www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Вторник, 3 декабря 2024, 20:38 Татароведение Вы находитесь: / Татароведение / Образование / Преподавание истории татар |
|
Преподавание истории татар
Изучение истории татарского народа и Татарстана в школе (традиции и современность)
Гибатдинов М.М., н.с. Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ
Школьное изучение истории татарского народа имеет давние традиции. В качестве систематического учебного курса, на основе специальных учебных программ национальная история (история тюрко-татар) стала преподаваться в татарских конфессиональных учебных заведениях (дждадидистских мектебах и медресе) в начале XX в. Однако следует так же отметить, что и в более ранние периоды в старометодных (кадимистских) медресе, хотя и не было предусмотрено специального преподавания исторических дисциплин, сверх программы шакирды могли познакомиться с историческими сочинениями татарских и арабских авторов. Хотя большинство из них и носило легендарный, мифологический характер и страдало множеством неточностей и искажений, они сыграли свою роль в сохранении и распространении тех крупиц знаний по истории татарского народа, которые еще сохранялись в легендах, преданиях, в народной памяти, и способствовали привлечению молодежи к изучению родной истории в условиях ее игнорирования или одностороннего толкования официальной историографией. В открываемых государством учебных заведениях возможности для изучения истории татарского народа (в том числе и истории Казанского ханства) практически не было, либо она изучалась крайне отрывочно и односторонне.
«Правила о начальных училищах для инородцев», утвержденные Министерством народного просвещения 31 марта 1906 г., предусматривали создание особых начальных училищ, цель которых распространять среди инородцев знание русского языка и «сближать их с русским народом на почве любви к общему отечеству»[1]. Преподавать в них должны были русский язык и арифметику, но допускалось и расширение программы за счет истории, географии и других предметов. Однако это были история и география России, т.к. программы этих школ должны были соответствовать программам общих учебных заведений империи.
Следует отметить официальную позицию властей, существовавшую в Российской империи в начале XX в. по вопросу национального образования. Проблема эта была очень актуальной, активно обсуждалась и татарской общественностью и участниками. Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев (специальной комиссии смешанного состава из административных лиц и представителей общества созываемой для разработки важнейших законопроектов). Наиболее дальновидные участники Особого совещания понимали, что мусульмане и, особенно, татары «имеют свое, отнюдь не забытое ими политическое прошлое»[2]. И чтобы лучше понимать эту часть населения государства, вести по отношению к нему более эффективную политику, необходимо знать его историю, культуру и обычаи. Для этого в учебных заведениях на национальных окраинах предлагалось при изучении русской истории, географии и этнографии больше внимания уделять знакомству с живущими там «восточными племенами и народами». Предлагалось даже составлять краткие дополнения к соответствующим учебникам русской истории[3]. Это было призвано укрепить связи русской школы с местным населением, придать ей большую жизненность и авторитетность.
В учебные планы школ для практического изучения восточных языков, одна из которых создавалась при Казанской учительской семинарии, среди специальных предметов в татарской группе на уроках языка предусматривалось сообщать учащимся попутно сведения по истории, этнографии Поволжья, Западной Сибири, особенно в связи с «утверждением в них русской гражданственности». В русско-татарских училищах вводилось преподавание истории России, в рамках которой по истории татарского народа давались лишь краткие сведения, в качестве дополнений к основному материалу в виде «наглядных бесед и отчасти в связи с объяснительным чтением».
Таким образом, практически единственным местом, где в начале XX в. давались в той или иной мере систематические сведения по истории татарского народа были, татарские медресе, преимущественно джадидистские, которые создавались по инициативе и на средства частных лиц, при поддержке мусульманской общины, без какой либо помощи со стороны государства. Рассмотрим более подробно, как же преподавалась история в татарских новометодных медресе. Весь исторический цикл включал в себя курсы по священной истории, истории ислама, всеобщей истории, истории России и истории татарского народа или тюркской истории. В каждый из этих курсов входили элементы истории татарского народа, но наиболее подробно она изучалась в курсе, носившем название «Татар тарихы», либо «Тарих кауми тюрки», «Тюрк-татар тарихы».
По программе, принятой на Всероссийском съезде мусульманских учителей 3 августа 1917 г. в качестве единой программы для всех начальных (ибтидайя) 6-летних школ, в 6 классе подробно предполагалось изучение истории тюрко-татар[4]. Начиная с эпохи Чингиз-хана, вся история татар рассматривается как череда потерь и обретений единства тюркских народов. После периода потери северными тюрками (шималь тюрклары) единства, кратко изучалась история отдельных улусов и попыток восстановить единство. Далее рассматривались достижения в культуре, экономике, хозяйстве Казанского, Астраханского, Крымского ханств. По этой программе ученики начальной школы должны были получить базовые представления о становлении и развитии тюрко-татарской государственности, духовной и материальной культуре, обычаях и традициях народа, его взаимоотношениях с соседями, особенно с русским народом.
В джадидистских медресе в: начальном (ибтидайя) отделении 1 час в неделю в 5 классе отводился на очень краткое, обзорное знакомство с отдельными эпизодами истории татар: «Булгары, их культура и их противники Татары, Чингиз, Джучи, Батый ханы, Золотая Орда, Казанское ханство и их знаменитые правители»[5]. Второй час, из двух отведенных, посвящался более подробному изучению истории России с древнейших времен до правления Александра II. Примечательно, что в данную программу включен следующий пункт: «Татарский период в русской истории, татары, их жизнь... Отношения русских князей к татарским ханам». Более подробно история тюрко-татар изучалась в среднем отделении с 1 по 3 класс по 1 часу в неделю. На историю России было отведено по 1 часу в 5 – 6 классах, на всеобщую историю – по 2 часа в 4, 5, 6 классах. Особенно обширной была программа для 3 класса. Здесь подробно изучалась история Казанского царства (Казан падишахлыгы). Преимущественно рассматривалась политическая история со времени создания Казанского ханства до его падения в 1552 г.
Вся история делилась на периоды по правлениям ханов, в центре внимания были внутренняя и внешняя политика и московско-казанские отношения. Особое внимание уделялось роли личности в истории, персоналиям. Давались эмоциональные характеристики личным качествам правителей и их политической деятельности. Кратко рассматривалась история Касимовского, Крымского и Сибирского ханств. В среднем отделении медресе больше внимания уделялось изучению политической истории, в начальном - вопросам культуры.
На примере данных программ можно наблюдать, как шел процесс формирования татарского национального самосознания. Собственно татарская история еще не выделялась из общетюркской, но уже выявлялись те этнические и государственные образования, которые оказали наибольшее влияние на процесс этногенеза татарского народа. Наиболее популярными учебниками для новометодных медресе по истории татарского народа и края были: «История Казани» (1910) Г.Ахмерова, «История Казанского ханства» Х.Атласи (1914), учебники по истории татарского народа Г.Баттала (1913), «Татарские ханы» (1911) К.Биккулова. В 1912 г. вышла «Тюрко-татарская история» З.Валиди. Кроме того, в качестве учебников использовались и такие произведения, как «История Казани» К.Фукса и др.
О высоком уровне преподавания истории и других предметов пишут в своих воспоминаниях заслуженный учитель РСФСР Махмуд Галеев, Мухаммед Уразгильдиев, Баки Урманче и другие шакирды медресе. В процессе преподавания в новометодных медресе применялись наглядные средства обучения: меловые рисунки на доске, плакаты, карты (в том числе исторические), атласы, использовался даже проекционный фонарь.[6]. Однако карт и атласов, созданных специально для преподавания истории татар практически не было. Это отмечал З.Валиди: «Для нашей национальной истории на сегодня еще не существует и подходящего атласа»[7]. Приходилось пользоваться русскими и даже зарубежными картами не только при изучении «Истории Отечества» и «Всеобщей истории», но и в преподавании истории татарского народа. Так, известен пример использования карты № 87 из атласа Шпронера (Sproner-Menke, Hist Hantlas, Gotna, 1877), переведенного на татарский язык и опубликованного в I издании учебника З.Валиди[8]. Издать полный атлас по тюркской истории ему удалось лишь после эмиграции в Турцию в 1923 г. О применении этого атласа в преподавании на родине автора не могло быть и речи. Возможность широко пользоваться в школьном преподавании историческим атласом по истории татарского народа и Татарстана появилась лишь в конце XX в., с выходом в свет учебного пособия отвечающего последним достижениям исторической науки и современным требованиям дидактики[9]. Однако, несмотря на все трудности, различные карты использовались в преподавании истории. Иногда ученики даже зарисовывали схематически некоторые карты с необходимыми к ним пояснениями. Пример такой работы можно обнаружить в ученических тетрадях шакирдов медресе «Мухаммадия»[10]. Шакирды схематически перерисовывали это изображение с настенной карты, либо с мелового рисунка учителя на доске.
В первые годы после установления Советской власти, несмотря на большие изменения, в национальной системе образования сохранялись некоторые элементы преемственности старого и нового. Продолжали развиваться те направления преподавания, начало которым было положено в предшествующий период. Большинство татарских педагогов и ученых-историков были выпускниками национальных школ и медресе. Многие мугаллимы продолжили свою педагогическую деятельность в создававшейся системе советской школы.
В новой советской системе национального образования можно проследить определенную преемственность с татарскими новометодными школами и медресе не только в кадрах педагогов и учителей, но и в методике обучения. Некоторое время в советской школе продолжалось изучение пропедевтического и основного курсов национальной истории, однако с ликвидацией преподавания истории как отдельного предмета прекращается и преподавание истории татарского народа. В общем курсе Обществоведения сохранились лишь отдельные темы (Взятие Казани, Борьба Казани с Москвой, Торговое соперничество Казани и Москвы. Походы Ивана Грозного на Казань, Национальный состав Казани)[11].
Особенностью содержания обществоведческой работы в политехнической школе, должны были стать: ориентировка на производственную основу, связь обществоведческой работы с культурными запросами окружения и культурно-бытовыми задачами, вытекающими из последнего[12]. Однако, фактически в основе преподавания курса «Обществоведение» лежал социологизаторский, классовый подход, доля исторического материала в краеведении была крайне мала. Вместе с тем следует отметить, что именно в этот период в школах стали широко распространяться методы экскурсионной, краеведческой работы. В обществоведческой программе 3 года обучения материал истории и современности давался слитно, цельно, без отрыва друг от друга. Такое структурное объединение материала истории и современности признавалось, как удачное и приобретало важное методологическое значение, т.к. призвано было решить «проблему диалектического единства истории и современности в школьной обществоведческой работе». Однако учебный материал был мало конкретизирован и в силу этого малодоступен учащимся 13-14 лет, из него практически выпадали живые люди. И ведущие методисты, такие как С.П.Сингалевич понимали это.
С восстановлением преподавания истории как самостоятельного предмета в средней школе в ситуации с преподаванием истории татарского народа существенных изменений не произошло. Восстанавливаемый систематический курс истории представлял собой упрощенный слепок вузовского курса истории общественных форм. В разделе программы по отечественной истории давалась история России, а не история народов СССР; отсутствовал материал, характеризующий условия развития отдельных национальностей, и т.д. Материал по истории национальностей полностью выпал из программы.
В учебниках истории СССР не существовало таких государств как Волжская Булгария и Золотая Орда. Первое еще было отмечено на исторических картах, а второе представало как аморфное, дикое, варварское образование постоянный источник бед для русских земель. После известного постановления 1944 г. фактически под запретом для исследователей оказался целый пласт истории татарского народа. Казанское ханство появлялось на исторической арене только в связи с завоеванием Казани, которое трактовалось как безусловно прогрессивное явление. В 1940–50 гг. преподавание истории ТАССР вовсе не велось. Некоторые сведения по истории татарского народа учащиеся могли получить в школьном курсе татарской литературы. Однако и эта возможность была крайне ограниченной. В 1948 г., а затем и в 1952 г. вышли соответствующие постановления Татарского ОК ВКП(б) о недостатках и ошибках в учебнике-хрестоматии по татарской литературе для 8 класса. Учебник был назван вредным, контрреволюционным, пропагандирующим мракобесие, не отвечающим требованиям коммунистического воспитания[13].
Курс краеведения в школе состоял из сведений по географии, природе, этнографии, экономике региона. Собственно историческое краеведение занимало незначительное, второстепенное место. Краеведение ограничивалось изучением кратких сведений по истории родного села, города, района, изучение истории республики в этом курсе не предусматривалось. В мае 1965 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах». Новые программы для 8-летней и средней школы предусматривали, начиная с 4 класса, знакомство учащихся с наиболее важными событиями из истории своего края, с его героями и известными людьми. В 7–10 классах программой было предусмотрено определенное количество часов для изучения краеведческого материала и привлечения учащихся к его сбору и обработке. Издание «Пособия по истории ТАССР» для 4 и 7–8 классов вошло в перспективный план издания пособий и методической литературы Министерства просвещения ТАССР только на 1963–65 гг. В 1963 г. планировалось выпустить еще одно пособие: Бурмистров Н.А., Литвин А.Л. «Организация работы историко-краеведческого кабинета в школах ТАССР» (учебно-методическое письмо)[14].
В учебниках по истории ТАССР, вышедших в 1960-80 гг., материал подается сухо, сжато, бегло, в сильно сокращенном, урезанном виде. Язык учебника сухой и невыразительный, как и иллюстрации. В учебниках отсутствуют вопросы, предваряющие изучение новой темы и обеспечивающие связь нового материала с пройденным. Нет вопросов на повторение пройденного, а имеющиеся вопросы и задания помещены в конце глав и носят, в основном, репродуктивный характер. Преобладают вопросы на повторение, мало заданий, рассчитанных на развитие мышления учащихся, на сравнение и сопоставление фактов и событий. В процессе изучения истории ТАССР преобладали традиционные для советской историографии взгляды и оценки, классовый, формационный подходы. Акцентируется роль Волжской Булгарии и Казанского ханства, как его наследника, не имеющего прямого отношения к Золотой Орде, а династия, основанная в 1445 г. представлена как династия «пришлых золотоордынских ханов» в отличии отправившего до этого булгарского князя Али-бея.
В тексте учебников на историю Казанского ханства отводится 8 стр., рассматривается преимущественно политическая история, в богатой и сложной истории Казанского ханства на первое место выдвигались отношения с Москвой. Кратко рассматривались экономическая жизнь, общественный и политический строй Казанского ханства, быт и культура Казанских татар. Развитие духовной и материальной культуры излагается крайне поверхностно, сжато, мировоззрению и образу жизни людей Казанского ханства внимания не уделялось. Изложение внешней политики Казанских ханов занимает полстраницы, вопросу присоединения Казанского ханства к русскому государству отведено немногим более двух страниц. Уже эта простейшая статистика, тем не менее, ясно показывает существовавшие в рассматриваемый период приоритеты в преподавании. В учебниках приводились отрывки лишь из русских источников, немногие сохранившиеся татарские источники по истории Казанского ханства даже не упоминаются. Несмотря на «гнет царского самодержавия и насильственную христианизацию», присоединение Среднего Поволжья к Русскому государству традиционно признается прогрессивным, цивилизаторским (со ссылкой на известные слова Ф.Энгельса).
Фактически в данном курсе изучалась региональная, а не национальная история, изучение ограничивалось рамками территории республики. Вне рамок изучения курса оставались Золотая Орда и другие татарские государства (Сибирское, Астраханское, Крымское ханства и др.) Однако следует отметить, что наличие даже сильно сокращенного, идеологизированного школьного курса «История ТАССР» имело большое значение. Данный курс позволял в общих чертах знакомить учащихся с родной историей, и послужил фундаментом для создания в конце XX в. самостоятельного учебного курса «История татарского народа и Татарстана». Введение данного курса позволило вывести школьное изучение истории татарского народа на принципиально новый уровень. Появились учебники и методические пособия, раскрывающие прежде недоступные для изучения периоды татарской истории. Однако состояние преподавания данного курса еще нельзя признать оптимальным. Существующее на сегодня распределение учебных часов не позволяет в полном объеме и на достойном уровне изучить обширный и важный учебный материал по истории татарского народа и Татарстана.
Так, по одному учебному часу отводится на изучение тем: «Первобытное общество на территории Среднего Поволжья», «Волжская Булгария в X – начале XIII вв.». По два учебных часа отводится на тему «Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии», включающую Великое переселение народов, Хунскую державу, Тюркский каганат, Великую Болгарию и Хазарский каганат, и на изучение всей истории Казанского ханства[15]. За два урока нужно изучить территорию и границы государства, население и его этнический состав, государственное устройство, экономику и культуру народов Казанского ханства, и политическую историю ханства периода II пол. XV – I пол. XVI вв. В целом, это материал 11 параграфов школьного учебника[16]. Подобное несоответствие пагубно сказывается на уровне знаний учащихся по истории татарского народа.
Еще более печально обстоят дела с отражением истории татарского народа в федеральных учебниках. Этот факт признается даже министерством образования РФ. В изучаемых в современной школе учебных курсах «История России», и «История Отечества» история народов России, в том числе и татарского, по-прежнему практически не представлена. Данные курсы по-прежнему во многом остаются курсами истории становления русской государственности. В учебной литературе нередко воспроизводятся прежние стереотипы, штампы, недостаточно корректно интерпретируется ряд событий и процессов, что имеет непосредственное отношение к изучению истории татарского народа и Татарстана. Подробно все эти факты изложены в аналитической записке подготовленной коллективом ученых и преподавателей созданным приказом МО РТ от 29 июня 2001г.[17] Аналитический материал был направлен в МО РФ во исполнение предложения о взаимном рецензировании федеральных и региональных учебников истории. Однако данный проект так и не получил своего дальнейшего развития, ситуация с федеральными учебникам истории практически не изменилась.
Тем не менее, в последние годы ряд авторов предприняли попытки создания учебного курса «История государства и народов России»[18]. Однако анализ содержания изданных учебных пособий показывает, что они не вполне отвечают целям, заявленным в их названии. История народов России хотя и представлена в них, но крайне скудно. Тем не менее, появление данных учебных пособий является существенным шагом вперед, по сравнению с прежними и подавляющим большинством ныне используемых учебников федерального компонента исторического образования. Это шаг по пути к освобождению отечественного исторического образования от европоцентричной, моносубъектной концепции истории.
Авторы стремятся объективно и взвешенно освещать проблемы истории России и народов населяющих ее: «История многочисленных народов, населяющих территорию нашей страны, является составной частью истории России. Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, то есть в формирование российской цивилизации»[19]. Впервые в федеральные школьные учебники начинают вводиться такие темы, как «Тюркские народы и их государства на территории нашей страны», «Золотая Орда в XIII-XIV веках», «Образование Казанского и Крымского ханств» и др. Авторы признают, что «к XIII веку на просторах нашей страны существовало множество различных народов и государств, представлявших разные цивилизации Средневековья». Постепенно меняются оценки роли Золотой Орды: «Золотая Орда в XIII-XIV веках была крупнейшим государством на границе Европы и Азии. После принятия ислама эта страна стала одним из центров развития исламской цивилизации. Долгие годы Золотая Орда обеспечивала связь между хозяйствами, государствами, культурами различных цивилизаций Востока и Запада …при этом Россия, являясь наследницей Древнерусского государства, восприняла также некоторые государственные обычаи и символы Византийской империи и Золотой Орды»[20].
Следует отметить, что и история Казанского ханства рассматривается авторами не только в связи с традиционными для федеральных учебников темами (присоединения, завоевания Казани, взаимной вражды и войн), но и в контексте более широкой панорамы социальных, экономических, политических и культурных процессов на Евразийском пространстве. Отмечается, что «историческая судьба многих народов современной России тесно связана с историей Казанского ханства». Говорится и о развитии земледелия, ремесла и культуры в Казанском ханстве: «Значительное развитие получило ремесло…, Казань была самым значительным центром мусульманской культуры в Поволжье»[21].
В данных учебниках показаны не только имевшие место военные конфликты, но и широкие торговые и хозяйственные отношения Казанского ханства и Москвы: «Отношения Московского княжества и окружающих его ханств не были только враждебными. Установились хозяйственные связи русских земель с новыми государствами. Между ними шла оживленная торговля»[22]. Рассматривается большая роль Казани как крупного торгового центра в региональной и международной торговле. Сделана попытка по-новому отразить проблему пресловутых русских пленников в Казанском ханстве: «некоторые русские пленники оседали в Казани, обзаводились семьями. Многие представители татарской знати переходили на службу московского князя»[23]. Таким образом, авторы пытаются показать сложность, неоднозначность исторических процессов проходивших в данный период истории, стремятся отойти от односторонних упрощенных оценок: «В этих непростых отношениях – на поле брани, в торговых связях – переплетались исторические судьбы двух миров: православного и исламского».
Программы и учебники для нового курса «История государства и народов России» несмотря на все недостатки, выгодно отличаются от подавляющего большинства федеральных учебников истории, однако они еще не получили широкого распространения в наших школах. В условиях господства в преподавании школьного курса История Отечества традиционных подходов, сводящих данный курс к истории становления и развития российской государственности, фактическом игнорировании национальной истории сохранение самостоятельного курса История татарского народа и Татарстана приобретает особое значение Таким образом, анализ процесса становления и развития школьного преподавания истории татарского народа и Татарстана позволяет говорить, что многие проблемы преподавания, возникшие в начале XX в., не разрешены и посей день. Актуальными и требующими своего решения остаются проблемы оптимального соотношения национального и регионального компонентов курса «История татарского народа и Татарстана», разработки пропедевтического курса национальной истории и др. Вместе с тем, опыт преподавания истории татарского народа в конфессиональных учебных заведениях начала XX в. может быть полезен при разработке современных концепций преподавания курса «История татарского народа и Татарстана».
[1] Правила о начальных училищах для инородцев. – Казань, 1907. – С.1. [2] Труды Особого совещания по вопросу образования восточных инородцев – СПб., 1915. – С.88. [3] Там же. – С.114. [4] Программа для мусульманских начальных училищ с 6-ти годичным сроком обучения. Казань.1917.С.22. [5]«Медресе Мухаммадия». – Казан, 1998. – С.47. (на тат. яз.) [6] Галиев М. Вклад Медресе Мухаммадия в сферу образования. //Казан утлары.1983.№11.– С.156-161. (на тат. яз) [7] Валиди З. Краткая история тюрко-татар. Казан, 1992. – С. 11. (на тат. яз) [8] Валиди З. История тюрок и татар. Казан, 1912. – 280 б. (на тат. яз) [9] Атлас истории Татарстана и татарского народа. (Научный руководитель авторского коллектива Фахрутдинов Р.Г.) – Казань–Москва: Изд-во ДИК, Издательский дом «Дрофа», 1999. – 64 с. [10] Научная библиотека КГУ. Отдел рукописей и редких книг. (ОРРК) № т 897. [11] НА РТ Ф. Р–33. Оп. 1. Д. 49. Журнал для записи проходимого в классе по предметам Казанской Советской школы I ступени № 6. (1925/1926 уч.г.). [12] Сингалевич С.П. О новой программе по обществоведению для школ коммунистической молодежи. // За культурную революцию. 1931 № 5-6. С. 33. [13] ЦГА ИПД РТ. Ф.15. Оп.29. Д.155а. Л.26-28. [14] НА РТ Ф. Р3682. Оп. 2. Д. 1397. Л. 3. [15] Программа курса «История Татарстана». Первый концентр. VI-IX КЛ. (64 Ч.). Казань, ТаРИХ, 2001 – С. 5-7. [16] Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана: Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Ч. I. – Казань: Магариф, 1995. –255 с.; История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. Казань: ТаРИХ, 2001 – С. 81-103. [17] История татарского народа и Татарстана в федеральных учебниках. // Магариф – 2002 – № 1 – С. 54-57; № 2 – С. 100-101. [18] Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI в. – М., 2000. – 224с. [19] Там же – С.5. [20] Данилов А.А., Данилов Д.Д. Российская история с древнейших времен до начала XVI в. Учебник для 6 кл. – М., 1999. – С. 228-229. [21] Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI в. – М., 2000. – С. 184. [22] Данилов А.А., Данилов Д.Д. Российская история с древнейших времен до начала XVI в. Учебник для 6 кл. – М., 1999. – С. 192. [23] Там же – С. 192.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
| |
|