www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 28 марта 2024, 16:42

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / История татар с древнейших времен в 7 томах / История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в.
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
История татар. Том I. Народы степной Евразии в древности  •  История татар. Том II. Волжская Булгария и Великая Степь  •  История татар. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в.  •  История татар. Том IV. Татарские государства XV–XVIII вв.  •  История татар. Том V. Татарский народ в составе Российского государства (вторая половина XVI – XVIII вв.)  •  История татар. Том VI. Формирование татарской нации. XIX – начало XХ в.  •  История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в.

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в.
    Казань: Институт истории АН РТ, 2013. – 1008 с. + 64 с. вкл.
     

    История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. – 1008 с. + 64 с. вкл.

    См. электронную версию тома VII  скачать в формате pdf (adobe acrobat reader) (pdf)

    УДК 93/99
    ББК 63.3
    И 90

    Подготовка книги осуществлена в рамках реализации Целевой комплексной программы сохранения культурного наследия «Мирас-Наследие» (Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2008–2009 гг.)

    Финансирование издания книги осуществлено в рамках Года историко-культурного наследия в Республике Татарстан в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.07.2012 г. № 1161-р

    Научный совет издания:
    Дмитрий Васильев (Институт востоковедения РАН)
    Иштван Вашари (Венгрия, Будапештский университет)
    Искандер Гилязов (Казанский (Приволжский) федеральный университет)
    Людмила Гмыря (Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН)
    Иштван Зимоньи (Венгрия, Сегедский университет)
    Ильяс Камалов (Турция, Университет Мармара)
    Андреас Каппелер (Австрия, Венский университет)
    Сергей Каштанов (Институт всеобщей истории РАН)
    Михаэль Кемпер (Нидерланды, Университет Амстердама)
    Сергей Кляшторный (Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН)
    Марк Крамаровский (Государственный Эрмитаж)
    Булат Кумеков (Казахстан, Международный центр кыпчаковедения)
    Евгений Кычанов (Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН)
    Айша Рорлих (США, Южнокалифорнийский университет)
    Анне Стальсберг (Норвегия, Музей естественной истории и археологии, Норвежский университет науки и технологии)
    Вадим Трепавлов (Институт российской истории РАН)
    Юлай Шамильоглу (США, Висконсинский университет)
    Сигурд Шмидт (Археографическая комиссия РАН)

    Главный редактор
    Рафаэль Хакимов (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)

    Научный редактор тома
    Радик Салихов (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)

    Ответственный секретарь тома
    Алексей Бушуев (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)

    Редакционная коллегия тома:
    Рафаэль Валеев (Казанский государственный университет культуры и искусств)
    Гульнара Габдрахманова (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)
    Ильдус Загидуллин (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)
    Бахтияр Измайлов (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)
    Геннадий Макаров (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)
    Ильнур Миннуллин (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)
    Ильнур Миргалеев (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)
    Рафик Мухаметшин (Российский исламский университет)
    Фрид Рашитов (Саратовский институт Российского государственного торгово-экономического университета)
    Айрат Ситдиков (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)
    Индус Тагиров (Казанский (Приволжский) федеральный университет)
    Айдар Хабутдинов (Казанский филиал Российской академии правосудия)
    Рафаиль Шайдуллин (Институт татарской энциклопедии АН РТ)

    ISBN 978-5-94981-162-7

    © Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013


    У ИСТОРИИ НЕТ СОСЛАГАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

    Рустам Минниханов, Президент Республики Татарстан

    История России как великой евразийской державы, созданной усилиями многих народов, воплотившей единство славянской и тюркской цивилизаций, сегодня вызывает растущий интерес среди отечественных и зарубежных исследователей. Осознание особой роли Российского государства в современных мировых процессах, которая обусловлена многовековыми традициями и богатой историей, стимулирует изучение ранее неизвестных и малоизученных страниц прошлого страны и ее народов.

    Так получилось, что в предыдущие десятилетия история татар – второго по численности этноса России – нередко становилась предметом споров, осознанного или неосознанного искажения, что не самым лучшим образом сказывалось на духовном самочувствии народа.

    Поэтому восстановление исторической правды во всей ее полноте стало одним из актуальных направлений деятельности различных научных центров.

    Важным результатом такой деятельности явилась подготовка и издание семитомной академической «Истории татар с древнейших времен». Этот фундаментальный научный труд, созданный под научно-методическим руководством Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан с участием специалистов ведущих научных центров Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, отражает современные подходы к истории, социально-экономическому и культурному развитию татарской нации, всего многонационального народа Татарстана. На мой взгляд, особенно важен комплексный, непредвзятый подход авторского коллектива в оценке основных этапов становления татарского этноса в контексте общемировых процессов.

    XX век стал временем возрождения культуры, экономики, а затем и государственности татар, уходящей своими корнями во времена Тюркского, Кимакского, Хазарского каганатов, Великой и Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанских и других ханств средневековья, а затем и Российского государства.

    Современные татары являются прямыми наследниками евразийской цивилизации, впитавшей в себя самые разные элементы культуры тюрков. В мае 922 года посольство Багдадского халифа прибыло в город Булгар на Волге. Это событие стало актом официального принятия ислама в качестве государственной религии, означало вступление Булгарского государства в семью мусульманских стран и народов, способствовало расширению его международных контактов.

    Духовный мир предков татарского народа, основанный на гуманистических традициях мусульманской цивилизации, характеризовался терпимостью по отношению к религиозным убеждениям других народов.

    Булгары создали развитое государство, где процветали ремесла, торговля, наука и культура. «Великий Волжский путь», как и «Северный пушной путь» в Камском бассейне, соединил разные страны торговыми интересами, способствовал формированию многих современных народов России.

    Волгу татары называли «Идель-Йорт». Герой эпоса «Идегей» обращается к Идель-Волге со словами:

    «Здравствуй, Идиль, Отчизна-Дом!
    Мир да будет в Доме родном!
    Здесь, в этом доме, мой отец
    Счастлив стал, как жених и зять.
    Выйдя замуж, здесь моя мать
    Стала невесткой, стала женой.
    Здравствуй, Идиль, мой Дом родной!
    Здесь, где мое началось бытие».

    С подобными словами к Волге могут обратиться и обращаются русские, чуваши, марийцы и представители других народов Поволжья. Волга со временем стала важнейшим связующим звеном, одним из становых хребтов России. В народе говорят «Ил коче – Идел коче» («Сила страны – сила Волги»).

    Здесь же на Волге, на земле «Священного Булгара» была основана первая столица Улуса Джучи (Золотой Орды). Мы часто слышим противоречивые оценки роли Золотой Орды в отечественной истории, акцентирующие внимание на негативных моментах «татаромонгольского ига».

    Конечно, в период средневековья постоянно велись войны, разгорались феодальные конфликты, несшие разрушения и смуту. Войны между русскими князьями были не менее опустошительными, нежели с внешними противниками Руси. Но история состояла не только из войн, разрушений и насилия. Торговля, обмен культурными достижениями занимали гораздо большее место в жизни, о чем говорят многочисленные памятники археологии и архитектуры.

    В период Золотой Орды на территории нынешней России возникли многие города. Нужно видеть созидательный потенциал этого государства, соединившего торговыми путями Запад и Восток, сыгравшего свою роль в становлении великой российской государственности.

    Трудно переоценить значение Золотой Орды в формировании татарской этничности. Сегодня можно услышать споры об этногенезе нашего народа, о том, кого надо считать нашими предками – булгар или татар. Думаю, что сама история древнего этноса, сложная и противоречивая, дает принципиальный ответ на эти рассуждения. Существовали разные культурные компоненты, имевшие общую тюркскую основу со времени первого Тюркского каганата, продолжавшие развиваться в период Волжской Булгарии, переплавленные в цельную культуру и ментальность в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства. Ни одна культура, ни одна нация не стоит на месте. Поэтому, по достоинству оценивая времена булгар, мы не должны забывать о роли Золотой Орды, как и последующих периодов нашей истории, включая XX век.

    Культурное наследие, несмотря на исторические коллизии, продолжало определять жизнь татарского народа и после вхождения нашего края в состав Русского государства, позволило не только сохранить самосознание, но и добиться впечатляющих успехов в торговле, промышленности, науке.

    Огромное значение для татарского народа имели преобразования Екатерины Великой. Посетив Казань весной 1767 года, она не только прекратила практику открытой религиозной дискриминации, но и признала духовные права своих подданных мусульман, по достоинству оценила их высокий патриотизм. Реформы «Бабушки-Царицы», так тепло называли Екатерину II наши предки, способствовали расцвету образования, строительству новых больших мечетей, развитию торговли и ремесел.

    Распространение капиталистических отношений в татарском обществе привело к появлению национальной буржуазии, достигшей больших успехов в коммерции и производстве и во многом определявшей характер и содержание социальной жизни мусульман России.

    Во второй половине XIX – начале XX века у татар возникло реформаторское движение – джадидизм, обеспечивавшее достойное существование народа в новых, постоянно меняющихся условиях капиталистической действительности. Определяющий вклад в эти реформы внесли выдающиеся татарские просветители и богословы: Габденасир Курсави, Каюм Насыри, Хусаин Фаезханов, Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахрутдинов, Галимджан Баруди, Зия Камали, Муса Бигиев и другие представители научной и педагогической общественности.

    В начале XX века у татар появилась модернизированная система мусульманского и светского образования, развитая периодическая печать. Татарские общественные деятели принимали активное участие в деятельности политических партий. В составе дореволюционной Государственной Думы активно работала мусульманская фракция.

    В этот же период происходил расцвет всех форм татарской культуры. Профессиональная литература, театр, музыка, изобразительное искусство пользовались огромной популярностью не только у татарского населения, но и у всех мусульманских народов России. Навсегда в историю отечественной культуры вписаны имена Габдуллы Тукая, Гаяза Исхаки, Габдуллы Кариева, Галиаскара Камала, Салиха Сайдашева, Баки Урманче и других подвижников татарского художественного творчества.

    Одной из определяющих исторических вех стало образование в 1920 году Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР), появлению которой предшествовала активная деятельность татарской общественности по созданию Штата «Идель-Урал», Татаро-Башкирской республики.

    Возникновение ТАССР, отражавшее стремление к национальному самоопределению, в то же время стало важным шагом в формировании и развитии полиэтнических государственных образований в рамках России. Несомненно, что успехи Татарстана в культуре, промышленности и сельском хозяйстве были бы невозможны без укрепления единства татарского, русского, чувашского и представителей других народов, населяющих нашу республику.

    Эти факторы стали серьезным основанием для провозглашения в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. В результате политических и социально-экономических преобразований конца 1980-х – начала 1990-х годов республика вышла на новый уровень развития в политике, экономике и культуре, международных связях.

    В Татарстане сформировалось полиэтническое и поликонфессиональное общество с уникальным опытом сотрудничества и толерантности. Следует отметить, что во многом благодаря политике и многогранной деятельности первого президента республики М.Ш.Шаймиева весь мир узнал о «модели Татарстана» – успешного региона в составе Российской Федерации, последовательно и сбалансировано решающего сложнейшие социально-экономические и культурные задачи.

    Ключевой вывод, который следует из логики исторического развития, состоит, на мой взгляд, в том, что татары, сохранившие свою национальную и культурную самобытность, сыграли важнейшую роль в укреплении могущества Российской державы.

    То, что большинство российских татар проживает за пределами административных границ Республики Татарстан, властно диктует их кровную заинтересованность в усилении Российской Федерации, всестороннем развитии интеграционных процессов между ее регионами.

    Татарский народ всегда верой и правдой служил своему Отечеству: в рядах ополчения Минина и Пожарского освобождал Москву, строил Российский флот, воевал с Наполеоном на полях сражений Отечественной войны 1812 года, сражался с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Закономерно, что Муса Джалиль стал символом мужества и стойкости для всех народов бывшего СССР.

    Сегодня многонациональный народ Татарстана ставит перед собой амбициозные цели, связанные с дальнейшим совершенствованием всех сторон жизни республики, ее возрастающей ролью в Российской Федерации.

    По основным экономическим показателям Татарстан занимает ведущие позиции в стране. По объемам валового регионального продукта республика сопоставима с такими государствами, как Словакия или Болгария. В 2011 году мы произвели продукции как Новосибирская и Нижегородская области вместе взятые.

    Это позволяет уверенно решать вопросы социально-культурного развития. Возрождаются остров-град Свияжск, город Булгар, исторический центр Казани. Преображаются многие другие населенные пункты. Совершенствуются музейные экспозиции, создаются многочисленные туристические маршруты.

    Вместе с тем, вполне очевидно, что без знания прошлого, объективного анализа исторического опыта наших предков невозможно строить планы на будущее.

    Именно этим и определяется значение данного издания. Думаю, что академическая «История татар с древнейших времен» внесет свой вклад в дело разработки и популяризации объективной истории народов Российской Федерации, откроет читателям увлекательный мир тысячелетней истории татар.


    ВВЕДЕНИЕ

    Особенности развития татар и Татарстана в XX – начале XXI века

    Радик Салихов

    Создание многотомного фундаментального труда «История татар с древнейших времен», основанного на комплексе вновь выявленных источников, научных открытий последних лет, требует, безусловно, новых нестандартных творческих и методологических подходов. Трудность заключается здесь не только в первопроходчестве исследователя, но и разных взглядах и оценках тех процессов, которые охватывали жизнь татарского социума на ключевых этапах его развития. Эта проблема в немалой степени касается написания 7 тома, рассматривающего историю народа в новое и новейшее время. По принятому редакционной коллегией варианту том охватывает эпоху начала ХХ столетия, советский и постсоветский период развития татарского народа и Республики Татарстан. Очевидная теоретическая, источниковая, авторская нагрузка именно на последнюю книгу многотомника, совмещающую в себе три разные общественно-экономические формации, сопряжение которых в едином концептуальном ключе является очень и очень непростой задачей для современных историков. Основной посыл данной концепции заключается в возникновении в начале ХХ в. политической истории татар, которая затем и определяла весь вектор развития нации на протяжении столетия.

    В первой части тома рассматриваются основные процессы джадидского движения, мощного национально-культурного возрождения, во всеуслышанье заявившего о себе после Манифеста 1905 г., когда у татар появилась сеть современных новометодных учебных заведений, начала формироваться светская интеллигенция, появились книгоиздательства, национальная пресса, крупные благотворительные и культурно-просветительские организации. Немаловажным фактором в этот период выступало интенсивное развитие татарской буржуазии, переживавшей промышленный переворот и проявлявшей высокое этнополитическое сознание. Социально-экономическому развитию Казанской губернии и татарского мира в начале ХХ в. посвящена первая глава раздела, раскрывающая основные характеристики торгово-промышленной жизни края, предпринимательской деятельности, крестьянского хозяйства. Высокая деловая активность татарской буржуазии позволила ей сконцентрировать солидные материальные и финансовые ресурсы, значительная часть которых направлялась на социальные цели: благотворительность, реформу конфессиональной школы, создание различных общественных институтов.

    Джадидское движение, охватившее все стороны жизни татарского народа, стремительный рост самосознания обусловили активную борьбу мусульман России за гражданские права, способствовали органичному их взаимодействию с основными политическими силами империи. Соответственно во второй и третьей главах раздела раскрывается сложная картина становления первых татарских политических партий, претендовавших на лидерство во всем тюрко-мусульманском сообществе, специфика этноконфессиональной политики государства, столкнувшегося с масштабным и всесторонним освободительным движением. Несмотря на серьезные идеологические противоречия в самой мусульманской среде по поводу социально-культурных преобразований и путей дальнейшего развития нации, татарской элите удалось провести три общероссийских мусульманских съезда в 1905–1906 гг. Их решения определили единый курс на достижение национально-культурной автономии, что стало первым серьезным шагом к самоопределению народа.

    Особенностью тома является сочетание территориального и экстерриториального подходов. Расселение татар занимает огромную территорию по всему Евразийскому континенту, поэтому ее невозможно ограничить рамками только Татарстана. В то же время Казань, являясь традиционным политическим, экономическим и духовным центром татарского народа, на протяжении многих столетий играла роль главного города многонационального Казанского края и губернии, имевших ярко выраженный поликонфессиональный и мультикультурный характер. Всемирно известный Казанский университет, Казанская духовная академия, Казанская инородческая семинария и многие другие учебные заведения являлись образовательными и духовными очагами для русского, чувашского, мордовского, марийского и многих других народов России. Уникальная интернациональная среда, обусловленная крепкими хозяйственными и социальными связями, традициями добрососедства и взаимодействия, во многом определяла характер развития татарской нации, ее открытость, стремление к реформам и прогрессу. Поэтому четвертая глава первой части тома, освещающая образовательные и культурные достижения татар в начале ХХ в., одновременно характеризует Казанскую губернию как важный научный и культурный регион Российской Империи, оказавший сильнейшее воздействие на судьбы не только народов Поволжья, но и всего многонационального государства.

    Революционные события 1917 г. и последовавшая за ними гражданская война коренным образом изменили политический ландшафт России. Жестокие классовые сражения сопровождались мощным национально-освободительным движением, пытавшимся реализовать исторический шанс на самоопределение народов бывшей империи. Впервые за несколько столетий татары получили возможность возродить собственную государственность, определить свое место в быстро меняющемся мире. В шестой и седьмой главах раздела рассматривается участие татар в революции, борьбе за власть в Казанской губернии, их консолидация вокруг идей территориальной автономии. Провозглашение в 1918 г. Штата «Идель-Урал» стало первой попыткой создания национального государства. Несмотря на неудачу этого проекта, сорванного контрмерами большевиков, идеологическая борьба и организационная работа политических лидеров татарского народа привела к образованию ТАССР.

    Вторая часть 7 тома посвящена основным этапам развития Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Этому событию предшествовала многолетняя многогранная деятельность национальной интеллигенции, предпринимательства, духовенства, выразившаяся в проекте Штата «Идель-Урал», Татаро-Башкирской республики. В первой, второй, третьей и четвертой главах второй части тома отмечается, что создание ТАССР стало реализацией вековых чаяний народа, важным шагом к национальному самоопределению, способствовало появлению феномена полиэтнического государственного образования в рамках РСФСР. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл один из лидеров и теоретиков национально-освободительного движения Мирсаид Султан-Галиев. Его идеи, сочетавшие принципы классовой и антиколониальной борьбы, своеобразного «исламского социализма», не нашедшие поддержки у большевиков, стали в ХХ в. знаменем освободительной борьбы народов мира, находившихся в колониальной зависимости.

    Противоречивость государственности советского Татарстана, уже в 1920-х гг. выразившаяся, с одной стороны, в формировании собственных институтов власти, коренизации аппарата, развитии национального образования и культуры, укрепления экономики, с другой, в политических репрессиях, эмиграции старорежимной интеллигенции, уничтожении национальной буржуазии как класса, борьбе с духовенством и религией, отражала насильственное, искусственное прерывание идеологических и культурных традиций, что неминуемо вело к постепенному «вымыванию» национального компонента государственности. Дальнейшее ужесточение политики, направленное на уничтожение в масштабах СССР сети татарских школ, изданий, культурных учреждений, замыкало духовную жизнь татар в рамках республики, а в самом Татарстане давало все меньше возможностей для ее реализации.

    Индустриализация экономики и коллективизация сельского хозяйства превратили Татарстан в развитый промышленный и аграрный регион страны, однако жесткая централизация хозяйственной жизни, фактическое отсутствие экономических прав, республиканской собственности, а также гуманитарные издержки, касающиеся прав крестьянского населения, также нивелировали статус автономии, вызывали острые социальные протесты.

    Одним из положительных факторов образования ТАССР стало формирование многочисленной, талантливой научной и творческой интеллигенции. Расцвет татарской профессиональной советской литературы, музыки, театра, изобразительного искусства, академических исследований и вузовской науки способствовал, в непростых условиях государственной политики, сохранению национального самосознания, родного языка, культуры, освоению достижений мировой цивилизации.

    Одной из ключевых проблем современной исторической науки является объективное и всестороннее освещение событий Второй мировой войны, нередко являющихся предметом политических спекуляций в зарубежной историографии. Не подлежит никакому сомнению определяющая роль Советского Союза в победе над фашистской Германией. О выдающемся вкладе татарского народа и народов Татарстана в борьбу с фашизмом говорится в пятой главе данной части тома. С первых месяцев боевых действий в ТАССР начали формироваться важнейшая военно-промышленная тыловая база страны, наукоемкие производства, получила развитие авиационная промышленность. В Казани трудились видные советские конструкторы А.Н.Туполев, С.П.Королев, В.М.Петляков, В.П.Глушко и другие, создавшие знаменитый пикирующий бомбардировщик ПЕ-2, работавшие над исследованиями в области реактивных двигателей, что явилось впоследствии основой для создания космической промышленности СССР.

    Около 700 тыс. человек было призвано из Татарстана в ряды действующей армии. Золотыми буквами в летопись сражений вписаны имена татарстанцев, проявивших беспримерное мужество и героизм: П.Гаврилова, М.Девятаева, Г.Гафиатуллина, Г.Загитова, М.Сыртлановой и многих других. Среди 11519 советских воинов, удостоенных Золотой Звезды Героя Советского Союза, татары занимают 4 место по численности среди русских, украинцев и белорусов. Олицетворением высокого гражданского и боевого духа, стойкости и патриотизма советских людей стал бессмертный подвиг поэта-героя Мусы Джалиля и его соратников, организовавших активное антифашистское сопротивление среди военнопленных, находившихся в Германии.

    Шестая, седьмая и восьмая главы второй части рассматривают историю послевоенного Татарстана, характеризовавшуюся бурными процессами модернизации, неуклонного роста научного и культурного потенциала. Становление и развитие нефтедобывающей и нефтехимической промышленности, авиационного производства, автомобилестроения, сельского хозяйства и других отраслей экономики, успехи академической и вузовской науки превратили республику в один из самых индустриально развитых регионов Советского Союза.

    Однако было очевидно, что усеченная автономия Татарстана, определявшаяся принципом политического ранжирования, существенно сдерживала возможности дальнейшего социально-экономического и культурного развития. Нараставший этнический кризис, вызванный искусственным идеологическим ограничением национальной культуры, языка, гуманитарных исследований, проявлялся в разрыве традиционных связей между татарскими общинами на территории СССР, а в самой республике существенным сужением возможностей для обогащения традиций, реализации духовных прав и достижений татарского народа. В общественном сознании народов республики все большую популярность приобретала идея повышения государственного статуса Татарстана.

    Третья часть данного тома посвящена новейшему периоду в политической истории татар и Татарстана. Провозглашение Декларации о государственном суверенитете в 1990 г. стало естественным продолжением процесса восстановления государственности, обозначенного Декретом об образовании ТАССР 1920 г. В результате Перестройки, социально-экономических реформ 1990-х гг. республика приобрела самостоятельность в политике, экономике и культуре, международных связях, у нее появилась собственная логика исторического развития. В Татарстане сформировалось полиэтническое и поликонфессиональное общество с уникальным опытом сотрудничества и толерантности.

    Многолетняя, успешная деятельность первого президента республики М.Ш.Шаймиева позволила представить мировой общественности реализованную на практике «Модель Татарстана» как пример уникального регионального государственного строительства в рамках Российской Федерации, эффективного взаимодействия с федеральным центром, продуманной экономической стратегии, социальной и межнациональной стабильности.

    Все эти ключевые и во многом новые проблемы для отечественной науки последовательно раскрываются в главах третьей части тома. В первой и второй главах дается историческая оценка перестроечным процессам в стране и республике, сложной общественно-политической ситуации в СССР и другим факторам, подготовившим почву для провозглашения государственного суверенитета Татарстана. Третья глава третьей части посвящена становлению новых взаимоотношений Республики Татарстан и Российской Федерации, сложному периоду в развитии государственности республики. В поле зрения исследователей находятся главные политические вехи 1990‑х гг.: Референдум 1992 г., договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» 1994 г., принятие Конституции РТ, реализация национальной политики в РФ и развитие межнациональных отношений в Татарстане и др. Российская Федерация, подписав двухсторонний договор, де-юре признала акт самоопределения народов РТ.

    Одним из главных завоеваний этого периода стала активная внешняя деятельность республики, ее сотрудничество с международными организациями, способствовавшие повышению авторитета РТ на мировой арене. История и приоритеты внешних связей Республики Татарстан нашли свое отражение в четвертой главе третьей части тома.

    Успехи в государственном строительстве, экономике и культуре сыграли основополагающую роль в консолидации татарской нации не только в Российской Федерации, но и во все мире. Татарстан стал центром духовного притяжения многомиллионного народа, разбросанного волею исторических судеб по всем континентам. В то же время в татарских общинах, развивающихся по принципу национально-культурных автономий, появились собственные возможности для сохранения и возрождения родного языка, культуры и самобытности. В пятой главе характеризуется этнокультурное состояние татарского мира, роль Всемирного конгресса татар в выражении интересов татарского народа, отмечается возрастающее влияние татар в рамках РФ и СНГ.

    Новый статус Татарстана открыл широкие горизонты для развития культуры, системы образования татарского и других народов республики. Несомненные достижения в этой сфере получили высокое признание мирового сообщества. Татарстан стал очагом новаторских инициатив, пилотных проектов в области народного образования, профессионального искусства, в проведении международных форумов по самым актуальным проблемам современности. Празднование 1000-летия города Казани стало не только событием, коренным образом изменившим облик столицы республики, ее инфраструктуры, но и поворотным моментом в историческом самосознании татарстанцев. Признание Казани одним из древнейших городов планеты, с высоким уровнем военной, градостроительной и производственной культуры, органичным сплавом ислама и православия, тюркской, славянской и финно-угорской цивилизаций, прочно закрепило за ним статус третьей столицы России, крупного центра мирового культурного наследия.

    В 2004 г. Казанский университет отмечал свое 200-летие. Существование этого прославленного учебного заведения сформировало особые традиции вузовской науки и образования в Татарстане. Создание в Татарстане Академии наук дало новый импульс фундаментальным исследованиям по самым разным отраслям знания, стало одним из важнейших условий современного экономического и культурного развития. В шестой главе третьей части анализируется логика культурных процессов в республике, позволяющая понять место и роль татарстанского общества в российской и мировой истории.

    Самостоятельная социально-экономическая политика Татарстана, направленная на повышение уровня жизни населения, приближение его к европейским стандартам, диктует новые подходы в стратегии и тактике. Главным условием эффективности экономики является отход от сырьевой зависимости, создание инновационных производств на основе имеющегося научно-технического и промышленного потенциала республики. В седьмой главе данной части тома раскрываются приоритеты социально-экономического развития РТ в условиях рыночных реформ. Следует отметить, что самостоятельность Татарстана позволяла и позволяет решать масштабные социальные проекты, такие как Программа ликвидации ветхого жилья, программа социальной ипотеки, газификации населенных пунктов и многое другое.

    Этот курс остается неизменным и сегодня в условиях новой общественно-политической ситуации в стране. В 2010 г. новым Президентом Татарстана был избран опытный политик и экономист Р.Н.Минниханов, под руководством которого продолжают эффективно развиваться нефтехимический комплекс, жилищное строительство, автомобильная и авиационная промышленность, сельское хозяйство, культура, республика готовится к Универсиаде 2013 г., Чемпионату мира по футболу 2018 г. и другим событиям международного уровня. Иными словами, начинается новый этап в государственном строительстве Татарстана, речь о котором идет в восьмой главе третьей части тома.

    Народы республики с уверенностью смотрят в завтрашний день. Путь, пройденный ими в ХХ столетии, несмотря на все сложности и противоречия, стал историей возрождения государственности, восстановления традиций, поиска своего уникального места в мировой цивилизации.

    * * *

    В подготовке данного тома приняли участие специалисты ведущих научных центров Казани и других городов Российской Федерации. При определении структуры и концепции тома активное участие принимали доктора исторических наук Р.С.Хакимов, И.Р.Тагиров, Р.Р.Салихов, А.Ю.Хабутдинов, кандидат исторических наук А.С.Бушуев.

    Документы для приложений к тому представлены А.С.Бушуевым, Л.Р.Габдрафиковой, А.Г.Галлямовой, З.Г.Гариповой, И.К.Загидуллиным, А.Ш.Кабировой, И.Р.Миннуллиным, подобраны А.С.Бушуевым, Л.Р.Габдрафиковой, И.И.Ханиповой.

    Поиск и первоначальный подбор фотоматериалов к тому осуществлен Б.И.Измайловым, Р.Р.Салиховым, И.И.Ханиповой. Отбор фотоматериалов проведен А.С.Бушуевым, Б.И.Измайловым, Р.Р.Салиховым.

    Список источников и литературы, сокращений составлен А.С.Бушуевым, Л.Р.Габдрафиковой, Б.И.Измайловым, Е.В.Мироновой.

    Именной и политико-географический указатели составлены А.С.Бушуевым, Л.А.Бушуевой, А.Г.Галлямовой, Б.И.Измайловым, А.Ш.Кабировой, И.Р.Миннуллиным, Е.В.Мироновой, И.И.Ханиповой, Л.Р.Шафигуллиной.

    * * *

    В иллюстрировании тома использованы фотоматериалы, сохранившиеся в фондах Национального архива РТ, Центрального государственного архива историко-политической документации РТ, Национального музея РТ, Национального культурного центра «Казань», архива журнала «Казань», личного архива И.Р.Тагирова, опубликованных в фотоальбоме «Татарстан: вехи истории. 1920–2010» (Казань, 2010) и в книге «Республика Татарстан: природа, история, экономика, культура, наука» (Казань, 2010), а также размещенные на сайтах Президента РТ (www.president.tatarstan.ru), Кабинета министров РТ (www.prav.tatarstan.ru), Государственного Совета РТ (www.gossov.tatarstan.ru), ОАО «ТАНЕКО» (www.nnpz.ru).


    СОДЕРЖАНИЕ

    У истории нет сослагательного наклонения (Р.Н.Минниханов) 3

    Введение
    Особенности развития татар и Татарстана в XX – начале XXI века (Р.Р.Салихов) 7
    Историография и источники (Р.Р.Салихов, А.С.Бушуев, А.Г.Галлямова, А.Ш.Кабирова) 13

    РАЗДЕЛ I. Казанская губерния и татарское сообщество России начала XX века

    Глава 1. Социально-экономическое развитие Казанской губернии и татарского мира в начале XX века
    § 1. Экономика России империалистического периода и развитие татарского предпринимательства в Казанской губернии (Л.М.Свердлова, М.З.Гибадуллин) 46
    § 2. Основные направления деятельности татарской буржуазии (Р.Р.Салихов) 51
    § 3. Социально-профессиональная структура населения Казанского края и татарского мира: общее и особенное (Н.А.Халиков) 59
    § 4. Столыпинская аграрная реформа и татарское крестьянство (Р.В.Шайдуллин) 63

    Глава 2. Становление тюрко-татарского политического движения в России (начало XX столетия)
    § 1. Предреволюционная ситуация и революционные события в России и Казанской губернии (Д.М.Усманова) 73
    § 2. Контакты татар с общероссийскими политическими партиями и образование первых мусульманских (татарских) политических организаций (Д.М.Усманова) 75
    § 3. Всероссийские мусульманские съезды 1905–1907 гг. Образование Мусульманского союза «Иттифак аль-муслимин» (Д.М.Усманова) 78
    § 4. Мусульманские представители в российском парламенте: общая характеристика мусульманской фракции Государственной думы и роль в ее деятельности татарских представителей (Д.М.Усманова) 84
    § 5. Консервативные тенденции в татарском политическом движении: политизация ваисовского движения в 1905–1916 гг. и попытки создания ЦНМО и союза «Сират аль-Мустаким» («Прямой путь») (Д.М.Усманова) 91
    § 6. Основные черты мусульманской (татарской) политической активности в позднеимперской России: общие выводы (Д.М.Усманова) 95
    § 7. Либеральные партии Казанской губернии в годы первой российской революции 1905–1907 гг. (Л.М.Айнутдинова) 96
    § 8. Правомонархическое (черносотенное) движение в г. Казани и Казанской губернии в 1905–1917 гг. (И.Е.Алексеев) 104

    Глава 3. Этноконфессиональная политика в России в начале XX века
    § 1. Этноконфессиональная политика российского правительства по отношению к татарскому населению (Д.М.Усманова) 117
    § 2. Идеологическая борьба среди российских мусульман (Р.М.Мухаметшин) 129
    § 3. Движение возвращения крещеных татар в ислам в начале ХХ в. (И.К.Загидуллин) 137

    Глава 4. Просвещение и культура Казанской губернии и татар России
    § 1. Казанская губерния как образовательный, культурный и научный регион Российской империи (Л.А.Бушуева) 144
    § 2. Состояние национального образования у татар (Р.М.Мухаметшин) 149
    § 3. Национальная пресса и книгоиздание (А.В.Ахтямова) 158
    § 4. «Золотой век» татарской культуры: татарская литература в начале ХХ века (Д.Ф.Загидуллина) 164
    § 5. Возникновение национального театра (А.Р.Салихова) 178
    § 6. Развитие музыкального и изобразительного искусства у татар до 1917 г. (Л.Р.Габдрафикова) 181

    Глава 5. Казанская губерния и татарский народ в годы Первой мировой войны
    § 1. Социально-экономическое и политическое положение Казанской губернии в период войны (А.Ю.Хабутдинов) 188
    § 2. Татары в российской армии (Х.М.Абдуллин) 194

    Глава 6. Революционные события и борьба за власть в Казанской губернии и Казани в 1917–1918 гг.
    § 1.Февральский переворот в Казани. Образование совета и установление двоевластия (И.Р.Тагиров) 199
    § 2. Политические группировки и борьба за власть в Казанской губернии в 1917–1918 гг. (И.Р.Тагиров) 204
    § 3. Победа революции в Казани (И.Р.Тагиров) 207
    § 4. Татары-мусульмане и органы российской власти в 1917–1918 гг. (Д.М.Усманова) 213

    Глава 7. Всероссийские мусульманские съезды 1917 г. Национальное собрание и их значение. Провозглашение национальной автономии в 1917–1918 гг.
    § 1. Значение всероссийских мусульманских съездов 1917 г. (А.Ю.Хабутдинов) 218
    § 2. Органы национальной автономии татар в 1917–1919 гг. (А.Ю.Хабутдинов) 224
    § 3. Казанские мусульманские съезды и провозглашение «культурно-национальной автономии» (Д.М.Усманова) 231
    § 4. Национальное собрание и судьба различных проектов национальной автономии (Д.М.Усманова) 233
    § 5. Попытки провозглашения штата «Идел-Урал» и судьба национальных проектов весной 1918 г. (Д.М.Усманова) 243

    РАЗДЕЛ II. Этапы развития Татарской Автономной Советской Социалистической Республики

    Глава 1. Образование ТАССР и татарское сообщество Советской России в условиях общественно-политических преобразований 1920–1930-х гг.
    § 1. Проекты национально-государственного строительства и образование ТАССР (Р.К.Валеев) 250
    § 2. Формирование советских институтов власти в ТАССР (И.Р.Тагиров) 262
    § 3. Идеологическая борьба в стране по национальному вопросу в 1920-е гг. (Д.Р.Шарафутдинов) 270
    § 4. Образование ТАССР и решение вопросов коренизации (З.Г.Гарипова) 276

    Глава 2. Социально-экономическое положение ТАССР и татар в 1917–1940 гг.
    § 1. Советская политика ликвидации имущих классов (И.А.Гатауллина) 280
    § 2. Крестьянство в стране и ТАССР (Р.В.Шайдуллин) 287
    § 3. Политика индустриализации страны: результаты в ТАССР и ее влияние на положение татар в республике и за ее пределами (К.А.Назипова) 300

    Глава 3. Этнодемографическая ситуация в ТАССР в 1920–1930-е гг. (Н.А.Федорова, И.И.Ханипова) 320

    Глава 4. Культура, образование, наука ТАССР и татар в 1920–1930-е гг.
    § 1. Образование ТАССР и развитие национальной культуры (И.Р.Тагиров) 333
    § 2. Формирование советской образовательной системы. Последствия смены алфавита в 1927 г. (З.Г.Гарипова) 338
    § 3. Развитие профессиональных видов культуры и искусства (З.Г.Гарипова) 339
    § 4. Основные тенденции в научных исследованиях в ТАССР (1917–1941 гг.) (З.Г.Гарипова) 348

    Глава 5. Религия и общество в ТАССР в условиях становления командно-административной системы
    § 1. Мусульманские общины в 1920–1930-е гг.: политико-правовое и социально-экономическое положение (И.Р.Миннуллин) 360
    § 2. Политические репрессии в ТАССР в 1930-е годы (А.Ш.Кабирова) 374

    Глава 6. Татары и Татарстан во Второй мировой войне
    § 1. Участие татарстанцев и татар на фронтах войны (А.Ш.Кабирова) 379
    § 2. Татарская АССР – важная тыловая база СССР (А.Ш.Кабирова) 388
    § 3. Восточная политика Германии и Волго-татарский легион – легион «Идель-Урал». Бессмертный подвиг Мусы Джалиля (И.А.Гилязов) 399

    Глава 7. Национальный вопрос и политическая ситуация в Татарской АССР в середине 1940-х – первой половине 1980-х гг. (А.Г.Галлямова) 407

    Глава 8. Социально-экономическое развитие ТАССР в 1945 – середине 1980-х гг. (А.Г.Галлямова) 425

    Глава 9. Духовные и культурные процессы в ТАССР в 1940-х – середине 1980-х гг.
    § 1. Идеология и культура татарского народа во второй половине 1940-х – середине 1980-х гг. (А.Г.Галлямова) 447
    § 2. Ислам среди татар в 1940–1980-е годы (Р.Р.Ибрагимов) 461
    § 3. Праздничная культура татар советского времени (Р.К.Уразманова) 471

    РАЗДЕЛ III. Республика Татарстан и татарский мир на рубеже тысячелетий

    Новая страница в истории Татарстана (М.Ш.Шаймиев) 481

    Глава 1. Перестройка и общественно-политические изменения в стране и республике
    § 1. Причины общественно-политических изменений в СССР и курс на перестройку (М.С.Горбачев) 486
    § 2. Перестройка в Татарстане (И.Р.Тагиров) 491
    § 3. Идеология обкома КПСС в годы перестройки (О.В.Морозов) 497
    § 4. Подъем татарского этнонационального движения в конце XX века (Р.З.Закиров) 499
    § 5. Топтание вокруг идеи суверенитета (И.Р.Тагиров) 504
    § 6. Развитие идеи суверенитета республики (И.Р.Тагиров) 515

    Глава 2. Судьба СССР и положение Татарстана в новых политических условиях
    § 1. Демократическая платформа (В.Н.Лысенко) 528
    § 2. «Парад суверенитетов»: причины возникновения и влияние на формирование федеративных отношений в стране (Л.Ф.Болтенкова) 529
    § 3. Положение Татарстана в новых политических условиях (И.Р.Тагиров) 533
    § 4. Заговор против страны и народа (И.Р.Тагиров) 550

    Глава 3. Новые отношения Республики Татарстан с Российской Федерацией
    § 1. Подготовка референдума и решение народа республики (И.Р.Тагиров) 557
    § 2. Итоги референдума и их законодательное закрепление (И.Р.Тагиров) 566
    § 3. Историческое значение Договора 1994 г. (И.Р.Тагиров) 594
    § 4. Значение законотворчества Верховного Совета Республики Татарстан для закрепления статуса Республики Татарстан (Ф.Х.Мухаметшин) 597
    § 5. Татарстан: стратегия «мягкого вхождения в рынок» (Ф.Г.Хамидуллин, В.В.Хоменко) 604
    § 6. Федеративные отношения в 1990-е годы и их роль в укреплении целостности России (Э.А.Паин) 610
    § 7. Учреждение Всемирного конгресса татар (Р.З.Закиров) 614
    § 8. «Модель Татарстана» (Р.С.Хакимов) 617

    Глава 4. Приоритеты внешних связей Республики Татарстан
    § 1. Практика внешних связей Республики Татарстан (И.Р.Насыров) 621
    § 2. Сотрудничество Республики Татарстан с международными организациями (И.Р.Насыров) 624
    § 3. Полномочное представительство Республики Татарстан в Российской Федерации в системе международных связей Татарстана (Н.М.Мириханов) 629

    Глава 5. Татарский мир в конце XX века
    § 1. Татары в ближнем и дальнем зарубежье: история расселения и современное состояние (Р.Б.Гайнетдинов) 632
    § 2. Положение татар в Российской Федерации и странах зарубежья. Роль общетатарских мероприятий в консолидации нации (Р.З.Закиров) 638

    Глава 6. Этнокультурные процессы в Татарстане и татарском мире в конце XX – начале XXI в.
    § 1. Динамика этнокультурных политик федерального центра и Республики Татарстан в 1990–2000-е гг. (Г.И.Макарова) 646
    § 2. Динамика межэтнических отношений и идентичностей в Татарстане в 1990–2000-е гг. (Г.Ф.Габдрахманова, Р.Н.Мусина) 663
    § 3. Ислам в общественно-политической жизни современного Татарстана (Р.М.Мухаметшин) 680
    § 4. Трансформация праздничной культуры татар в постсоветское время (Р.К.Уразманова) 694
    § 5. Приоритеты развития науки в Республике Татарстан (А.М.Мазгаров) 702
    § 6. 200-летие КГУ и развитие Высшей школы Татарстана (М.Х.Салахов) 708
    § 7. Развитие системы образования татарского народа в постсоветский период (М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина) 711

    Глава 7. Татарстан в системе глобальных координат социально-экономического развития Поволжья и России (В.В.Хоменко)
    § 1. Общая характеристика уровня социально-экономического развития Республики Татарстан 720
    § 2. Татарстан на рубеже XX–XXI веков и в системе современных оценок социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа 721
    § 3. Кооперационное позиционирование Татарстана – глобальный вектор исторического и будущего лидерства 726
    § 4. Межбюджетные отношения как стратегический стимул развития экономики Республики Татарстан 730
    § 5. Модель организации межбюджетных отношений 734

    Глава 8. Государственное строительство в Республике Татарстан в начале XXI века
    § 1. Новый договор отвечает современным реалиям (И.Р.Тагиров) 736
    § 2. Законодательство Республики Татарстан в условиях новой политики в федеративных отношениях (Ф.Х.Мухаметшин) 741

    Заключение 748
    Приложения 750
    Источники и литература 932
    Список сокращений 974
    Именной указатель 977
    Политико-географический указатель 994
    Список таблиц 1003

    Страницы вклеек «История татар. Том VII»
     

         

         

          

           

           


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ