www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 12 декабря 2024, 19:08 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Искусство / Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана |
|
Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана
Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2002. - 104 с.
В книге раскрываются страницы истории искусства Татарстана начиная с древнейших времен и до середины XVI в. Издание посвящается 1000-летию города Казани и 80-летию Ф.Х.Валеева.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Первобытное искусство края Искусство палеолита, неолита, эпохи меди, бронзы и железа (40 тыс. лет до н.э. - I тыс. до н.э.) Искусство ананьинской (VIII-III вв. до н.э.) и пьяноборской (II в. до н.э. - V в. н.э.) культуры Из истории праболгар В составе гуннского объединения Болгарские племена Волжские булгары Раннебулгарское искусство (VIII-IX вв.) Общие особенности искусства ранних булгар (образы, художественные средства) Художественный металл, украшения и детали одежды Художественная керамика и другие виды искусства Архитектура Искусство волжских булгар домонгольского времени (X - I половина XIII в.) Строительное искусство и архитектура Декоративно-прикладное искусство Художественный металл Ювелирные украшения Художественная керамика Художественная обработка кости и другие виды искусства Орнамент Искусство II половины XIII - начала XV в. (золотоордынский период) Архитектура Резьба по камню (надгробия) Декоративно-прикладное искусство Искусство XV - I половины XVI в. (период Казанского ханства) Развитие культуры. Казанское зодчество Художественное творчество Заключение Перечень иллюстраций Список условных сокращений
От авторов Данная книга является вторым доработанным изданием вышедшей в свет в 1987 году работы «Древнее искусство Татарии». Ее концепция, научные положения и анализируемый материал сохраняют свою актуальность. Во-первых, работа была задумана и написана как обобщающее исследование по истории древнего и средневекового искусства татар, и в этом роде она до сих пор остается единственной. Во-вторых, были введены в научный оборот материалы, характеризующие истоки и эволюцию татарской художественной культуры на базе обширного иллюстративного материала, авторских реконструкций произведений искусства, являющихся уникальными.
Десятилетие, прошедшее после издания книги, подтвердило верность ее основных теоретических положений. Более того, глава «Из истории праболгар», освещающая культуру далеких предков татар с эпохи гуннов, стала моделью для позднейших исследований историков, которые древний период истории татар начинают с гуннов. В последние годы была восстановлена историческая правда, касающаяся культуры и искусства Золотой Орды и татар как общеэтнической целостности. Однако в концептуальных рамках книги раскрывается развитие искусства на территории Татарстана и в регионе Среднего Поволжья, рассматриваются самобытные художественные явления, относящиеся преимущественно к истории культуры волжских булгар - предков одного из ведущих компонентов татарской нации - казанских татар. Поэтому в данном теоретическом аспекте монография продолжает оставаться фундаментальной и может быть дополнена только новыми фактическими данными. Она может явиться и основополагающей частью более обширного исследования по общеэтнической истории, искусству и культуре татар. Книга обогащена дополнительным иллюстративным материалом, по-новому представлены ее дизайн и художественное оформление. Г.Ф.Валеева-Сулейманова 30.10.2000
ВВЕДЕНИЕ Представленная вниманию читателя работа открывает новую страницу в обобщающем исследовании истории искусства Татарстана. Ее появлению предшествовали серия монографических исследований, главы в нескольких коллективных монографиях, а также более сотни статей, опубликованных в различных научных сборниках и журналах1. Кроме этого, привлекались материалы археологических раскопок, и среди них так называемой салтовской или салтово-маяцкой культуры2. Это создало предпосылки для появления такого труда, в котором искусство и архитектура волжских булгар и их потомков - казанских татар - рассматриваются в генезисе, как единый непрерывный процесс, включающий в себя преемственность древних и средневековых традиций, и в т.ч. салтовской культуры.
Искусство салтовцев - болгаро-алан, составивших основу населения Хазарии (куда входили и волжские булгары), является не только синтезом художественных достижений древней степной культуры болгар и высокого искусства алан, но и искусством, оформившимся под значительным влиянием эллинизированной культуры приазовско-причерно-морских городов, а также Закавказья и Ирана, импульсы воздействия которых обнаруживаются в последующем развитии искусства и архитектуры волжских булгар3. Явления салтовской культуры прослеживаются в строительном деле и архитектуре булгарских построек из камня и кирпича, дерева (оборонные, сооружения общественного и жилищного назначения), в булгарском искусстве - ювелирном, художественном металле, керамике, в орнаменте.
Волжская Булгария явилась крайним восточным рубежом распространения салтовской культуры, которая не имела проявлений в культуре печенегов, кипчаков, золотоордынских татар, башкир, чувашей, имевших иные этнокультурные истоки4. Проявления этой культуры прослеживаются у огузов, что связано, как и у волжских булгар, с сармато-аланским компонентом в их этносе. Отсюда и происходит имеющаяся общность в искусстве, этнографических особенностях культуры казанских татар (в основном Заказанья) и потомков огузов-туркмен (племена йомутов, сарыков, текинцев), это проявляется в сходстве и родственности многих форм украшений, орнаментальных комплексов5, в одежде, головных уборах и др. Традиции салтовской культуры волжских булгар довольно устойчиво сохраняются у казанских татар и стали основой высоких достижений в области архитектуры, строительного дела и искусства.
Памятники художественного творчества волжских булгар и казанских татар требуют комплексного историко-искусствоведческого подхода к их исследованию, отражающему как художественное мировоззрение в его историческом развитии, так и жизненную практику народа, воплощающуюся в его материальной и духовной культуре. Предлагаемая работа ставит своей задачей дать целостную картину развития искусства Татарстана с древнейших времен с характеристикой всех составляющих это искусство компонентов: от художественно-технических средств до национально-самобытной образности и стиля в их генетической закономерности развития.
Известная сложность в раскрытии искусства древности и средневековья заключается в существующей недостаточности, а иногда и в полном отсутствии археологического материала, что лишает возможности охарактеризовать все виды художественного творчества волжских булгар и казанских татар. Тем не менее первый опыт обобщения имеющегося материала привлечет, как надеются авторы, внимание широкого круга исследователей, а также творческих работников, художников, архитекторов, дизайнеров и всех тех, кого интересует история искусства татарского народа.
Авторы приносят благодарность сотрудникам Государственного исторического музея, Оружейной палаты Московского Кремля, Музея этнографии народов России, Национального музея РТ, предоставившим для написания данной работы возможность изучения коллекций произведений искусства волжских булгар и казанских татар. Иллюстрации в виде черно-белых фотографий, зарисовок и реконструкций сделаны доктором искусствоведения Ф.Х.Валеевым; цветные фотографии - В.Е.Смирновым.
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Валеев Ф. X. Орнамент казанских татар. - Казань, 1969; Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. - Йошкар-Ола, 1975; Архитектурно-декоративное искусство казанских татар. Сельское жилище. - Йошкар-Ола, 1975; Народное декоративное искусство казанских татар. Его развитие и истоки (по материалам XVIII - начала XX вв.).- М., 1982. Докторская диссертация. Рукопись. Хранится в библиотеке Российской Академии художеств; Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань, 1984; Народное изобразительное искусство. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967; Казанское ханство (при участии Ш.Ф.Мухамедьярова) //История Татарской АССР. - Казань, 1968; Искусство прошлого казанских татар //Казан утлары. - 1984.- № 6 и др. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Монументально-декоративное искусство Советской Татарии. - Казань, 1984; Критерии художественности в ювелирном искусстве казанских татар. Критерий художественности в литературе и искусстве. - Казань: Изд-во КГУ, 1984; Древнеалтайские параллели в народном искусстве казанских татар. Историко-культурные контакты народов алтайской языковой общности. - М., 1986; Проблема салтовской культуры в изучении генезиса культуры народов Среднего Поволжья. Материалы VII международного конгресса финноугроведов. - Дебрецен, 1990; Проблемы изучения искусства волжских булгар золотоордынского времени //Из истории Золотой Орды. - Казань, 1993 и др.
2. Название археологической культуры по могильнику в Верхнем Салтове (на р.Северный Донец в р-не г.Харькова) и городищу Маяцкому в верховьях Дона. - См.: Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. - М., 1967.
3. Салтовские истоки культуры и искусства волжских булгар, к сожалению, совершенно не учитываются в трудах искусствоведов, в частности в книге Д.К.Валеевой «Искусство волжских булгар Х - начала XIII вв.» (Казань, 1983).
4. Предки чувашей своим происхождением, как мы полагаем, связаны с гуннами, появившимися в крае до волжских булгар, минуя районы Северного Кавказа и Приазовья. Этим объясняется отсутствие в их культуре салтовских истоков, как и устойчивое сохранение в искусстве архаизированного орнаментального комплекса, почти целиком отсутствующего в искусстве волжских булгар и казанских татар. Корни его уходят в искусство восточно-азиатских народов первой половины I тыс. н.э.
5. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. - Казань, 1969. - С.139.
| |
|