www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:46 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Этносоциология / Язык и этнос на рубеже веков |
|
Язык и этнос на рубеже веков
Язык и этнос на рубеже веков: Этносоциологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан. Казань: Магариф, 2002. – 208 с.
В книге представлен анализ современной этноязыковой ситуации в Республике Татарстан. Рассматриваются такие проблемы как функциональное взаимодействие языков основных этнических групп Татарстана, роль языка в этническом самосознании, в процессе социализации молодого поколения, взаимодействие этноязыковых и этнокультурных процессов, причины и формы проявления языкового исключения, роль прессы в формировании и отражении этноязыковых процессов.
Работа выполнена, главным образом, на основе ряда этносоциологических исследований, проведенных в республике в последнее десятилетие ХХ и первые годы XXI вв. Рекомендуется для специалистов в области общественных и гуманитарных наук, представителей органов управления, а также широкой общественности.
См. вариант книги в формате PDF (Acrobat Reader) jazik_etnos.pdf
Содержание
Предисловие Очерк 1. Основные принципы языковой политики РТ Очерк 2. Функциональное взаимодействие татарского и русского языков в современном Татарстане Очерк 3. Язык и этническое самосознание Очерк 4. Взаимодействие этнокультурных и этноязыковых процессов в Татарстане: современный этап Очерк 5. Роль родного языка в процессе этнической социализации молодого поколения в Республике Татарстан Очерк 6. Языковое исключение: причины и формы проявления. Очерк 7. Республиканская пресса как зеркало и как субъект этноязыковых процессов в Татарстане Приложение Список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
эта книга посвящена одной из актуальнейших проблем национальных регионов трансформирующей Российской Федерации. Изучение конкретной этноязыковой ситуации является необходимой предпосылкой рациональной национальной политики в целом и языковой, в частности, которая требует учета своеобразия национального состава, межнациональных отношений, роли различных языков в культурной, общественно-политической жизни. В формировании этноязыковой ситуации в Республике Татарстан ключевую роль играет взаимодействие русского и татарского народов, составляющих более 90% ее населения и почти поровну представленных в его составе. Но нельзя не учитывать и другие народы полиэтнического Татарстана, обогащающие языковую и этнокультурную палитру республики, в том числе и за счет миграционного прироста.
Языковая ситуация в республике характеризуется специфичностью положения языков народов Татарстана. Русский язык – это язык демографического большинства России. Его статус определяется «Законом о языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 года: русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации. И в этом качестве он поддерживается федеральным Центром.
Что касается татарского языка, при практически одинаковой демографической мощности основных языков в РТ, по коммуникативной мощности он значительно уступает русскому. Языковую ситуацию в республике, если говорить в терминах этносоциолингвистики, можно определить как неравновесную, с разновесными языками[1], что ведет к языковой ассимиляции. Угроза исчезновения языка титульной нации явилась одним из аргументов в защиту необходимости придания статуса государственного языка наряду с русским и татарскому.
Принятие Конституции РТ, провозгласившей два государственных языка в республике, Закона «О языках народов Республики Татарстан», сопровождавшихся рядом подзаконных актов, направленных на пополнение данного закона конкретным содержанием, способствовали изменению статуса татарского языка. Одновременно следует признать, что этноязыковая стабильность и межнациональное согласие могут быть обеспечены лишь в том случае, если юридическое равноправие языков подкреплено их фактическим равенством.
Эта книга является одним из итогов работы ее авторов в ряде этносоциологических научно-исследовательских проектов. В этих исследованиях, проведенных в Республике Татарстан, начиная с конца 1980-х годов, языковой аспект современных этносоциальных, этнополитических, этнокультурных процессов, являлся одним из основных.
Работа выполнена в русле этнической социолингвистики – научного направления, возникшего в 70-80-ые годы ХХ столетия в рамках этносоциологии. М.Н.Губогло, явившийся по сути основоположником этого направления в стране, определяет этническую социолингвистику как систему знаний о сущности, месте, роли языка в структуре и функционировании этнической общности, о факторах, формах и тенденциях этноязыковых процессов и их взаимосвязи с развитием этнодемографических, этнокультурных, этносоциологических явлений[2].
Особенно востребованными оказались работы этого направления в 1990-е годы с началом трансформационных процессов в российском обществе, с подъемом этнического и языкового самосознания.
Данная работа представляет попытку эмпирического изучения феномена языка в различных сферах жизнедеятельности общества, определения его современного состояния и доминирующих тенденций его развития. Авторами привлекался разнообразный материал, главным образом касающийся русских и татар, и в большей степени, горожан, представляющих основную часть населения республики и являющихся наиболее активными участниками процесса взаимодействия языков. При этом особое внимание по понятным причинам было уделено этноязыковым проблемам в татарском социуме. Дополнительно были привлечены также новые данные по другим этническим группам Татарстана, изучение которых только начинается. Здесь используется эмпирический и статистический материал по состоянию и развитию этноязыковых процессов у чуваш.
В своей работе авторы стремились расширить научно-информационную базу, обеспечивающую понимание реальной ситуации, необходимое для выработки и реализации республиканских программ этноязыкового развития.
Авторы данного издания исследуют различные аспекты, языковой ситуации в Татарстане: функциональное взаимодействие языков, роль языка в этническом самосознании и межэтнических отношениях, взаимодействия этнокультурных и этноязыковых процессов, роль родного языка в процессе этнической социализации молодого поколения, причины и формы проявления языкового исключения, роль прессы в формировании и отражении этноязыковых процессов. Предлагаемая читателям книга является единонаправленным исследованием, исходящим из общих целей и задач. Встречающиеся в некоторых очерках повторы отдельных сюжетов рассматриваются авторами в различных контекстах.
Подчеркнем, что материалы отражают точку зрения их авторов и не все из них разделяются редакционной коллегией. Мы исходили из того, что разнообразие взглядов и трактовок еще больше подчеркнет сложность исследуемой проблематики. Материалы и выводы, представленные здесь имеют, на наш взгляд, не только локальное, республиканское, но и более широкое значение.
Книга написана коллективом авторов: предисловие и очерк 3 – Р.Н.Мусина, очерк 1 и 2 – З.А.Исхакова, очерк 4 – Г.И.Макарова, очерк 5 – Р.И.Зинурова, очерк 6 – Г.Ф.Габдрахманова, очерк 7 – Л.В.Сагитова.
Надеемся, что книга найдет читателей среди ученых, преподавателей вузов и школ, заинтересованной общественности, а также представителей органов управления, от которых в значительной степени зависит развитие национальных языков, культур и межнациональное согласие.
___________________________
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: | |
|