www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:59 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Этносоциология / Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений |
|
Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений
Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений. Сборник очерков / под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2014. – 236 с. ISBN 978-5-905089-17-6 Подготовка и издание книги осуществлены в рамках Государственной программы РТ «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы» (7.2 «Социолингвистический мониторинг этноязыковой ситуации в Республике Татарстан»)
Рецензенты: В сборнике очерков представлены результаты научно-исследовательского проекта по изучению современной этноязыковой ситуации в Республике Татарстан. Авторы фокусируют внимание на функционировании государственных языков РТ – татарского и русского – в различных социальных сферах. Они также используют данные других проведенных в Татарстане исследований. Книга может быть полезна ученым, преподавателям вузов, представителям органов власти и управления и всем тем, кто интересуется социокультурными процессами в российском обществе.
Введение ... 3 Макарова Г.И., Габдрахманова Г.Ф. Языковая политика Республики Татарстан (1990–2000-е гг.) ... 5 Габдрахманова Г.Ф. Языковое поведение и этноязыковые установки русских и татар Республики Татарстан ... 17 Макарова Г.И. Татарская и русская культуры в Татарстане в контексте современных этноязыковых процессов ... 39 Сагитова Л.В. Отражение языковой ситуации в республиканских СМИ и Интернет-ресурсах ... 61 Махмутов З.А. Государственные языки Республики Татарстан в официальных Интернет-ресурсах ... 93 Арутюнова Е.М. Русский язык в школах Республики Татарстан: измерения проблемы ... 108 Макарова Г.И. Национально-гражданские идентичности татар и русских в контексте языковой проблематики ... 121 Мусина Р.Н. Язык в структуре этнической и конфессиональной идентичностей татар ... 138 Сагитова Л.В. Информационная среда в процессе этнокультурной идентификации современных татар: между традицией и глобализацией ... 158 Мусина Р.Н. Роль семьи в этноязыковой социализации и формировании этноязыкового самосознания ... 182 Габдрахманова Г.Ф. Общественные инициативы по сохранению татарского и русского языков в Республике Татарстан ... 199 Сведения об авторах ... 234
В 2014 г. в Татарстане началась работа по реализации Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы». Она включала, в том числе, подготовку и проведение исследования этноязыковой ситуации в регионе. Для этого в Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан был сформирован временный творческий коллектив. Членами этого коллектива этноязыковые процессы в республике отслеживались на протяжении последних более двух десятков лет. Однако современная социальная конъюнктура, характеризующаяся вызовами глобализации, процессами утраты этническими группами своей языково-культурной самобытности и высокими социальными требованиями к национальным языкам, связанными с их включенностью в политические и социально-экономические отношения, а также некоторые нерешенные проблемы функционирования государственных языков в Татарстане, требуют новых фокусов изучения обстановки в этноязыковой сфере Многоаспектность проблемы определила множественность ракурсов ее анализа. Усилия ученых были сосредоточены на рассмотрении положения государственных языков Республики Татарстан – татарского и русского ˗ в различных социальных сферах и на разных социальных уровнях. Проведен специальный этносоциологический опрос населения республики, целью которого стало изучение современной этноязыковой ситуации в оценках и представлениях жителей региона. Методом анкетирования опрошено 1210 человек в городах и селах Татарстана. Была использована многоступенчатая стратифицированная выборка. В представленном сборнике очерков авторы стремились отразить, прежде всего, результаты данного исследования. В отдельных случаях привлекались материалы и других массовых социологических опросов населения Татарстана, проведенных в 1990-е – первом десятилетии 2000-х гг. при участии или под руководством членов авторского коллектива. Привлечение этих материалов позволило выявить динамику этноязыковых процессов в Республике Татарстан. Важным источником для авторов данного сборника стали материалы проведенных ими в рамках языкового проекта фокус-групп и интервью с экспертами. В качестве участников фокус-групп выступили активисты татарских и русских национально-культурных обществ и движений, в роли экспертов – деятели татарской и русской культуры, журналисты, общественные деятели. Результаты анализа текстов представлены в очерках. Они также сопровождаются данными других исследований с применением качественных методов. И, наконец, ценной базой получения социологической информации стал анализ СМИ и Интернет-ресурсов. Он вместе с полученными ранее результатами аналитической работы позволил понять влияние данного важного института на положение языков в Республике Татарстан в динамическом аспекте.
Сфокусированное внимание членов авторского коллектива на разных социальных полях функционирования татарского и русского языков в Татарстане позволило подготовить многоаспектный материал, который в целом позволяет по-новому оценить этноязыковую ситуацию в республике. | |
|