www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:10 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел истории общественной мысли и исламоведения / Валеева-Сулейманова Гузель Фуадовна |
|
Валеева-Сулейманова Гузель Фуадовна
ФИО Сулейманова-Валеева Гузель Фуадовна
Образование высшее, архитектурный факультет Казанской архитектурно-строительной Академии. Окончание - 1974 г.
Место работы Институт истории АНТ, отдел истории общественной мысли и исламоведения; Институт Татарской энциклопедии, главный редактор раздела «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство»; профессор Казанского Университета культуры и искусства
Должность главный научный сотрудник
Уч. степень доктор искусствоведения
Уч. звание старший научный сотрудник
Сфера научных интересов: история татарского декоративного и изобразительного искусства, архитектуры; мусульманского искусства Поволжья и Приуралья
Основные научные труды Монографии: Монументально-декоративное искусство Татарии. - Казань, 1984; Древнее искусство Татарстана (с древнейших времен до середины 16 века). (Соавтор Ф.Х.Валеев) - Казань, 1987 (1 издание); Казань, 2002 (2 издание); Декоративно-прикладное искусство казанских татар (соавтор Р.Г.Шагеева) - М., 1990; Декоративное искусство Татарстана (1920-1990 годы) - Казань, 1995; Искусство керамики Татарстана. Художник Б.Шубин - Казань, 2000.
Знание языков русский, татарский, английский
Телефон: (843) 292-82-99, факс (007-843)-2928482
Е-mail: valeeva_art@mail.ru , history@tataroved.ru
Дополнительные сведения
Дата заполнения 08.10.2007
Из книги Ю.Г.Нигматуллиной «Системно-комплексное исследование художественного творчества: история научного направления в Казанском университете». - Казань: Фэн, 2004. - 251 с.
стр. 196-200
«…в) Системно-комплексное исследование татарского декоративного искусства Научные исследования доктора искусствоведения Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой на тему «Декоративное искусство Татарстана. Истоки национальных традиций, история современного развития» впервые предлагают систематизированное изложение истории татарского декоративного искусства на всем протяжении его существования [Валеева-Сулейманова Г.Ф. Монументально-декоративное искусство Советского Татарстана, - Казань, 1984; Древнее искусство Татарии. - Казань, 1987 (соавтор - Валеев Ф.X.); Декоративное искусство Татарстана. - Казань, 1995]. Охватывается громадный по объему материал, от глубокой древности искусства тюрков до современного состояния татарского искусства, включая работы представителей татарской диаспоры. Материал исследования включает комплекс монументально-декоративных и декоративно-прикладных видов искусства, развивавшихся в двух типах творчества - народном и профессиональном. Принципиальной является выработка целостной научной концепции, базирующейся на методе комплексного историко-искусствоведческого исследования. Специфика татарского декоративного искусства такова, что требует системного подхода к его изучению, объединения данных разных наук: искусствоведения, археологии, этнографии, фольклора, исторического источниковедения и др., без которых создание полноценной истории этого вида искусства не представляется возможным. Работа по существу является первым сводом, в котором декоративное искусство татар и Татарстана рассматривается не столько с точки зрения творческого процесса развития, но как целостное явление, детерминированное историческими, этническими и социально-экономическими факторами, как развитая художественная система, внутри которой дается хронологическая, типологическая и видовая дифференциация. На каждом историческом этапе раскрывается приоритетность того или иного методологического подхода в анализе исследуемого материала. Однако основной принцип - системное рассмотрение явлений искусства в эстетическом и этническом аспектах. В теоретическом плане работа подразделяется на две части. Первая часть охватывает исторический материал с анализом его по хронологическим этапам, начиная с первых государственных , образований татар в Восточной Европе. Выявляется собственный вклад автора в теоретическое осмысление истории декоративного искусства татар, которая систематизируется по таким крупным блокам: 1) предбулгарская и булгарская древность; 2) мусульманское средневековье; 3) становление общенационального искусства татар в рамках Российского государства. Прослеживая генезис декоративного искусства, автор раскрывает инвариантное ядро в наследовании художественных традиций, выявляя его в симбиозе оседлой и кочевой, этнической и мусульманской культур. Ею предлагается типология взаимодействия в рассматриваемых явлениях «салтовского» (болгаро-аланского), средневекового мусульманского (период Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства) и общенационального искусства татар Среднего Поволжья XVIII - начала XX вв. Раскрывается роль этноэстетических критериев в развитии художественного языка, в изобразительных принципах искусства, в формировании его национальных особенностей. Впервые поставлена проблема татаро-кипчакского компонента и кочевой степной культуры в формировании средневекового искусства, что по-новому высвечивает культурогенез татар Поволжья. Новый подход лишен прежних стереотипов прямолинейности в преемственной передаче традиций искусства от волжских булгар как единственных предков татар и направлен, прежде всего, на выявление факторов, обусловивших симбиоз и синкретичность искусства татар, выработавшего свой собственный художественный стиль. После долгих лет умалчивания роли татаро-монгольского государства в истории татар восстанавливается существовавшее ранее связующее звено между культурами Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Процессы цивилизационной интеграции в регионе Среднего Поволжья раскрываются автором через переосмысление понятия «мусульманское искусство» в предложенной концепции данного типа искусства. Декоративное искусство и архитектура татар включают не только собственно этнические, но и сформировавшиеся на протяжении столетий традиции исламской цивилизации, оказавшей влияние на становление системы художественно-эстетических ценностей. Во взаимодействии рождается собственный стиль в искусстве, формируются региональные черты мусульманской культуры, раскрывается механизм этнокультурных процессов в синтезе культур. На примере искусства татар Поволжья выявляется и акцентируется тюркский компонент в мусульманской культуре, раскрываются этапы развития этнорегиональных особенностей этой культуры со времени принятия ислама до начала XX в. Важное практическое значение в этом аспекте имеет разработанная автором методика атрибуции наименее известных исследователям произведений мусульманской культуры периода Казанского ханства. Она основывается на преемственности стилевого своеобразия и инварианта в художественно-ремесленных традициях, в привлечении синхронного и диахронного материала. Раскрываются историко-художественные особенности в стадиальном развитии мусульманского искусства Поволжья и реконструируются стилевые параметры и архетипы форм. В итоге были предложены научные критерии в атрибуции прежде анонимных произведений татарского декоративного искусства, выявленных автором в фондах крупных музеев (Оружейная Палата, Государственный Музей этнографии народов России и др.). Заслуживают внимания теоретические положения автора, касающиеся формирования общенационального искусства татар из региональных этнических компонентов. Основным является тезис о том, что в основе его лежит городская культура казанских татар, этнокультурные традиции, сложившиеся в период со второй половины XVIII до середины XIX вв. Для этого периода автором было введено понятие «национальный классический этап», раскрыты его проявления в характерных особенностях традиционных видов декоративного искусства, сохранивших черты культуры феодальной эпохи. Автор обосновал свою позицию относительно процессов интеграции элементов европейской культуры в сложившиеся формы традиционного, мусульманского искусства. Будь это влияние стиля барокко или классицизма, модерна или эклектики или движение мусульманского реформаторства, способствовавшее проникновению европейского изобразительного искусства и становлению творчества профессиональных художников, получивших академическое образование, - это те нововведения, которые легли в основу общенациональной культуры татар нового времени. Выводы автора, основанные на анализе материала по декоративному искусству, охватывавшему в дореволюционный период почти все сферы материально-духовного производства, имеют всеобщее историко-культурное значение и углубляют теоретико-методологический аспект исследований в области национальной культуры. Во второй части работы по существу раскрываются закономерности развития искусства татар в новейшей истории, в основном в границах Республики Татарстан. Проблематика декоративного искусства современной эпохи: с 1920-х до середины 1990-х гг. была разработана автором впервые. Результаты исследования опубликованы в монографии «Декоративное искусство Татарстана». В ней привлечен огромный фактологический материал, классифицированный хронологически, по областям и видам искусства, включен в стройную систему концептуального изложения. Рассматриваются не только профессиональное, но и народное искусство, художественные промыслы, теоретически осмысливается взаимодействие данных типов творчества. Автор охватывает все периоды. В научный оборот введен новый документальный, архивный материал, особенно по периоду 1920-х-1950-х гг. из российских и татарстанских архивов и музейных фондов. Разворачивается достаточно интересная картина развития современного искусства, в которой автор переносит акцент с кризисности явлений на живительные основы народных традиций, раскрывая их в произведениях современных художников. Этап с 1930-х до середины 1950-х гг. связан с возрождением традиций, с 1950-х гг. они приобретают интернациональное звучание. Период со второй половины 1950-х до начала 1990-х гг. охватывает обширный и разнообразный материал, в который включаются все виды декоративного искусства, всего более трехсот имен художников и мастеров. Выявление ведущих тенденций и возможных путей развития является особенно актуальным. Раскрывается система декоративного искусства через анализ индивидуальной творческой деятельности, серийного производства, художественного образования, музейной и выставочной практики. Теоретическое осмысление комплекса проблем, связанных со спецификой природы декоративного искусства, в котором сочетаются уникальное творчество и массовое тиражирование, традиции и инновации, новые формы функционирования произведений со старой художественно-технологической системой, происходит в рамках авторской концепции о роли художественного наследия в становлении своеобразия современного искусства. Выявляются процессы возрождения и развития традиций татарского декоративного искусства художниками разных национальностей, каждый вид и жанр этого искусства анализируется в ракурсе исторического развития, вклада в новую систему художественных ценностей. В целом труды Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой относятся к исследованиям феномена национально-регионального искусства и занимают самостоятельное место в комплексном подходе к его изучению».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
| |
|