешов. Производство и импорт оружия как пути формирования золотоордынского комплекса вооружения И.М.Миргалеев. Рассказ о Чермасане и Кармасане: легенда «Последний из Сартаева рода» Д.Р.Зайнуддинов. Арабоязычные источники по истории Золотой Орды: анализ переводов В.Г.Тизенгаузена П.Н.Петров. Клад из Дев-кескен-кала и вопросы начала чеканки серебряных монет в Джучидском улусе Ж.М.Сабитов. Натанзи как источник по истории Золотой Орды А.А.Порсин. Политика Золотой Орды в Восточной и Южной Европе в 50-х – 70-х годах XIII века А.В.Парунин. К вопросу об обстоятельствах смерти хана Большой Орды Ахмата в 1481 году В.П.Костюков. Несколько замечаний к походу Тимура Т.Г.Алпаткина, А.Д.Газизова. Стеклянные сфероконусы золотоордынского времени из Хорезма: уникальная находка 1956 года Г.-Р.А.-К.Гусейнов. Северо-Восточный Кавказ и Дагестан в составе Золотой Орды: об этническом составе населения, территориальных и административных пределах, статусе и генеалогии правителей Орель Десей. Обоснование Актава из Золотой Орды в Оттоманской империи во времена Йылдырыма Баязида (перевод с французского языка Д.Шмелева) Заки Валиди Тоган. Восточно-европейская политика Тимура (перевод с немецкого языка Л.Калимуллиной)
Книги, изданные Центром золотоордынских исследований в 2009 году Поздравления юбиляров
Отзывы и рецензии Р.Ю.Почекаев. Рецензия на книгу: Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. Научно-справочное издание / Ред. И.М.Миргалеев. – Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. – 232 с. Ж.М.Сабитов. Рецензия на новый перевод Муизз ал-Ансаб О третьем томе «Истории татар» (История татар с древнейших времен. В семи томах. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Казань, 2009. – 1056 с.) (И.М.Миргалеев, Л.Ф.Абзалов) О книге Почекаева Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. – СПб.: Евразия, 2010. – 408 с. (И.М.Миргалеев)
Памяти Владимира Петровича Костюкова – коллеги и друга (Р.Ю.Почекаев) Сведения об авторах
Sh. Mardjani Institute of History of the The Golden Horde Research Centre
Сollected articles «The Golden Horde Civilization». No 3
Table of Contents
Ilnur М. Mirgaleyev. Editor's word. Мark G. Kramarovsky. The Istvan Vasary. The Tatar Campaigns of King Louis the Great. Ilnur М. Мirgaleyev. “Djami al-duval” Munedjimbashi Ahmed Dede. About question of studying Turkish sources in Golden horde history. Roman Yu. Pochekaev. Russian troops in the Golden Horde military campaigns (on the status of vassal rulers in the Genghiskhanids’ states). Takushi Kawaguchi, Hiroyuki Nagamine. Some New Knowledge about Otamish Haji's Chingiz-nama: in the System of Historiography of the Kipchak Steppe. Emma D. Zilivinskaya. The Golden Horde mausoleums of the Georgi V. Vladimirov. About a Historical Information by Al-Umari regarding the Bulgarians and its possible interpretations. Yuriy A. Kuleshov. Manufacturing and import of weapons as the way of forming the Golden Horde complex of arms and armour. Ilnur М. Мirgaleyev. A Story of Chermasan and Karmasan: The Legend “The Last of the Sartay Clan”. Damirdzhan R. Zaynuddinov. Arabic sources on the history of the Golden Horde: analysis of V.Tiesenhausen translations. Pavel N. Petrov. The Hoard from Dev-kesken-qala and question of the beginning of coin minting in Ulus Djuchi. Zhaksilik M. Sabitov. Natanzy as a source on the history of the Golden Horde. Artem A. Porsin. Policy of Golden Horde in East and Aleksey V. Parunin. To a question about the circumstances of the death of the Khan of the Great Horde Akhmad in 1481. Vladimir P. Kostyukov. Some remarks about Timur's campaign in 1391. Tat'yana G. Alpatkina, Al'fiya D. Gazizova. Glass spheroconical vessels of the Golden Horde's time from Khorezm: a unique find in 1956. Garun-Rashid A.-K. Guseinov. North-East Caucasus and Aurel Decei. Substantiation Aktava from Golden Horde to Zeki Velidi Togan. The Eastern-European policy of Timur.
New book of The Golden Horde Civilization Research Centre. Jubilee celebrations.
References and reviews Roman Yu. Pochekaev. [Review of:] Seleznev Yu.V. Elite of the Golden Horde / Ed. by I.M.Mirgaleev. Zhaksilik M. Sabitov. A review of the new translation of Muizz al Ansab. About the third volume of “The History of Tatars”. About R.Yu. Pochekaev's book “Horde Tsars. Biography of Golden Horde khans and rulers”.
In memory of our colleague and friend Vladimir Kostyukov. Data on authors
РЕЗЮМЕ СБОРНИКА
Слово редактора (И.М. Миргалеев)
Современные тенденции в исследованиях Золотой Орды показывают, что лет через 5–10 мы придем к тому рубежу, когда будут пересмотрены многие моменты золотоордынской истории. Поэтому нам вместе с накоплением фактических данных проблематики необходимо постепенно вырабатывать теоретическую основу и развивать методологию исследований. К сожалению, мифы все еще господствуют не только в школьных и вузовских учебниках истории, которые уже абсолютно не отвечают современным знаниям в этой области, но и в умах части историков. Нельзя сказать, что в России Золотая Орда все еще воспринимается как часть отечественной истории, хотя в тематике представлены больше всего российские специалисты. В этом отношении позиция казанских историков особенно важна. Для нас Золотая Орда является именно тюрко-татарским государством, ее ключевым этапом национальной и государственной истории, главным предшественником постордынских – татарских ханств, в том числе и Московского государства. Мы вместе с коллегами из других научных центров Российской Федерации и зарубежных стран сотрудничая не только исследуем фактические моменты золотоордынской истории, но и формируем общие подходы к ее истории, что очень важно в современных условиях развития исторической науки. И у нас есть шанс более быстрее, чем в других тематиках, избавляться от субъективизма, однобокости в суждениях, от поверхностных подходов по средневековой истории Евразии. Наша деятельность, думаем, напрямую способствует решению этих задач. 17 марта 2009 года в Казани была проведена первая Международная научная конференция «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII–XV вв.)». Конференцию организовал Центр исследований золотоордынской цивилизации Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Татарстана. На первую конференцию поступило 80 заявок из регионов РФ (Казань, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Челябинск, Уфа, Астрахань, Махачкала, Тюмень, Нижний Новгород, Елец, Болгар, Якутск, Ижевск, Новосибирск, Курганская область, Воронеж, Краснодарский край, Пермь, Нижневартовск, Йошкар-Ола, Троицк), а также из Венгрии, Турции, Казахстана, Египта, Франции, Украины. Участники конференции обсудили различные аспекты золотоордынской истории и культуры, такие как: вопросы политической истории Золотой Орды, проблема монгольских завоеваний и образования Улуса Джучи, источниковедение и историография, международные отношения, историческая география золотоордынского государства, политико-административное устройство и социально-экономическое развитие, материальная культура и данные археологии в изучении истории Золотой Орды, влияние духовной культуры на общественно-политическое развитие, влияние Золотой Орды на народы и государства Евразии. Конференция по Золотой Орде такого формата будет проводиться раз в два года[1]. Следующая конференция пройдет в Казани 17–18 марта 2011 года. Материалы первой конференции уже изданы отдельным сборником[2] и мгновенно разошлись среди специалистов и по основным библиотекам мира и России. Сегодня степень изученности политической истории Золотой Орды не устраивает нас не в каком качестве. Ведь после относительно полной работы по политической истории – монографии М.Г.Сафаргалиева нет других работ. Хотя по отдельным периодам имеются достаточно основательные исследования[3], все же еще остается много нерешенных вопросов. В этом плане серьезным прорывом является издание коллективного труда – третьего тома «Истории татар»[4], посвященного золотоордынскому периоду. Научным редактором тома является академик Миркасым Усманов. Кроме исследовательской части в книге даны и приложения, состоящие из отрывков наиболее важных письменных источников. С изданием этого тома в какой-то мере ставится точка постсоветского этапа исследований в этом направлении. Том готовился несколько лет и уже сегодня можно сказать, что есть новые моменты, взгляды, которые не вошли в этот труд. Очевидно, еще по истории Золотой Орды будут новые массштабные исследования. Однако данный том, безусловно, станет рубежным и его выход станет главным событием 2009–2010 годов. Также деятельность теперь уже Центра золотоордынских исследований приурочена к активизации и координации исследований истории Золотой Орды, которую мы рассматриваем не только как часть татарской и российской истории, но прежде всего как важнейшую часть евразийской истории. История Центра уходит еще в начало 2003 года, именно в 2003 году в связи с необходимостью координации научных исследований по истории Золотой Орды по решению Ученого совета Института истории АНТ был создан «Центр исследований золотоордынской цивилизации» при Институте истории им. Ш.Марджани АНТ. Создание Центра исследований золотоордынской цивилизации было одобрено на заседании Ученого совета Института истории АНТ (протокол № 1 от 3 апреля 2003 года) и утверждено директором института Р.С.Хакимовым. Фактическую свою деятельность Центр начал с 1 февраля 2006 года. Деятельность Центра получила одобрение на последующих заседаниях Ученого совета Института истории АНТ 2006–2009 годов. Идею создания Центра в 2003 году предложил заместитель директора по научной работе Хайрутдинов Рамиль Равильевич, а название Центра – Исхаков Дамир Мавлявиевич. Директор Института истории Р.С.Хакимов поддержал идею создания такого Центра. Руководителем Центра по предложению Р.С.Хакимова Ученый совет Института утвердил И.М.Миргалеева. Однако вскоре переход на другую работу И.М.Миргалеева не позволил осуществиться планам работы Центра. Когда И.М.Миргалеев вернулся в Институт истории в феврале 2006 года, по предложению директора Института истории он взял на себя руководство Центром и с тех пор началась его активная деятельность, о чем упомянул в своем исследовании «О судьбе Казанского востоковедения (20-е столетие)» мэтр отечественного источниковедения академик АН Татарстана М.А.Усманов: «Из названных специальных подразделений Института истории активно функционирует Центр исследований золотоордынской цивилизации, успевший осуществить ряд небольших по объему, но любопытных по содержанию публикаций». Однако Центр не имел своего штата. И.М.Миргалеев совмещал руководство Центром c работой в отделе средневековой истории старшим научным сотрудником и практически все организационные работы, перевод и редактирование книг и сборников осуществлялись только им. Решением Ученого совета Института от 30 декабря 2009 года на базе Центра был создан Центр золотоордынских исследований с выделением первоначально 4 штатных единиц. Заведующим Центром вновь был назначен И.М.Миргалеев. С 2010 года деятельность Центра будет продолжена Центром золотоордынских исследований. Была поставлена задача продолжить все начатые серии публикаций и все направления исследовательской работы утвердить в качестве плановой работы Центра. Также некоторые коллеги из других регионов и зарубежья стали внештатными сотрудниками Центра (например, Р.Ю.Почекаев, Георги Владимиров, Ильяс Камалов). Отрадно отметить, что и наш ежегодник состоялся как одно из главных изданий по истории Золотой Орды. В его редколлегию входят самые именитые специалисты и в нем представлены все основные научные центры. Члены редколлегии – это активные исследователи, которые помогают нам не только как редакторы, но прежде всего как наши консультанты. Активное использование Интернета позволяет нам оперативно обмениваться мыслями и идееями, информировать друг друга обо всех новостях в тематике. В этом году произошли некоторые изменения в редакционной коллегии ежегодника, в частности в нее вошли авторитетные ученые, такие как М.И.Ахметзянов, Кавагучи Такуши и Р.Ю.Почекаев. В этом выпуске сборника «Золотоордынская цивилизация» представлены достаточно интересные работы М.Г.Крамаровского, Иштван Вашари, Р.Ю.Почекаева, Г.В.Владимирова, П.Н.Петрова, Ж.М.Сабитова. Мы также планировали дать материалы о золотоордынских мавзолеях, из нескольких авторов к сроку статью подготовила только Э.Д.Зиливинская, надеемся, и по остальным регионам мы сможем в следующих выпусках дать интересные материалы по мавзолеям. Вызовет интерес и статья японских коллег Т.Кавагучи и Х.Нагаминэ о «Новых данных о «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи», авторов фундаментального японского издания сочинения Утемиша-хаджи. Также будет достаточно интересной статья нашего аспиранта Д.Р.Зайнуддинова «Арабоязычные источники по истории Золотой Орды: анализ переводов В.Г.Тизенгаузена». Автор статьи прекрасно владеет арабским и еще рядом восточных языков. Его анализы показывают, что, несмотря на переиздания труда В.Г.Тизенгаузена в Москве и Казахстане, к сожалению проблемы еще остаются. Также становится понятным, что перевод В.Г.Тизенгаузена для своего времени был превосходным и автор выразил сожаление, что его перевод «изучается лишь историками и не используется преподавателями арабского языка как пример высокоуровневого перевода историко-географических текстов средневековья». Думаем, некоторое излишнее увлечение не обоснованной критикой и утверждением, что переводы В.Г.Тизенгаузена устарели, не совсем правильно, однако имеющиеся ошибки не исправлены и в современных переизданиях. Московское переиздание понятно, его только «составлял и комментировал» китаист Р.П.Храпачевский, но больше вызывает сожаления «новое» казахстанское переиздание в рамках сборника «История Казахстана в арабских источниках», где стоят среди тех, кто подготовил сборник, известные фамилии. В Казахстане благодаря государственной программе «Культурное наследие» изданы многие источники. Однако спешка и стала причиной таких достаточно серьезных упущений в этом издании. На наш взгляд, достаточно интересной будет работа московского коллеги Ю.А.Кулешова, посвященная формированию золотоордынского комплекса вооружения. Его некоторая критика взглядов М.В.Горелика, обильные цитаты из источников и логическое обоснование своих взглядов делают эту работу новаторской и интересной. Также мы печатаем статью безвременно ушедшего из жизни В.П.Костюкова «Несколько замечаний к походу Тимура В этом выпуске мы продолжаем раздел рецензий. Рецензия Р.Ю.Почекаева на книгу Ю.В.Селезнева «Элита Золотой Орды», которую издали мы, продолжает обсуждение тематики[6], которую удачно поднял Ю.В.Селезнев. Конечно, как редактор рецензируемой книги, я прекрасно знаю слабые стороны данной работы. Однако, несмотря ни на что, считаю, что Ю.В.Селезнев сумел определить тематику и, естественно, много сделал в этом направлении. Проблематика как элиты, так и ее функционирования, также и библиографических данных очень перспективна. Безусловно, в этом направлении только одной работой и только одного автора решить все вопросы нереально, однако их постановка и самое главное методология такого рода исследования должны быть выработаны достаточно основательно. Также мы продолжаем публикацию переводов работ иностранных исследователей. В этом номере мы даем еще один обещанный перевод статьи Заки Валиди Тогана «Восточно-европейская политика Тимура», написанной на немецком языке. Статью перевела наша сотечественница, ныне проживающая в Германии Ляйсан Калимуллина, которая в Берлине проходит докторантуру. К сожалению, письма Тимура Баязиту, которые находятся в турецких архивах и по которым нам обещали предоставить статью с переводом этих важнейших источников, все еще не готовы. Однако наши турецкие коллеги заверили нас, что работа по этим источникам идет, и обещали к следующему выпуску представить материал для нашего ежегодника. Тема противостояния Токтамыша и его союзников, в числе которых был и османский султан Баязит, против Аксак Тимура является одной из самых захватывающих, имевших глобальные последствия для дальнейшей истории средневековой Евразии. Империя Тимура – это новый игрок на международной арене. Хотя он имел подставного хана из «чингизидов», был женат на чингизидке и уважительно ссылался на наследие и деятельность Чингиз-хана, однако его государство на международной арене было новое. Из Чингизидских государств осталась только Золотая Орда, которая, естественно, также была обновленной после политической смуты (изменения в династии). Такая же ситуация была характерна и для остальных участников международных игроков. Османская империя, быстро набирающая силу и осмотрительно (также согласно своей идеологии расспространения ислама) действующая в западном направлении, благодаря чему ставшая невероятно популярной (арабская Африка благодаря такой идеологии позже добровольно вошла в состав Османской империи), была также новым государством. Как и Золотая Орда, обновленная в династическом отношении была и мамлюкская империя. По сути, после невероятных политических катаклизмов, связанных с полным разрушением международной системы постчингизовских государственных образований, на международной арене все игроки, по сути, были новичками, потерявшими связь с традиционной внешней политикой предыдущих династий. Старые игроки (Золотая Орда и мамлюки) пытались следовать своим традиционным политикам, однако нестабилльность в своих государствах, отсутствие опыта общения между собой у новых правителей (потеря старых связей), активная экспансионистская политика Тимура не дали в полную меру объединиться против угрозы со стороны Тимура. Интересно, Баязит игнорировал Тимура, что, конечно, не нравилось последнему. Это можно конечно же объяснить только двумя причинами. Первое – личным отрицательным отношением Баязита к Тимуру и второе – несмотря на заверения Тимура о поддержке распространения ислама, о приглашении Баязита идти против, например, Токтамыша «из-за его контактов с неверными», думаю, Баязит отчетливо знал в отличие от открытых межгосударственных взаимоотношений Золотой Орды с христианскими государствами (что было характерно и для самой Османской империи), о тайных сношениях самого Тимура с христианскими государствами, что, безусловно, им должно было оценено как предательство. Ибо в тайных сношениях в отличие от государственных цели не декларируются. Иначе Баязит в интересах государственной политики должен был бы отвечать на письма Тимура. Его молчание в определенной мере ставило в тупик Тимура, ибо он не был уверен в результатах своей политической игры. Также, кроме Тимура, письма-отчеты, должно быть, присылали Баязиту и другие участники – и мамлюки, и Токтамыш, и другие более мелкие участники. Вообще между правителями этого периода шла активная переписка. Как видно из содержания письма, Тимур, кажется, главной целью ставил информирование Баязита с тем, чтобы обосновать свою позицию. Кажется, Тимуру все же удалось усыпить бдительность Баязита. Во-первых, османы были последними, которые были подвержены нападению Тимура, во-вторых, они не ослабили свой натиск на запад и в 1395 году штурмовали Константинополь, за что в 1396 году встретились уже ставшим достаточно редким событием, когда против них пришли объединенные силы европейских рыцарей. Безусловно, здесь связь с действиями Тимура прослеживается, европейцы действовали наверняка, а Тимур действовал в Золотой Орде и одновременно отвлекал мамлюков. Ведь Тимур мог бы удачно действовать на востоке, в Иране, в таком случае он не столкнулся бы с Золотой Ордой, мамлюками и османами. Надеемся, что публикация перевода статьи З.В.Тогана и самое главное – одного из писем Тимура Баязиту, то есть источников, которые до сих пор в русскоязычной историографии не использованы внесет свою лепту в копилку важных источников. Вторая работа также связана с этой темати-кой. Статья румынского историка Орель Десея «Обоснование Актава из Золотой Орды в Оттоманской империи во времена Йылдырыма Баязида», переведенная с французского языка Д.Шмелевым, является как бы уточняющей и пересматривающей взгляды З.В.Тогана. 2009 год был памятным на юбилейные даты. В этом номере ежегодника мы поздравляем наших двух авторитетных ученых – М.Г.Крамаровского и Э.С.Кульпина-Губайдуллина. Их с юбилеями поздравили Р.С.Хакимов и М.А.Усманов. К этим поздравлениям присоединяется и вся наша редколлегия. Эдуард Сальманович был автором первых двух выпусков, он и далее обещал продолжить с нами сотрудничество. Он, придя в золотоордынскую тематику достаточно поздно, уже много сделал для истории Золотой Орды. Если кратко перечислить, то в его заслугу можно привести следующее. Открытие социально-экологического кризиса – одной из главных причин смуты 60–0 годов XIV века и то, что смута практически прервала и обратила вспять развитие уникальной цивилизации. Ему удалось проследить динамику демографического роста (без определения завершающего этапа). Выявить через изменения в общественной жизни связь количества с качеством: рост человеческой массы с принципиальными сдвигами в сознании и подсознании – ценностных установках. Выявить золотоордынскую специфику становления кочевников горожанами и обосновать ведущую роль тюрков в становлении и развитии цивилизации. Для истории России – выявить главное наследие Золотой Орды – систему власти-собственности, действующее и по сей день. В процессе исследования ему удалось решить несколько важных методологических проблем, среди которых – возможность исследования истории по временным единицам сроков смены демографических поколений и показать «работоспособность» методов современной науки в социологии, экономике, психологии для изучения истории. Думаем Эдуард Сальманович еще не остановится на достигнутом, и мы увидим его новые, оригинальные работы. В этом номере мы печатаем статью второго автора определения Золотой Орды как уникальной цивилизации, Марка Григорьевича Крамаровского, автора не только прекрасных и фундаментальных трудов по культуре Золотой Орды, но и одного из главных популяризаторов золотоордынской культуры через интереснейшие музейные экспозиции и конференции, организованные Эрмитажем. В 2009 году также отметил свое 75-летие один из крупнейших исследователей истории Золотой Орды, академик АНТ, профессор Казанского университета, доктор исторических наук Миркасым Абдулахатович Усманов. М.А.Усманов является одним из наших главных консультантов не только данного ежегодника, но и работы Центра. Миркасым Абдулахатович является славным продолжателем традиций российской тюркологической школы, которая внесла наибольший вклад в изучение истории тюркских народов. Профессор М.А.Усманов, прежде всего, известен как тюрколог-источниковед, его знаменитая и до сих пор непревзойденная монография «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV–XVI вв.» является незаменимой при изучении любых аспектов золотоордынской истории. Уважаемый Миркасым Абдулахатович, позвольте выразить Вам огромную благодарность за Вашу многостороннюю деятельность на благо нашего народа и нашей науки. Мы от имени всей редакционной коллегии ежегодника «Золотоордынская цивилизация» хотим пожелать крепкого здоровья Вам и Вашим родным! Отрадно отметить наши международные связи, например, из представленных работ данного выпуска пять принадлежат иностранным коллегам. Среди наших друзей я особо хотел бы отметить наших уважаемых казахстанских исследователей, с которыми у нас установились добрые отношения, а между нашим Институтом истории и Институтом истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова КН МОН РК был подписан договор о сотрудничестве между двумя нашими институтами. В этом году свой 70-летний юбилей отмечает известный казахский ученый-монголовед, доктор исторических наук, профессор Зардыхан Кинаятулы. Он родился и вырос в Монголии. Выпускник исторического факультета Монгольского государственного университета в Улан-Баторе, в совершенстве владеющий несколькими языками, в том числе и древнемонгольским, сейчас работает в должности главного научного сотрудника в отделе древней и средневековой истории Казахстана Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова. Основные научные исследования Зардыхана Кинаятулы посвящены древней и средневековой истории Евразии. Он публиковал работы, посвященные тюркским племенам Монгольского Алтая, из-под его пера вышли две отдельные монографии, посвященные Чингиз-хану и его старшему сыну Джучи-хану (Казак мемлекети Жане Жошы хан. Астана, 2004; Шынгысхан. Алматы, 2009). Желаем уважаемому Зардыхану Кинаятулы крепкого здоровья и еще много лет жизни. Надеемся, что нам удастся сохранить ту высокую планку нашего ежегодника, как оценил наши первые два выпуска уважаемый Эдуард Сальманович, и в последующие годы. Отзывы ведущих ученых и их желание сотрудничать с нами дают нам право надеяться, что темпы исследований будут наращиваться с каждым годом. [1] С информацией о конференции можно ознакомиться в журнале «Эхо веков – Гасырлар авазы» (см.: Миргалеев И.М. О Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII–XV вв.)» // Эхо веков – Гасырлар авазы. – № 3/4. – 2009. ) [2] Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII–XV вв.)». 17 марта [3] Мыськов Е.П. Политическая история Золотой Орды (1236–1313 гг.). – Волгоград, 2003; Варваровский Ю.Е. Улус Джучи в 60–70-е годы XIV века. – Казань, 2008; Миргалеев И.М. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана. – Казань, 2003. [4] История татар с древнейших времен. В семи томах. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. – Казань, 2009. – 1056 с. [5] Костюков В.П. Несколько замечаний к походу Тимура [6] Charles J. Halperin. Рецензия. Ю.В.Селезнев. Элита Золотой Орды: Научно-справочное издание. Казань: Издательство «Фэн» Академии наук Республики Татарстан, 2009. 232 с., ил., таб., карты // Ab Imperio. № 4, 2009. – С. 396–400. (Рецензия на английском языке). Однако претензия Чарльза Гальперина например о нерассмотрении версии происхождения Токтамыша по альтернативной версии от авторитетного среди американских ученых справочника Цамбаура (Zambaur E. de. Manuel de genealogie et de chronologie pour l'histoire de l'islam. Hanovre, 1927) вызывает только недоумение, так как работа Цамбаура не является источником или работой, где все версии рода Токтамыша исследованы. Кроме таблиц и кратких описаний Цамбаур ничего существенного не приводит и вообще его книга – это такой же справочник, как книги К.Э.Босворта и Стенли Лен-Пуля.
М.Г.Крамаровский. Феникс из Ургенча. К проблеме полихромии в керамике Золотой Орды В статье предлагается новая концепция одной из групп золотоордынской полихромии. В начале монгольского времени, как считает автор, традиция сунской керамики цычжоу с росписью красной и зеленой глазурями оказалась перенесена на почву Хорезма и уже оттуда в трансформированном виде эта технология попадает в золотоордынские города Поволжья. Вместе с тем, подчеркивается, что золотоордынские кашины в целом ряде других подгрупп развивались независимо от хорезмийской традиции, а в создании поволжской керамической школы приоритет Хорезма не очевиден. Полихромные кашины в четыре или даже пять цветных глазурей (нередко с накладной золотой фольгой) и белыми фонами уже около середины XIV в. производились золотоордынскими мастерами в ряде гончарных центров от ордынского Хорезма на востоке страны до Поволжья. Вместе с тем, золотоордынскую полихромную керамику с надглазурной росписью, нельзя отождествлять ни с иранской хафт ранг, ни с иранской ладжвардина. Азакский кубок - редкая по сохранности находка, скорее всего относящаяся к группе нижневолжских многоцветных кашинов, созданных в одной из столичных мастерских. Автор предлагает рассмотреть вероятность влияния стиля ордынские многоцветных кашинов на сложении цветового строя изникских фаянсов группы Дамаск (Турция, ок.1550 г.), где основное место в декоре занимают ярко-красные и пурпурные многолепестковые цветы на длинных стеблях.
Иштван Вашари. Татарские походы венгерского короля Лайоша Великого В статье рассматриваются татарские походы венгерского короля Лайоша Великого. На основе имеющихся письменных источников устанавливается, что во время правления короля Лайоша Великого был лишь один серьезный поход против татар датируемый
И.М.Миргалеев. «Джами ад-Дувэль» Мунеджимбаши Ахмеда Деде: к вопросу об изучении турецких источников по истории Золотой Орды В работе автор пишет о важности для золотоордынской истории изучения турецких источников. Отмечается, что турецкие источники являются официальными источниками, написанными дворцовыми историками, написанные не только с использованием капитальных мусульманских трудов по истории, но и документов канцелярий, архивов Османской империи. Одним из достаточно интересных сочинений является обширный труд Мунеджимбаши Ахмеда Деде «Джами ад-Дувэль» (Muneccimbasi Ahmed Dede. Camiü'd-Düvel), османского историка XVII века. Дается извлечения из изданного в Турции «Истории сельджуков», где имеются довольно интересные места, имеющие отношения к Бату и Берке-хану. Эти данные достаточно важны для понимания политики первых джучидов на территории Анатолии, которую они считали принадлежавшей себе и боролись с наместниками Монгольской империи, а затем с государством Ильханов.
Р.Ю.Почекаев. Русские войска в золотоордынских военных кампаниях (к вопросу о статусе вассальных правителей в государствах Чингизидов) Статья посвящена анализу одной из обязанностей вассальных правителей Золотой Орды (равно как и других тюрко-монгольских государств) – обязанности предоставлять свои войска для войн своих сюзеренов-Чингизидов. Автор предпринимает попытку доказать, что войска вассальных правителей обладали особым статусом в период кампаний, который предусматривался, по-видимому, особыми ярлыками-договорами между ханом и его вассалами. В статье также рассмотрена эволюция этого статуса, который по мере упадка и крушения чингизидских государств имперского типа перешел от вассальных правителей к ханским родичам и влиятельным племенным предводителям, которые со временем также приобрели особые права и привилегии в отношениях с ханом в период совместных боевых действий.
Т.Кавагучи, Х.Нагаминэ. Некоторые новые данные о «Чингиз-нама» Утемиша-хаджи: в системе историографии в Дешт-и Кипчаке В этой статье мы изложим некоторые новые данные о «Чингиз-нама», который Утемиш-хаджи написал примерно в середине XVI в. на чагатайском турецком языке, находясь в Хивинском ханстве, одном из наследственных ханств Золотой Орды (Улус-и Джучи). В.П.Юдин сделал важные исследования, однако его определение «Чингиз-нама» как «степной устной историологии», подчеркивая характер устной традиции, вызвало серьезные недоразумения в дальнейших исследованиях. Как мы докажим, Утемиш-хаджи составил «Чингиз-нама», использовая некоторые письменные материалы. То есть «Чингиз-нама» является историографическим памятником, который на фоне традиционной устной историологии кочевого общества вместе с тем содержает оригинальные сведения, отсутствующие в других источниках. Итак, мы можем считать «Чингиз-нама» важнейшим источником для исследований истории Золотой Орды. Кроме того, «Чингиз-нама» оказал значительное влияние на позднюю историческому памятнику в Дашт-и Кипчаке, и на этом материале мы может проследить систему историографии в Дашт-и Кипчаке. В будущем подробные исследования сравнительно-исторического характера этих источников дадут возможность реконструировать историю Золотой Орды и ее наследственных ханств, то есть историю Дашт-и Кипчака.
Э.Д.Зиливинская. Золотоордынские мавзолеи Северного Кавказа В статье рассматриваются все известные на настоящий момент мавзолеи Северного Кавказа золотоордынского времени. Основным источником для изучения северокавказских мавзолеев являются рисунки и описания исследователей и путешественников XVIII века, таких И.-Г.Гербер, участники экспедиции, посланной В.Н.Татищевым, С.Г.Гмелин, И.А.Гюльденштедт, П.С.Паллас, Я.Потоцкий, К.М.Бэр. Данные, полученные в результате раскопок в XX в. значительно скромнее. Подробный анализ всех имеющихся источников показывает многообразие планировок и архитектурных форм золотоордынских мавзолеев на Северном Кавказе. В работе также предлагается классификация мемориальных построек Золотой Орды.
Г.В.Владимиров. Об одном сведении Эль-Омари относительно болгар и его возможные интерпретации Материал посвящен одному спорному, недостаточно изученному сведению, которое традиционно цитируется в связи с событиями в Болгарском царстве на Дунае в 30-х годах ХІV века. Оно помещено на страницах обширного труда «Путь взоров по государствам разных стран», работы Шихаба эль-Омари – секретаря двора египетского султана. Речь идет об известии, о болгарском посольстве в Каире, где имеется вероятное смешение информации, касающейся дунайских болгар и волжских булгар эпохи Золотой Орды, поэтому не следует без критики использовать ее в историографических реконструкциях. Автор рассмотреть разные гипотезы и утверждает более резонный волжко-булгарский контекст этого сведения. В заключение отмечается необходимость более углубленного изучения средневековых деятельностей болгарской общности/общностях в рамках Золотой Орды в ХІV века.
Ю.А.Кулешов. Производство и импорт оружия как пути формирования золотоордынского комплекса вооружения В статье предпринимается попытка рассмотреть источники формирования комплекса вооружения Золотой Орды. В отечественной историографии этому вопросу уделено незначительное место, зачастую авторы ограничиваются лишь констатацией высокого уровня развития военного дела Золотой Орды и высокого качества самих предметов вооружения. Основное внимание при освещении затронутой проблемы уделено письменным источникам. Анализ источников, относящихся к начальному этапу формирования Империи Чингизхана, позволяет заключить, что до начала своих масштабных завоеваний монголы не имели своего производства оружия, вследствие чего испытывали большой дефицит оружия. Этот дефицит компенсировался за счет контрабандных поставок из чжурчжэньской Империи Цзинь. Также значительные запасы оружия и мастера-оружейники были захвачены завоевания Империи Цзинь, части Южно-Сунского Китая и мусульманских областей Средней Азии. Но в тоже время, как следует из западноевропейских, древнерусских и кавказских письменных источников, нехватка качественного оружия продолжала ощущаться и в более позднее время. С приходом монгол в восточноевропейские степи, вопросы снабжения армии качественным оружием решался за счет централизованных поставок из других регионов. По всей видимости, изначально основные поставки оружия шли с территории Южного Закавказья и Северного Ирана. Затем внешнеполитические события заставили монголов искать поставщиков вооружения в мамлюкском Египте. В период правления хана Менгу одновременно с продолжавшимся импортом оружия (в том числе и через посредство генуэзских факторий в Крыму) были предпринял попытки организации собственного металлургического и металлообрабатывающего производств. По мнению автора значительное влияние на это процесс могли оказать ремесленники захваченных в период завоеваний государств – Хорезма, Волжской Булгарии, Дунайской Болгарии, Алании. Данные письменных источников, подтверждаемые археологическими раскопками, позволяют предположить, что наибольшего расцвета собственное металлургическое производство и металлообработка Золотой Орды достигает в правление хана Узбека (1313-1341 гг). После упадка, приходящегося на период «Великой Замятни», золотоордынская металлообработка возрождается вместе с централизацией власти, связанной с именами темника Мамая и хана Тохтамыша. Письменные источники конца 14 – первой половины 15 века характеризуют золотоордынских воинов как хорошо вооруженных и оснащенных. Таким образом, с точки зрения автора, процесс формирования комплекса вооружения Золотой Орды был сложным и многоэтапным. На этот процесс оказывали влияние технические, политические и экономические факторы, а не «имперская» культура и центральноазиатские традиции, как считает ряд исследователей.
И.М.Миргалеев. Рассказ о Чермасане и Кармасане: легенда «Последний из Сартаева рода» В этой статье автор рассматривает источник, который известен как «Последний из Сартаева рода». Публикуется и сама легенда, который описывает местный эпизод из войны Токтамыша с Тимуром. На основе анализа не переведенных на русский язык частях текста, а также с учетом анализа места происхождения данного источника, автор приходит к выводу, что информатором был татарин.
Д.Р.Зайнуддинов. Арабоязычные источники по истории Золотой Орды: анализ переводов В.Г.Тизенгаузена Статья Д.Р.Зайнуддинова посвящена изучению «Сборника В.Г.Тизенгаузена». Автор проводит анализ ошибок, допущенных В.ГТизенгаузеном, при переводе извлечений из арабских сочинений на русский язык. Он условно разделил его ошибки на четыре вида: а) ошибки, обусловленные грамматическими правилами арабского языка; б) ошибки связанные со словами – заимствованиями; г) ошибки, обусловленные стремлением к буквальному переводу; д) ошибки, допущенные из-за невнимательности. К каждому из четырех видов даются комментарии и свой вариант перевода. При анализе перевода В.Г.Тизенгаузена, сверяются и переводы Исмаила Хаккы Измирли на турецкий язык. А также новые русские переиздания, осуществленные Р.П.Храпачевским (Москва) и Б.Е.Кумековым и А.К.Муминовым (Алма-Ата). Отмечается, что в последних переизданиях, также допущены серьезные ошибки.
П.Н.Петров. Клад из Дев-кескен-кала и вопросы начала чеканки серебряных монет в Джучидском улусе В настоящей статье, благодаря обнаружению небольшого клада монет Хорезма середины XIII века, вновь поднят вопрос о ранних центрах чеканки в Джучидском улусе. Автором изучен как новый кладовый комплекс хорезмийских дирхемов, так и рассмотрены первые эмиссии таких монетных центров как Дженд, Крым, Булгар и Сарай. Установлено, что наиболее сложным вопросом хронологической атрибуции ранних дирхемов является отсутствие на монетах указаний на год чеканки. В связи с этим автор провел вероятностную оценку времени выпуска таких монет. В результате проведенного анализа можно заключить, что точные годы начала функционирования монетных дворов Дженд, Хорезм, Крым и Булгар пока установить не удается, а относительная датировка монет указывает на одновременность работы нескольких из них. Это позволило сформулировать вывод следующим образом: самые ранние эмиссионные центры в улусе начали функционировать в регионах с оседлым населением, в том числе и в Средней Азии, а не только в Булгаре, как это часто преподносится в современной научной литературе. Кроме того, в статье затронуты некоторые вопросы, связанные с анализом размещения тамг на монетах Хорезма, Крыма и Булгара в период 650-х – 660-х / 1250-х – 1260-х гг. Обращено внимание на роль тамги как знака собственности её владельца на примере монет каанов, Берке и Менгу-Тимура.
Ж.М.Сабитов. Натанзи как источник по истории Золотой Орды Вопрос о достоверности сообщений Натанзи имеет большую историографию. Большинство исследователей безоговорочно принимали на веру сообщения Натанзи, не обращая внимания на многие генеалогические и хронологические ошибки Натанзи. Меньшинство исследователей (Юдин В.П., Тоган A.З., Абусеитова М.Х., Джексон П., Тулибаева Ж.М.) выражает сомнение в достоверности сообщений Натанзи о происхождении Урус-хана от Орда-эджена, не фокусировать на других спорных моментах. Шамильоглу Ю. и Гаев А. давали резкую оценку Натанзи как совершенно ненадежному источнику. На основе анализа сообщений Натанзи, автор предлагает свое объяснение противоречиям, которые возникают при сравнительном анализе данных Натанзи и других авторов.
А.А.Порсин. Политика Золотой Орды в Восточной и Южной Европе в 50-х – 70-х годах XIII века В статье рассматривается система отношений, сложившаяся между Золотой Ордой и странами Восточной и Южной Европы в 50-е – 70-е годы XIII века. На основании сведений, содержащихся в различных источниках, анализируются как отношения между улусом Джучи и отдельными западными государствами, так и связанные с ними изменения в локализации владений отдельных джучидских кланов.
А.В.Парунин. К вопросу об обстоятельствах смерти хана Большой Орды Ахмата в 1481 году Данная статья посвящена отражению противостояния Московского Великого княжества, Большой Орды и Тюменского ханства в конце 1480 года в свете особенностей и обстоятельств разгрома войск и последующего убийства хана Ахмата. На основании многочисленных данных русских летописей анализируются ход и итоги военных столкновений, крах Большой Орды, а также последующие дипломатические контакты династии Шибанидов и Москвы в 1481 году.
В.П.Костюков. Несколько замечаний к походу Тимура Статья посвящена некоторым аспектам похода, совершенного Тимуром против Токтамыша в
Т.Г.Алпаткина, А.Д.Газизова. Стеклянные сфероконусы золотоордынского времени из Хорезма: уникальная находка 1956 года Статья посвящена памяти известного советского и российского археолога Беллы Ильиничны Вайнберг (1932–2010 гг.), научная деятельность которой была связана с Хорезмской археолого–этнографической экспедицией. В В данной работе впервые публикуются сфероконусы из Теке-Сенгира. На основании анализа привлеченных для сравнения подобных сосудов с памятников Средней Азии, Поволжья, Закавказья и Ближнего Востока делается вывод о том, что хорезмские экземпляры являются продукцией местного производства и могут быть датированы XIV в. Также на примере ряда стеклянных сфероконусов впервые рассматривается смена их форм на протяжении XI–XIV вв.
Г.-Р.А.-К.Гусейнов. Северо-Восточный Кавказ и Дагестан в составе Золотой Орды: об этническом составе населения, территориальных и административных пределах, статусе и генеалогии правителей Статья посвящена обоснованию положения о том, что в состав территориальных и административных пределов Золотой Орды входили не только равнинная и предгорная, как традиционно полагают историки-кавказоведы, но и горная часть Северо-Восточного Кавказа и Дагестана. Здесь ко времени установления золотоордынского контроля, в частности, на Северо-Восточном Кавказе, булгарское население сменилось кыпчакским, затем, в позднее средневековье, в горную и предгорную зону продвигаются из Закавказья будущие чеченцы и ингуши, первые из которых вытеснили из юго-восточной горной части региона и дагестаноязычное андийское население. Рассматриваются также статус и генеалогия правителей региона – представителей различных ветвей династии Джучидов. Для обоснования и уточнения некоторых положений используются сведения историко-лингвистического характера.
Орель Десей. Обоснование Актава из Золотой Орды в Оттоманской империи во времена Йылдырыма Баязида (перевод с французского языка Д.Шмелева) Публикуется перевод статьи видного румынского историка Орель Десея «Обоснование Актава из Золотой Орды в Оттоманской империи во времена Йылдырыма Баязида» с французского языка.
Заки Валиди Тоган. Восточно-европейская политика Тимура (перевод с немецкого языка Л.Калимуллиной) Публикуется перевод статьи Заки Валиди Тоган «Восточно-европейская политика Тимура» с немецкого языка. В статье рассматривается переписка Тимура с Баязитом.
Книги, изданные Центром золотоордынских исследований в 2009 году
Серия «История и культура Золотой Орды».
1. Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. Редактор издания И.М.Миргалеев. – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. – 232 с. Книга Ю.В.Селезнева посвящена элите Золотой Орды. Вниманию читателей предлагается именной указатель представителей татарской аристократии. Справочник состоит из историко-биографических статей о представителях элиты золотоордынского государства за XIII – первую треть XV вв. Биографии расположены в алфавитном порядке. Рецензию Р.Ю.Почекаева на эту работу смотрите в этом номере ежегодника. Также, рецензия Чарльза Гальперина в журнале «Ab Imperio».
2. Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды. Редактор издания И.М.Миргалеев. – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. – 260 с. Книга представляет собой первое в науке исследование права Золотой Орды. На основе широкого круга источников (правовых документов, актовых материалов, летописных сочинений) Р.Ю.Почекаев дает характеристику системы золотоордынского права, его основных принципов, рассматривает вопросы правового регулирования различных сфер жизни золотоордынского общества. Отдельно рассмотрен вопрос о действии и влиянии права Золотой Орды на Руси. На книгу Р.Ю.Почекаева написал рецензию академик АН РТ, профессор КГУ М.А.Усманов, который оценил высоко эту работу и его рецензия будет опубликована в журнале «Научный Татарстан».
3. Лушников О.В. Монгольская империя в историографии XVIII–XX вв. Редактор издания И.М.Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. – 116 с. Монография пермского историка О.В.Лушникова посвящена эволюции взглядов на проблемы становления, развития, упадка и наследия Великой Монгольской империи в зарубежной и отечественной историографии XVIII–XX вв.
4. Ушницкий В.В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). Редактор издания И.М.Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. – 116 с. Монография якутского исследователя В.В.Ушницкого посвящена вопросам происхождения и этнической истории кочевых племен Центральной Азии на рубеже VI–XIII вв.
Ежегодник Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. – Казань: Изд. «Фэн» АН РТ, 2009. – 262 с.
Серия «Золотоордынское наследие». Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII–XV вв.)». 17 марта
Поздравления юбиляров
С юбилеем!
В этом году свой 70-летний юбилей отмечает известный российский историк, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук, профессор Марк Григорьевич Крамаровский. В мировом научном сообществе Марк Григорьевич известен как крупнейший специалист в области истории и культуры Золотой Орды. Его труды неоднократно публиковались как в нашей стране, так и за рубежом, что является ярким свидетельством признания его достижений. Во многом благодаря его усилиям были сделаны значительные успехи в изучении истории и культуры Улуса Джучи. М.Г.Крамаровский в своих трудах стремится дать объективную оценку историко-культурному наследию Улуса Джучи. Изучение широкого круга исторических источников, в том числе привлечение собственных археологических изысканий, позволили ему сделать обоснованное заключение о существовании особой золотоордынской цивилизационной модели. Другим направлением деятельности М.Г.Крамаровского является музейная работа. Будучи ведущим научным сотрудником всемирно известного Эрмитажа, он приложил немало усилий для создания здесь стационарной экспозиции «Золотая Орда: история и культура», которая стала первым опытом в организации подобных выставок в нашей стране. Следует отметить, что данная экспозиция еще в Уважаемый Марк Григорьевич, примите наши сердечные поздравления по случаю Вашего 70-летнего юбилея! От всей души желаем Вам крепкого здоровья, счастья, благополучия и успехов в деятельности, направленной на дальнейшее изучение истории и культуры Золотой Орды! Рафаэль Хакимов, директор Института истории АН РТ
Поздравления юбиляру!
Успех любого научного периодического издания обеспечивается тесным сотрудничеством с представителями ученого мира. Не является исключением и ежегодник «Золотоордынская цивилизация». Именно этими словами хотелось бы начать свое поздравление нашего юбиляра Эдуарда Сальмановича Кульпина-Губайдуллина, которому в 2009 году исполнилось 70 лет. Эдуард Сальманович Кульпин-Губайдуллин достиг больших высот в научной деятельности, он является кандидатом экономических, доктором философских наук, действительным членом Российской академии естественных наук, главным научным сотрудником Института социологии РАН и Института востоковедения РАН. Э.С.Кульпин-Губайдуллин автор свыше 250 научных публикаций, в том числе 10 книг. Очевидно, что такие высоты были достигнуты им благодаря кропотливому труду и неутомимой энергии. Всем известно, что Эдуард Сальманович является продолжателем славных семейных традиций Губайдуллиных. Уже не одно поколение представителей этого знаменитого рода посвятило себя изучению исторического прошлого народов России. Не меньшую значимость имеет вклад Эдуарда Сальмановича в изучение истории Золотой Орды. Его исследования в указанной области характеризуются применением новых подходов и привлечением новых методов познания, что позволяет представить более полную картину исторических реалий того времени. Большинство исследователей весьма положительно оценивают применение новых методов, которые позволят сделать значительные дополнения в информационную базу золотоордынской истории. Эдуард Сальманович имеет давние и тесные связи с ученым миром Татарстана. Одним из проявлений такого сотрудничества является работа в рамках ежегодника «Золотоордынская цивилизация», издаваемого Центром золотоордынских исследований нашего института. Будучи одним из ведущих специалистов в области изучения Золотой Орды, Эдуард Сальманович является не только членом редакционной коллегии сборника, но и его постоянным автором. Уважаемый Эдуард Сальманович, позвольте поздравить Вас от имени всего нашего института с 70-летним юбилеем. Желаем Вам крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов и теплого дружеского сотрудничества. Рафаэль Хакимов, директор Института истории АН РТ
Творческого долголетия!
Я знаю Марка Григорьевича Крамаровского как одного из лучших специалистов в области изучения истории и материальной культуры Джучиева Улуса. Вот уже на протяжении многих лет Марк Григорьевич несет верную службу своему любимому делу, сохраняя верность избранной проблеме. Результаты этого служения сложной проблеме находят свое отражение не только в многочисленных публикациях, но и в музейных экспозициях Эрмитажа ( Здесь мне бы хотелось уделить внимание главному объекту его изучения в истории Улуса Джучи – его культуре, так как в этом деле Марк Григорьевич достиг значительных успехов, признанных научным сообществом. М.Г.Крамаровский рассматривает исторический феномен Золотой Орды как особую цивилизационную модель, что, на мой взгляд, представляется весьма плодотворным для понимания той роли, которую сыграла Золотая Орда в судьбах большинства народов, населявших широкие просторы Евразийского континента. Труды М.Г.Крамаровского отличаются своей фундаментальностью, глубиной анализа и широким охватом всевозможных аспектов ее истории. Этого невозможно достичь, если не привлекать все многообразие исторических источников, в особенности вещественных, которые требуют скрупулезного анализа и высокого профессионализма. Такой подход позволяет исследователю дать более объективную оценку золотоордынскому наследию. Рассмотрение данного аспекта приобретает актуальность в связи с тем, что она будет представлена в очередном выпуске сборника золотоордынской цивилизации. М.Г.Крамаровский пишет: «К концу XIII в. Золотая Орда оформилась в виде степной империи с целым рядом особенностей – этнических, хозяйственных, культурных, политических, идеологических, – ее целесообразно описывать с позиции собственной цивилизационной модели. Пора, наконец, осознать мертворожденность схемы «государства-паразита», которую предлагала нам вульгарная социология 20–50-х гг. прошлого века. Удобная в своей предсказуемости – ведь «исторический приговор» уже состоялся на уровне определения государства, она должна уступить место модели, основанной на аналитике». Всем известно, что в течение долгого времени изучение Джучиева Улуса находилось, можно сказать, под официальным запретом, здесь я имею в виду известное Постановление ЦК ВКП (б) от 9 августа Исследователь выделяет основные компоненты этой специфической золотоордынской культуры, которая вобрала все многообразие культурных номинантов не только народов, проживавших на широких просторах Улуса Джучи, но и народов, пришедших вместе с завоевателями: «Вместе с армией в половецкие степи пришли как собственно монгольские, так и иноземные новшества. Порой их трудно разделить: законы, военная организация, система налогов и повинностей, тип головных уборов, прическа, посуда, коллективные празднества, культ Неба – признаки, связанные с монгольской самобытностью, а также свидетельствующие о культурных заимствованиях. Но здесь же следует назвать ряд усвоенных инноваций времени Великого Монгольского государства – международная торговля и денежное обращение, домостроительство с каналами, чугунно- и бронзолитейное дело, керамическое и ряд других постоянно обновляющихся производств». Продолжением данной тематики являются исследования в области символики власти Чингизидов, значительный интерес вызывают наблюдения Марка Григорьевича относительно воинских поясных наборов, которые также являются элементами специфической имперской культуры Чингизидов. М.Г.Крамаровский в своих исследованиях развивает тезис о своеобразном сочетании двух хозяйственных типов – кочевнического (степного) и оседлого (сельского и городского). По мнению исследователя, именно в крупных городах государства складывалась новая общегосударственная культура, но уже не исключительно монгольская или только булгаро-татарская, также не кыпчакская, не хорезмийская, не итальянская, а ордынская, которая со времен хана Узбека все больше стала приобретать исламский характер. Для понимания и осознания золотоордынского наследия необходимо четкое структурирование исторического развития государства. М.Г.Крамаровский обоснованно выделяет три основных периода истории Улуса Джучи: раннеджучидский (до конца XIII века), который характеризуется выделением Улуса Джучи из монгольских территорий; среднеордынский (конец XIII – первая треть XIV века) и позднеордынский (1360-е – XV век). Отдельно следует отметить деловое сотрудничество Марка Григорьевича с казанскими исследователями, как одного из ведущих научных сотрудников Эрмитажа. М.Г.Крамаровский является одним из основных организаторов первых в истории России специальных выставок, посвященных истории и культуре Улуса Джучи, содержания которых нашли отражения в великолепных каталогах «Сокровища Золотой Орды» и «Золотая Орда: история и культура» (СПБ., 2000 и 2005). Марк Григорьевич всегда поддерживает конструктивные начинания наших специалистов не только своими ценными советами, но и непосредственно конкретным участием в работе различных научных форумов Казани, например, первой международной конференцией, посвященной источниковедению истории Улуса Джучи (1998), Исламской культуре в Поволжско-Уральском регионе (2001), истории и культуре Золотой Орды (2006) и др. Поздравляя замечательного исследователя с юбилеем, мы говорим: «Дорогой Марк Григорьевич! Желаем Вам крепкого здоровья и счастливого творческого долголетия!». М.А.Усманов, профессор Казанского университета
Юбиляру!
Одно из направлений научных исследований Эдуарда Сальмановича Кульпина-Губайдуллина – это поиски новых путей в изучении истории государства Джучидов. Это направление получило название социоестественной истории, под которым в широком смысле понимается исследование взаимодействия природы и общества. Социоестественная история призвана, прежде всего, преодолеть традиционный метода аннализа исторических явлений и событий. Исследователь в своей монографии «Золотая Орда. Проблемы генезиса Российского государства» (1998) пытается преодолеть однобокости и «перегибы» ряда историков, освещающих ее историю с известной долей идеологизации и ангажированностью. Эдуард Сальманович обоснованно утверждает, что Золотая Орда – первое государство, возникшее в прошлом на основной территории будущей Российской империи, объединившее в свое время все основные народы российского суперэтноса. Он строит свое исследование на широком сравнительном анализе уровня развития Западной и Восточной Европы в XIII–XV вв. Эдуард Сальманович, как и большинство исследователей, пишет о том, что в Золотой Орде сохраняется симбиоз оседлой и кочевой стихий, при этом отмечает, что в Улусе Джучи этот симбиоз был в значительной мере «механическим соединением» степного и городского миров, державшийся главным образом на единстве центральной власти ханов. Развитие караванной торговли способствовало процветанию золотоордынских городов. Исследователь обращает особое внимание на политику ханов по обеспечению безопасности караванной торговли и полагает, что порядок в государстве был не на словах, как в большинстве государств того времени, а на деле жестким и в некоторых своих чертах вполне цивилизованным. Исследователь также задается любопытным вопросом: был ли свободен человек в Золотой Орде? Отвечая на поставленный вопрос, Эдуард Сальманович отвечает, что жизнь подданного империи и его повседневная деятельность были несравнимо более защищены, чем у жителей Западной Европы того времени, государство поддерживало порядок и противостояло своеволию крупных и мелких феодалов, всевозможных чиновников и бандитов. Такой вывод не противоречит источникам. Исследователь особо выделяет отличительные черты Золотой Орды от европейских стран в мировоззренческой, идеологической сфере и главное, чем отличалась Золотая Орда от Европы, – это веротерпимость. Исследователь подчеркивает: «В мире средневекового насилия, где главным насилием было преследование иноверцев, центральная власть этого государства, хотя могла, никогда не навязывала подданным какую-то одну религию». Таким образом, Эдуард Сальманович при изучении истории Улуса Джучи пытается дать более или менее объективную картину развития этого государства и всячески подчеркивает высокий уровень развития Золотой Орды. Уважаемый Эдуард Сальманович! Примите мои сердечные поздравления с вашим 70-летним юбилеем! От всей души желаю Вам дальнейших успехов, долголетия, крепкого здоровья и благополучия! М.А.Усманов, профессор Казанского университета
Отзывы и рецензии
Р.Ю.Почекаев. Рецензия на книгу: Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. Научно-справочное издание / Ред. И.М.Миргалеев. – Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. – 232 с. Статья представляет собой рецензию на недавно вышедшую книгу Ю.В.Селезнева «Элита Золотой Орды». Автор рецензии характеризует многочисленные достоинства книги, которая представляет собой большое подспорье для исследователей Золотой Орды, а также останавливается на ряде недостатков, которые имеет книга Ю.В.Селезнева (как и любой фундаментальный труд).
Ж.М.Сабитов. Рецензия на новый перевод Муизз ал-Ансаб Сочинение Муизз ал Ансаб было составлено в 1427 году по приказу Шахруха и дополнено при его приемниках. Муизз ал Ансаб является одним из важнейших источников по генеалогии джучидов 13-15 веков. Муизз ал Ансаб вместе с Рашид ад-Дином и Таварих-и гузида-йи нусрат-нама образуют три кита, на которых стоят все наши знания по генеалогии джучидов в 13–15 веках. Первый перевод составителей СМИЗО, содержал методологические ошибки, обнаруженные Султановым Т.И. Новый перевод, осуществленный Вохидовым Ш., имеет ряд суще-ственных ошибок, из-за того, что переводчик не привлекал Таварих-и гузида-йи нусрат-нама, а использовал только генеалогии из Шуаб-и панджагана Рашид ад-Дина для проверки правильности интерпретации генеалогий джучидов.
О третьем томе «Истории татар» (История татар с древнейших времен. В семи томах. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Казань, 2009. – 1056 с.) (И.М.Миргалеев, Л.Ф.Абзалов)
О книге Почекаева Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. – СПб.: Евразия, 2010. – 408 с. (И.М.Миргалеев)
Памяти Владимира Петровича Костюкова – коллеги и друга
15 декабря Мое знакомство с Владимиром Петровичем состоялось в июле Прежде всего, следует сказать о нем как о человеке – очень приятном и легком в общении, быстро находившем общий язык с окружающими и навсегда сохранявшем теплые отношения с людьми, с которыми он когда-то познакомился и обнаружил общие интересы. Владимир Петрович был человеком очень общительным, вел обширную переписку с российскими и зарубежными учеными, участвовал в научных конференциях, очень органично вписывался в любые формальные и неформальные мероприятия, всегда умея поддержать разговор, уместно пошутить, привести пример из жизни или же серьезно высказать свое мнение или замечание «в тему». В.П.Костюков был, прежде всего, археологом и в качестве такового трудился в научно-исследовательском секторе Челябинского госуниверситета в должности научного сотрудника, постоянно ездил в экспедиции. К сожалению, не будучи специалистом, я не могу объективно оценить достижения Владимира Петровича в этой сфере, которая была для него основной. Однако, судя по отзывам его коллег-археологов, он пользовался их большим уважением, и его исследования всегда привлекали внимание специалистов, на них ссылались, они вызывали интерес и обсуждения. И, несомненно, для археологов уход Владимира Петровича из жизни стал не меньшей утратой, чем для историков Золотой Орды. Кстати, сам Владимир Петрович рассказывал, что историей и археологией Золотой Орды он занялся совершенно случайно: прежде он занимался эпохой бронзы, а золотоордынскую археологию начал осваивать прямо на раскопках – параллельно изучая теорию. Это было вполне в духе Владимира Петровича: браться за новую сферу и стремиться освоить ее по максимуму. Именно поэтому он не стал замыкаться на чисто археологических аспектах исследуемой им проблематики и взялся за более широкое изучение истории Золотой Орды. В чем также добился значительных результатов и занял видное место среди современных джучидоведов. Вот об этих-то его трудах и хотелось бы поговорить немного подробнее – об изысканиях по истории Монгольской империи, Золотой Орды и в особенности Улуса Шибана, изучение которого стало главным направлением исследований В.П.Костюкова в последние годы. На мой взгляд, именно в этих работах наиболее ярко и широко проявились его широкая эрудиция, таланты исследователя, неповторимый авторский стиль и смелость экспериментатора. Последнее было особенно необходимо, ведь Владимир Петрович смело брался за нетривиальные, малоизученные темы. Так, например, в статье «О Сартаке, или Где решалась судьба Ирана» он практически впервые рассмотрел личность и деятельность Сартака, сына и преемника Бату на троне Золотой Орды, его роль в политике Монгольской империи середины XIII в. В работе «Иранский поход Хулагу: предыстория» проанализированы причины и обстоятельства организации монгольского похода против Багдадского халифата. Большой интерес и внимание специалистов привлекли объемные статьи «Была ли Золотая Орда «Кипчакским ханством?» и «Буддизм в культуре Золотой Орды», опубликованные в «Тюркологическом сборнике»: в них В.П.Костюков использовал данные собственных археологических изысканий для доказательства более общих исторических концепций. И его оппонентам всегда было очень трудно спорить с его аргументацией, подкрепленной, к тому же, данными исследований в сфере материальной культуры. Важной и, можно сказать, программной статьей Владимира Петровича стала работа «Улус Джучи и Синдром федерализма», в рамках которой он фактически начал разработку концепции золотоордынского «федерализма», усомнившись в безусловном подчинении восточного крыла (Синей / Белой Орды) сарайским ханам и высказав предположение о его относительной самостоятельности и значительной роли в политике Монгольской империи вплоть до рубежа XIII–XIV вв. Ну и, конечно же, особенным вниманием Владимира Петровича пользовалась история Улуса Шибана, которой он занялся с середины 1990-х гг. Именно по этой тематике он защитил свою кандидатскую диссертацию «Памятники кочевников XIII–XIV вв. Южного Зауралья (к вопросу об этнокультурном составе Улуса Шибана)» в Конечно, далеко не все построения и трактовки Владимира Петровича вызывали безоговорочное согласие коллег, по многим вопросам с ним дискутировали другие исследователи (не скрою, что мне также случалось не раз вступать с ним в спор по ряду моментов). Однако никто не спорил с тем, что все утверждения Костюкова всегда были аргументированы и подкреплены ссылками на соответствующие источники. Меня всегда восхищала его удивительная способность видеть в источниках (включая и те, которые являются общедоступными и широко используются в исследованиях) такие детали, такие мелочи, которые другие тоже видели, но почему-то не заостряли на них свое внимание. И когда он указывал на какой-то факт, мне лично всегда становилось немного стыдно, что я сам не заметил такой очевидной информации. Работоспособность Владимир Петровича была потрясающей: в последние годы он писал по 1–2 статьи или доклада для конференций в месяц, причем большинство его работ были довольно объемными (редко менее 20 печатных страниц), тщательно вычитаны и снабжены богатым ссылочным и библиографическим аппаратом. Иногда их содержание пересекалось, но это лишь облегчало работу с трудами Владимира Петровича, которые охватывали столько направлений и аспектов золотоордынской истории. Чтобы сделать свои работы еще более безупречными, В.П.Костюков имел обыкновение направлять черновые варианты своих статей ряду коллег для предварительного ознакомления и с благодарностью принимал их соображения и критику и никогда не забывал поблагодарить за помощь – лично или в своих публикациях. Кроме того, нельзя не отметить, что Владимир Петрович, проживая в Челябинске, вовсе не был, так сказать, «региональным», «местечковым» исследователем. Есть такие – они мусолят одну и ту же тему, опираясь лишь на те источники и исследования, которые имеются в местных библиотеках, а в ответ на упреки в том, что не используют необходимую литературу по своей тематике, приводят «непробиваемый» аргумент: в их библиотеке таких работ нет. Владимир Петрович имел замечательную собственную библиотеку, старался приобретать книги и статьи по всему миру (в т.ч. и через Интернет-магазины), активно обменивался с коллегами электронными версиями и в своих работах скрупулезно учитывал самые новейшие исследования, вышедшие по тематике, которой он занимался. Кроме того, он активно участвовал и в научных мероприятиях – подготовке тематических сборников, научных конференциях, круглых столах и пр. Его выступления и работы всегда привлекали внимание, вызывали множество вопросов и оживленные дискуссии. Тонкий и деликатный, сдержанный, по-настоящему интеллигентный человек, Владимир Петрович в своих работах, тем не менее, мог быть достаточно резким, доказывая свою точку зрения и критикуя работы своих оппонентов в целом или же те отдельные утверждения даже коллег-единомышленников, с которыми не соглашался. Порой возникало ощущение, что Владимир Петрович специально выискивал в работах коллег спорные моменты, которые зачастую служили отправной точкой для его собственных исследований. Однако ни одно его критическое замечание не производило впечатления чистого критиканства: все его контрдоводы всегда были обоснованы и логичны – пусть и не всегда с ними можно было полностью соглашаться. В споре Костюков мог быть ироничным, порой даже язвительным, зачастую мог развить тезисы оппонента, доведя их до полного абсурда и апеллируя к здравому смыслу – даже если шел вразрез с текстом источников, которые Владимир Петрович всегда рекомендовал не принимать буквально и с абсолютным доверием, а учитывать цели и задачи их создания (что он и сам делал в своих работах). Однако в процессе дискуссии Костюков всегда умел вовремя увидеть, когда спор заходит в тупик, переходит в стадию «переливания из пустого в порожнее», и начинается повторение уже ранее приведенных доводов. И в таком случае чаще всего сам первым предлагал такую дискуссию прекратить. К проявлениям же непрофессионализма Владимир Петрович всегда был весьма суров. При этом для него не служили извинением ни молодость и неопытность таких исследователей, ни его собственные дружеские отношения с ними. Он всегда жестко, без скидки на молодость и неопытность, критиковал молодых ученых, обращавшихся к нему за консультациями или рецензиями на свои работы. И тот факт, что они даже после довольно жестких отповедей Владимира Петровича вновь обращались к нему, свидетельствует о справедливости и объективности его критических суждений. Не менее резко он реагировал и на работы более зрелых специалистов, если видел в них методологические или фактические ошибки, попытки «подогнать факты». Так, он (хотя и после долгих колебаний) опубликовал рецензию «В защиту доброкачественности (О монографии Д.Н.Маслюженко Этнополитическая история лесостепного Притоболья в средние века. – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2008. – 168 с.)», в которой очень сурово отозвался об упомянутой монографии, несмотря на то, что поддерживал вполне благожелательные отношения с ее автором и в свое время даже был его оппонентом на защите диссертации. Как человек, уверенный в своих знаниях, Владимир Петрович часто не мог найти себе соавтора для своих трудов (мне лично известна только одна его работа, написанная в соавторстве). Он так прямо и говорил: «Моему соавтору нужно быть заранее готовым к тому, что наша совместная статья – это моя статья». Тем не менее, меня это не пугало, и полностью доверяя его компетентности, лично я готов был пойти на такой формат сотрудничества, и мы с ним даже начали обсуждение совместной работы по истории отношений Монгольской империи и Золотой Орды. К сожалению, не сложилось… Владимир Петрович заканчивал работу над своей монографией по истории Улуса Шибана. Судя по отдельным публикациям в рамках ее тематики, эта работа должна была стать настоящим прорывом в области истории политико-административного устройства Золотой Орды. Он также готовился приступить к написанию своей докторской диссертации, а после защиты планировал съездить с семьей в Петербург. Таким образом, программа была составлена на несколько лет вперед. И, зная, характер и компетентность Владимира Петровича, можно было не сомневаться, что все планы будут реализованы в срок и на высшем уровне. И вот совершенно внезапно, неожиданно он вдруг ушел из жизни. Науке его, безусловно, будет очень и очень не хватать. Особенно – истории Золотой Орды, которой на должном уровне и так занимались единицы. Владимир Петрович Костюков был одним из самых ярких и нестандартных представителей джучидоведения и, несомненно, таким останется в нашей памяти. Р.Ю.Почекаев
| |
|