www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Понедельник, 20 ноября 2017, 14:27

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Из серии «Альметьевская энциклопедия» / Әлмәт. Альметьевск / МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Из истории Альметьевского региона  •  Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки древней истории Восточного Закамья  •  Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия  •  Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия  •  Альметьевское дело  •  Баязитова Ф.С. Элмет тобэге татарлары (Альметьевские татары)  •  Әлмәт. Альметьевск
Энциклопедиягә тартым хезмәт  •  Звезда юго-востока Татарстана  •  ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КРАЯ  •  СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КРАЯ  •  ЮГО-ВОСТОК ТАТАРСТАНА: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РЕГИОНА XIV-XVII вв.  •  ЗАКАМСКИЕ ЗАСЕЧНЫЕ ЛИНИИ – ВОСТОЧНЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ  •  НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ  •  КОГДА И КЕМ БЫЛО ОСНОВАНО СЕЛО АЛЬМЕТЬЕВО?  •  ДВИЖЕНИЕ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ В МУСУЛЬМАНСТВО  •  МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ  •  КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАР В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
    Р. Мухаметшин
     

    МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

    Р. Мухаметшин

     

    Мусульманские общины (махалля) Алъметьевского региона имеют многовековую историю. Вся жизнь мусульман была связана с общиной, которая определяла основные сферы жизни своих членов, регулировала их экономические отношения, Общины брали на себя многие функции государства. Они выступали важнейшей ячейкой татарского общества в деле консолидации нации, в выявлении ее внутренних потенциальных возможностей. Велика была роль мусульманских общин в сохранении и развитии интеллектуальных возможностей народа, поскольку именно на их плечи ложились заботы по содержанию основных учебных заведений у татар – мектебе и медресе.

    Община управляла повседневной жизнью своих членов, которая в основном протекала размеренно и без значительных изменений. Жизнь общины нечасто нарушалась выборами и последующими назначениями Духовным управлением мусульман ее духовного лидера –муллы, авторитет которого в течение многих веков оставался непоколебимым и очень высоким. Это, вне всякого сомнения, наложило отпечаток на характер сохранившихся документов по истории общин. Они, в первую очередь, касаются назначения и смены мулл, открытия мектебе и медресе, назначения в них педагогов и мударрисов.

    Первые сведения в архивах об официально зарегистрированных в органах власти мусульманских общинах в Альметьевском крае относятся к началу XVIII века. Эти документы отражают только одну из сторон жизнедеятельности общины ее взаимоотношения с органами официальной власти и очень скупо – внутреннюю жизнь общины. Эти документы зафиксировали сведения о наличии мечетей и мусульманских общин в регионе в XVIII в. в дд. Бишмунча (с 1718 г.), Тайсуганово (1720), Урсалабаш (1735), Кульшарипово (1759), Новое Надырово (1754), Новое Каширово (1783, в этой деревне с 1795 г. функционировала и вторая община). В том, что в этом регионе сохранились мечети, которые были центрами мусульманских общин, видимо, свою роль сыграло то, что злодеяния Луки Конашевича, направленные на разрушение мечетей, меньше коснулись Уфимской провинции и Оренбургской губернии.

    Первые зафиксированные в документах сведения о религиозных учебных заведениях также относятся к XVIII веку. С 1735 г. работало мектебе в д. Урсалабаш. В этот период открылись медресе в дд. Новое Надырово (1754) и Бигашево (1792).

    Одним из первых и самых известных учебных заведении региона было Тайсугановское медресе (начало XVIII в.), основанное известным богословом Габдрахманом ибн Туймухаммад аль-Бикчурави (1691–1764), который, по некоторым сведениям, был потомком хана Бикчуры2. Габдрахман Туймухаммад как знаток мусульманского права пользовался заслуженным авторитетом. Его организаторские способности и глубокие знания сразу же сделали медресе авторитетным учебным заведением всего Волго-Уральского региона. Его дело продолжила целая плеяда блестящих знатоков мусульманского права – представители этого рода. Его сын Габдулманнан (? – после 1780 г.) был имамом в мечети и мударрисом в медресе. Среди его учеников и последователей были известные богословы Валид ибн Сагид, Габдерашид ибн Мухаммад и другие. Отец Габдулманнана был дедом Ризы Фахретдинова по материнской линии3. Сын Габдулманнана Фазылулла (? – 1795 г.) также был имамом в мечети и мударрисом в медресе, а также ахуном в д. Тайсуганово. По утверждению Р. Фахретдинова, он также был одним из самых авторитетных и признанных богословов региона4. Среди известных педагогов был и Габдунаср ибн Габдерахим ибн Улькаш (1793–1865), который обучался в Бухаре, где встречался с Габденаср Курсави. В 1830 г. он был назначен имамом мечети и мударрисом в медресе. Именно при нем казанский купец Муртаза ибн Миннебай аль-Казани в Тайсуганове отстроил и содержал мечеть и медресе. Среди его учеников был известный татарский поэт Гали Чокрый5.

    К началу XIX в. количество мусульманских общин и религиозных учебных заведений значительно возросло. Это, в первую очередь, было связано с теми изменениями, которые произошли в общественно-политической жизни России в последней четверти XVIII века. Создание в 1788 г. Оренбургского Магометанского Духовного Собрания и разрешение строительства мечетей сыграли положительную роль в появлении новых мечетей, мектебе и медресе.

    К началу XIX в. татарские населенные пункты региона состояли в основном из двух и более общин. В дд. Альметьево, Бишмунча, Кама-Исмагилово, Нижнее Абдулово, Новое Надырово функционировали по три махалля, а в Новом Каширове было даже четыре общины.

    При общинах, как было принято у мусульман, открывались мектебе и медресе. Так, в XIX в. мектебе работали в дд. Верхняя Мактама (с 1839 г.), Кульшарипово (1847), Бишмунча (1844, 1866), Новое Каширово (1850), Маметьево (1855). А к началу XX в. в регионе функционировали уже 23 мектебе. В ряде населенных пунктов работали по два (дд. Маметьево, Урсалабаш), по три (дд. Бишмунча, Кама-Исмагилово, Новое Каширово) учебных заведения.

    В XIX в. медресе открылись в дд. Сулеево (1829), Альметьево (1850), Абдрахманово (1860), Новое Надырово (1860), Нижняя Мактама (1869), Кульшарипово (1870), Чупаево (1877). К началу XX в. в регионе работало 20 медресе. В ряде деревень работало по нескольку учебных заведений типа медресе: в Абдрахманове – два, Нижней Мактаме – два, Альметьеве – три, а при соборной мечети д. Новое Надырово работало даже пять медресе.

    Для данной книги наибольший интерес представляют материалы по мусульманским общинам с. Альметьево.

     

    Проект Первой соборной мечети
    в деревне Альметьево. 1901 г.

     

    Деревня состояла из трех общин. Одно из зданий мечети первой махалли было построено в 1829 году. В 1908 г. силами прихода возведена новая деревянная мечеть. В 1908 г. махалля объединяла 415 мусульман и 450 мусульманок.

    Имам-хатибом махалли во второй половине XIX в. был уроженец д. Альметьево Исмагил Халильрахманов, утвержденный на этой должности в 1867 году. Помощником старшего муллы в мечети служил его брат Хасан Халильрахманов (1831–1899), получивший указ 1 апреля 1855 года. Кроме них, духовные обязанности в приходе исполнял еще и муэдзин (также из Альметьева) Халил Махмутов, получивший указ 7 ноября 1835 года6.

    Есть сведения о том, что Хасан Халильрахманов был неординарной, яркой личностью, человеком строгих принципов, ревностно исполнявшим все требования шариата. С самых первых дней своей деятельности в качестве муллы он стал требовать от прихожан безусловного исполнения всех религиозно-нравственных предписаний, а также искоренения имевшихся случаев употребления спиртных напитков, несоблюдения уразы и т.д. Неожиданно мулла встретил сопротивление со стороны некоторых прихожан. Так, 18 мая 1865 г. часть мусульман первой махалли подписала письмо с просьбой о снятии имама с должности за "развратное поведение". Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, проведя расследование, в конце-концов разобралось в этой непростой ситуации. Решающим здесь оказалось мнение начальника 8-го Бугурусланского кантона, которое было сформулировано в письме на имя муфтия от 14 декабря 1865 года. В нем отмечалось, что некоторые альметьевцы ведут непозволительный мусульманам образ жизни, поэтому "Халильрахманов как духовный наставник начал ...принимать меры" по искоренению неблаговидных деяний, в том числе пьянства. "Только могу сказать, – продолжил начальник, – что альметьевцы считаются порядочными кляузниками и не последними пьяницами"7.

    Приблизительно также осветили причину конфликта пристав, мировой посредник, сельские старосты и муллы окрестных татарских деревень. При этом все они констатировали непримиримость хазрата, порой граничащую с грубостью, его категоричность в оценках и суждениях. Учитывая все это, Духовное Собрание, оставив принципиального имама при должности, все же посоветовало X. Халильрахманову не злоупотреблять своим положением и не вносить разлада в общину. Кстати, необходимо отметить, что Хасан-хазрат так и не стал имам-хатибом даже после смерти своего брата. Вакантное место, оставшееся от Исмагил-хазрата муллы, 31 августа 1864 г. занял житель д. Альметьево Нурмухамет Валимухаметов.

    В конце XIX - начале XX вв. в первой махалле, после смерти в 1899 г. Хасана Халильрахманова, а в 1903 г. – Нурмухамета Валимухаметова, произошли очень важные перемены. Вторым имамом жители избрали сына Нурмухамет-хазрата Нургали Нурмухаметова (1871 - ?). А имам-хатибом прихода стал видный религиозный и общественный деятель, педагог, просветитель, историк Хади Атласи (1876–1937). Уроженец д. Старое Чекурское Буинского уезда Симбирской губернии, он окончил Буинское медресе и учительские курсы в Сеитовском Посаде под Оренбургом, которые основал известный сторонник переустройства мусульманской системы образования купец Гани бай Хусаинов. Впоследствии, воодушевленный идеями национального возрождения, молодой педагог также посвятил себя реформе конфессиональной школы, духовно-нравственному просвещению народа. Руководя первой махаллей Альметьева, Хади Атласи полностью обновил учебный процесс в приходском медресе, открытом еще в 1850 г. братьями Халильрахмановыми, опубликовал множество статей в периодической печати, выпустил ряд книг и брошюр. В 1907 г. альметьевский мулла стал депутатом 2-й Государственной Думы, где был активным членом мусульманской трудовой фракции. За резкую критику национальной политики правительства Хади Атласи в 1909 г. был отдан под суд, а затем заключен в тюрьму на один месяц и лишен духовного звания. Журнал Общего присутствия Самарского губернского правления от 10 ноября 1909 г. так комментировал случившееся: "...во время второго призыва Государственной Думы татары – крестьяне деревни Альметьево послали депутату X. Атласову наказ с требованием равноправия, автономии магометанской религии и татарской школы, увеличения земельного надела, уничтожения сословных выборов, отмены косвенных налогов, отмены института Земских начальников, полной амнистии борцам за свободу и т.п. Кроме крестьян д. Альметьево, были составлены и отосланы X. Атласову подобного рода противоправные наказы также обществами дд. Шарлама, Кама-Исмагилово, Верхне-Якеево, Нижне-Якеево, Ново-Каширово... Означенные наказы составлялись и отсылались в Государственную Думу Науширвановым, получавшим от Атласова и распространявшим среди мулл и татарского населения Бугульминского уезда его указания. Благодаря агитации муллы Науширванова, среди татар началось движение, и настроение населения стало ухудшаться"8.

    Вернувшись из тюрьмы, X. Атласи попытался вернуть духовное звание и вновь занять место имам-хатиба первой соборной мечети в Альметьеве. Однако в этом ему было отказано. В махалле остался один имам – Нургали Нурмухаметов. Ему в мечети при службах помогал муэдзин Мухаметхафиз Хасанов (1863 - ?).

    Мечеть прихода была закрыта в 1939 г. постановлением Президиума Верховного Совета ТАССР, а здание ее было использовано под ясли, а затем – Дом обороны9.

    Вторая махалля деревни была основана в 1877 году. Кирпичная мечеть прихода построена по проекту, утвержденному 10 мая 1877 года. В 1908 г. махалля объединяла 384 мусульманина и 382 мусульманки.

    Первым официальным муллой прихода стал Мухаметгалим Нугуманов Насыров (1852–1907), получивший указ на исполнение своей должности 7 сентября 1878 года. Когда он заболел, в помощь ему прихожане 6 сентября 1905 г. пригласили на должность второго имама Мухамедрашида Яруллина (1881–1938), в течение десяти лет учившегося в крупных центрах мусульманской образованности Турции, Египта, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии. Рашид-хазрат был человеком передовых взглядов и многое сделал для превращения приходского медресе (основано в 1880 г.) в современное конфессиональное учебное заведение. Наверно неслучайно другой альметьевский имам передовых взглядов X. Атласи приходился Рашиду Яруллину зятем. В семье Яруллиных в 1912 г. родился Ахмет Тимер, в будущем крупный ученый-тюрколог, который практически всю свою жизнь провел в вынужденной эмиграции.

    После Октябрьской революции, когда Рашид-хазрат не по своей воле отказался от должности, его место во второй мечети 3 сентября 1923 г. занял Мухаметсафа Садретдинов. Муэдзином махалли являлся Мухаметгата Валирахманов (1871 – ?).

    Мечеть прихода была закрыта в 1934 г., здание использовалось под школу.

    Третья махалля была основана в 1896 году. Мечеть махалли построена по проекту, утвержденному Самарским губернским правлением 27 июля 1893 года. В 1908 г. в махалле проживали 334 мусульманина и 321 мусульманка. Первым имамом махалли 23 сентября 1898 г. был избран Нургаяз Хузяханов (1870 – ?), получивший соответствующий указ от 23 сентября 1898 года. В мечети служил также муэдзин Ашраф Хасанов (1877 – ?), имевший указ от 18 июня 1905 года.

    В 1913 г. Нургаяз-хазрат вынужден был покинуть Альметьево и на его место мусульмане избрали Мухаметфатиха Камалетдинова (1883 – 1922), получившего указ 20 января 1913 года. После его смерти духовным наставником третьей махалли стал Анас Шигабутдинов Мирасов, утвержденный указом от 14 февраля 1924 года.

    Мечеть была закрыта в 1928 г., и здание использовалось под школу.

     

    Примечания:

    1.Об этом более подробно см. Ногманов А. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины XVIXVIII вв. – Казань, 2002. - С. 65-136.

    2 Мирас. - 1997. - №10 - С. 153-156.

    3.Фэхретдин Р. Асар. – Казан, 1901. – Т.1, 2 кис.

    4.Там же.

    5.Там же.

    6.Госархив Самарской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3068.Л. 69-72.

    7 ЦГИА РБ. Ф. И.-295. Оп. 3. Д. 6164. Л. 10.

    8 Там же. Д. 2146. Л. 2-3.

    9 НА РТ. Ф. 873. Оп. 2. Д. 8.

     

    Сведения о приходах, учебных заведениях, функционировавших в татарских населенных пунктах в Альметьевском регионе в XVIII – начале XX веков, ныне входящих в г. Альметьевск.

     

    Альметьево

    Известно, что в 1859 г. в деревне существовала мечеть. В начале XX в. функционировало три соборные мечети. Приход первой соборной мечети известен с 1829 года. Ее здание было выстроено в 1875 г.; после пожара 9 мая 1901 г. мечеть была отстроена заново в 1903 г. (по другим данным – в 1908 году). При мечети в 1850 г. было открыто медресе. Вторая соборная мечеть, видимо, существовала с 1879 г., когда был открыт 2-й приход. После пожара 9 мая 1901 г. здание мечети было заново выстроено в 1902 году. Медресе при ней было открыто в 1880 году. Здание третьей соборной мечети было выстроено в 1896 году. Медресе при ней было открыто в 1900 году.

    Бигашево

    В 1859 г. в селении отмечено наличие мечети. По некоторым сведениям, в деревне с 1792 г. существовало медресе. В начале XX в. в селении существовало две соборные мечети. Приход первой соборной мечети существовал с 1801 г. (видимо, год первоначальной постройки). Позднее здание первой соборной мечети выстраивалось заново (возможно, из-за пожаров) в 1863, 1874, 1899 годах. Мектебе при ней было открыто в 1905 г., по другим данным – в 1843 году. Здание второй соборной мечети было выстроено в 1902 году. Мектебе при ней было открыто в 1903 г.

     

    Представители духовенства:

    1. Абдрашитов Фархетдин (? – ?), имам 1-й соборной мечети в 1850-е гг., утвержден в должности 21.03.1837 года.

    2. Абдулсаматов Фаритдин (? – ?), имам 1-й соборной мечети, родом из д. Шугурово, утвержден в должности в 1837 году.

    3. Гирфанов Зуфар (1894 – ?), имам 1-й соборной мечети, утвержден в должности 05.10.1921 года.

    4. Идиятуллин Хуснутдин (ок. 1870 – ?), имам, утвержден в должности 03.02.1914 года.

    5. Мансуров Абдулкасым Мутыгуллин (ок. 1871 – ?), ахун, утвержден в звании ахуна 14.11905 года.

    6. Мутыгуллин Мавляви-Шариф (ок. 1875 – ?), имам-хатиб 2-й соборной мечети, утвержден в должности 19.04.1903 года.

    7. Тухватуллин Мутыгулла (? – ?), имам 1-й соборной мечети, из татар д. Кармалька Чистопольского уезда, утвержден в должности 02.05.1863 года.

    8. Фардитдинов Нуриахмет (1848–1918), имам-хатип 1-й соборной мечети, утвержден в должности 26.06.1876 года.

     

    Нижняя Мактама

    В начале XX в. в селении имелось две соборные мечети. Приход 1-й соборной мечети существовал с|1831 года. Здание мечети было выстроено в 1861 году. В 1869 г. было открыто медресе. Здание второй соборной мечети было выстроено в 1902 году. Медресе открыто в 1905 году.

    Представители духовенства:

    1. Гафиятуллин Галимзян (1883 – ?), имам 1-й соборной мечети, утвержден в должности 11.11.1911 года.

    2. Мратбакиев Шагимухамет Земалетдинов (1842–1911), имам-хатип 1-й соборной мечети, утвержден в должности 15.1.1873 года.

    3. Мратбакиев Хисамутдин (? – ?), имам, утвержден в должности 24.2.1831 года.

    4. Мухутдинов Хусаин (1843–1909), имам-хатип 2-й соборной мечети, утвержден в должности 30.09.1868 года.

    5. Насретдинов Мухаметфазыл (1881 – ?), имам-хатип 2-й соборной мечети, утвержден в должности 15.11.1904 года.

    6. Хусаинов Сафуан (ок. 1870 – ?), имам-хатип 1-й соборной мечети, утвержден в должности 11.12.1897 года.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ