www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Среда, 9 октября 2024, 13:59 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел новой истории / Публикации сотрудников на сайте / Учебно-методическая литература по курсу «История татарского народа и Татарстана» |
|
Учебно-методическая литература по курсу «История татарского народа и Татарстана»
Учебники истории играют огромную роль в формировании гражданского и национального самосознания учащихся. Они оказывают серьезное влияние на выработку жизненной позиции личности, оценку им исторических явлений и сегодняшних общественно-политических событий. В этом плане важную миссию призван исполнить и курс “История татарского народа и Татарстана”. До начала 1990-х гг. его преподавание носило рекомендательный характер и проводилось в рамках дисциплины “История СССР” на основе учебного пособия “История ТАССР”. В 1992/93 учебном году в 5 классе началось изучение истории Татарстана по учебному пособию, изданному под редакцией С.Х.Алишева. С 1993/94 учебного года он был введен в 8-9 классах. По этим же учебным пособиям курс стали изучать и старшеклассники. Согласно его программе, в 8 классе изучалась древняя и средневековая история до середины XVI в. (учебные пособия Р.Г.Фахрутдинова; З.З.Мифтахова и Д.Ш.Мухамадеевой), в 9 классе - период от 1552 г. до конца XVIII в. (учебник К.Р.Синицыной), в 10 классе - XIX в., в 11 классе - XX в. (“История Татарстана. XX век”. - Казань, 1998). Таким образом, курс “История татарского народа и Татарстана” был возведен в статус самостоятельного учебного предмета, что следует признать большим достижением Министерства образования РТ и научной, педагогической общественности республики. В 2000/01 учебном году была введена двухуровневая система обучения. Первый уровень - для 6-9 классов, второй - для 10-11 классов. В концентрах учебная нагрузка составляет соответственно 64 и 68 часов. В каждом из них курс имеет завершенный характер. Для полной средней школы имеется рекомендация ИПКРО РТ на 2001/02 учебный год. История с древнейших времен по XVIII в. изучается в 10 классе (34 часа), XIX-XX вв. - в 11 классе (34 часа) "синхронно с другими историческими курсами на проблемно-теоретическом уровне". Учебной литературой для полной средней школы являются "все ранее использовавшиеся учебники по истории татарского народа и Татарстана" (Магариф. - 2001. -№8. - С.61-62). В 1990-х гг. наблюдался кризис в исторической науке, что нашло отражение и в преподавании “Истории Отечества”. Если перед московскими историками стояла задача обновления содержания образования уже устоявшегося курса, то по “Истории татарского народа и Татарстана” необходимо было создать учебно-методический комплекс. Сегодня можно констатировать, что по обеспеченности учебно-методическими пособиями и разработанности регионального компонента отечественной истории среди субъектов Российской Федерации наша республика занимает ведущие позиции. В этом большая заслуга органов образования, научных учреждений и высших учебных заведений, авторов пособий. Свой посильный вклад в дело вносят издательство “Магариф” и Татарское книжное издательство. С изданием в 2001 г. пособия для основной школы “История Татарстана” был впервые восполнен пробел в учебном материале по XIX в. Его авторы обобщили накопленный опыт в этой области, работали с учетом возрастных особенностей учащихся, учитывая, что в старших классах этот же курс будет повторен в углубленном варианте. Анализ содержания пособия и его сопоставление с объемом часов преподавания позволяет сделать интересные выводы. Скажем, учащийся 6 класса по теме “Волжская Булгария” должен освоить материал, изложенный в пособии в пяти параграфах на 20 страницах. К уроку имеются 38 вопросов. Всего за 9 часов шестиклассник должен изучить 18 параграфов на 100 страницах; ученик 7 класса за 11 часов - 12 параграфов на 83 страницах; 8 класса за 10 часов - 9 параграфов на 95 страницах, 9 класса за 34 часа - 29 параграфов на 272 страницах. Привлекает внимание различность подходов авторов в освещении исторических событий. Если для средневекового периода до середины XVI в. главной линией является освещение истории государственности татарского народа, причем духовная и материальная культура остальных коренных народов Среднего Поволжья остается вне поля зрения, то для исторического отрезка времени со второй половины XVI в. по XVIII в. на первом плане - история татар. Для этой части пособия в целом подходит название “История татар и Татарстана”. В дальнейшем материал изложен по принципу освещения отдельно взятой административной единицы - XIX - начало XX вв. - Казанской губернии, с 1920 г. - Татарской АССР (Татарстана). Причем территории губернии и республики не совпадают приблизительно на 40%. Получается, что учащиеся юго-восточной части Татарстана лишены возможности знать свою региональную историю XVIII-XIX вв., потому что эти районы компактного расселения татар входили в состав Самарской и Уфимской губерний царской России. Хотя в Казанской губернии чуваши составляли 22% населения, в учебнике акцент сделан только на освещение татарской и русской культур. Эти наблюдения позволяют говорить об автономности авторов при освещении исторических событий - иначе говоря, об отсутствии единых критериев и требований в методике и методологии написания учебных пособий. Исходя из вышеизложенного, правомерно констатировать, что сегодня обучение продолжается по учебному пособию переходного периода - периода становления преподавания данной учебной дисциплины в основной школе. Попытаюсь ответить на вопрос: почему так получается? Проблема в том, что не соблюдается технология разработки учебно-методического комплекса. Классическая технология создания учебно-методических пособий предполагает следующую последовательную схему: 1) разработка концепции; 2) разработка программы-минимума знаний учащихся; 3) разработка учебной программы; 4) разработка учебных пособий: учебника, атласа, хрестоматии; 5) разработка методического пособия для учителя. У нас же только после издания пособия по истории Татарстана для основной школы появилась программа курса первого концентра (составители В.И.Пискарев, Ф.Ш.Хузин, И.М.Фокеева), по которой, из-за резкого ограничения учебных часов, сделалось проблематичным полноценное освоение материала учебного пособия в 6 классе. Прежде всего нужно определиться, какой предмет преподавать: конкретного региона или истории татар и региона. Разночтение в названиях учебных пособий Р.Г.Фахрутдинова, с одной стороны, и К.Р.Синицыной, З.З.Мифтахова и Д.Ш.Мухамадеевой, с другой стороны, также свидетельствует об отсутствии у Министерства образования РТ единого подхода к вопросу. На мой взгляд, ограничение изучаемого объекта Татарстаном, вследствие расселения I значительной части татар за пределами нашей республики, равнозначно ограничению гражданских прав татар по изучению своей истории. К тому же это был бы ненаучный подход, основанный на искусственном разделении татар по регионам. Все эти вопросы должны быть определены в концепции преподавания курса - в государственном документе, где четко указываются цель и задачи изучения курса, устанавливаются приоритеты в преподавании, дается структура курса, выделяются научно-концептуальные требования к учебно-методическим пособиям, межкультурные и междисциплинарные связи, место и роль педагога в процессе обучения. Если бы имелся такой нормативно-правовой документ, то учащиеся непременно нашли бы в пособии “История Татарстана” для основной школы ответ на злободневные вопросы, позволяющие лучше ориентироваться в сегодняшней жизни. Скажем, об основных этапах развития татарского народа, по признанной в мировой исторической науке периодизации: древнейший период, средневековье, Новое время и Новейшее время; о месте и роли татар в истории тюркского мира, исламской цивилизации, мировой цивилизации; в истории России, СССР, Российской Федерации и т.д. Видимо, нужно ставить вопрос о единой концепции изучения данного курса, объединяющей в себе начальную, основную и полную среднюю школу, профессиональную среднюю и высшую школу, составленной на принципах четкого разграничения и преемственности и отвечающей современным требованиям. На мой взгляд, в средней школе оптимальным решением является комплексный подход в преподавании “Истории татарского народа и Татарстана” и “Казановедения” (“История Казани” для начальной и основной школы). Он позволит укрепить межпредметные связи, четко распределив учебный материал и приоритеты в преподавании. Идеальным вариантом явилось бы написание учебников по “Истории Отечества” для Средневолжского региона - для территории Поволжского федерального округа на основе существующих учебных пособий. Очевидно, вопрос перед Минобразованием РФ необходимо ставить по принципу: для каждого федерального округа - свой учебник по “Истории Отечества”, учитывающий региональную и национальную специфику регионов. Новое поколение учебных пособий по “Истории татарского народа и Татарстана” должно быть составлено в рамках выделенных часов по части регионального компонента. Иначе трудно будет добиться единой и эффективной системы обучения курса. Создание полноценных концепций трудно представить без проведения научно-практических конференций с приглашением всех заинтересованных сторон, и что очень важно - при совместном рассмотрении комплекса вопросов для основной и полной средней школы. Проекты концепций нуждаются во всеобщем обсуждении, что предполагает их публикацию. Одним словом, хотя бы на первом этапе желательно воздержаться от кабинетного стиля работы. Уже сегодня одним из важных методических вопросов является проблема обеспечения преемственности обучения курса в основной и полной школе. Она также достойна обсуждения на научном форуме. Техникумы и колледжи федерального подчинения, готовящие кадры для среднего звена народного хозяйства нашей республики, не одно пятилетие существуют в учебно-методическом плане как “государство в государстве”. Как правило, выпускники техникумов и колледжей в дальнейшем заочно получают высшее профессиональное образование, становятся ведущими специалистами и руководящими работниками среднего и высшего звена в промышленности. Мы сильно отстали в плане оказания им учебно-методической помощи. В нашем правительстве нет органа, который постоянно отслеживал бы это направление и нес бы ответственность. Целесообразно, исходя из объема часов, выделенных на региональный компонент, для этой категории учебных заведений создать два варианта учебника - для гуманитарных специальностей, в том числе для педагогических колледжей Министерства образования РТ, и для технических специальностей. Возможен несколько иной подход для учащихся, поступивших в учебные заведения с аттестатом основной школы. Имеющийся задел в написании учебных пособий для средней школы в принципе без особых усилий позволяет восполнить этот пробел, в случае выделения правительством РТ финансовых средств на их написание и издание. В плане разработки программ и учебников по курсам “Истории татарского народа”, “Истории Татарстана” сильно отличаются вузы республики. Здесь стала наблюдаться тенденция “изобретения велосипеда” самостоятельно в каждом учебном заведении. Высоко оценивая полезную инициативу и деятельность профессорско-преподавательского состава, приходится констатировать о наличии серьезных просчетов по разделам древней, средневековой и Новой истории. Налицо необходимость организации учебно-методического центра при Академии наук Татарстана, который координировал бы составление учебных программ, с последующим их утверждением в Минобразовании РФ, и написание альтернативных учебников по истории татар и Татарстана трех уровней: для студентов, обучающихся по специальности “История”, для гуманитарных факультетов и технических факультетов. Следующим логичным шагом явилось бы составление и публикация корпуса источников или хрестоматий татарской истории. Унификация программ высшего профессионального образования в России позволяет их рекомендовать в качестве базовых учебно-методических разработок для нашего региона. В перспективе Академия наук Татарстана совместно с Минобразованием РФ и Советом ректоров вузов РТ могла бы содействовать разработке учебников по “Истории Отечества” для вузов нашей республики или Поволжского федерального округа. Анализ учебно-методической литературы для средней школы за последние 10 лет позволяет сделать заключение, что их разработка осуществлялась, фактически игнорируя такой важный и неотъемлемый элемент повышения эффективности обучения, как учитель. Специфика работы в школе построена на использовании учителем методических разработок. Авторы учебных пособий, наряду с изданием атласов и хрестоматий, обязаны написать методические пособия для преподавателя курса. Такой подход при составлении договоров с потенциальными разработчиками пособий позволит реально думать о качестве обучения. При желании уже сегодня можно использовать имеющиеся резервы в этой области. Поучителен в этом плане опыт российской школы. В связи с обновлением содержания курса “Истории Отечества” резко возросли потребности учителей в новом историческом материале и методических разработках. Адекватно создавшейся ситуации отреагировал журнал “Преподавание истории в школе”, выходивший до 1994 г. 6 раз в год. В 1994-1999 гг. он издавался уже на 2 номера больше, а с 2000 г. выходит 10 раз в год. К сожалению, учителя истории республики ограничены в возможности получения оперативной методической помощи через периодические издания. Следует отметить, что в более благоприятном положении оказались татароязычные педагоги, использующие на уроках материалы татарской периодической печати. Журнал “Магариф” при существующем объеме объективно не может уделять серьезного внимания данной проблеме. Может быть, имеет смысл временно, до появления методических пособий для учителей и завершения формирования базовых учебных пособий нового поколения, скажем, один раз в год, исходя из надобности, издавать приложения к журналу “Магариф”, используя структуру журнала “Преподавание истории в школе”, а именно: “История и обществоведение”, “Методика” и “Среди книг и журналов”. В первом разделе публиковались бы материалы по обществоведению, истории Татарстана, Казани, России, ислама в России и языческих верований в регионе. Последние две проблемы, несомненно, являются весьма злободневными. Во втором разделе размещались бы методические разработки учителей, ученых. Тем более уже имеется определенный положительный опыт - издание 2-го номера журнала “Преподавание истории в школе” за 2000 г., целиком посвященного опыту внедрения регионального компонента по истории в учебных заведениях Татарстана. Другим эффективным путем видится использование современных технологий - прежде всего неограниченных возможностей Интернета. Создание сайта, скажем, под условным названием “Преподавание истории татар” мгновенно многократно расширило бы аудиторию пользователей историческим материалом и методическими рекомендациями. Как заведующий отделом средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани, хотел бы, чтобы разработки сотрудников нашего научного учреждения также способствовали улучшению преподавания курса в школе. В частности, в этом году будет издан первый том семитомной “Истории татар с древнейших времен”, охватывающий древнейший этап истории татар до Х в. В ближайшие два года появятся второй том по истории Волжской Булгарии и третий том, посвященный истории Золотой Орды. Книги пишутся с привлечением ведущих ученых Татарстана, России и зарубежных специалистов. Эти издания, каждый общим объемом до 50 п.л., оснащены картами, черно-белыми и цветными иллюстрациями. Кроме системно изложенных научных статей, представлен большой корпус исторических источников. Одним словом, издание достойно занять книжные полки школьных, городских и сельских библиотек, личных библиотек ученых, учителей школ, студентов. Желательно, чтобы с этими изданиями не повторилась история книги “Татары”, ставшей библиографической редкостью уже спустя неделю после ее презентации. Совершенствование учебно-методических пособий, в том числе и программ, возможно только при альтернативности обучения. Я имею в виду учебные программы для обычных школ и классов с гуманитарным уклоном. Это первое. Второе - это издание альтернативных учебников для обычных школ. Министерство образования первоначально выбрало верный принцип создания учебных пособий, решив организовать дело на альтернативной основе. Возрождение принципа альтернативности означает отсутствие монополии, здоровую конкуренцию, является главным условием в совершенствовании учебно-методических пособий. Вложенные в это дело средства, несомненно, окупятся в ближайшее время. Как известно, преподавание татарской литературы в национальной школе по двум программам только обогатило учебный курс, позволив избежать унитарной трактовки и оценки художественных произведений. Надеюсь, что высказанные мною в качестве беспристрастного эксперта наблюдения будут каким-то образом учтены органами образования и разработчиками учебно-методических пособий. Хотелось бы пожелать им успехов в этом благородном и нелегком деле. | |
|