www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Среда, 24 апреля 2024, 17:05

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Искусство / Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.)
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе  •  Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана  •  Искусство и этнос: новые парадигмы  •  Исламское искусство в Волго-Уральском регионе  •  Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент  •  Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.)
Глава I. Историко-культурные предпосылки развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан  •  Глава II. Роль старшего поколения художников на этапе становления (1960-1970-е годы)  •  Глава III. Жанровая структура и эволюция изобразительного искусства (1980-1990-e годы)  •  Заключение. Summary (на анг.языке)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.)
    Живопись, графика, монументально-декоративное искусство, скульптура. – Казань, 2001 – 192 с.
     

                   

    Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.). Живопись, графика, монументально-декоративное искусство, скульптура. – Казань, 2001 – 192 с.

     

    Книга Р. P. Султановой "Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг. )" - первое монографическое исследование изобразительного искусства новых промышленных городов Республики Татарстан (Зеленодольск, Альметьевск, Бугульма, Лениногорск, Нижнекамск, Елабуга, Набережные Челны).

    В работе комплексно, в единстве социологического и искусствоведческого подходов исследованы социально-культурные предпосылки развития изобразительного искусства в новых промышленных городах, определена динамика системы видов и жанров изобразительного искусства (живопись, графика, монументально-декоративное искусство, скульптура), показано индивидуальное своеобразие творчества целого ряда татарских и русских художников.

    Вклад автора в изучение темы состоит в том, что в работе выделены основные тенденции в развитии искусства новых промышленных городов, показаны истоки этих тенденций, выделены наиболее перспективные.

    На примере конкретного анализа творчества ряда художников автор показывает характерный для современного татарского искусства процесс синтеза разных стилей и жанров, разных традиций - национальных, восточных, русских, западноевропейских, выделяет своеобразие этого процесса в региональном искусстве.

    В книге подчеркивается приоритет национальных традиций в поисках новых способов осмысления действительности, постепенное углубление самого понятия "национальное в искусстве" (от понимания его как этнографизма до осмысления особенностей национального художественного мышления).

    Автор книги вводит в научный оборот новый фактический материал, представленный в приложении в виде хроники основных событий художественной жизни в новых городах, словаря художника.

     

    Оглавление

    В.В.Ванслов. К расцвету национального искусства (слово редактора данной книги)

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    ГЛАВА I. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НОВЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДАХРЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     

    ГЛАВА II. РОЛЬ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ (1960-1970-е ГОДЫ)

     

    ГЛАВА III. ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА И ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (1980-1990-e ГОДЫ)

    ЖИВОПИСЬ

    ГРАФИКА

    МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

    СКУЛЬПТУРА

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ПРИМЕЧАНИЯ

    БИБЛИОГРАФИЯ

     

    ХРОНИКА ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В НОВЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (1960-1990-е годы)

     

    СЛОВАРЬ ХУДОЖНИКОВ

    СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

    SUMMARY (на английском языке)

     

    К РАСЦВЕТУ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА (СЛОВО РЕДАКТОРА ЭТОЙ КНИГИ)

    В.В.Ванслов, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор.

     

    В 1960-1970-х годах мне довелось неоднократно бывать в Казани и знакомиться с творчеством татарских художников. Я участвовал в обсуждении нескольких зональных выставок "Большая Волга", где всегда были представлены деятели искусства Татарстана, писал о них в газетах и в журнале "Художник", а также во вступительных статьях к альбомам "Искусство автономных республик Российской Федерации" (издательство "Аврора", 1973) и "Изобразительное искусство автономных республик РСФСР" (издательство "Художник РСФСР", 1974). Но в 1980-90-е годы мое искусствоведческое внимание переключилось на другие проблемы, и развитие художественного творчества в Татарстане оказалось вне его сферы.

     

    Однако после более чем двадцатилетнего перерыва мне снова пришлось встретиться с искусством Татарстана. В 2000 году мне довелось познакомиться с двумя кандидатскими диссертациями, посвященными татарскому искусству 1980-90-х годов, и участвовать в их защите. Одна из них - работа Р. Р. Султановой "Тенденции развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан (1960-90-е годы)*, которая и явилась основой данной книги.

    Вспоминаю о своем прежнем знакомстве с искусством Татарстана потому, что, познакомившись с этими двумя новыми работами, я был поражен, как далеко шагнула вперед за последние два десятилетия художественная культура татарского народа, как много появилось в ней новых имен и произведений, как широко развиваются творческие поиски в самых разных направлениях, как стремятся татарские художники идти в ногу со временем, отвечая на его многообразные вызовы и требования. И самое замечательное, что все это относится не только к деятелям столицы республики - городу Казани, но и к художникам республиканской периферии, новых больших и малых городов, возникающих в бурно развивающейся жизни Татарстана.

    Данная книга Р. Р. Султановой как раз и посвящена художественному творчеству тех регионов республики, которые ранее было принято называть "провинцией", но в которых ныне появились талантливые мастера, порою успешно соперничающие с деятелями столицы. Обзор этого искусства дополняет то, что было ранее известно о творчестве художников Казани. Тем самым в науке создается общая целостная картина изобразительного искусства Татарстана.

    Книга эта говорит прежде всего о необычайном развитии татарской художественной культуры вширь, о ее количественном росте и распространении на многие города и отдаленные уголки республики. Кому-то может показаться, что это чисто внешняя, поверхностная и потому несущественная черта развития художественной культуры. Но это не совсем так. Чтобы достичь высот культуры, ее прежде всего должно быть "много", она должна быть количественно значительной и распространяться на весь народ, на всю республику. Это, конечно, не решающее, но тем не менее необходимое условие возникновения крупных художественных явлений. И предлагаемая вниманию читателей книга Р. Р. Султановой с большим знанием дела, тщательно и скрупулезно описывает и исследует эти процессы. Автор объездила все города Татарстана, познакомилась с творчеством всех живущих в них художников, выявила своеобразие их творческой личности, осмыслила тенденции и процессы художественного развития. Она хорошо знает и любит тот материал, который ею собран, продуман и изложен в данной книге. Это придает ее работе большую достоверность и убедительность.

    В этой связи хочется обратить внимание читателей не только на основной текст книги, но и на приложения к ней, где даны хроника основных событий художественной  жизни в новых промышленных городах Татарстана 1960-90-х годов, а также впервые составленный словарь татарских художников. Весь огромный фактический материал, собранный автором и во многом впервые введенный ею в искусствоведение, уже сам по себе имеет определенную научную ценность. Но дело не только в большом и новом фактическом материале, тщательно собранном  в работе, а и в его творческом осмыслении исследовательницей. Р. Р. Султанова дает здесь творческие портреты многих художников, о которых ранее почти или ничего не было написано. Читатель наверняка запомнит творческие портреты, например, таких талантливых мастеров, как М. Хаертдинов, А. Фатхутдинов, X. Шарипов, 3. Миннахметов, В.Морозов, В. Акимов и другие. Автор пытается проследить эволюцию творчества многих художников, рассматривает виды и жанры изобразительного искусства, выявляет основные тенденции в развитии искусства новых промышленных городов, ставит и исследует ряд важных проблем.

    Так, на примере творческой эволюции отдельных художников, различных видов и жанров изобразительного искусства и всего искусства в целом Р. Р. Султанова показывает, что художники постепенно изживали догмы социалистического реализма и переходили от искусства официозного и нередко поверхностного к более глубокому и самостоятельному художественному исследованию жизни, к постановке в искусстве новых проблем, диктуемых резко изменившейся жизнью "перестроечного" и "постперестроечного" периодов. В связи с этим в художественном творчестве постепенно исчезли бытовизм и описательность, преодолевались черты натурализма, стали появляться самобытные философские концепции, возникли новые художественные формы, связанные с различными видами иносказаний (аллегория, метафора, символ), со сложными композиционными решениями, рассчитанными на ассоциативность, на сопереживание и домысливание художественного образа творчески активным зрителем.

    Автор подробно показывает многообразные проявления национальных традиций и народно-творческих истоков в художественном творчестве, анализирует их взаимодействие с общеевропейскими закономерностями искусства, с русскими и восточными влияниями. Большое внимание она уделяет также процессу взаимодействия и синтеза различных стилей и жанров.

    Следует отметить самостоятельность авторских суждении и оценок, профессионализм ее искусствоведческих анализов, умение словесно раскрыть неповторимую индивидуальность и эстетическое своеобразие тех или иных художественных явлений.

    Не все в искусстве современного Татарстана равноценно. Есть и явления "вторичного" порядка, иногда несомненны подражательность и поверхностность, встречаются профессионально слабые и несовершенные вещи Но автор не идеализирует дорогое ей искусство. Она трезво оценивает его и, говоря о многих действительных достижениях, высказывает также критические замечания, не проходит мимо недостатков, просчетов и негативных тенденций.

     

    То, что художникам татарской периферии оказано, самим появлением данной книги, исследованием их творчества, такое большое внимание, должно явиться стимулом для развития и совершенствования их искусства. Обобщение и анализ творческого опыта всегда полезны, прежде всего, для самой художественной практики, а также и для искусствоведческой науки. Но помимо этого, книга познакомит самые широкие круги читателей с татарской художественной культурой, что важно для процесса сближения разных народов. Эта книга принесет также пользу исследователям, занимающимся проблемами теории и истории современного изобразительного искусства, сотрудникам музеев, преподавателям высших и средних художественных учебных заведений.

    Татарское изобразительное искусство - яркое явление в соцветии многообразных национальных художественных культур. И чем шире будет знакомство с ним других народов, тем прочнее будут их исторические и общественные взаимосвязи.

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Рауза Султанова

     

    Темой данной книги является формирование и развитие изобразительного искусства новых промышленных городов Татарстана - Альметьевска, Бугульмы, Лениногорска, Зеленодольска, Нижнекамска, Елабуги, Набережных Челнов в период с 1960-х по 1990-е годы.

    Эта тема предполагает единство искусствоведческого и урбанистического подходов. С одной стороны, в работе учитывается, что город в процессе его индустриальной урбанизации является условием возникновения и развития искусства в регионе. С другой стороны, само искусство выражает духовную сторону этого индустриального процесса.

    Искусство периферийных городов республики сформировалось позже, чем общетатарстанское искусство в столице, тем не менее, стало неотъемлемой частью татарской культуры и более того, благодаря своим особенностям, внесло новые импульсы в общекультурный процесс.

    Чтобы определить цель и задачи исследования, необходимо дать краткий обзор состояния изученности данной темы. История изобразительного искусства Татарстана получила достаточно широкое освещение в советском искусствознании. Ф. Х. Валеев, Д. К. Валеева, Г. Ф. Валеева-Сулейманова, П. М. Дульский, Л. Я. Елькович, П. Е. Корнилов, Г. А. Могильникова, А. И. Новицкий, А. Б. Файнберг, Н. В. Черкасова, С. М. Червонная в своих обобщающих, монографических трудах внесли большой вклад в изучение проблемы. В истории искусствоведческой мысли Татарстана можно выделить несколько этапов.

    Первый этап (1920-30-е гг.) связан с именами П. М. Дульского и П. Е. Корнилова, которые вели большую организаторскую, исследовательскую и просветительскую работу в послеоктябрьское десятилетие. Расцвет их деятельности тесно связан с общей атмосферой подъема художественной жизни Казани в те годы.

    Дальнейший этап (1940-60-е гг. ) исследовательской работы связан с новым подъемом художественной в республике, начавшимся во второй половине

    50-х годов. В этот период несколько обзорных статей на татарском языке публикует первый татарский искусствовед С. Ш. Ишмуратова. Большую исследовательскую и организаторскую работу ведут А.И.Новицкий, Г. А. Могильникова.

    В связи с подготовкой первой декадной выставки татарского искусства в Москве значительную исследовательскую работу в Казани проводит московский искусствовед Н. В. Черкасова. Ее вступительная статья в альбоме "Изобразительное искусство Советского Татарстана" (Казань, 1957) по сути явилась первым глубоким исследованием изобразительного искусства республики в послевоенные годы. В ней проанализированы достижения в живописи и графике ведущих татарских мастеров до конца 50-х годов. Но в силу идеологических причин была дана отрицательная оценка творчеству художников 1920-х годов, работавших в рамках авангардного искусства, что, конечно же, не отражает реальную значимость их роли.

    Несколько позднее развертывается организаторская и исследовательская работа Л. Я. Ельковича (1953). Он публикует монографии "Лотфулла Фаттахов" (1960) и "Н. Кузнецов" (1962), в которых анализирует творчество данных мастеров. Во вступительной статье к альбому "Художники Татарии" (Л., 1965) он отражает положительные сдвиги в искусстве республики, связанные с идеей "нефтяного барбизона" и созданием творческого коллектива в нефтяных районах республики, анализирует творчество одного из первых профессиональных художников в крае - М. М. Хаертдинова.

    С конца 1960-х годов к изучению искусства Татарии приступает московский искусствовед С. М. Червонная. В ее первой книге "Художники Татарии" (1974) больше, чем у предшественников, уделено внимания татарскому народному прикладному искусству как одному из источников обогащения современного искусства. Как дополнение к этой работе Червонная опубликовала биографический справочник "Художники Советской Татарии", в котором содержатся сведения о 304 художниках и краткая библиография. Он представляет собой ценное справочное пособие. Помимо этих трудов большой интерес для исследователя представляют труды Ф. Х. Валеева, в которых рассматривается татарское декоративно-прикладное искусство.

    В 60-70-е годы расширяется подготовка искусствоведческих кадров. Новое поколение искусствоведов: Д. К. Валеева, А. Б. Файнберг, Н. З. Саттарова, А. Сысоев, В. А. Цой. Е. П. Ключевская, Г. Ф. Валеева-Сулейма-нова. Р. Г. Шагиева регулярно комментируют в местной печати творчество ведущих художников, дают характеристику выставок.

    1980-е годы отмечаются новым подъемом искусствоведческих кадров, ростом их квалификации. Наметилась дифференциация научных интересов. С.М.Червонная продолжает исследование творчества художников республики и пишет несколько монографий. В книге "Искусство Советской Татарии" (1978) ею рассматривается история изобразительного искусства Татарской АССР с углубленным анализом социально-исторического фона.

    В 1983 году вышла монография А. Б. Файнберга "Художники Татарии". В их трудах основное внимание уделено изучению творчества казанских художников. Это закономерно. Вплоть до 70-х годов Казань была единственным центром в республике, где сосредотачивались профессиональные художественные силы, были учебные заведения, проходили крупнейшие выставки.

    Уже в начале 1970-х годов, как это справедливо отмечает С. М. Червонная и А. Б. Файнберг, произошли заметные изменения в общей расстановке сил художников: Казань уже не является единственным центром профессиональной художественной культуры республики. В Альметьевске, Набережных Челнах, Нижнекамске. Бугульме, Лениногорске, Зеленодольске складываются местные коллективы художников. Из искусствоведов А. Б. Файнберг и С. М. Червонная впервые обращают внимание на творчество художников промышленных городов Если у Файнберга анализ творчества художников периферии ограничивается констатацией наличия определенного круга тем и жанров, то в работе Червонной дается подробный анализ творчества ведущих художников-монументалистов, живописцев, скульпторов городов Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск. Но хронологические рамки данных исследований подведены к началу- 80-х годов. Со времени выпуска этих монографий прошло почти двадцать лет. В условиях бурного роста промышленных городов многое изменилось и в их искусстве.

    Сегодня среди новых промышленных районов в республике особо выделяется Юго-Восточный регион, с центром в Набережных Челнах. В этом городе сложился огромный творческий коллектив, насчитывающий в своем составе около двухсот художников - почти половину Союза художников Татарстана. Начиная с 80-х годов художники Челнинского региона все более утверждают свою образно-стилистическую программу, связанную с многообразием индивидуальных манер, значительным углублением и расширением проблематики отдельных жанров, усложнением собственных художественных задач, а также более свободным обращением к традиционным стилям прошлого. Все это выводит искусство этого края на качественно новый уровень. В республике промышленные города выделяются в последние годы и выставками республиканского уровня: регулярно стали проводиться выставки "Художники Зеленодольска", "Художники Прикамья", "Художники нефтяного края". Популярными стали межрегиональные выставки "Два автограда" (Тольятти - Набережные Челны), зарубежные выставки как в Европе (Франция, Голландия, Германия), так и на мусульманском Востоке (Турция).

    История культуры новых промышленных городов разных периодов изучена и освещена в литературе неравномерно. Литература, посвященная древней культуре Предволжья, где расположен город Зеленодольск, достаточно обширна. В основном это литература, касающаяся древнерусской монументальной живописи (стенописи).

    Значительно меньше работ, посвященных искусству юго-востока республики. Это объясняется определенной отдаленностью региона от центра и относительно поздним началом исследований (конец 60-х). Вместе с тем литература, посвященная древним культурам, существовавшим в Нижнем Прикамье, достаточно разнообразна. (См. труды Е. П. Казакова, Г. Н. Гарустовича, П. Н. Старостина).

    В монографии Г. Н. Айдаровой-Волковой рассматриваются особенности и закономерности развития архитектурно-градостроительной культуры регионов республики. Ценные сведения о территориальных и этносоциальных особенностях материальной культуры можно встретить в трудах этнографов: С. В. Сусловой, Ф. Л. Шарифуллиной Ф. Ш. Сафиной, Н. А. Ха-ликова, Ю. Г. Мухаметшина.

    Народные художественные традиции в современном монументально-декоративном искусстве рассматриваются в книге Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой Монументально-декоративное искусство Советской Татарии-Казань. 1984)  В ней дается подробный анализ творчества художников-монументалистов из г. Набережные челны - К. Сафиуллина, Р. Вахитова (стенопись М. Шайдуллина (художественная обработка металла) из г. Нижнекамска - А. Фатхутдинова, Ю. Галузина (резьба по дереву).

    В изучении профессионального искусства большой научный интерес представляет монография того же автора, посвященная исследованию современного декоративного искусства Татарстана (1920-е - начало 1990 годов). Здесь поэтапно раскрывается развитие основных видов этого искусства, представляется целостная картина стилевых тенденций, исследуется творчество профессиональных художников, мастеров декоративного искусства в основном юго-восточного региона. Это работы по художественному ткачеству: войлок - Д. и Р. Рахматуллиных; гобелен - Х. Шарипова, Г. Анютиной, А. Карпенко; роспись и аппликация по ткани - Х. Шарипова. З. Бикташевой; по керамике - Б.Шубина, Х. Латыпова, Г. Миргалимова; по   металлу   - М. Шайдуллина, по резьбе по дереву - А. Фатхутдинова, Р. Кругляковой, Я. Зинатуллина. Между тем почти не исследованным остается народное творчество, Произведения прикладного искусства татар, русских, мордвы, чувашей, мари, живущих на этой территории и донесших до наших дней свои традиции, частично собраны местными историко-краеведческими музеями, но они еще не подвергались серьезному научному анализу.

    Более разнообразно в искусствоведческой литературе освещены проблемы живописи. Творчество современных мастеров представлено в работах В.А.Цой, Р. Г. Шагеевой (Казань), М. Г. Пашковой, Л.Л. Поляковой (Набережные Челны), Н. М. Горюновой (г. Лениногорск). Более содержательными, с искусствоведческой точки зрения, представляются статьи В. А. Цой, М.Г.Пашковой. Ими осуществлен последовательный анализ произведений в основном челнинских художников (В. Акимов, В. Анютин, В. Морозов, В.Сынков), Попытки рассмотрения явлений, близких к теме данной книги, сделаны в статьях В. А. Цой. Существенное значение в контексте данного исследования имеет статья С.М. Червонной "Насущные проблемы времени" ("Художник", 1988, № 11), в которой впервые отмечена культурно-географическая децентрализация в искусстве Татарстана и высказана мысль о невозможности представления художественной культуры республики без индустриального востока и понимания неповторимого своеобразия именно татарской национальной школы.

    Большим подспорьем для нас явились труды искусствоведов, которые рассматривают развитие художественных процессов в новых промышленных городах России, характерное и для Татарстана.

    Ценный материал представляет собой литература, посвященная широким проблемам российского и мирового искусства, в которых рассматриваются проблемы национального своеобразия, выражения этнического самосознания в искусстве. Хотелось бы в первую очередь выделить труды Ю.Г.Нигматуллиной, посвященные национальному своеобразию художественного мышления на примере сопоставительного изучения литературы нескольких народов.

    Историко-теоретической базой для данной работы явились труды социологов, посвященные проблемам города и искусства, проблемам культуры молодых городов, а также материалы международной конференции ЮНЕСКО "Культура молодых городов" (1993 г., г. Набережные Челны).

    К сожалению, систематическое изложение истории художественной жизни в новых городах в современной искусствоведческой литературе отсутствует. Поэтому возникает необходимость специального изучения художественной культуры в новых промышленных городах. Предметом рассмотрения в связи с этим являются не только мастера, но и художественная культура молодых городов как сложная, многосоставная и динамичная метаструктура. Следует заметить, что молодые города и поселки городского типа, как Арск, Азнакаево, Менделеевск, Джалиль, Заинск, не являются предметом нашего исследования, в силу того, что самостоятельная художественная жизнь делает здесь первые робкие шаги (мало или почти нет профессиональных художников, художественные школы открыты совсем недавно). Чистополь - самый старый город (с 1781 г. ) - выпадает из поля нашего зрения по той же причине.

    Краткий обзор литературы показывает, что изучение художественной жизни отдельно взятых регионов создает определенную базу для будущих обобщающих трудов. Имеющаяся литература по искусству республики не дает полной картины общих закономерностей становления и развития искусства в условиях отсутствия профессиональных традиций искусства, музеев, выставок, художественных школ, самой художественной среды. Поэтому при оценке деятельности художников новых промышленных городов будет учитываться взаимовлияние различных художественных школ. При анализе современных художественных процессов приходится учитывать и этнополитическую ситуацию, которая определяет некоторые особенности развития изобразительного искусства Юго-Востока - нацеленность на развитие этнонационального искусства, высокую активность Набережночелнинского отделения художников Татарстана. Проблемы местного своеобразия, этнокультурных особенностей в современном изобразительном искусстве, авторской индивидуальности в искусстве до сих пор ни в одном издании специально не рассматривались.

    Именно эта нерешенность ряда актуальных вопросов побуждает автора обратиться к теме данной работы. Она не претендует на полноту охвата всего доступного материала. Основной целью является определение места и роли искусства промышленных городов: Зеленодольска, Альметьевска, Бугульмы, Лениногорска, Нижнекамска, Елабуги, Набережных Челнов - в культуре Татарстана и их вклада в общий процесс развития искусства республики.

     

    В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:

    1) историко-искусствоведческий анализ художественной жизни крупных промышленных городов Республики Татарстан в контексте общекультурных условий:

    2) оценка идейно-эстетической значимости творчества ведущих художников и искусствоведческий анализ тех работ, которые обладают качествами профессионализма, творческого новаторства;

    3) на базе изучения творчества различных поколений художников выявление основных этапов становления и развития станковой живописи, графики, монументально-декоративного искусства, скульптуры, определение места и роли в их становлении наиболее ярких мастеров, выявление типологического сходства и различия между художниками разных поколений и на этой основе - общих закономерностей развития и ведущих тенденций;

    4) определение национального своеобразия творчества как татарских, так и русских художников.

     

    Под "тенденциями" мы имеем в виду направление развития, направление поисков художниками нового тематического содержания и новой стилистики. Методология данной работы имеет комплексный характер: эмпирический материал исследуется в сравнительно-типологическом плане, в сочетании искусствоведческого, культурологического, социологического, исторического подходов.

    В нашей работе выбран процессуальный аспект исследования: параллельное изменение видов и жанров искусства, с одной стороны, а с другой - изучение творческой эволюции разных художников. На фоне общей характеристики художественного процесса выделены наиболее яркие творческие индивидуальности, крупные мастера.

    Исследование строится на материалах собрания Музея изобразительных искусств Татарстана, картинных галерей городов Набережные Челны, Альметьевск, историко-краеведческих музеев городов Нижнекамск, Лениногорск, архивных материалов (фонды Музея изобразительных искусств Татарстана, художественного фонда г. Набережные Челны). Изучались произведения, экспонировавшиеся на различных выставках, а также являющиеся собственностью художников. В качестве дополнительных источников послужили записи бесед с авторами и результаты анкетирования, проведенного автором в 1996-91 годах. В воссоздании хроники художественной жизни впервые широко использован материал местной периодической печати, а также архивы художников. Выявлены публикации, в той или иной мере освещающие творчество художников, а также выставочную деятельность.

    Эмпирический материал включает много имен. Творчество небольшой части художников ранее изучено в той или иной степени (в основном это касается мастеров монументально-декоративного искусства), однако большая часть художников оставалась вне поля зрения исследователей. Мы сочли целесообразным охватить возможно больший круг имен, ввести в искусствоведческий оборот новые имена и произведения. Необходимость такого широкого охвата обусловлена нашей исследовательской установкой: восстановить объективную картину художественного процесса (хотя бы в небольшом объеме написать об этих "неизвестных" художниках в соответствующих разделах), выявить тенденции его развития не только через магистральные линии, но и через едва заметные пути и тропинки художественного процесса.

     

    Фактический материал в книге будет исследован как в диахронном (по этапам: I этап - 60-70-е годы, II этап - 80-90-е годы), так и в синхронном плане - по видам искусства (станковая живопись, графика, монументально-декоративное искусство, скульптура).

    При рассмотрении развития видов искусства в этих двух аспектах будет учитываться содержательная сторона (отношение художника к отображаемому жизненному материалу) и формально-стилистическая сторона (особенности художественного языка, образной системы и структуры).

    Для обозначения той или иной тенденции развития искусства использованы термины, уже введенные в искусствоведческий оборот, но в отдельных случаях использованы собственные обозначения.

    Следует также особо отметить рассмотрение динамики развития искусства в соотнесенности с искусством республики и, по мере возможности, России, тем самым подчеркивая региональные особенности развития татарстанского искусства.

    В данной книге автор стремился:

    — ввести в поле зрения искусствоведческой науки Татарстана проблему специфики развития искусства в новых промышленных городах (вне Казани), как и проблему, касающуюся роли творческой индивидуальности художников в идейно-образном, жанрово-тематическом развитии и обогащении регионального искусства, выявить его основные тенденции;

    — проследить индивидуальные авторские подходы к образно-пластическому воплощению основных теми решению проблем татарского искусства на разных этапах;

    — рассмотреть творчество художников края в диалектике соотношения национальных традиций и традиций российского и западного искусства (в живописи, графике, скульптуре).

    — создать летопись художественной жизни новых промышленных городов Республики Татарстан и словарь художников.

    Мы хотим надеяться, что данная книга может быть использована в качестве материала для дальнейших комплексных исследований современной культуры Татарстана, а также в лекционных курсах по татарскому искусству современного этапа. Результаты исследования могут служить вспомогательным материалом при организации пропаганды современного художественного процесса и в просветительской деятельности.

    Собранные и систематизированные в работе материалы позволяют определенным образом выстроить ее композицию, состоящую из введения, трех глав, которые раскрывают особенности развития изобразительного искусства в новых промышленных городах, и общего заключения.

    Рассмотрение темы в работе идет от выяснения общих предпосылок (I глава) через определение роли художников старшего поколения в становлении и развитии изобразительного искусства (II глава), через жанрово-структурный анализ искусства промышленных городов - к выяснению определенных этапов и основных тенденций этого процесса (III глава). По объему главы эти не одинаковы: материал I главы "Историко-культурные предпосылки развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан" наименее обширный, однако выделен нами в самостоятельный раздел ввиду особой важности рассмотрения факторов, определяющих художественный процесс в новых городах.

    Текст книги дополнен приложениями: иллюстративным материалом, библиографией, справочным материалом о художниках и летописью основных событий художественной жизни промышленных городов. За пределами рассмотрения в данной книге остались другие области художественной культуры края, а также смежные виды искусства, требующие специальных исследований: архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественная промышленность, дизайн, сценография. Отдельные факты и некоторые вопросы творчества мастеров этих смежных видов искусства лишь частично затрагиваются в связи с необходимостью дать представление о синтезе искусства в различных ансамблях или о многогранности творчества того или иного художника.

    Я выражаю искреннюю признательность своему учителю - профессору КГУ, доктору филологических наук Юлдуз Галимзяновне Нигматуллиной за помощь и поддержку в подготовке к изданию этой книги.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ