www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:54 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Источники и источниковедение / История Казани в документах и материалах. XIX век / История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга 4 |
|
История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга 4
История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга 4: Образование: высшее, среднее, начальное / Под ред. И.К. Загидуллина. – Казань: Таткнигоиздат, 2012. – 784 с. Авторы-составители: Загидуллин И.К., Свердлова Л.М., Хамитбаева Н.С., Байбулатова Л.Ф., Багаутдинова Х.З.
Научный редактор: Загидуллин И.К. Четвертая книга из серии «История Казани в документах и материалах. XIX век» посвящена вопросам образования, возникновению и деятельности учебных заведений, их роли в развитии интеллектуального потенциала города. Круг источников, который вошел в сборник, очень широк. В научный оборот введены архивные документы, выявленные составителями. Не менее важным представляется привлечение сборников, включавших протоколы заседаний органов общественного управления, их постановления, решения и др., материалов периодической печати того времени, работ дореволюционных историков и статистиков, которые сегодня, к сожалению, мало доступны для изучения широкому кругу читателей. Сборник рассчитан на аспирантов, студентов, школьников старших классов, занимающихся краеведением и всех, кто интересуется историей Казани и татарского народа. Содержание Предисловие 3
Раздел I. Высшее образование 15
Раздел II. Развитие среднего образования 189
Раздел III. Некоторые аспекты становления профессионального образования 317
Раздел IV. Религиозное и светское образование татар 479
Раздел V. Становление начального образования 609
Приложения 738 Предисловие Развитие капиталистических отношений, изменения в сфере экономики, политической и социальной жизни страны требовали квалифицированных специалистов. Их образовательный и культурный уровень должен был соответствовать требованиям времени. Растущие потребности государства в квалифицированных специалистах ставили новые, более сложные задачи в области образования. В 1803 г. были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 г. – «Устав учебных заведений, подведомых университетам». Этими документами была оформлена новая система школьного образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет. 5 ноября 1804 г. были подписаны уставы и утвердительные грамоты Казанского и Харьковского университетов, а 14 февраля 1805 г. Казанский университет – третий в России – открыл свои двери для студентов. Выбор места определился несколькими соображениями, прежде всего тем, что Казань была крупным губернским городом с населением в 30 тысяч жителей, имеющим учебные традиции. Здесь уже функционировали Императорская гимназия, Духовная академия, семинария, главное народное училище, частные пансионы, издавна сложившаяся система национального образования татар, структура которой включала в себя 2 типа учебных заведений: мектебе, дававшее начальное образование и медресе, дававшее среднее или высшее образование. По уставу 1804 г. в каждом губернском городе России должно было быть, по крайней мере, по одной гимназии, которые учреждались на базе главных народных училищ. Целью гимназий являлось «доставлять детям всех сословий, без различия званий и вероисповеданий, общее образование и, вместе с тем, служить подготовительным заведением для вступления в университеты и другие высшие специальные учебные заведения». На практике контингент учащихся гимназий был представлен в основном дворянством. Юноши дворянского происхождения, окончившие гимназии, имели широкие права на занятие различных государственных должностей. Податные люди по окончании гимназии могли быть утверждены учителями (начальных и средних школ) только по решению Сената. Начальное образование можно было получить в приходских и уездных училищах. Приходские училища согласно «Уставу» 1804 г., могли открываться в губернских, уездных городах и в селениях при каждом церковном приходе. Они имели две цели – готовить к обучению в уездном училище и давать детям общеобразовательные знания. Уездные училища создавались по одному в губернских и уездных городах. Их целью была подготовка учащихся к продолжению обучения в гимназиях. В период аракчеевщины реакция распространилась и на сферу образования. В целях усиления религиозного воспитания в школах Министерство народного просвещения (создано в 1802 г.) было преобразовано в 1817 г. в Министерство духовных дел и народного просвещения (реорганизовано в 1824 г.). К нему перешли от Синода все дела по вероисповеданию, кроме дел духовного суда. Все мероприятия нового министерства были, прежде всего, направлены на усиление религиозного воспитания. Были изменены учебные планы всех школ, введено «чтение из священного писания», запрещено преподавание естествознания. Из гимназического курса исключались учебные предметы, которые могли способствовать развитию у учащихся «вольнолюбивых» настроений, такие как философия, политическая экономия, естественное право, эстетика. Новое министерство предложило Александру I закрыть все университеты, кроме Московского. Однако император дал указание их не закрывать, а «исправить», положив в основу образования религиозные принципы. В 1828 г. был издан «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». По этому уставу каждый тип школы приобретал законченный характер и был предназначен для обслуживания определенного сословия. В целях укрепления сословного характера школьной системы преемственная связь между учебными заведениями, введенная в 1804 г., была отменена и доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу сильно затруднен. Приходские училища, рассчитанные на мальчиков и девочек из «самых нижних состояний» не должны были уже готовить их к поступлению в уездные училища. Уездные училища, предназначенные для детей купцов, ремесленников, мещан и других податных сословий стали самостоятельными трехклассными учебными заведениями. Гимназии, предназначенные для дворян и чиновников, сохранили преемственную связь с университетом. Они призваны были готовить к поступлению в университеты, а также выпускать в жизнь молодежь со знаниями, «приличными их состоянию». В 1835 г. университеты получили новый устав, который лишил их автономии, поставив в зависимость от попечителей учебных округов. Учебные программы были сокращены, повышена плата за обучение. В 1845 г., чтобы удержать юношей не дворянского происхождения от стремления к получению образования, было решено повысить плату за обучение в гимназиях. После 1848 г. светским профессорам было запрещено преподавать философию, численность студентов строго ограничивалась. Некоторое смягчение сословного принципа при зачислении в учебные заведения последовало в царствование Александра II. В гимназиях и прогимназиях было разрешено обучение детей всех сословий и состояний, без различия звания и вероисповедания. Для религиозно-нравственного образования народа и распространения первоначальных полезных знаний предназначались начальные народные училища. Для образования лиц ремесленного и рабочего сословия обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно, учреждались воскресные школы. В тоже время значительное развитие получило техническое образование. В реальных классах, открытых при гимназиях и уездных училищах, изучались технические и коммерческие предметы, в университетах читались публичные лекции по химии, технологии и т.п. Развитие производительных сил в России после реформы 60-х гг. пошло быстрее. В стране выросли новые промышленные центры и районы, широкие размеры получило строительство железных дорог, развивалось банковско-кредитное дело. Происшедшие изменения в социальной и экономической жизни страны не могли не отразиться на развитии культуры губернских городов России, в том числе и Казани. Дальнейшие реформы в образовании стали необходимой частью социального развития страны. 14 июня 1864 г. было принято «Положение о начальных народных училищах». Этим «Положением» разрешалось, кроме государственных и церковноприходских, открывать земские и воскресные училища, учебные программы которых выгодно отличались от других школ, особенно церковно-приходских. Согласно новому Уставу (1864 г.) гимназии были разделены на классические и реальные с семилетним сроком обучения. В гимназии принимались дети из всех сословий и любого вероисповедания, но вводилась очень высокая плата за обучение. В классических гимназиях изучались предметы гуманитарного направления, велась подготовка к поступлению в университеты. В реальных гимназиях готовили специалистов для промышленности и торговли, поэтому в них преподавались точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать только в высшие технические учебные заведения. Реальные гимназии впоследствии были преобразованы в реальные училища. Семиклассные реальные училища имели своей целью «доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и приобретению технических знаний». Образование в средних учебных заведениях было раздельным, отдельно существовали женские и мужские гимназии. Из-за недостатка средств, в городах часто открывались прогимназии, то есть неполные гимназии 4-6 классного состава, которые не давали право на поступление в университет. В начале 1860-х годов был сделан шаг вперед в становлении женского образования. 10 мая 1860 г. было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища могли быть двух разрядов. Училища 1 разряда имели шестилетний срок обучения, училища 2 разряда – трехлетний курс обучения с сокращенной программой. Женские училища предназначались для подготовки женщины как жены и матери и не ставили целью готовить женщину к общественной деятельности. Женщинам, окончившим гимназии, было запрещено поступать в университеты. Только на рубеже 1870-1880-х гг. их допустили в университеты на правах вольнослушателей. В 70-е гг., с разрешения правительства, на частные средства были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Казани, Киеве и в Петербурге. Для удовлетворения потребности в грамотных рабочих и служащих открывались специальные средние учебные заведения, организованные, преимущественно, при поддержке соответствующих министерств и ведомств: военные, технические, педагогические, земледельческие, коммерческие, мореходные, художественные и другие училища. Фундаментом системы образования стали начальные училища, служившие для предоставления начального образования будущим реалистам и гимназистам, а также церковноприходские школы – самое массовое и доступное учебное заведение. Новые веяния, которые проникали и в общественную жизнь татарского общества, потребовали качественных сдвигов в сторону изучения светских наук в татарских школах, для практической подготовки подрастающего поколения к жизни. Решение этой задачи стало основополагающим моментом реформы системы татарского образования, в создании более эффективных учебных заведений, которые, по сути, становятся светской национальной школой мусульманского сообщества края. Одновременно, в рамках реализации национальной политики Российского государства и планов миссионерства, открывались начальные школы для крещеных татар и нерусского населения в целом. На основе системы, разработанной Н.И. Ильминским, была создана значительная сеть таких школ. С целью подготовки учителей для миссионерских школ в 1863 г. в Казани была открыта центральная крещено-татарская школа, в 1872 г. – инородческая учительская семинария. Кроме миссионерских школ, созданных для детей крещеных народностей, для татар мусульман открывались школы другого типа – русско-татарские. Это были начальные школы, содержащиеся на средства казны, где наряду с обучением русской грамоте все общеобразовательные дисциплины велись на русском языке. В 1876 г. для подготовки учителей для этих школ в Казани была открыта первая татарская учительская школа.
Рост числа начальных школ, особенно в 1860-1870-х годах, остро поставил вопрос о подготовке для них учителей. В 1870-х гг. правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу». В учительские семинарии с трехлетним курсом обучения принимались, главным образом, учащиеся, окончившие двухклассные училища. Сначала учительские семинарии были только мужскими, впоследствии стали открываться и женские. Учительская семинария, по сравнению с гимназией и реальным училищем, давала меньший объем общеобразовательных знаний, но их положительной стороной была педагогическая подготовка учащихся. Значительные изменения произошли в сфере образования в 1880-е гг. С 1884 г. церковноприходские школы перешли в ведение Синода, главной задачей этих школ стало воспитание в духе православия. В целях изменения социального состава учащихся в средних школах был издан циркуляр «О кухаркиных детях», закрывавший доступ к среднему образованию выходцам из низших слоев общества. При Александре III сословный принцип комплектования учебных заведений был ужесточен. В области высшего образования политика правительства была направлена на формирование лояльной, благомыслящей и благонадежной интеллигенции, нужных государству научных и бюрократических кадров. После уничтожения в 1884 г. университетской автономии была восстановлена форменная одежда для студентов, что облегчало наблюдение за ними. В 1886 г. был увеличен до одного года срок воинской службы для лиц, имеющих высшее образование. С 1887 г. для поступления в университет требовалась справка «об образе мыслей и направлении». В 1889 г. введен денежный ценз на высшее образование, руководству гимназий и прогимназий было «рекомендовано» не принимать в них детей низших сословий. Сильное беспокойство правительства вызывало женское высшее образование. В 1882 г. было ликвидировано женское медицинское образование (высшие врачебные женские курсы), в 1886 г. полностью прекращен прием на все высшие женские курсы. В ограниченном составе разрешено было оставить только Бестужевские курсы в Петербурге. Конец XIX века – время, когда в силу причин политического характера происходит сужение университетской демократии, вводятся серьезные ограничения при поступлении в вузы юношей не православного вероисповедания и из семей низших сословий. Усиливается контролирующая функция государства в образовательной системе. Несмотря на половинчатые реформы правительства в отношении образования, в процессе развития буржуазных отношений город Казань в XIX веке становится одним из крупных центров образования на восточной окраине Европейской России. Высшее светское образование в Казани было представлено университетом, ветеринарным институтом и высшими женскими курсами. Высшее религиозное образование можно было получить в Казанской духовной академии. В пореформенные годы в развитии народного образования в Казани произошли заметные сдвиги. Увеличилось число городских учебных заведений и количество учащихся. Система начального образования стала довольно сложной. В Казани функционировали начальные школы (училища) нескольких типов: казенные трехклассные, приходские двухклассные училища, земские начальные школы, церковно-приходские, русско-татарские, русские классы при медресе, татарские мектебе и медресе. Кроме этого существовали воскресные и частные начальные училища. Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительской семинарии, крещено-татарской учительской школе, татарской учительской школе. Учительницы получали подготовку в восьмых педагогических классах женских гимназий, специальной земской школе, епархиальном женском училище и окружном женском духовном училище. К концу XIX века в Казани функционировали три мужских и три женских гимназии, реальное училище в составе семи классов. В городе существовало также закрытое женское среднее учебное заведение – Родионовский институт благородных девиц (для детей из дворянских и купеческих детей). Наряду с общеобразовательными средними учебными заведениями в Казани было несколько профессиональных средних учебных заведений: промышленное техническое училище (с тремя низшими техническими училищами при нем – механическим, строительным и химическим), художественная школа и юнкерское пехотное училище. Среднее религиозное образование можно было получить в духовной семинарии.
Из низших профессиональных учебных заведений в Казани существовали: ремесленное училище, фельдшерская школа, земледельческое училище, шестиклассная профессиональная школа Шумковой. Большинство этих учебных заведений было открыто после буржуазных реформ 1860-х годов, что в определенной мере отражало веяния и требования новой эпохи. В общественно-политической и культурной жизни всего Поволжья и Приуралья событием огромной важности явилось открытие в Казани университета. Казанский университет всегда привлекал к себе большое внимание. О его открытии и становлении писали в своих работах еще современники: Н. Баженов, М.С. Рыбушкин, М. Пинегин, Н.П. Загоскин [4]. Начиная с конца XIХ в., учреждению Казанского университета, его развитию стали посвящать специальные труды [5]. Ряд работ посвящен преподавательскому составу Казанского университета [6]. Не обошли своим вниманием исследователи деятельность отдельных кафедр Казанского университета, научных обществ и университетского музея [7]. Особенный интерес вызывал восточный факультет Казанского университета [8]. В ряде работ изучены вопросы жизни и быта студентов университета [9]. В августе 1874 г в Казани состоялось открытие второго высшего учебного заведения – ветеринарного института. Открытие этого светского института было обусловлено объективными причинами и, прежде всего, необходимостью улучшить подготовку специалистов – ветеринарных врачей. Со временем институт стал крупным центром отечественной науки и ветеринарного образования, в котором проводились серьезные работы в области нормальной и патологической анатомии, хирургии, физиологии, терапии и других наук. История возникновения и становления второго высшего светского института Казани рассматривается ряде работ ученых, изучаются основные направления его деятельности, этапы развития кафедр [10]. В 1876 г. в Казани были открыты высшие женские курсы, которые функционировали до 1884 г., когда в период реакции правительства Александра III они были закрыты. История этого учебного заведения, оказалась малопривлекательной для исследователей [11]. Казанской духовной академии советская историческая наука по известным причинам, практически не уделяла внимание. К истории Казанской духовной семинарии некоторый интерес появился лишь в последнее время [12]. Из средних общеобразовательных учебных заведений г. Казани наибольший интерес исследователей вызывала история первой мужской гимназии и Родионовского института благородных девиц [13]. Из учебных заведений по подготовке учителей начальных школ некоторое внимание ученых привлекала история Казанской татарской учительской школы [14]. Вопросы подготовки учительниц начальных школ практически не вызывали интереса у исследователей. Из других специальных средних учебных заведений изучалась история промышленного и музыкального училищ [15]. Из начальных учебных заведений в некоторой степени исследованы земские школы [16]. В большей степени казанские ученые уделяли внимание различным вопросам татарского образования и татарских школ [17]. В настоящее время документы об образовании на татарском языке изданы и до сих пор издаются в различных сборниках. В связи с этим мы нашли целесообразным не повторяться, а читатели могут обратиться к данным изданиям [18]. Определенное внимание со стороны казанских исследователей было уделено и крещено-татарским учебным заведениям [19]. Внимательное изучение историографии истории образования в г. Казани в XIX веке убеждает в том, что эта сфера общественно-интеллектуальной жизни города нуждается в дальнейшем специальном изучении. Нельзя сказать, что эта проблема совершенно не изучалась. Интересные работы по отдельным аспектам этой обширной темы были опубликованы еще современниками, ряд вопросов развития образования в Казани в XIX веке исследовались в советский период и исследуются в настоящее время. Но если взять в целом развитие системы образования города, как предмет исторического исследования, то необходимо признать, что в этом плане обнаруживаются серьезные пробелы и совершенно не изученные аспекты этой большой и интересной темы. Достаточно сказать, что в целом по истории образования г. Казани мы фактически к настоящему времени не имеем ни одной солидной фундаментальной монографии или обобщающей работы. Между тем, история Казани оставила нам в наследство значительные и уникальные комплексы опубликованных и неопубликованных источников. При разработке концепции издания «Образование: высшее, среднее, начальное», составители поставили своей задачей представить материалы и документы, в определенной степени, раскрывающие общую картину существовавших в г. Казани в XIX веке учебных заведений, в которых можно было получить как начальное, так и высшее образование, как общее, так и профессиональное. Освещение вопросов образования в г. Казани в XIX веке таит в себе опасность утонуть в фактическом материале, потерять целостный взгляд на общую картину. Поэтому была поставлена задача посредством источников воссоздать характеристику ключевых аспектов темы с определением наиболее узловых вопросов. Книга состоит из пяти взаимосвязанных и несущих определенную нагрузку разделов, имеющих целью раскрыть перед читателем характерные особенности различных типов учебных заведений города. Раздел 1 «Высшее образование» включает в себя источники, раскрывающие становление в Казани высшего образования. В этот раздел включены документы и материалы, относящиеся к университету, духовной академии, ветеринарному институту и высшим женским курсам. Эти материалы дают возможность представить развитие высшего образования в городе Казани в комплексе. Надо сказать, что достаточно высокая степень изученности Казанского университета определила широкое привлечение воспоминаний бывших студентов университета и современников. Раздел II «Развитие среднего образования» объединяет в себе материалы и документы, существовавших в Казани мужских и женских гимназий, а также Родионовского института благородных девиц, в которых можно было получить общее среднее образование. В разделе III «Некоторые аспекты становления профессионального образования» представлены источники, показывающие сложный путь развития профессионального образования в Казани в XIX в. Раздел IV « Религиозное и светское образование татар». Материалы и документы этого раздела отражают разные социальные аспекты организации татарского образования в Казани в XIX в., показывают особенности татарских школ в их организации, содержании, обучении и т.д. Источники раздела V «Становление начального образования» дают возможность проследить историю становления системы начального образования в Казани в XIX в., показать разнообразие типов начальных школ, их общие черты и их различия в возникновении, финансировании, в учебных программах и т.д. Научно-популярный характер сборника определил принцип отбора документов. В сборник включены как опубликованные источники, многие из которых недоступны для широкого круга читателей, так и неопубликованные материалы из фондов Национального архива Республики Татарстан. Материалы и документы, вошедшие в сборник, подобраны по отдельным проблемам, каждая из которых может стать объектом специального научного исследования. Многогранность и объемность каждой темы потребовала от составителей определенных ограничений в отборе источников. Однако ссылки на использованные при составлении сборника источники помогут читателю легко дополнить необходимые ему сведения. Из опубликованных источников, кроме трудов Н. Баженова, М. Рыбушкина, М. Пинегина, Н. Загоскина, использованы работы И. Чернова, Е. Феоктистова, Д.А. Корсакова, Н. Агафонова и др. [20] Разного рода обзоры дают краткую, но емкую картину развития тех или иных учебных заведений [21]. В свою очередь отчеты и протоколы учебных учреждений позволяют проследить внутреннюю динамику их развития [22]. Воспоминания современников вводят читателя в существовавшую в то время эпоху, помогают увидеть жизнь учебных заведений, как бы изнутри, их глазами [23]. Опубликованные тематические сборники позволяют использовать уже отобранные документы, что облегчает работу составителей в поиске и научной обработке необходимых, наиболее значимых, материалов [24]. Следующую группу источников составляют материалы периодических изданий. В фиксировании различных сторон общественной жизни пресса всегда имела особую значимость. В газетах, помимо официальной хроники, помещались заметки об открытии новых учебных заведений, годовые отчеты некоторых из них, описывались торжественные события и т.п. Эти публикации дополняют необходимыми сведениями общую картину жизни казанских учебных заведений в XIX в. Особенно важной является информация первой городской газеты «Казанские известия» (с 1811 по 1820 гг.). Не менее интересные материалы содержатся в газетах: «Прибавления к “Казанскому вестнику“», (1821-1824, 1828-1834), «Заволжский муравей» (1833-1834), «Казанские губернские ведомости» (с 1838 по 1917 гг.). Материалы этих газет восполняют недостающие сведения об учебных заведениях города Казани в первой половине XIX века. В отношении второй половины XIX века некоторые недостающие сведения можно почерпнуть в публикациях газет «Волжский вестник» (1884-1906), «Казанский биржевой листок» (1869-1892), «Казанский телеграф» (1893-1917). Интересный материал по некоторым аспектам развития образования в Казани извлечен из ряда опубликованных работ, изданных различными ведомствами [25]. Журналы, протоколы, постановления заседаний Казанской городской думы дают представление об отношении органов городского самоуправления к насущным нуждам и проблемам учебных заведений г. Казани, о поисках возможности их решения [26]. Правила, программы, уставы и разного рода положения позволяют выяснить необходимые условия приема учащихся в учебные заведения, внутренний распорядок, права и обязанности преподавателей и учащихся [27]. Энциклопедии и справочники помогают уточнить те или иные аспекты темы [28]. Юбилейные издания дают представление о достаточно длительном пути, прошедшем тем или иным учебным заведением [29]. Ряд документов, необходимых для уточнения некоторых аспектов, был извлечен из фондов Национального архива Республики Татарстан. В фонде 1 «Канцелярия казанского губернатора» были обнаружены сведения о Высших женских курсах, ведомости о слушательницах, об их количестве, их сословном составе, числе учащихся, окончивших курсы. Из фондов городского самоуправления 114 «Казанская городская общая и шестигласная дума» и 98 «Казанская городская управа» извлечены некоторые материалы по переписке об открытии учебных заведений, протоколы обсуждений и решений. Сведения о числе учебных заведений, ведомости о количестве служащих в учебных заведениях города, о преподавателях, об их образовательном цензе, о числе учащихся, о расходах на содержание тех или иных учебных заведений хранятся в фонде 359 «Казанский губернский статистический комитет». В фонде 92 «Попечителя Казанского учебного округа» содержатся годовые отчеты учебного округа, Казанского университета, гимназий и директоров народных училищ, дела об открытии, закрытии и реорганизации учебных заведений; описания гимназий и училищ, программы и расписания учебных занятий, ведомости и сведения о ходе годовых и полугодовых испытаний и т.д. Годовые отчеты, сведения и ведомости о состоянии начальных русских училищ, русско-татарских школ, медресе, «инородческих» школ, о числе и составе учащихся, замечания директора народных училищ по отчетам, исторические записки о состоянии народного образования в губернии находятся в фонде 160 «Директора народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии». В фонде 322 «Инспектора народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии» привлекают внимание отчеты и обозрения инспектора народных училищ о состоянии начальных народных училищ, о постановке учебно-воспитательной работы в школах для крещеных нерусских народностей.
Материалы и документы об открытии университета, реорганизации факультетов, кафедр, кабинетов, библиотек и т.д. содержатся в фонде 977 «Казанский университет». В фонде 125 «Первая казанская Мариинская женская гимназия» находятся предписания и указания попечителя Казанского учебного округа, инструкции о преподавании учебных дисциплин и воспитании учащихся, протоколы заседаний педагогических советов, годовые отчеты гимназий, отчеты преподавателей о своей работе и т.д. Протоколы заседаний педагогического совета, отчеты о состоянии школы, учебные расписания и конспекты пробных уроков, ведомости об успеваемости и т.п. хранятся в фонде «Казанской татарской учительской школы» (142). В фонде 252 «Казанский пороховой завод» была обнаружена переписка начальника военного предприятия с управлением Казанского учебного округа о необходимости открытия начального училища для жителей Пороховой слободы. Предлагаемый вниманию читателей сборник является первой попыткой свести воедино накопленный материал по учебным заведениям города Казани XIX века, создать документальную базу для дальнейших более широких и глубоких исследований. Документы в сборнике расположены по тематическому принципу. Единичные материалы расположены в хронологическом порядке, материалы, относящиеся к той или иной проблеме, группировались с сохранением хронологии внутри группы документов. Документы начала ХХ в. Включены в случае их уникальности или если в них идет речь о событиях XIX в. Подготовка сборника проведена в соответствии с «Правилами издания исторических документов СССР» (М., 1990). Каждый документ имеет порядковый номер, заголовок, в котором кратко указано содержание документа, его разновидность, автор, адресат, дата. Оригинальные названия документов даны в кавычках. Тексты документов и материалов, включенных в данный сборник, не подвергались редактированию с целью сохранения их первозданности. Однако орфографические ошибки и описки, а также неточности в цифрах устранены. Исправления, содержащиеся в документах, непрочитанные места, повреждения, пропущенные в тексте слова, установленные составителями, даются в подстрочных примечаниях. Написание фамилий, имен, отчеств сохранено в соответствии с текстом документа. Сокращенно написанные слова в тексте сохраняются, их полное написание дано в списке сокращений. Документы публикуются полностью и в извлечениях. Разноаспектные документы, имеющие такие разделы, как протоколы и постановления заседаний Казанской городской думы, Казанской городской управы, списки, дневники, воспоминания, даны в извлечениях, которые оговорены в заголовке предлогом «из»; в этих случаях отточия в начале и в конце текста не поставлены. Большие по объему документы, данные с сокращениями, также оговорены в заголовке предлогом «из», извлечения из текста обозначены отточиями. Опущенные части текста, не имеющие непосредственного отношения к теме или незначительные по своему содержанию, или материалы, являющиеся повторами других документов, отмечаются отточиями без изложения содержания в подстрочных примечаниях. Статистические данные объемных документов сведены в таблицы, которые более удобны для использования. Громоздкие названия в графах статистических таблиц даются в более удобном современном варианте с сохранением смысловой нагрузки, графы таблиц, не несущие важной информации, опущены. Авторство указано после текста документа. Неустановленное авторство обозначено словом «подпись». К данному сборнику составлен научно-справочный аппарат: краткое предисловие; словарь устаревших слов, технических терминов и понятий в котором содержатся необходимые дополнения, поясняются устаревшие слова, технические и иные специальные термины; список сокращенных слов и их полное написание; приводится полный список использованных источников и литературы.
Составители выражают глубокую благодарность сотрудникам Национального архива Республики Татарстан и Научной библиотеки им. Лобачевского Казанского государственного университета за содействие в подготовке данного сборника, а также кандидату исторических наук, С.А. Фроловой за любезно предоставленный материал о Казанском женском пансионе С.А. Юнгвальд, заслуженному архитектору РТ С.П. Саначину за иллюстрации начальных училищ. 1. История Татарской АССР (с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции) / ред. Воробьев Н.И. и др. Т.1. – Казань, 1951; История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней) / ред. Воробьев Н.И., Гимади Л.Г. Т. 1-2. – Казань, 1955-1960; История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней) / ред. Гильманов З.И. и др. – Казань, 1968; История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней / ред. Даишев С.И. – Казань, 1970; История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней) / сост. Шишкин В.И., Шигапов Н.Г. – Казань, 1986 и др. 2. Калинин Н.Ф. Казань. Исторический очерк. 1-2 изд. – Казань, 1952, 1955; Молодость древнего города. – Казань, 1978; Казань в памятниках истории и культуры / ред. Халиков А.Х., Алишев С.Х., Хасанов М.Х. и др. – Казань, 1982; История Казани. Кн. 1. – Казань, 1988; Казань: времен связующая нить. – Казань, 1999, 2000. 3. Кенжетаев Б.А. Казанские учебные заведения в процессе формирования казахской интеллигенции в середине XIX – начале XX вв. – Казань, 1998; Образование и просвещение в губернской Казани. Вып. 1. – Казань, 2008; Общественно-политическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX-XX вв.) Проблемы изучения. – Казань, 2008; Образование и просвещение в губернской Казани. Вып. 2. – Казань, 2009 и др. 4. Баженов Н. Казанская история. Ч. 1-3. – Казань, 1847; Рыбушкин М.С. Краткая история города Казани. Ч. 1-2. – Казань, 1848-1849; Пинегин М. Казань в ее прошлом и настоящем. – СПб., 1890; Загоскин Н.П. Спутник по г. Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книга города. – Казань, 1895. 5. Булич Н.Н. Из первых лет Казанского университета. Т. 1-2. – Казань, 1887,1891; Загоскин Н.П. История императорского Казанского университета за первые сто лет его существования. Т. 1-4. – Казань, 1902-1906; Корбут М.К. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина за 125 лет. Т. 1-2. – Казань, 1930; Казанский университет, 1804-1979. Очерки истории. – Казань, 1979; Гильманов З.И. Казанский университет в годы Великой Отечественной войны. – Казань, 1985; Ионенко И.М., Попов В.А. Казанский университет в годы Великой Отечественной войны. – М. 1985; Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX век). – Казань, 1979; ее же. Казанский университет в духовной культуре народов востока России (XIX век). – Казань, 1991; Вишленкова Е.А. Казанский университет Александровской эпохи. – Казань, 2003; Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Казанский университет между Востоком и Западом. – Казань, 2006 и др. 6. Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей имп. Казанского университета. 1904-1904. Две части. – Казань, 1904; Егерев В.В. Н.И. Лобачевский как строитель. – Казань, 1926; Лебедев К.Н., Кобяков А.В., Миславский Н.А. (1854-1929). – М., 1951; Гумилевский Л. А.М. Бутлеров (1828-1886). – М., 1952; Андреев М.К. Участник великого географического открытия проф. Казанского университета И.М. Симонов. – Казань, 1956; Фигурновский Н.А., Соловьев Ю.И. Николай Николаевич Зинин. – М., 1957; Быков Г.В. Александр Михайлович Бутлеров. Очерк жизни и деятельности. – М., 1961; Гумилевский Л. Зинин. (Серия «Жизнь замечательных людей) – М., 1965; Болгарский Б.В. Казанская школа математического образования (к характеристике ее главнейших деятелей) Ч. 1-2. – Казань, 1966-1969; Еремеев А.Н. Выдающиеся астрономы мира. (Марианн Альбертович Ковальский (1821-1884). – М., 1966; Ушакович Н.Н., Клаус. 1796-1864. – М., 1972; Лаптев Б.Л. Николай Иванович Лобачевский. – Казань, 1976; Шамов Г.Ф. Профессор О.М. Ковалевский. – Казань, 1983; Сулейманов Н.И. Профессорская корпорация Казанского университета: динамика развития за 200 лет. – Казань, 2008 и др. 7. Александров И.Н. Научно-теоретические и методико-педагогические проблемы географии в Казанском университете в связи с развитием географических идей в России (XIX – начало ХХ вв.) – Казань, 1964; Факультет, на котором учился В.И. Ленин. – Казань, 1970; Очерки по истории химии в Казанском университете. – Казань, 2005; Казанский государственный университет. Геологический факультет. Воспоминания выпускников / В.В. Баранов, А.А. Безруков, Г.И. Блом и др.; отв. ред. А.С. Борисов. – Казань, 2006; Казанский государственный университет. История физики и астрономии в Казанском университете за 200 лет / А.В. Аганов и др.; отв. ред. А.В. Аганов, М.Х. Салахов. – Казань, 2007; Музей истории Казанского университета / сост. С. Писарева; гл. ред. Ю. Балашов, фот. В. Павлов и др. – Казань, 2008 и др. 8. Крачковский И.Ю. Над арабскими рукописями – М.-Л., 1945; его же. Очерки по истории русской арабистики. – М.-Л., 1950; Очерки по истории русского востоковедения. Сб.2. – М., 1956; Валеев Р.М. Из истории Казанского востоковедения середины – второй половины XIX в.: Гордий Семенович Саблуков – тюрколог и исламовед. – Казань, 1993; его же. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в. – 20-е гг. XX в.) – Казань, 1998; его же. Санскритология и буддология в Казанском университете (очерк истории казанского университетского востоковедения в XIX в.) – Казань, 2007 и др. 9. Корбут М.К. Казанское студенчество в народнический период. – Казань, 1930; Муньков Н.П. К истории студенческих волнений в Казанском университете в 1881 и 1882 гг. // Ученые записки Казанского университета. Вып. VII. – 1949. – С. 81-95; Смирнова В.Н. Студенческое движение в Казанском университете в 1887 г. // Вопросы истории. – 1949. – № 1; Вульфсон Г.Н., Бушканец Е.Г. Общественно-политическая борьба в Казанском университете в 1859-1861 годах. – Казань, 1955; Элерт А.А. Очерк студенческого движения в Казани накануне революции 1905-1907 гг. (Из истории Казанского университета) – Казань, 1961; Вульфсон Г.Н., Нуреева Ф.Ф. Братья по духу. Питомцы Казанского университета в освободительном движении 1840-1870-х годов. – Казань, 1989; Вишленкова Е., Малышева С., Сальникова А. Казанское житье (XIX-ХХ века) // Эдвард Турнерелли. Казань и ее жители. – Б/м, б/г. – С. 785-1183; Лола С.В. Конфликты студентов Казанского университета с горожанами (первая четверть XIX в.) // Образование и просвещение в губернской Казани. Вып. 2. – Казань, 2009. – С.151-160 и др. 10. Студенцов А.П. Ученые записки Казанского ветеринарного института им. Н.Э. Баумана. Т. 63. – Казань, 1956; Сабин И.М. Из истории Казанского ветеринарного института. – Казань, 1959; История Казанского ветеринарного института им. Н.Э. Баумана. – Казань, 1973; Казанский Ордена Ленина ветеринарный институт им. Н.Э. Баумана. (Материалы об основных направлениях его деятельности, этапах развития кафедр). – Казань, 1993. 11. Михайлова С.М. Высшее женское образование в России и Казани: конец XIX – начало ХХ вв. – Чебоксары, 2004. 12. Липаков Е.В. Казанская духовная семинария: исторический очерк. – Казань, 2007. 13. Ермолаев И.П. Предшественница Казанского университета (к 250-летию Первой казанской гимназии). – Казань, 2008; Королев В.С. Первая Казанская гимназия. – Казань, 2008; Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц / сост., подгот. текста и коммент. В.М. Боковой, Л.Г. Сахаровой; вступ. ст. А.Ф. Белоусова. – М., 2001 и др. 14. Казанский государственный педагогический институт (1876-1973). – Казань, 1974; Исхакова Р.Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX – начале ХХ веков. – Казань, 2001. 15. Казанское промышленное училище, 1890-1917: исторический очерк / авт-сост.: Е.И. Григорьев, А.В. Кириченко, Н.Н. Денисенко; под ред. В.П. Барабанова. – Казань, 2006; Явгильдина З.М. Музыкальное образование в общеобразовательных учреждениях Казанской губернии (вторая половина XVIII – начало ХХ вв.) – Казань, 2007. 16. Железнякова Ю.Е. Земская школа Казанской губернии: 1865-1917 гг. – Казань, 2005. 17. Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.) – М.-Пг., 1923; Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. – М., 1948; Гайнуллин М. Каюм Насыров в просветительном движении среди татар. – Казань, 1955; Ханбикова Я.И. Русские педагоги Татарии. – Казань, 1968; Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800-1861) – Казань, 1972; История развития педагогической мысли татарского народа. – Казань, 1975; Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар. Борьба вокруг школьного вопроса. 1861-1917. – Казань, 1982; Мәдрәсәләрдә китаб киштәсе: мәшһүр мәгърифәт үзәкләре тарихыннан. – Казан, 1992; Медресе «Мухаммадия»: преемственность традиций // Материалы научно-практической конференции, посвященной 125-летию медресе «Муххамадия» и 150-летию Г. Баруди. – Казань, 2008. 18. Гайнеддин Әхмәров: тарихи-документаль җыентык. – Казан: Хәтер, 2000. – 384 б.; Мәрҗани: фәнни-популяр җыентык. – Казан: Җыен, 2010. – 704 б. 19. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. – Казань, 1941. 20. Чернов И. Указатель города Казани, или памятная книжка для жителей Казанской губернии на 1841 год. – Казань, 1840; Савельев П. О жизни и ученых трудах Френа. – СПб., 1855; Феоктистов Е. Магницкий. Материалы для истории просвещения в России. Ч.1. – СПб., 1865.; Краткая историческая записка о Казанской духовной семинарии за ее полуторавековое существование. – Казань, 1869; В-шкин Н. Казанское училище духовных девиц. – Казань, 1873; История старой Казанской духовной академии / сост. учитель Каз. дух. акад. А Благовещенский. – Казань, 1875; Гвоздев П. Историческая записка о второй Казанской гимназии. – Казань, 1876; Смирнов П. Исторический очерк Казанской Мариинской женской гимназии за 25 лет ее существования. – Казань, 1884; Краткая история Казанской духовной семинарии. – Казань, 1884; Агафонов Н. Заволжская вивлиофика. – Казань, 1887; Казанская центральная крещено-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. – Казань, 1887; Сведения об учениках Казанского реального училища с момента его открытия по 1-е января 1890 года. – Казань, 1890; Исторический очерк казанских городских начальных училищ с 1806 до 1890 г. / составил учитель Г. Алексеев. – Казань, 1890; Учебная мастерская Казанской учительской семинарии. – Казань, 1890; Татарская учительская школа в Казани. – Казань, 1890; Казанское училище для глухонемых детей 1886-1896 гг. (Краткий обзор сведений о его существовании за 1-е десятилетие). – Казань, 1896; Историческая записка о деятельности Попечительства по призрению слепых в Казанской губернии и об открытии в Казани училища слепых детей. – Казань, 1898; Загоскин Н.П. Деятели Императорского Казанского университета. 1805-1900 гг. – Казань, 1900; Траубенберг П.В. Исторический очерк Казанской Мариинской женской гимназии, ее современное состояние и деятельность. – Казань, 1900; его же. Казанское реальное училище. 1875-1900. – Казань, 1900; Краткое историко-статистическое описание школ церковно-приходских и грамоты г. Казани и Казанского уезда. Священника Е. Сосунцова. – Казань, 1900; Троцкий С.И. Историческая записка о Казанском учительском институте за 25 лет его существования. – Казань, 1901; Коблов Я. Мечты татар-магометан. – Казань, 1908; его же. Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе. – Казань, 1908; его же. О татаризации инородцев Приволжского края. – Казань, 1910; его же. Конфессиональные школы казанских татар. – Казань, 1916; Духосошественская начальная церковно-приходская школа в городе Казани за 25 лет ее существования с 1884-1909 года. – Казань, 1909; Пыпин А.Н. Мои заметки. – М., 1910; Казанское частное общеобразовательное и профессиональное среднее женское учебное заведение Л.П. Шумковой. – Казань, 1910; Казанская частная женская гимназия с профессиональным отделением Л.П. Шумковой с 1871 по 1910 г. – Казань и др. 21. Обозрение хода и успехов преподавания азиатских языков в Императорском Казанском университете до настоящего времени / сост. орд. проф. Ковалевский. – Казань, 1842; Обзор Казанской губернии за 1880 год. – Б/м, б/г; Обзор Казанской губернии за 1885 год. Приложение ко всеподданнейшему отчету казанского губернатора. – Казань, 1886; Обзор Казанской губернии за 1892 год. – Казань, 1893; Обзор Казанской губернии за 1893 год. – Казань, 1894; Обзор Казанской губернии за 1895 год. – Казань, 1896; Обзор Казанской губернии за 1895 год. – Казань, 1896; Обзор Казанской губернии за 1899 год. – Казань, 1900 и др. 22. Отчет о состоянии казанских гимназий за 1839-1840 учебный год, читанный при торжественном акте 6 октября 1840 года. – Б/м, б/г; Отчет попечительного совета о состоянии учебной части в земской школе для народных учительниц. – Казань, 1872; Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1870-1871 учебный год. – Казань, 1872; Отчет о состоянии частного Л.П. Крюковой училища для первоначального обучения за 1871-1872 учебный год. – Казань, 1873; Краткий отчет о состоянии Казанского ветеринарного института за четырехгодичный период его существования со времени открытия в 1874 году. – Казань, 1878; Годичный отчет о состоянии Казанского университета за 1887 г. – Казань, 1888; Отчет о состоянии Казанского пехотного юнкерского училища за 1888-1889 учебный год. – Казань, 1889; Отчет педагогического совета о состоянии Казанской губернской земской фельдшерской школы за 1894-1895 учебный год. – Б/м, б/г; Белькович Н. Отчет о состоянии Казанской художественной школы за время ее существования с 1 сентября 1895 года по 1 января 1896 года. – Казань, 1896; Отчет о состоянии и деятельности Казанского ветеринарного института за 1896 год, составленный проф. Гумилевским. – Казань, 1897; Александров А. Отчет мужской воскресной школы со времени ее открытия по 1 января 1897 г. в Казани. – Казань, 1897; Отчет о расходах на содержание городских начальных училищ г. Казани в 1897 году. – Казань, 1899; Извлечение из отчета о состоянии Казанского епархиального женского училища по учебной и воспитательной частям за 1897-1898 год. – Казань, 1899; Отчет о состоянии Миссионерских курсов г. Казани за 1899-1900 учебный год. – Казань, б/г; Отчет о состоянии и деятельности Казанского ветеринарного института за 1899 год / сост. проф. Гумилевский. – Казань, 1900; Отчет о деятельности Казанской художественной школы за 1899 гражданский год. – Казань, 1900; Протоколы Общества ветеринарных врачей при Казанском ветеринарном институте за 1899-1900 год. – Казань, 1900 и др. 23. Скандовский. Воспоминания о профессоре Казанского университета Г.Б. Никольском // Ученые записки, издаваемые Императорским Казанским университетом. Кн. IV. – Казань, 1856; Лажечников И.И. Как я знал Магницкого // И.И. Лажечников. Соч. Т. XII, 1884; Корсаков Д.А. Былое из казанской жизни 1856-1860 годов. Воспоминания о прошлом. – Казань, 1898; Литературный сборник к 100-летию Императорского Казанского университета. – Казань, 1904. 24. Материалы по истории Татарии второй половины XIX века. Ч. 1. Аграрный вопрос и крестьянское движение в 50-70-х годов XIX в. – М.-Л., 1936; Немецкие ученые – профессора Казанского университета. – Казань, 2004; Знаменитые люди о Казани и казанском крае / сост., авторы биографий и комментарий А.В. Гарзавина, И.А. Новицкая. – Казань, 2005; Казанская татарская учительская школа 1876-1917 гг.: сборник документов и материалов / отв. сост. Л.В. Горохова; под общ. ред. Д.И Ибрагимова. – Казань, 2005; Медресе Казани. XIX – начала ХХ вв.: сборник документов и материалов. – Казань, 2007; Третья в России, первая в Казани: к 250-летию со дня основания Казанской первой гимназии. – Казань, 2008. 25. Речь Магницкого о состоянии Казанского университета 15 сентября 1825 г. // Журнал литературный и политический. Т. 23. – М., 1859; Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Т.8. Казанская губерния. Составил М. Лаптев. – СПб., 1861; Воскресная школа при Казанской духовной семинарии в 1873 году // Православный собеседник. Издание Казанской духовной академии. – 1874. – Март. – Ч. 3; Воскресенский А. О съезде инородческих учителей в Казанской центральной крещено-татарской школе // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, за 1885 год. – Казань, 1885; Список ремесленных заведений и ремесленных училищ Казанской губернии. – Казань, 1886; Приволжские города и селения Казанской губернии. – Казань, 1892; Ахмеров Ш. Казанское мусульманство // Городской и сельский учитель, педагогический журнал, издаваемый А.И. Анастасьевым. Вып. 2. – Казань, 1897; Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т. XIV. Вып. 4. – Казань, 1898; Покровский И. К столетию кафедры татарского языка в духовно-учебных заведениях г. Казани (1800-1900 гг.) // Православный собеседник. – 1900. – Ч. 1. – С. 579-587; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XIV. Казанская губерния. – СПб., 1904; Малов Е. Книга казанского муллы Шигабетдина Марджани // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. – Том XXVI. – Вып. 1-2. – Казань, 1910; Катанов Н. Краткий обзор татарских исторических книг // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. – Том XXVIII. – Вып. 4-5. – Казань, 1912; Валидов А.-З. К столетию со дня рождения татарского ученого историка Шигабуддина Марджания // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. – Том XXIX. – Вып. 1-3. – Казань, 1915 и др. 26. Постановления Казанской городской думы. – Казань, 1872; Постановления Казанской городской думы. – Казань, 1874; Постановления Казанской городской думы за декабрь 1874 и март 1875 года. – Казань, 1875; Постановления Казанской городской думы за июнь и июль 1875 года. – Казань, 1875; Постановления Казанской городской думы за май 1877 года. – Казань, 1877; Постановления Казанской городской думы. – Казань, 1877; Постановления Казанской городской думы. – Казань, 1881; Постановления Казанской городской думы. – Казань, 1882; Протоколы заседаний Казанской городской думы за вторую половину 1884 года. – Казань, 1884; Протоколы заседаний Казанской городской думы за март-декабрь 1893 года. – Казань, 1894; Доклад комиссии, избранной Казанской городской думой для обсуждения вопроса об учреждении в г. Казани коммерческого училища в связи с преобразованием существующего реального училища. – Казань, 1895; Журналы и протоколы заседаний Казанской городской думы за 1-е полугодие 1895 года. – Казань, 1896; Журналы и протоколы заседаний Казанской городской думы за второе полугодие 1895 года. – Казань, 1896; Протоколы заседаний Казанской городской думы за 1896 год. – Казань, 1896; Систематический сборник постановлений Казанской городской думы за 22 года (с 1871 по 1892 включительно). – Казань, 1898; Казанской городской думе доклад городской управы. – Казань, 1915.
27. Правила и программы испытания для желающих поступить в число воспитанников Казанского учительского института. – Казань, 1877; Правила для слушательниц и вольнослушательниц высших женских курсов в г. Казани. – Казань, 1879; Правила и программы для поступления в Казанское реальное училище. – Казань, 1886; Правила для приема учениц и программа частного женского училища А.Я. Смеловой в Казани. – Казань, 1887; Ильминский Н.И. Программа школы для крещеных инородцев Восточной России. – Казань, 1893; Условия приема в Казанскую земскую фельдшерско-акушерскую школу. – Казань, 1897; Устав общества врачей, состоящего при Императорском Казанском университете. – Казань, 1897; Краткие сведения о Казанском промышленном училище и условия приема. – Казань, 1897; Условия приема воспитанниц в Казанскую земскую школу для образования народных учительниц. – Казань, б/г.; Правила для учеников Казанского городского 4-х классного училища. – Казань, 1904; Устав, штат и положение о правилах и преимуществах служащих и учащихся на миссионерских курсах при Казанской духовной академии. – Казань, 1907.
29. Празднование юбилея Казанского Родионовского института благородных девиц. 1841-1891. – Казань, 1891; Ершов А. Двадцатипятилетие Казанской земской школы для образования народных учительниц. 1871-1896. – Казань, 1897; Агафонов Н. К столетнему юбилею Лобачевского / Из казанской истории. – Казань, 1906; Ключников В. Семидесятилетие Михайловского, имени Его Императорского Высочества Михаила Николаевича, училища в Казани. – Казань, 1908 и др. | |
|