www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:01 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел новой истории / Хамитбаева Найла Сахабидиновна |
|
Хамитбаева Найла Сахабидиновна
ФИО: Хамитбаева Найла Сахабидиновна, 1946 г.р.
Образование: высшее
Место работы: Институт истории АН РТ, Отдел средневековой истории.
Должность: старший научный сотрудник.
Уч.степень: кандидат исторических наук
Уч. звание: старший научный сотрудник
Сфера научных интересов: духовная культура татарского народа, нашедшая отражение в мифах, легендах, символах, сказках, религии, эзотерике
Основные научные труды: Хамитбаева Н.С. Социально-экономическая характеристика Среднего Поволжья в 60-90-е гг. XIX в. (население и хозяйственная конъюнктура). – Куйбышев, 1985.
Хамитбаева Н.С. Население и хозяйственная конъюнктура Среднего Поволжья в 70-90-е гг. XIX в. // Проблемы социально-экономического развития деревни в период капитализма. – Казань, 1987.
Вопросы татарской культуры на страницах газеты «Тарджеман» //В кн.: Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. – Т.3. – Москва, 1997. – С.65-67.
Туркестанские татары в конце XIX в. //Ж-л «Татарстан». – 1997. - №3. – С. 73-79.
Народные промыслы Казанской губернии в конце XIX в. //Ж-л «Татарстан». – 1998. - № 9-10. – С.20-24.
Татарское образование в зеркале русской прессы (в соавт. с Багаутдиновой Х.З.) //«Магариф». – 1999. - №5. – С.53-55. Татарский театр на страницах газеты «Казанский Телеграф» (1901–1905 гг.) // Магариф. – №2. – 2000. – С.54–57 (в соавторстве с Багаутдиновой Х.З.).
Некоторые вопросы татарского образования на страницах газеты «Казанский Телеграф» (1901–1905 гг.) // Музей в системе ценностей Евразийской культуры: Материалы всероссийской научно-практической конференции 25-28 сентября
Татарки – просветительницы // АНКО (Актуальное национально-культурное обозрение). - 2001. №3. – С.14–17 (в соавторстве с Биктимировой Т.).
Татар театры мәсьәләләре («Казанский телеграф» газетасы битләреннән, 1901-1905 еллар) (в соавт. с Багаутдиновой Х.З.) //Ж-л «Фәнни Татарстан». – 2002. – №3. – 72-77 б.
Казанский Зилант (к постановке проблемы). – Казань, 2002. – 75 с.
«Казанский Телеграф» газетасы битләрендә «Татар театры мәсьәләләре» (1901-05 еллар) // Фәнни Татарстан. – 2002. – №3. – С.72–77 (в соавторстве с Багаутдиновой Х.З.).
(В соавторстве с Багаутдиновой) статья «Татарлар Дездемонаны кызганып яшь түкте…» Казанский телеграф газетасы битләрендә татар театр мәсьәләләре (1901–1905 еллар) // «Идел», 1/2003, 62–65 бб.
Рус газетасында татар мђгарифе мђсьђлђлђре» // Журнал «Мђгариф». – 2004. – № 5. – 75–76 бб. (в соавтрорстве с Багаутдиновой Х.З.).
«Казан шђџђренећ экологик халђтенђ карата (XIX гасыр ахыры)» //«Мђгариф». – 2004. – № 11. – 69–70 бб.
Казанские выставки XIX в. // Проблемы истории Казани: современный взгляд. – Казань, 2004. – С.301–314.
Вопросы общественной и культурной жизни татар на страницах «Казанского телеграфа» (1901–1905 гг.) (в соавторстве с Багаутдиновой Х.З.). – Там же. – С.387–403.
Казанские выставки XIX в. // Эхо веков - Гасырлар авазы. - № 2. – 2005. – С.54–59.
Казанские выставки XIX в. //Ж-л «Научный Татарстан». – 2005. - № 3-4. – С.51-58 (в соавт. С Багаутдиновой Х.З.).
XIX гасырдагы Казан күргәзмәләре (в соавт. с Багутдиновой Х.З.) //Ж-л «Мәгариф». – 2005. - № 12. Достойный вклад в историографию казаневедения // Гасырлар авазы. – № 2. – 2005. – С.232–233.
Предисловие // История Казани в документах и материалах. XIX век. – Кн.1. Промышленность, торговля, финансы. – Казань: Магариф, 2005. – С.7-16.
Выставка – смотр новых сил, назначенных служить благу России // История Казани в документах и материалах. XIX век. – Кн.1.
Промышленность, торговля, финансы. – Казань: Магариф, 2005. – С.529-534.
Казанские выставки XIX в. // Научный Татарстан. – № 3/4 – 2005. – С.51–58 (в соавторстве с Багаутдиновой Х.З.)
«Тэржеман»да татар магарифе // Магариф. – № 9. – 2006. – С.70–71 (в соавторстве с Багаутдиновой Х.З.).
Знание языков: татарский, русский, английский со словарем.
E-mail: history@tataroved.ru
Телефон: 292 1915
Дополнительные сведения: тема диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Социально-экономическая характеристика Среднего Поволжья в 60-90-х годах XIX в. (Население и хозяйственная конъюктура)». Казань, 1985 г.
Готовится к изданию брошюра «Казанский Зилант» (к постановке проблемы). Как известно проблема «Казанского Зиланта» издавна привлекает внимание исследователей. Обычно это внимание направлено на решение вопроса о принадлежности этого образа тому или иному народу. Попытки решить этот вопрос предпринимались как в XIX веке, так и в наше время, тем не менее этот вопрос остается пока нерешенным. Возможно, что решение этого вопроса лежит в другой плоскости. На наш взгляд, образ «Зиланта» (дракона) относится к древней символике и прежде всего необходимо выявить внутреннее значение этого символа.
Образ «Змея», а позднее «Дракона» у многих народов был очень уважаемым символом. По мнению некоторых исследователей «Змей» или «Дракон» – это маски, под которыми скрывалось лицо Великих учителей, которые возможно были представителями предыдущей цивилизации. Мировой фольклор сохранил память об этих учителях, которые пытались ускорить медленный процесс эволюции человечества, сообщая людям те знания, которые они могли воспринять. Очевидно, что часть этих знаний передавалась эзотерическим путем, который позднее был утерян, но память о котором осталась в легендах, сказках, мифах многих народов. Образ дракона (змея) относится, на наш взгляд, как и большинство древних символов к эзотерическому пути познания, возможно, что он был связан с неизвестной нам техникой изменения сознания с целью приобретения парапсихологических способностей. Секреты этой техники, как и другие знания, к которым не было готово человечество, могут быть зашифрованы в мифах, легендах, символах. Тайные знания, хранившиеся в тайных обществах, передаваемые главным образом в образах, очевидно было не понято современниками. Эти знания начинают искажаться, деформироваться, превращаться в идолов или непостижимую тайну. И задача исследователя заключается в том, чтобы поняв ментальность наших предков, перевести эти знания из понятий и символов той далекой эпохи в понятия, которые могут быть восприняты современниками. Дата заполнения: 7 февраля 2007 года
| |||
|