www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Вторник, 3 декабря 2024, 00:15

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Из серии «Альметьевская энциклопедия» / Әлмәт. Альметьевск / КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАР В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Из истории Альметьевского региона  •  Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки древней истории Восточного Закамья  •  Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия  •  Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия  •  Альметьевское дело  •  Баязитова Ф.С. Элмет тобэге татарлары (Альметьевские татары)  •  Әлмәт. Альметьевск
Энциклопедиягә тартым хезмәт  •  Звезда юго-востока Татарстана  •  ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КРАЯ  •  СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КРАЯ  •  ЮГО-ВОСТОК ТАТАРСТАНА: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РЕГИОНА XIV-XVII вв.  •  ЗАКАМСКИЕ ЗАСЕЧНЫЕ ЛИНИИ – ВОСТОЧНЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ  •  НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ  •  КОГДА И КЕМ БЫЛО ОСНОВАНО СЕЛО АЛЬМЕТЬЕВО?  •  ДВИЖЕНИЕ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ В МУСУЛЬМАНСТВО  •  МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ  •  КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАР В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАР В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ
    И. Габдуллин
     

    КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАР В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ

    И. Габдуллин

     

    Практически треть нынешней территории Татарстана занимают земли, входившие на рубеже XIXXX вв. в состав Бугульминского уезда Самарской губернии и Мензелинского уезда Уфимской губернии. По материалам переписи 1897 г., в Бугульминском уезде из 295637 жителей 143805 человек относились к мусульманской конфессии (практически около половины населения)1. Еще больше мусульман проживало в Мензелинском уезде. К 1911 г. их насчитывалось в уезде 275480 человек (57,25% от общего числа населения)2.

    По данным Самарского губернского статистического комитета, к 1894 г. только в Бугульминском уезде насчитывалось 28 медресе и 63 мужских и женских школы3. В Мензелинском уезде еще к 1863 г. мусульманские школы существовали в деревнях Нижняя Уратьма, Красная Кадка, Мендеево, Якши-Каран, Беркета-Ключ, Тойметкино и т.д.4

    Интересно описание Бугульминского уезда в характеристике начальника Уфимского губернского жандармского управления за январь 1911 г.: "...в Бугульминском уезде Самарской губернии из 270 тысяч населения более половины считаются мусульмане. Этот уезд с давних пор славится своими образцовыми мектебе и медресе. В настоящее время едва ли можно найти такой уезд, где насчитывают несколькими сотнями мусульманских учебных заведений"5. В материалах Самарского губернского жандармского управления указано количество медресе и мектебов по Бугульминскому уезду на 1911 г. – 158 мектебе и 8 медресе (в дд. Тумутук, Чалпы, Альметьево, Тайсуганово, Нижние Чершилы, Байряки, Абдикеево, Уруссу)6. В те же годы (на 1912/ 13 учебный год) в Мензелинском уезде работали 351 мектебе и 28 медресе (в дд. Новое Алимово, Яхшы-Каран, Кавзияк, Сарманово, Муртыш-Баш, Амикеево, Кубяково, Табанлыкуль, Бигишево, Старое Курмашево, Новое Курмашево, Мастеево, Сафарово, Биклян, Старый Багряж-Елхово, Митряево, Старый Байляр, Кузембетево, Юски-Такирмень, Ямаково, Большой Чекмак, Нуркеево, Тлянче-Тамак, Сасыбурун, Татарский Азибей, Кузяково, Старый Кашир, Средний Кашир, Якши-Бай, Верхний Такталачук, Шигаево)7.

    Характеризуя мусульманские школы, следует выделить периодический характер их существования. Так, в материалах за 1894 г. в д. Бигашево Бугульминского уезда показано медресе, открытое в 1792 году8. В списках же мусульманских школ за 1915 г. медресе в д. Бигашево не указано, а указаны 2 мектеба, открытые в 1903 и 1905 годах9. Такое же положение прослеживается и по многим другим населенным пунктам уезда. Это объясняется различными причинами – репрессивными мерами царского правительства по отношению к мусульманским учебным заведениям (среди закрытых "крамольных" татарских учебных заведений значатся школы в дд. Альметьево, Чупаево, Миннибаево, Чершилы Бугульминского уезда)10 и нехваткой денежных средств на содержание школ. Многое, видимо, зависело и от самих мулл, которые обучали детей в мектебах и медресе.

    В тот период получило развитие и женское образование. Еще в 1868 г. были открыты женские школы в дд. Кудашево и Бишмунча, а в 1883 г. – в Тайсуганове11. По данным подворной переписи 1900 г., в д. Нижняя Мактама Альметьевской волости Бугульминского уезда из 620 душ женского населения 228 женщин умели читать и писать по-татарски. Помимо этого, 119 девочек учились в мектебе или же дома. Не охваченных же начальным образованием детей школьного возраста от 6 до 16 лет оставалось 21 человек12. Такое же положение сложилось и в соседнем Бигашеве, где мусульманские школы посещало 219 детей (116 мальчиков и 103 девочки). Это составляло 67% от всех бигашевских мальчиков и 100 % девочек в возрасте 8–17 лет13.

    Говоря об образовании среди мусульман, нельзя не коснуться новометодной и старометодной школ. В одном из донесении помощника начальника Самарского губернского жандармского управления по Бугульминскому и Бугурусланскому уездам в 1913 г. говорится, что в этих 2 уездах "школ с преподаванием по старой методе 226 и по новой методе 14". Далее в том же донесении говорится: "Все мектебе и медресе, где обучаются по новой методе, пользуются среди населения большой популярностью, так как по новой методе они скорее изучают все предметы, чем по старой методе"14. В Мензелинском уезде в том же 1912/13 учебном году из 379 мектебе и медресе более 240 составляли новометодные школы15.

    В обоих уездах во всех мектебе обучение было четырехгодичным и велось на татарском языке. Преподавались следующие предметы: родной язык, география, арифметика, краткий курс священной истории, история ислама, вероучение, природоведение, гигиена, Коран16.

    Наиболее известными в Бугульминском уезде являлись байрякинские медресе Тарабия" и "Гибадия", тайсугановское "соборное" медресе. Первым из них заведовал указной мулла Миннур Салахетдинов (при 1-й соборной мечети), вторым – ахун Масягут (Мусагит) Габдулгалеевич Губайдуллин (при 3-й соборной мечети)17. При медресе "Гарабия" был открыт русский класс, учителем в котором был чувашин Иван Васильев18. Кроме того, русские классы в 1912 г. были открыты при Альметьевском и Тумутукском медресе. Часть расходов на содержание этих трех русских классов взяло на себя уездное земство, а прочие хозяйственные расходы – махалля19.

    В Бугульминском уезде медресе состояли из девяти классов. Первые четыре класса назывались "Рутиди" (среднее отделение), следующие пять классов – "Игдади" (отделение выше среднего). В первых четырех классах новометодных медресе преподавались следующие предметы: "Сарфи-араби" (этимология арабского языка), "Наху" (синтаксис арабского языка), "Гильмихал" (обязанности мусульманина), арифметика, "Тадясьуит" (правильное чтение Корана), Алькоран, священная история, география и чистописание, диктовка, чтение на татарском и арабском языках. По окончании всех классов "Рушди" ученики переходили в первый класс "Игдади", который являлся приготовительным курсом перед последней ступенью татарского высшего курса – Талия". В пяти последующих классах преподавались "Наху", "Маан-баян-бедис" (арабская словесность), "Мантык" (логика), арифметика и алгебра, география, всеобщая история, "Хадис" (изречения пророка), Алькоран, "Фикх–Шариат" (магометанский закон), "Ахлак" (нравоучение), "Фараиз" (законность наследства), "Калем" (догматика), "Гакаид" (символ веры), история ислама, история Фатыха, Коран, история магометан, история России, "Тафсир" (толкование Корана) и чистописание20. В медресе Мензелинского уезда, кроме того, преподавались риторика, педагогика, начальные сведения по алгебре, физике, космографии и химии21. По возможности, в медресе обоих уездов обучались русскому языку. Ученики, окончившие полный курс "Рушди" и "Игдади", имели право стать мугаллимами в мектебе.

    Среди учебных пособии в мусульманских школах Бугульминского и Бугурусланского уездов в 1913 г. отмечены: "Мухтасар" (сочинение Хабайдуллы Садришириге, изданное в 1890 г. в Казани), Тедая" (сочинение Загаретдина Магрелах, изданное в Казани), "Гакаид" (сочинение Гумера Насафи, изданное в Казани), "Сахихуль-Бахари" (сочинение Исмагала, изданное в 1910 г. в Египте), "Друсэ-Шафания" (сочинение Хади Максуди, изданное в Казани), "Друсэ-Нахавия" (сочинение Хайруллы Усманова, изданное в Казани), "Мешекат" (сочинение Валетдинова, изданное в Санкт-Петербурге в 1898 г.), "Муватта" (сочинение Ишмухамета, изданное в Казани), "Арифметика и алгебра" (учебник Богданова), труды X. Файзи на татарском языке по географии, всеобщей и русской истории и др.22

    Многие шакирды, обучившись в мектебе и медресе этих двух уездов, продолжали образование б крупнейших мусульманских учебных заведениях России и за рубежом. В русских учебных заведениях обучались Рахманкулов, учитель Туйметкинского 2-го медресе Сабирзян Ахматгареев (обучался в Казанской татарской учительской школе). Многие из учителей мектебе и медресе Бугульминского уездз обучались в Тайсугановском медресе. Среди них Мухаметвагиз Гильманович Юсупов (из д. Старый Багряж-Елхово), Мухаметхатып Галлямов и Сарраз Галлямов (из д. Нижнее Абдулове)23. В Стамбуле обучался сын баирякинского муллы Муксина Губайдуллина. Мулла д. Тумутук Миргазиян Ахметлаты-пов также получил образование в Стамбуле24. В уфимском медресе "Хакимия" получил образование Фазыл Туйкин из д. Зай-Каратаево. В 1913 г. в этом медресе преподавали Мухаметгади Фахретдинов (арабский язык, окончил Таисугановское медресе), Кабир Туйкин (арабский язык, образование получил в Тайсугановском медресе), Имамкутдус Махмудов (азбука, образование получил в Альметьевском медрео; Бугульминского уезда), Фазыл Туйкин (история география, арабский язык и грамматика, татарский язык), Хайрулла Хабибуллин (арифметика, история, образование получил в Зай-Каратаевском медресе и медресе "Хакимия")25.

    Большим подспорьем для мусульманских школ стало открытое в 1906–1907 гг. мусульманское прогрессивное общество со штаб-квартирой в д. Байряки. Своей деятельностью общество охватывало Бугульминский, Мензелинский и Белебеевский уезды. Председателем общества был избран имам 3-й соборной мечети этой деревни Масягут (Мусагит) Губайдуллин. Общество занималось благотворительностью на ниве народного просвещения. Так, только за один год (в начале 1910-х гг.) обществом на устройство летних курсов для подготовки мугаллимов было израсходовано 400 рублей. На этом курсе продолжительностью 5 месяцев, обучались одновременно 30 учащихся, которые после окончания курсов направлялись в деревенские мусульманские школы. В том же году 1000 руб. было ассигновано на открытие ремесленного училища для мусульман. Кроме того, на открытие женского медресе было отпущено 200 рублей26.

    В отличие от русских школ, мектебы и медресе практически полностью содержались за счет самого мусульманского населения. Дело в том, что, согласно различнейшим правилам и инструкциям, мусульманские школы могли финансироваться лишь при условии открытия при них русских классов и подчинения их Министерству народного просвещения. Мусульманское же население в основном настороженно относилось к русско-татарским школам. Здесь переплелись и боязнь крещения из-за русификаторской политики царского правительства, и агитация мулл, и вековое недоверие мусульман к русским властям как колонизаторам. Неудивительно то, что к концу XIX в. в Бугульминском уезде не имелось ни одной мусульманской татарской школы, подчиненной либо земству, либо Министерству народного просвещения. Так, в 1890-х гг. было принято решение об ассигновании 1200 руб. на устройство русско-татарской школы в Альметьеве Бугульминского уезда, "от каковой население названной деревни отказалось"27. Большинство школ было в бедственном положении. До начала XX в. из средств Бугульминского уездного земства финансировались лишь несколько высших татарских школ: с 1880-х гг. Бугульминская земская управа выделяла ежегодно на медресе дд. Нижние Чершилы, Байряки, Тумутук, Тайсуганово по 200 рублей на каждую школу. Земская управа отмечала, что "хотя эти школы не имеют определенной программы, но в них преподается чтение и письмо татарское, счетоводство, а главное изучается шариат"28. В заявлении гласного Бугульминского уездного земства Шакира Латыповича Хакимова 49-му очередному уездному земскому собранию говорится: "Наши дети учатся буквально "на подаяние", в котором принимают участие все решительно слои мусульманского общества: каждый несет свою вольную или невольную лепту. Прежде всего должны платить родители учеников, причем плата колеблется от 25 коп. до 1 руб. в год с каждого ученика; затем сами ученики, соблюдая невольно установившийся обычай, каждый четверг несут в школу кто 1 коп., кто 2, кто сколько может ...сами учителя, если не совсем бесплатно преподают в наших школах, то довольствуются таким небольшим вознаграждением, которое равносильно пожертвованию: ...есть школы, где годовая плата учителю 25 руб., есть школы, где преподают муллы совершенно бесплатно потому, что школе нечем платить"29. Лишь с начала XX в. положение стало меняться, что было связано с преобразованиями в сфере мусульманского просвещения. Требования времени, а также успехи и популярность новометодных школ заставляли многих мулл, отказывавшихся до того от земских субсидий, теперь уже самим обращаться к земствам за денежной помощью по содержанию своих школ и об открытии в этих школах русских классов. Так, только в 1907 г. по Бугульминскому уезду было 26 таких прошений30. В прошении указных мулл д. Миннибаево Бугульминского уезда Мухаметханифа Абдулгалимова и Асылгарея Сахипова говорится: "Желая просвещать детей-мусульман своего прихода русской грамоте, имеем честь покорнейше просить Бугульминскую уездную земскую управу, не найдет ли она возможным открыть при нашей мусульманской школе русский класс на земские средства, кроме школьного здания..."31. Все эти прошения и заявления заставили уездные земства обратить внимание на мусульманские школы. Так, в смету на 1908 г. Бугульминским уездным земством было внесено 1600 руб. "на поддержание магометанских школ"32. В смету на 1914 г. уездная земская управа внесла уже 10000 руб. с условием, "чтобы при каждой школе, желающей получить пособие, было избрано два попечителя от общества, в распоряжение которых и под их отчет выдать причитающееся по разверстке пособие"33. По Мензелинскому уезду денежные средства, выделенные для татарских школ, выглядят так: в 1907 г. на содержание мектебов и медресе Мензелинским уездным земским собранием было ассигновано 2880 руб., в 1910 г. - 10000 руб.; в 1911 г. - 10000 руб.; в 1912 г. - 11960 рублей34.

    Таким образом, мектебы и медресе Бугульминского и Мензелинского уездов в конце XIX – начале XX вв. в основном повторили в своем развитии тот же путь, что и все конфессиональное образование мусульман европейской части России. Несмотря на все препоны, чинимые царским правительством мусульманскому просвещению, росла численность татарских национальных школ, повышалась общая грамотность мусульманского населения как на татарском, так и на русском языках. Началось и субсидирование мусульманских школ со стороны уездных земств.

     

    Примечания:

    1.Список населенных мест Самарской губернии. - Самара, 1900. - С. XX-XXI.

    2.Сборник постановлений Мензелинского уездного земского собрания XXXVIII-й очередной сессии. – Мензелинск, 1913. – С. 586.

    3 ГАСО. ф.171. Оп.1. Д.203. Л.48-51.

    4 ЦГИА РБ. Ф.И-295. Оп. 3. Д. 5617.

    5 ГАСО. Ф. 468. Он. 1. Д. 1393. Л. 18; ЦГИА РБ. Ф.И-187. Оп. 1. Д. 412. Л. 406.

    6 ГАСО. Ф. 468. Оп. 1. Д. 1394. Л 387-393 об.

    7.Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы (мектебе и медресе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии. – Мензелинск, 1913. – С. 2–71.

    8 ГАСО. Ф. 171 Оп. 1 Д. 203. Л. 48.

    9 Там же. ф. 1. Оп. 1. Д. 5870. Л. 29 об.-31.

    10.Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное образование у татар в дооктябрьский период. – Казань, 1992. – С. 23.

    11 ГАСО. Ф. 171. Оп. 1 Д. 203. Л. 48.

    12 НА РТ. Ф. 993. Оп. 1. Д. 111.

    13.Там же. Д. 109.

    14 ГАСО. Ф. 468. Оп. 1. Д. 1792.

    15.Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы - С.2-71.

    16.ГАСО. Ф.468. Оп.1. Д.1792; Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы ... – С. 77.

    17.Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5870. Л. 18 об - 20.

    18 Там же. Ф. 468. Оп. 1. Д. 1394. Л. 387.

    19.Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания сессий: чрезвычайной - 16 мая, экстренной – 10 сентября и 49 очередной – с 23 октября по 1 ноября 1913 г. – Бугульма, 1914. - С. 220, 222.

    20.ГАСО. Ф. 468. Оп. 1. Д. 1792.

    21.Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы - С. 77.

    22 ГАСО. Ф. 468. Оп. 1. Д. 1792.

    23 ЦГИА РБ. Ф.И-187. Оп. 1. Д. 522. Л. 208, 211, 212.

    24 ГАСО. Ф. 468. Он. 1. Д. 1393. Л. 65.

    25 ЦГИА РБ. Ф. И-187. Оп. 1. Д. 524. Л. , 810; ГАСО. Ф. 468. Оп. 1 Д. 1709. Л. 40.

    26 ГАСО. Ф. 468. Оп. 1. Д. 1393. Л. 23, 29 об., 36.

    27.Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания: сессий чрезвычайных на 28 апреля, 11 июля и 18 декабря и XXX очередной с 5 по 12 октября. – Казань, 1895. – С. 65.

    28.Доклады Бугульминской земской управы XXIII очередному Бугульминскому уездному земскому собранию. – Бугульма, 1887.

    29.Журналы с приложениями Бугульминского I уездного земского собрания. – Бугульма, 1914. - С. 506.

    30.Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания: сессий чрезвычайной на 6 марта и 43 очередной с 16 по 23 ноября 1907 года. – Бугульма, 1908. – С. 646.

    31.Журналы с приложениями... – Бугульма, 1914. - С. 433.

    32.Журналы с приложениями... – Бугульма, 1908. - С. 662.

    33.Журналы с приложениями... – Бугульма, 1914. - С. 509.

    34.Анцыферов С.И. Справочная книга по низшему образованию. Год четвертый. Ч.2. СПб., - С. 441; Сборник постановлений Мензелинского уездного земского собрания ... – Мензелинск, 1913. - С. 588.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ