www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Понедельник, 4 ноября 2024, 17:28 Татароведение Вы находитесь: / Татароведение / Образование / Концепция государственной этнонациональной образовательной политики РФ / Анализ учебных изданий, имеющих гриф органа управления субъекта РФ |
|
Анализ учебных изданий, имеющих гриф органа управления субъекта РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации Институт национальных проблем образования
АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИМЕЮЩИХ ГРИФ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Предварительные результаты Москва 2004
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Кузьмин М.Н. – чл.-корр. РАО Черкезова М.В. – д-р пед. наук Артеменко О.И. – канд. биол. наук Гольцева О.Н. – канд. пед. наук Вербовая Н.Н. – канд. пед. наук Городилова Г.Г. – д-р пед. наук Хайруллин Р.З. – д-р пед. наук Бурыкин А.А. – д-р филол. наук Насилов Д.М. – д-р филол. наук Тудвасева З.К. – канд. пед. наук Корнута И.В. – канд. пед. наук
РЕФЕРАТ
Ключевые слова: учебные издания, критерии и процедура экспертизы, гриф субъекта Российской Федерации.
Анализ учебных изданий по истории, литературе, русскому и родному языкам, имеющих гриф органа управления образованием субъекта Российской Федерации и используемых в общеобразовательных учреждениях с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения, свидетельствует о конфронтационности заложенной в них оппозиции «мы (нерусские) – они (русские)». Эта оппозиция осознанно формирует межнациональную неприязнь, нацелена на разобщение учащихся по этнонациональному принципу. Отсутствие в большей части этих учебников типологической общности, фактов взаимосвязи русской литературы с родной, сопоставления реалий русской и национальной культур свидетельствует о том, что методология, заложенная в данных учебниках, направлена на формирование у обучающихся только национального духа. Через содержание учебных изданий по истории субъективно освещаются достижения былой национальной государственности, чрезмерно героизируются отдельные исторические личности, преувеличиваются (в негативном плане) результаты политики русификации и христианизации присоединенных территорий, чем объективно вырабатывается отрицательное отношение к русским и к России в целом. Замалчиваются или односторонне интерпретируются проблемы в межнациональных отношениях, возникавшие на протяжении длительной совместной жизни народов в едином государстве. Развивающиеся процессы в региональных образовательных системах отдельных субъектов Российской Федерации могут привести к разрушению единства образовательного пространства, воспитанию сепаратистских настроений, формированию исключительно национального духа этнической мобилизации. Данный прогноз диктует необходимость разработки на федеральном уровне концепции интегративной государственной национальной (этнической) образовательной политики, направленной на решение общих вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, сохранения единства образовательного пространства многонациональной России, формирования общероссийского гражданского сознания на базе национального самосознания, обеспечения качественного образования детей обучающихся на родном (нерусском) и русском (неродном) языках. Одним из направлений такой политики, на наш взгляд, является разработка единых критериев и процедур общей (федерального и регионального уровней) экспертизы учебных изданий по предметам гуманитарного цикла.
ВВЕДЕНИЕ
Российская школьная система, обслуживая чрезвычайно сложный и разнохарактерный по языку, культуре, менталитету контингент учащихся, исторически имеет в своей структуре учебные заведения, обучение в которых осуществляется в том или ином объеме на родном (нерусском) языке, а построение содержания образования (обучения и воспитания) полностью или частично происходит на базе конкретной национальной культуры в зависимости от ее потенциала. Школы на родном (нерусском) и русском (неродном) языках обучения, с 18 вариантами учебных планов, включающих предметы родной (нерусской) культуры, до 1992 года относились к так называемым национальным школам. За последние десять лет в региональных системах образования ряда субъектов Российской Федерации (Башкортостан, Коми, Татарстан, Тува, Саха-Якутия и др.) наблюдается тенденция увеличения количества детей в общеобразовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения и с содержанием гуманитарных дисциплин, выстроенном на базе своей национальной (этнической) культуры. В Республике Татарстан, например, число детей-татар, обучающихся на родном языке, увеличилось с 12% в 1991 г. до 48% в 2001 году, в Республике Башкортостан этот процент в 2001 году достиг величины равной 39%. Сегодня в системе образования Российской Федерации в учебный процесс включены более 75 языков народов России, из них 30 выступают (в разном объеме) в качестве языков обучения. В 1988 году таких языков было 16. Показательна и динамика роста построения собственной системы национального (этнического) образования, свидетельствующая о настойчивости и последовательности республик. В общей сети образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) школы с родным языком обучения составляют более 40%, Республики Башкортостан – 45%, Республики Татарстан – 60%, а Республики Тыва – 80%. Для данных школ в субъектах Российской Федерации разрабатываются и издаются учебно-методические комплекты, включающие учебник, программу, минимум содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся по предметам регионального (национально-регионального) компонента. При этом к предметам данного компонента в Республиках Татарстан, Якутия, Коми отнесены и такие предметы, как русский язык, русская литература, история. В советский период для школ с родным (нерусским) языком обучения отрабатывались две модели организации содержания образования. Модель двухкомпонентного содержания образования апробировалась с середины 60-х годов XX века в школах союзных республик с преподаванием на родном языке, обслуживающем учебно-воспитательный процесс в полном объеме и учебниками, подготовленными и изданными республиканскими издательствами. Такая модель при безусловном идеологическом единстве содержания позволяла реализовывать принцип унификации содержания школьного образования в Советском Союзе через внедрение единых учебников, изданных для русскоязычных школ РСФСР, и выстроенных на русской и мировой культурах. Расширяя общегосударственный компонент и сокращая республиканский, оставив за последним родной язык и литературу с элементами «своей» истории и географии, модель оказалась неспособной удовлетворить национальные интересы развивающихся этнических субъектов и привела в 90-е годы ХХ века к накоплению противоречий по оси этнос-государство. Серьезными недостатком данной модели содержания образования для национальных республиканских школ являлись: автономизация компонентов, отсутствие элементов дополнения и сопоставительного анализа учебного материала гуманитарных дисциплин. Вторая модель разрабатывалась Минпросом РСФСР с конца 40-х годов для национальных школ – школ с нерусским контингентом учащихся и с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках. Для таких школ выстраивалось свое целостное, не компонентное содержание образования, исходно опиравшееся на родной язык и культуру. Начальная школа была полностью на родном языке. Среднее звено выстраивалось на двуязычной и бикультурной основе, а старшая школа полностью на русском языке и культуре. Для научно-методического обслуживания такой модели в 1948 году был создан НИИ национальных школ АПН РСФСР (с 1968 года в системе Минпроса РСФСР), с региональными структурами в большинстве автономных республик. Для развития национально-русского двуязычия сотрудниками данного института (носителями родных языков) разрабатывались методики преподавания гуманитарных дисциплин на базе сопоставительного анализа. Реализация такой модели содержания образования способствовала интеллектуальному развитию и социализации детей сформировавшихся в родной культуре, обеспечивала им необходимую конкурентоспособность. Современная организация российской системы образования и механизмы ее функционирования строятся на принципах, установленных Федеральным Законом «Об образовании» (1992/1996/2002) и конкретизированных последующими подзаконными актами. Главными задачами этого Закона были перестройка системы образования в целом на принципах полисубъектного гражданского общества, переориентация этой системы на формирование конкурентоспособной личности. Перестраивая в этом направлении школьную систему, Закон, следовательно, должен был учесть многонациональный характер России, полиэтничный состав учащихся. Он должен был предложить такие модели организации содержания образования, которые позволили бы, с одной стороны, удовлетворить этноязыковые и этнокультурные образовательные потребности учащихся (обучение на родном языке, на базе своей этнонациональной культуры), а с другой, обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации, целостность образовательной системы, необходимые для полноценной реализации интересов и целей всех субъектов этого пространства. Кроме того, как и во всяком полиэтничном государстве. Закон наряду с собственно образовательными задачами (социализация поколения, развитие личности) должен был предусмотреть механизмы для решения системой образования задачи консолидации разноэтничного социума в единую нацию, в общее согражданство. Важно заметить при этом, что Закон не рассматривал этносы в качестве отдельных самостоятельных субъектов образовательного пространства, понимая этничность по сути лишь как атрибут индивидуальной субъектности. Решая задачу организации содержания образования на полисубъектной основе. Закон использовал, как показала практика, менее удачную компонентную модель организации содержания общего образования. Структурировав содержание в виде трех самостоятельных и независимых друг от друга компонентов, Закон разнес их по зонам независимой компетенции субъектов образовательного пространства федерального, регионального и местного уровней, не предусмотрев какого-либо механизма согласования субъектных интересов в случае их несовпадения или конфронтации. Более того, закон установил исчерпывающий характер распределения этих компетенции, указав, что оно может быть изменено только законом (ст. 30, п. 1). В результате вышеупомянутого понимания этничности и описанного разграничения и распределения компетенции все этнические аспекты образования, включая реальные проблемы субъектных межэтнических отношений, отношений по оси «этнос – государство», наконец, проблемы консолидации многонационального социума в единую политическую нацию, оказались вне зоны интересов и ответственности федерального уровня – вся национальная политика в образовании оказалась передана с федерального уровня в компетенцию субъекта Федерации. Этот дефект компонентной модели в организации управления образованием за истекшее десятилетие наглядно проявил себя на обоих управленческих уровнях. На уровне субъекта Федерации это выразилось в использовании рядом республик в составе РФ (Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия и некоторые другие) системы национального (этнического) образования в качестве инструмента этнической мобилизации молодежи для достижения лежащих вне школы дивергентных национально-политических целей и, в частности, перевода федеративных отношений в конфедеративные, что чревато разрушением единства не только образовательного, но и политического пространства РФ. На федеральном уровне это выразилось в принятии федеральным ведомством такой идеологии федерального компонента государственного образовательного стандарта, которая на практике ущемляет интересы этносов. Таким образом, при действующей схеме организации управления образованием вне зоны чьей-либо компетенции и ответственности остается ряд насущных интересов государства, которые (согласно Конституции Российской Федерации ст.72, п.е) являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К таким общегосударственным интересам относится и актуализированная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его последних выступлениях задача формирования в многонациональной России единой российской нации. Цель работы – сравнительный анализ современных концепций российской истории, литературы и русского языка, а также родного, представленных в учебных изданиях, имеющих гриф органа управления образованием субъекта Российской Федерации; характеристика содержания (особое внимание при этом уделялось истории межнациональных отношений, формированию общероссийского гражданского сознания и национального самосознания в рамках диалога культур) и методических подходов, а также анализ новых тенденций по подготовке учебных пособий гуманитарного цикла. Организация и проведение анализа учебных изданий осуществляется по следующим аспектам. Соответствие учебных изданий требованиям федеральных нормативно-правовых актов, предусматривающих сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации, формирование общероссийского гражданского сознания и национального самосознания в рамках диалога культур. Обеспеченность учебных дисциплин, реализующих региональный (национально-региональный) компонент общего образования, необходимыми учебными изданиями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ региональных учебных изданий по предметам гуманитарного цикла (русский язык, родной язык, краеведение, экология, русская литература, родная литература, история) в аспекте формирования общероссийского гражданского сознания. Анализ федеральных и региональных учебников по истории, литературе и языку для старших классов общеобразовательной школы выявил ряд позитивных и негативных тенденций в разработке содержания учебной литературы гуманитарного цикла. Если к первым относятся такие, как стремление отойти от идеологических схем предшествующих десятилетий, попытки приблизить содержание учебного материала к потребностям сегодняшнего дня, то ко вторым относятся устойчиво выраженные тенденции к отходу от применения принципа историзма в освещении национальной проблематики, "опасных" исторических событий; в замалчивании "межэтнических сюжетов", в односторонности оценок исторического прошлого, настоящего и будущего России. Данная тенденция по-новому ставит вопрос о введении более подробных и обязательных для всей системы образования государственных стандартов содержания гуманитарного образования в рамках как федерального, так и регионального компонента. В частности, система централизованного тестирования может стать мощным рычагом для унификации учебных программ. Основанные на результатах анализа рекомендации для подготовки и проведения экспертизы учебников и учебных пособий нового поколения с учетом реальной ситуации в этой области в рамках как федерального, так и регионального компонента позволят повысить уровень вновь появляющихся учебников и учебных пособий.
Учебные издания по русскому языку, имеющие гриф органа управления субъекта Российской Федерации Учебная литература по русскому языку в настоящее время многообразна и многопланова. Учебники русского языка как неродного пишутся и издаются не только авторскими коллективами центральных регионов России, как это было в советское время, но и авторами в национальных субъектах Российской Федерации. Что такое современный учебник, каким он должен быть в современной национальной школе и какой он на самом деле – вопросы не праздные. Это вопросы, определяющие уровень языкового образования, языковой и речевой компетентности на русском языке в национальных субъектах Федерации, уровень нравственного воспитания современных граждан России. Каким мы видим сегодняшнего человека, что считаем главным в его воспитании и образовании, – отражается в содержании образовательного процесса, и в учебнике – главном компоненте этого процесса. Кто, по нашим педагогическим прогнозам, будет владеть русским языком ? Каким должен быть этот человек? Для каких целей он будет использовать русский язык в своей жизни и каким содержанием наполнится его слово ? Каждая учебная книга отвечает на этот вопрос государственной важности. Главная функция языка – запечатлевать и передавать мысль. Попробуем проследить: какой информацией наполнен современный русский язык, изучаемый в национальной школе? Усвоит ли будущий гражданин России вместе с русским языком нравственные ценности, культурную и философскую информацию, заложенную в русском слове? Сможет ли он на должном высоком уровне, наравне с носителями русского языка владеть грамматикой, лексикой и литературным стилем речи и использовать язык в главных сферах общения: учебной, социально-культурной и производственной? Все это зависит и от учебника, и от автора учебника, и от учителя, который выберет этот учебник на уроке. Таким образом, учебник русского языка, с одной стороны, представляет определенную концепцию и методическую структуру процесса обучения русскому языку, с другой стороны (и это главное), он наряду с другими факторами воспитания моделирует личность обучаемого…
| |
|