www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Понедельник, 14 октября 2024, 18:30 Публикации Вы находитесь: / Публикации / История татар с древнейших времен в 7 томах / История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в. |
|
История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в.
История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. – 1008 с. + 64 с. вкл. См. электронную версию тома VII (pdf)
УДК 93/99 Подготовка книги осуществлена в рамках реализации Целевой комплексной программы сохранения культурного наследия «Мирас-Наследие» (Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2008–2009 гг.) Финансирование издания книги осуществлено в рамках Года историко-культурного наследия в Республике Татарстан в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.07.2012 г. № 1161-р
Научный совет издания:
Главный редактор
Научный редактор тома
Ответственный секретарь тома
Редакционная коллегия тома: ISBN 978-5-94981-162-7 © Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013
Рустам Минниханов, Президент Республики Татарстан История России как великой евразийской державы, созданной усилиями многих народов, воплотившей единство славянской и тюркской цивилизаций, сегодня вызывает растущий интерес среди отечественных и зарубежных исследователей. Осознание особой роли Российского государства в современных мировых процессах, которая обусловлена многовековыми традициями и богатой историей, стимулирует изучение ранее неизвестных и малоизученных страниц прошлого страны и ее народов. Так получилось, что в предыдущие десятилетия история татар – второго по численности этноса России – нередко становилась предметом споров, осознанного или неосознанного искажения, что не самым лучшим образом сказывалось на духовном самочувствии народа. Поэтому восстановление исторической правды во всей ее полноте стало одним из актуальных направлений деятельности различных научных центров. Важным результатом такой деятельности явилась подготовка и издание семитомной академической «Истории татар с древнейших времен». Этот фундаментальный научный труд, созданный под научно-методическим руководством Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан с участием специалистов ведущих научных центров Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, отражает современные подходы к истории, социально-экономическому и культурному развитию татарской нации, всего многонационального народа Татарстана. На мой взгляд, особенно важен комплексный, непредвзятый подход авторского коллектива в оценке основных этапов становления татарского этноса в контексте общемировых процессов. XX век стал временем возрождения культуры, экономики, а затем и государственности татар, уходящей своими корнями во времена Тюркского, Кимакского, Хазарского каганатов, Великой и Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанских и других ханств средневековья, а затем и Российского государства. Современные татары являются прямыми наследниками евразийской цивилизации, впитавшей в себя самые разные элементы культуры тюрков. В мае 922 года посольство Багдадского халифа прибыло в город Булгар на Волге. Это событие стало актом официального принятия ислама в качестве государственной религии, означало вступление Булгарского государства в семью мусульманских стран и народов, способствовало расширению его международных контактов. Духовный мир предков татарского народа, основанный на гуманистических традициях мусульманской цивилизации, характеризовался терпимостью по отношению к религиозным убеждениям других народов. Булгары создали развитое государство, где процветали ремесла, торговля, наука и культура. «Великий Волжский путь», как и «Северный пушной путь» в Камском бассейне, соединил разные страны торговыми интересами, способствовал формированию многих современных народов России. Волгу татары называли «Идель-Йорт». Герой эпоса «Идегей» обращается к Идель-Волге со словами:
«Здравствуй, Идиль, Отчизна-Дом! С подобными словами к Волге могут обратиться и обращаются русские, чуваши, марийцы и представители других народов Поволжья. Волга со временем стала важнейшим связующим звеном, одним из становых хребтов России. В народе говорят «Ил коче – Идел коче» («Сила страны – сила Волги»). Здесь же на Волге, на земле «Священного Булгара» была основана первая столица Улуса Джучи (Золотой Орды). Мы часто слышим противоречивые оценки роли Золотой Орды в отечественной истории, акцентирующие внимание на негативных моментах «татаромонгольского ига». Конечно, в период средневековья постоянно велись войны, разгорались феодальные конфликты, несшие разрушения и смуту. Войны между русскими князьями были не менее опустошительными, нежели с внешними противниками Руси. Но история состояла не только из войн, разрушений и насилия. Торговля, обмен культурными достижениями занимали гораздо большее место в жизни, о чем говорят многочисленные памятники археологии и архитектуры. В период Золотой Орды на территории нынешней России возникли многие города. Нужно видеть созидательный потенциал этого государства, соединившего торговыми путями Запад и Восток, сыгравшего свою роль в становлении великой российской государственности. Трудно переоценить значение Золотой Орды в формировании татарской этничности. Сегодня можно услышать споры об этногенезе нашего народа, о том, кого надо считать нашими предками – булгар или татар. Думаю, что сама история древнего этноса, сложная и противоречивая, дает принципиальный ответ на эти рассуждения. Существовали разные культурные компоненты, имевшие общую тюркскую основу со времени первого Тюркского каганата, продолжавшие развиваться в период Волжской Булгарии, переплавленные в цельную культуру и ментальность в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства. Ни одна культура, ни одна нация не стоит на месте. Поэтому, по достоинству оценивая времена булгар, мы не должны забывать о роли Золотой Орды, как и последующих периодов нашей истории, включая XX век. Культурное наследие, несмотря на исторические коллизии, продолжало определять жизнь татарского народа и после вхождения нашего края в состав Русского государства, позволило не только сохранить самосознание, но и добиться впечатляющих успехов в торговле, промышленности, науке. Огромное значение для татарского народа имели преобразования Екатерины Великой. Посетив Казань весной 1767 года, она не только прекратила практику открытой религиозной дискриминации, но и признала духовные права своих подданных мусульман, по достоинству оценила их высокий патриотизм. Реформы «Бабушки-Царицы», так тепло называли Екатерину II наши предки, способствовали расцвету образования, строительству новых больших мечетей, развитию торговли и ремесел. Распространение капиталистических отношений в татарском обществе привело к появлению национальной буржуазии, достигшей больших успехов в коммерции и производстве и во многом определявшей характер и содержание социальной жизни мусульман России. Во второй половине XIX – начале XX века у татар возникло реформаторское движение – джадидизм, обеспечивавшее достойное существование народа в новых, постоянно меняющихся условиях капиталистической действительности. Определяющий вклад в эти реформы внесли выдающиеся татарские просветители и богословы: Габденасир Курсави, Каюм Насыри, Хусаин Фаезханов, Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахрутдинов, Галимджан Баруди, Зия Камали, Муса Бигиев и другие представители научной и педагогической общественности. В начале XX века у татар появилась модернизированная система мусульманского и светского образования, развитая периодическая печать. Татарские общественные деятели принимали активное участие в деятельности политических партий. В составе дореволюционной Государственной Думы активно работала мусульманская фракция. В этот же период происходил расцвет всех форм татарской культуры. Профессиональная литература, театр, музыка, изобразительное искусство пользовались огромной популярностью не только у татарского населения, но и у всех мусульманских народов России. Навсегда в историю отечественной культуры вписаны имена Габдуллы Тукая, Гаяза Исхаки, Габдуллы Кариева, Галиаскара Камала, Салиха Сайдашева, Баки Урманче и других подвижников татарского художественного творчества. Одной из определяющих исторических вех стало образование в 1920 году Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР), появлению которой предшествовала активная деятельность татарской общественности по созданию Штата «Идель-Урал», Татаро-Башкирской республики. Возникновение ТАССР, отражавшее стремление к национальному самоопределению, в то же время стало важным шагом в формировании и развитии полиэтнических государственных образований в рамках России. Несомненно, что успехи Татарстана в культуре, промышленности и сельском хозяйстве были бы невозможны без укрепления единства татарского, русского, чувашского и представителей других народов, населяющих нашу республику. Эти факторы стали серьезным основанием для провозглашения в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. В результате политических и социально-экономических преобразований конца 1980-х – начала 1990-х годов республика вышла на новый уровень развития в политике, экономике и культуре, международных связях. В Татарстане сформировалось полиэтническое и поликонфессиональное общество с уникальным опытом сотрудничества и толерантности. Следует отметить, что во многом благодаря политике и многогранной деятельности первого президента республики М.Ш.Шаймиева весь мир узнал о «модели Татарстана» – успешного региона в составе Российской Федерации, последовательно и сбалансировано решающего сложнейшие социально-экономические и культурные задачи. Ключевой вывод, который следует из логики исторического развития, состоит, на мой взгляд, в том, что татары, сохранившие свою национальную и культурную самобытность, сыграли важнейшую роль в укреплении могущества Российской державы. То, что большинство российских татар проживает за пределами административных границ Республики Татарстан, властно диктует их кровную заинтересованность в усилении Российской Федерации, всестороннем развитии интеграционных процессов между ее регионами. Татарский народ всегда верой и правдой служил своему Отечеству: в рядах ополчения Минина и Пожарского освобождал Москву, строил Российский флот, воевал с Наполеоном на полях сражений Отечественной войны 1812 года, сражался с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Закономерно, что Муса Джалиль стал символом мужества и стойкости для всех народов бывшего СССР. Сегодня многонациональный народ Татарстана ставит перед собой амбициозные цели, связанные с дальнейшим совершенствованием всех сторон жизни республики, ее возрастающей ролью в Российской Федерации. По основным экономическим показателям Татарстан занимает ведущие позиции в стране. По объемам валового регионального продукта республика сопоставима с такими государствами, как Словакия или Болгария. В 2011 году мы произвели продукции как Новосибирская и Нижегородская области вместе взятые. Это позволяет уверенно решать вопросы социально-культурного развития. Возрождаются остров-град Свияжск, город Булгар, исторический центр Казани. Преображаются многие другие населенные пункты. Совершенствуются музейные экспозиции, создаются многочисленные туристические маршруты. Вместе с тем, вполне очевидно, что без знания прошлого, объективного анализа исторического опыта наших предков невозможно строить планы на будущее. Именно этим и определяется значение данного издания. Думаю, что академическая «История татар с древнейших времен» внесет свой вклад в дело разработки и популяризации объективной истории народов Российской Федерации, откроет читателям увлекательный мир тысячелетней истории татар.
Особенности развития татар и Татарстана в XX – начале XXI века Радик Салихов Создание многотомного фундаментального труда «История татар с древнейших времен», основанного на комплексе вновь выявленных источников, научных открытий последних лет, требует, безусловно, новых нестандартных творческих и методологических подходов. Трудность заключается здесь не только в первопроходчестве исследователя, но и разных взглядах и оценках тех процессов, которые охватывали жизнь татарского социума на ключевых этапах его развития. Эта проблема в немалой степени касается написания 7 тома, рассматривающего историю народа в новое и новейшее время. По принятому редакционной коллегией варианту том охватывает эпоху начала ХХ столетия, советский и постсоветский период развития татарского народа и Республики Татарстан. Очевидная теоретическая, источниковая, авторская нагрузка именно на последнюю книгу многотомника, совмещающую в себе три разные общественно-экономические формации, сопряжение которых в едином концептуальном ключе является очень и очень непростой задачей для современных историков. Основной посыл данной концепции заключается в возникновении в начале ХХ в. политической истории татар, которая затем и определяла весь вектор развития нации на протяжении столетия. В первой части тома рассматриваются основные процессы джадидского движения, мощного национально-культурного возрождения, во всеуслышанье заявившего о себе после Манифеста 1905 г., когда у татар появилась сеть современных новометодных учебных заведений, начала формироваться светская интеллигенция, появились книгоиздательства, национальная пресса, крупные благотворительные и культурно-просветительские организации. Немаловажным фактором в этот период выступало интенсивное развитие татарской буржуазии, переживавшей промышленный переворот и проявлявшей высокое этнополитическое сознание. Социально-экономическому развитию Казанской губернии и татарского мира в начале ХХ в. посвящена первая глава раздела, раскрывающая основные характеристики торгово-промышленной жизни края, предпринимательской деятельности, крестьянского хозяйства. Высокая деловая активность татарской буржуазии позволила ей сконцентрировать солидные материальные и финансовые ресурсы, значительная часть которых направлялась на социальные цели: благотворительность, реформу конфессиональной школы, создание различных общественных институтов. Джадидское движение, охватившее все стороны жизни татарского народа, стремительный рост самосознания обусловили активную борьбу мусульман России за гражданские права, способствовали органичному их взаимодействию с основными политическими силами империи. Соответственно во второй и третьей главах раздела раскрывается сложная картина становления первых татарских политических партий, претендовавших на лидерство во всем тюрко-мусульманском сообществе, специфика этноконфессиональной политики государства, столкнувшегося с масштабным и всесторонним освободительным движением. Несмотря на серьезные идеологические противоречия в самой мусульманской среде по поводу социально-культурных преобразований и путей дальнейшего развития нации, татарской элите удалось провести три общероссийских мусульманских съезда в 1905–1906 гг. Их решения определили единый курс на достижение национально-культурной автономии, что стало первым серьезным шагом к самоопределению народа. Особенностью тома является сочетание территориального и экстерриториального подходов. Расселение татар занимает огромную территорию по всему Евразийскому континенту, поэтому ее невозможно ограничить рамками только Татарстана. В то же время Казань, являясь традиционным политическим, экономическим и духовным центром татарского народа, на протяжении многих столетий играла роль главного города многонационального Казанского края и губернии, имевших ярко выраженный поликонфессиональный и мультикультурный характер. Всемирно известный Казанский университет, Казанская духовная академия, Казанская инородческая семинария и многие другие учебные заведения являлись образовательными и духовными очагами для русского, чувашского, мордовского, марийского и многих других народов России. Уникальная интернациональная среда, обусловленная крепкими хозяйственными и социальными связями, традициями добрососедства и взаимодействия, во многом определяла характер развития татарской нации, ее открытость, стремление к реформам и прогрессу. Поэтому четвертая глава первой части тома, освещающая образовательные и культурные достижения татар в начале ХХ в., одновременно характеризует Казанскую губернию как важный научный и культурный регион Российской Империи, оказавший сильнейшее воздействие на судьбы не только народов Поволжья, но и всего многонационального государства. Революционные события 1917 г. и последовавшая за ними гражданская война коренным образом изменили политический ландшафт России. Жестокие классовые сражения сопровождались мощным национально-освободительным движением, пытавшимся реализовать исторический шанс на самоопределение народов бывшей империи. Впервые за несколько столетий татары получили возможность возродить собственную государственность, определить свое место в быстро меняющемся мире. В шестой и седьмой главах раздела рассматривается участие татар в революции, борьбе за власть в Казанской губернии, их консолидация вокруг идей территориальной автономии. Провозглашение в 1918 г. Штата «Идель-Урал» стало первой попыткой создания национального государства. Несмотря на неудачу этого проекта, сорванного контрмерами большевиков, идеологическая борьба и организационная работа политических лидеров татарского народа привела к образованию ТАССР. Вторая часть 7 тома посвящена основным этапам развития Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Этому событию предшествовала многолетняя многогранная деятельность национальной интеллигенции, предпринимательства, духовенства, выразившаяся в проекте Штата «Идель-Урал», Татаро-Башкирской республики. В первой, второй, третьей и четвертой главах второй части тома отмечается, что создание ТАССР стало реализацией вековых чаяний народа, важным шагом к национальному самоопределению, способствовало появлению феномена полиэтнического государственного образования в рамках РСФСР. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл один из лидеров и теоретиков национально-освободительного движения Мирсаид Султан-Галиев. Его идеи, сочетавшие принципы классовой и антиколониальной борьбы, своеобразного «исламского социализма», не нашедшие поддержки у большевиков, стали в ХХ в. знаменем освободительной борьбы народов мира, находившихся в колониальной зависимости. Противоречивость государственности советского Татарстана, уже в 1920-х гг. выразившаяся, с одной стороны, в формировании собственных институтов власти, коренизации аппарата, развитии национального образования и культуры, укрепления экономики, с другой, в политических репрессиях, эмиграции старорежимной интеллигенции, уничтожении национальной буржуазии как класса, борьбе с духовенством и религией, отражала насильственное, искусственное прерывание идеологических и культурных традиций, что неминуемо вело к постепенному «вымыванию» национального компонента государственности. Дальнейшее ужесточение политики, направленное на уничтожение в масштабах СССР сети татарских школ, изданий, культурных учреждений, замыкало духовную жизнь татар в рамках республики, а в самом Татарстане давало все меньше возможностей для ее реализации. Индустриализация экономики и коллективизация сельского хозяйства превратили Татарстан в развитый промышленный и аграрный регион страны, однако жесткая централизация хозяйственной жизни, фактическое отсутствие экономических прав, республиканской собственности, а также гуманитарные издержки, касающиеся прав крестьянского населения, также нивелировали статус автономии, вызывали острые социальные протесты. Одним из положительных факторов образования ТАССР стало формирование многочисленной, талантливой научной и творческой интеллигенции. Расцвет татарской профессиональной советской литературы, музыки, театра, изобразительного искусства, академических исследований и вузовской науки способствовал, в непростых условиях государственной политики, сохранению национального самосознания, родного языка, культуры, освоению достижений мировой цивилизации. Одной из ключевых проблем современной исторической науки является объективное и всестороннее освещение событий Второй мировой войны, нередко являющихся предметом политических спекуляций в зарубежной историографии. Не подлежит никакому сомнению определяющая роль Советского Союза в победе над фашистской Германией. О выдающемся вкладе татарского народа и народов Татарстана в борьбу с фашизмом говорится в пятой главе данной части тома. С первых месяцев боевых действий в ТАССР начали формироваться важнейшая военно-промышленная тыловая база страны, наукоемкие производства, получила развитие авиационная промышленность. В Казани трудились видные советские конструкторы А.Н.Туполев, С.П.Королев, В.М.Петляков, В.П.Глушко и другие, создавшие знаменитый пикирующий бомбардировщик ПЕ-2, работавшие над исследованиями в области реактивных двигателей, что явилось впоследствии основой для создания космической промышленности СССР. Около 700 тыс. человек было призвано из Татарстана в ряды действующей армии. Золотыми буквами в летопись сражений вписаны имена татарстанцев, проявивших беспримерное мужество и героизм: П.Гаврилова, М.Девятаева, Г.Гафиатуллина, Г.Загитова, М.Сыртлановой и многих других. Среди 11519 советских воинов, удостоенных Золотой Звезды Героя Советского Союза, татары занимают 4 место по численности среди русских, украинцев и белорусов. Олицетворением высокого гражданского и боевого духа, стойкости и патриотизма советских людей стал бессмертный подвиг поэта-героя Мусы Джалиля и его соратников, организовавших активное антифашистское сопротивление среди военнопленных, находившихся в Германии. Шестая, седьмая и восьмая главы второй части рассматривают историю послевоенного Татарстана, характеризовавшуюся бурными процессами модернизации, неуклонного роста научного и культурного потенциала. Становление и развитие нефтедобывающей и нефтехимической промышленности, авиационного производства, автомобилестроения, сельского хозяйства и других отраслей экономики, успехи академической и вузовской науки превратили республику в один из самых индустриально развитых регионов Советского Союза. Однако было очевидно, что усеченная автономия Татарстана, определявшаяся принципом политического ранжирования, существенно сдерживала возможности дальнейшего социально-экономического и культурного развития. Нараставший этнический кризис, вызванный искусственным идеологическим ограничением национальной культуры, языка, гуманитарных исследований, проявлялся в разрыве традиционных связей между татарскими общинами на территории СССР, а в самой республике существенным сужением возможностей для обогащения традиций, реализации духовных прав и достижений татарского народа. В общественном сознании народов республики все большую популярность приобретала идея повышения государственного статуса Татарстана. Третья часть данного тома посвящена новейшему периоду в политической истории татар и Татарстана. Провозглашение Декларации о государственном суверенитете в 1990 г. стало естественным продолжением процесса восстановления государственности, обозначенного Декретом об образовании ТАССР 1920 г. В результате Перестройки, социально-экономических реформ 1990-х гг. республика приобрела самостоятельность в политике, экономике и культуре, международных связях, у нее появилась собственная логика исторического развития. В Татарстане сформировалось полиэтническое и поликонфессиональное общество с уникальным опытом сотрудничества и толерантности. Многолетняя, успешная деятельность первого президента республики М.Ш.Шаймиева позволила представить мировой общественности реализованную на практике «Модель Татарстана» как пример уникального регионального государственного строительства в рамках Российской Федерации, эффективного взаимодействия с федеральным центром, продуманной экономической стратегии, социальной и межнациональной стабильности. Все эти ключевые и во многом новые проблемы для отечественной науки последовательно раскрываются в главах третьей части тома. В первой и второй главах дается историческая оценка перестроечным процессам в стране и республике, сложной общественно-политической ситуации в СССР и другим факторам, подготовившим почву для провозглашения государственного суверенитета Татарстана. Третья глава третьей части посвящена становлению новых взаимоотношений Республики Татарстан и Российской Федерации, сложному периоду в развитии государственности республики. В поле зрения исследователей находятся главные политические вехи 1990‑х гг.: Референдум 1992 г., договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» 1994 г., принятие Конституции РТ, реализация национальной политики в РФ и развитие межнациональных отношений в Татарстане и др. Российская Федерация, подписав двухсторонний договор, де-юре признала акт самоопределения народов РТ. Одним из главных завоеваний этого периода стала активная внешняя деятельность республики, ее сотрудничество с международными организациями, способствовавшие повышению авторитета РТ на мировой арене. История и приоритеты внешних связей Республики Татарстан нашли свое отражение в четвертой главе третьей части тома. Успехи в государственном строительстве, экономике и культуре сыграли основополагающую роль в консолидации татарской нации не только в Российской Федерации, но и во все мире. Татарстан стал центром духовного притяжения многомиллионного народа, разбросанного волею исторических судеб по всем континентам. В то же время в татарских общинах, развивающихся по принципу национально-культурных автономий, появились собственные возможности для сохранения и возрождения родного языка, культуры и самобытности. В пятой главе характеризуется этнокультурное состояние татарского мира, роль Всемирного конгресса татар в выражении интересов татарского народа, отмечается возрастающее влияние татар в рамках РФ и СНГ. Новый статус Татарстана открыл широкие горизонты для развития культуры, системы образования татарского и других народов республики. Несомненные достижения в этой сфере получили высокое признание мирового сообщества. Татарстан стал очагом новаторских инициатив, пилотных проектов в области народного образования, профессионального искусства, в проведении международных форумов по самым актуальным проблемам современности. Празднование 1000-летия города Казани стало не только событием, коренным образом изменившим облик столицы республики, ее инфраструктуры, но и поворотным моментом в историческом самосознании татарстанцев. Признание Казани одним из древнейших городов планеты, с высоким уровнем военной, градостроительной и производственной культуры, органичным сплавом ислама и православия, тюркской, славянской и финно-угорской цивилизаций, прочно закрепило за ним статус третьей столицы России, крупного центра мирового культурного наследия. В 2004 г. Казанский университет отмечал свое 200-летие. Существование этого прославленного учебного заведения сформировало особые традиции вузовской науки и образования в Татарстане. Создание в Татарстане Академии наук дало новый импульс фундаментальным исследованиям по самым разным отраслям знания, стало одним из важнейших условий современного экономического и культурного развития. В шестой главе третьей части анализируется логика культурных процессов в республике, позволяющая понять место и роль татарстанского общества в российской и мировой истории. Самостоятельная социально-экономическая политика Татарстана, направленная на повышение уровня жизни населения, приближение его к европейским стандартам, диктует новые подходы в стратегии и тактике. Главным условием эффективности экономики является отход от сырьевой зависимости, создание инновационных производств на основе имеющегося научно-технического и промышленного потенциала республики. В седьмой главе данной части тома раскрываются приоритеты социально-экономического развития РТ в условиях рыночных реформ. Следует отметить, что самостоятельность Татарстана позволяла и позволяет решать масштабные социальные проекты, такие как Программа ликвидации ветхого жилья, программа социальной ипотеки, газификации населенных пунктов и многое другое. Этот курс остается неизменным и сегодня в условиях новой общественно-политической ситуации в стране. В 2010 г. новым Президентом Татарстана был избран опытный политик и экономист Р.Н.Минниханов, под руководством которого продолжают эффективно развиваться нефтехимический комплекс, жилищное строительство, автомобильная и авиационная промышленность, сельское хозяйство, культура, республика готовится к Универсиаде 2013 г., Чемпионату мира по футболу 2018 г. и другим событиям международного уровня. Иными словами, начинается новый этап в государственном строительстве Татарстана, речь о котором идет в восьмой главе третьей части тома. Народы республики с уверенностью смотрят в завтрашний день. Путь, пройденный ими в ХХ столетии, несмотря на все сложности и противоречия, стал историей возрождения государственности, восстановления традиций, поиска своего уникального места в мировой цивилизации. * * * В подготовке данного тома приняли участие специалисты ведущих научных центров Казани и других городов Российской Федерации. При определении структуры и концепции тома активное участие принимали доктора исторических наук Р.С.Хакимов, И.Р.Тагиров, Р.Р.Салихов, А.Ю.Хабутдинов, кандидат исторических наук А.С.Бушуев. Документы для приложений к тому представлены А.С.Бушуевым, Л.Р.Габдрафиковой, А.Г.Галлямовой, З.Г.Гариповой, И.К.Загидуллиным, А.Ш.Кабировой, И.Р.Миннуллиным, подобраны А.С.Бушуевым, Л.Р.Габдрафиковой, И.И.Ханиповой. Поиск и первоначальный подбор фотоматериалов к тому осуществлен Б.И.Измайловым, Р.Р.Салиховым, И.И.Ханиповой. Отбор фотоматериалов проведен А.С.Бушуевым, Б.И.Измайловым, Р.Р.Салиховым. Список источников и литературы, сокращений составлен А.С.Бушуевым, Л.Р.Габдрафиковой, Б.И.Измайловым, Е.В.Мироновой. Именной и политико-географический указатели составлены А.С.Бушуевым, Л.А.Бушуевой, А.Г.Галлямовой, Б.И.Измайловым, А.Ш.Кабировой, И.Р.Миннуллиным, Е.В.Мироновой, И.И.Ханиповой, Л.Р.Шафигуллиной. * * * В иллюстрировании тома использованы фотоматериалы, сохранившиеся в фондах Национального архива РТ, Центрального государственного архива историко-политической документации РТ, Национального музея РТ, Национального культурного центра «Казань», архива журнала «Казань», личного архива И.Р.Тагирова, опубликованных в фотоальбоме «Татарстан: вехи истории. 1920–2010» (Казань, 2010) и в книге «Республика Татарстан: природа, история, экономика, культура, наука» (Казань, 2010), а также размещенные на сайтах Президента РТ (www.president.tatarstan.ru), Кабинета министров РТ (www.prav.tatarstan.ru), Государственного Совета РТ (www.gossov.tatarstan.ru), ОАО «ТАНЕКО» (www.nnpz.ru).
У истории нет сослагательного наклонения (Р.Н.Минниханов) 3
Введение РАЗДЕЛ I. Казанская губерния и татарское сообщество России начала XX века
Глава 1. Социально-экономическое развитие Казанской губернии и татарского мира в начале XX века
Глава 2. Становление тюрко-татарского политического движения в России (начало XX столетия)
Глава 3. Этноконфессиональная политика в России в начале XX века
Глава 4. Просвещение и культура Казанской губернии и татар России
Глава 5. Казанская губерния и татарский народ в годы Первой мировой войны
Глава 6. Революционные события и борьба за власть в Казанской губернии и Казани в 1917–1918 гг.
Глава 7. Всероссийские мусульманские съезды 1917 г. Национальное собрание и их значение. Провозглашение национальной автономии в 1917–1918 гг. РАЗДЕЛ II. Этапы развития Татарской Автономной Советской Социалистической Республики
Глава 1. Образование ТАССР и татарское сообщество Советской России в условиях общественно-политических преобразований 1920–1930-х гг.
Глава 2. Социально-экономическое положение ТАССР и татар в 1917–1940 гг. Глава 3. Этнодемографическая ситуация в ТАССР в 1920–1930-е гг. (Н.А.Федорова, И.И.Ханипова) 320
Глава 4. Культура, образование, наука ТАССР и татар в 1920–1930-е гг.
Глава 5. Религия и общество в ТАССР в условиях становления командно-административной системы
Глава 6. Татары и Татарстан во Второй мировой войне Глава 7. Национальный вопрос и политическая ситуация в Татарской АССР в середине 1940-х – первой половине 1980-х гг. (А.Г.Галлямова) 407 Глава 8. Социально-экономическое развитие ТАССР в 1945 – середине 1980-х гг. (А.Г.Галлямова) 425
Глава 9. Духовные и культурные процессы в ТАССР в 1940-х – середине 1980-х гг. РАЗДЕЛ III. Республика Татарстан и татарский мир на рубеже тысячелетий Новая страница в истории Татарстана (М.Ш.Шаймиев) 481
Глава 1. Перестройка и общественно-политические изменения в стране и республике
Глава 2. Судьба СССР и положение Татарстана в новых политических условиях
Глава 3. Новые отношения Республики Татарстан с Российской Федерацией
Глава 4. Приоритеты внешних связей Республики Татарстан
Глава 5. Татарский мир в конце XX века
Глава 6. Этнокультурные процессы в Татарстане и татарском мире в конце XX – начале XXI в.
Глава 7. Татарстан в системе глобальных координат социально-экономического развития Поволжья и России (В.В.Хоменко)
Глава 8. Государственное строительство в Республике Татарстан в начале XXI века
Заключение 748
Страницы вклеек «История татар. Том VII»
| |
|