www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Пятница, 24 марта 2017, 11:11

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел новейшей истории / Публикации сотрудников на сайте / Знаменитость всероссийского масштаба (Закир ишан Камалов)
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Бушуев Алексей Сергеевич  •  Миронова Елена Валерьевна  •  Абдрахманов Рафик Файзиевич  •  Галлямова Альфия Габдульнуровна  •  Кабирова Айслу Шарипзяновна  •  Ханипова Ильнара Ильдусовна  •  Халитов Нияз Хаджиевич  •  Габдрафикова Лилия Рамилевна  •  Хайрутдинов Рамиль Равилович  •  Публикации сотрудников на сайте
Татарское просвещение в зеркале истории (дооктябрьский период)  •  Из истории татарских нелегальных изданий в дореволюционный период  •  Знаменитость всероссийского масштаба (Закир ишан Камалов)  •  Творчество, обращенное в будущее (Фатых Амирхан) (1886-1926)  •  Яна бистэ  •  Осуществление закона о государственном языке в Татарстане (20-е годы)  •  Законодательные акты по огосударствлению татарского языка в Татарстане (20-е годы и настоящее время)  •  Заглядывая в прошлое  •  Роль торгово-промышленного капитала в развитии здравоохранения в Адмиралтейской и Ягодной слободах г. Казани

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Знаменитость всероссийского масштаба (Закир ишан Камалов)
    Амирханов Р.У.
     

    Амирханов Равиль Усманович - доктор исторических наук, 6.12.2001.

     

    Знаменитость всероссийского масштаба (Закир ишан Камалов)

     

    Одним из крупных деятелей, смыслом жизни которых стало служение своему народу, своей умме, был Мухамед-Закир, сын Габдул-Вагапа, Камалов (или, по-другому, Абдул-Вагапов, 1804-1893). Он в течение почти полувека служил имам-хатыбом в г. Чистополе, содержал весьма крупное по тем временам медресе «Камалия» (т.е. своего имени), дал путевку в жизнь сотням молодых людей, прибывших сюда для получения образования из самых различных уездов и губерний России. Причем надо заметить, что если Зайнулла ишан Расулев (1833-1917) был лидером суфийского ордена Накшбандийа на юго-востоке России, то М.-З.Камалов выступал в таковом качестве в центральной части страны. Он был назначен имам-хатыбом Чистопольской мечети распоряжением Казанского губернского правления 17 сентября 1846 г.

     

    Семья Закира Камалова была большой, в ней от двух браков насчитывалось по меньшей мере 18 детей. Дети от второго брака связали свои судьбы с рядом знаменитостей тюрко-татарского мира. Так, Амина вышла замуж за муллу Наджиба Тунтари, Камиля - за муллу Наджиба Амирхана, Гарифа - за муллу Гарифа Уразгильдиева, Асмаи-Галия стала женой знаменитого теолога Мусы Бигиева, Уммугульсум - женой фабриканта Абдуллы Акчурина, Шамсениса - женой «ярлы» (бедного) Рустема Акчурина, Джуайрия - женой педагога Миргалима Мансурова и т.д.

     

    Будучи образованным и практичным человеком, Закир ишан Камалов еще в начале своей деятельности в г. Чистополе построил на свои (и семейные) деньги добротное помещение для медресе и с 1847 г. стал преподавать в нем традиционные предметы своего времени. Позднее, в 1893 г., в духовном завещании М.-З.Камалов писал, что в этом медресе на протяжении 46 лет на собственные средства он обучал богословским наукам и утверждает право преподавать сыну Ибрагиму (1876-1930) и другим ответственным лицам, не выходя за рамки, предприсанные ишаном при его жизни, только религиозные дисциплины, а также татарский, арабский и персидский языки (то было знамением времени, и Камалов не мог нарушить существующие традиции). Судя по официальным данным, в 1874 г. в этом медресе обучалось 45 мальчиков, в 1883 г. - 60. Известно, что медресе «Камалия» и мектеб при нем были построены в разные годы (и реконструированы) на средства Закир ишана и целиком содержались за его же счет. Вот почему он имел полное право распоряжаться учебным заведением, программой обучения и воспитания по своему личному усмотрению.

     

    Согласно неофициальным данным, в конце 80-х гг. XIX в. в «Камалии» (в четырех корпусах) обучалось одновременно около 400 шакирдов из Казанской, Уфимской, Самарской и других губерний. Из его стен вышли известные крупные общественные деятели и просветители - Р.Фахреддин (1959-1936), Ф.Карими (1870-1937), Г.Гафуров-Чыгтай (1867-1942), Х.Файзи-Чистапули (1971-1933), классик татарской литературы Г.Исхаки (1878-1954), деятель революционного движения, журналист и педагог Ф.Туктаров (1880-1938) и др.

    Закир Камалов, кроме всего прочего, имел широкую известность мецената, хотя особым богатством при многочисленности своего семейства не отличался. Так, в 1882 г. на его средства была построена мечеть 2-го прихода.

     

    В одном из архивных документов 1893 г. есть такие строки о М.-З.Камалове: «Он был хорошо известен в мусульманском мире, и не только в Казанской губернии, но и далеко за ее пределами... Такую широкую известность мулла Мухамед-Закир приобрел своею обширною ученостию в мусульманских науках и безупречных, с точки зрения магометанского шариата, образом жизни. Он был в глазах татарского общества и ученый, и святой ишан как носитель магометанской учености. Как мударрис (учитель)». Отмечалось, что М.-З.Камалов «привлекал массу учеников в свое медресе, а как ишан... собирал вокруг себя последователей и поклонников-мюридов. Ученики его медресе, по окончании в нем курса, сделавшись муллами, распространяли славу своего учителя во все концы России (подчеркнуто нами. - Р.А.), и число последователей ишана среди мусульманства все более и более увеличивалось».

     

    Последняя фраза намекает на деятельность ишана в качестве руководителя религиозно-суфийского ордена Накшбандийа и огромную его популярность среди тюрко-татар центральной России и за его пределами. Накшбандийцы состояли в определенной оппозиции к назначаемому официальными властями муфтию, сплачивали рядовых мусульман для борьбы за «первозданную чистоту» ислама, призывали к верности заветам пророка и далеких предков. Поэтому не удивительно, что Закира ишана единоверцы почитали «святым», стараясь быть похожими на него. Двери дома ишана были открыты для всех. К нему приходили и за духовными советами-наставлениями и за милостыней.

     

    По выражению муфтия Оренбургского духовного собрания М.Султанова, Закир ишан, как человек чести, десятки лет служил «в должности имама безукоризненно», имел громадный авторитет не только среди мусульман, но и пользовался большим уважением со стороны губернской администрации. Недаром за усердную службу он был награжден большой серебряной медалью.

     

    Однако конец жизни Закир ишана был омрачен тем, что он впал в немилость властей за свое противодействие реакционной политике царизма в области национального образования. Преследуя вполне определенные цели, власти встали на путь грубого вмешательства в дела учебных заведений татар, насильственно открывая при них русские классы, запрещая пользоваться рукописными изданиями на родном языке, заставляя имамов сдавать экзамен на предмет знания русского языка и т.д., что было по тем временам неслыханным попранием религиозных прав мусульман. Как ортодоксальный религиозный деятель и авторитет среди мусульман обширного региона, он и не мог поступить иначе, хотя подвергся жестоким преследованиям в течение ряда лет (1891-1893). Помимо всего прочего, ему реально грозила ссылка в одну из северных губерний России. От этой незавидной участи его спасла только смерть, последовавшая 28 мая 1893 г.

     

    Заслуживают внимания некоторые строки из двух некрологов, не допущенных цензурой к печати, но сохранившихся в архиве в виде гранок: «Много найдется поклонников покойного ишана и в Казани, искренне оплакивающих кончину своего руководителя на пути достижения истины и стремления к святой жизни... Мулла Мухамед-Закир был человек умный, честный, действовавший всегда по убеждению и искренне  и потому достойный уважения... Мусульманское население в лице Мухаммед-Закира лишилось одного из самых видных деятелей... Значение его для мусульманского мира России было очень велико (подчеркнуто нами. - Р.А.). Он считался великим знатоком и истолкователем Корана, поэтому слово или мнение, высказанное им, считалось мнением самого пророка».

     

    Об ишане, которому было посвящено множество мадхия (восхвалений) еще при жизни, появляется целый ряд од после смерти. Среди них особо выделяется брошюра «Элегия по поводу кончины дамеллы Мухамед-Закира хазрета аль-Чистаи», напечатанная в 1895 г. в типографии Казанского университета на средства купца Мухаммед-Шакира, сына Мухаммедзяна. Здесь воспеваются святость и благодеяния покойного ишана, называются его достойные ученики, колоритные служители нации, которые представляются как продолжатели славного дела своего наставника.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСК