www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:18 Публикации Вы находитесь: / Публикации / История, культура, религиозность татар-кряшен / Христианское просвещение и религиозные движения (реисламизация) крещеных татар в XIX – начале ХХ вв. |
|
Христианское просвещение и религиозные движения (реисламизация) крещеных татар в XIX – начале ХХ вв.
Христианское просвещение и религиозные движения (реисламизация) крещеных татар в XIX – начале ХХ вв. Сборник материалов и документов / Сост., автор вступительной ст., примечаний, научно-справочного аппарата Р.Р. Исхаков. – Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. – 412 с. ISBN 978-5-904735-81-4 СОДЕРЖАНИЕ От составителя 4 Исхаков Р.Р. Православные миссионеры и этноконфессиональные процессы среди крещеных татар в XIX – начале ХХ вв. 6 Глава 1. Православная миссия и движения крещеных татар за возвращение в ислам в 1801–1850-е гг. 26 Глава 2. Исламизация и христианизация крещеных татар в 1860–1890-е гг. 175 Глава 3. «Новые» мусульмане и «новые» христиане: формирование конфессиональных границ в начале ХХ в. 296
Именной указатель 398 От составителя Предлагаемый читателю сборник, посвященный истории христианского просвещения и реисламизации1 крещеных татар в XIX – начале ХХ вв., является частью более широкого проекта, направленного на репрезентацию материалов и документов, характеризующих эволюцию традиционной культуры и религиозности татар-кряшен. Первоначальный план сборника, составленый мной во время написания монографии «Миссионерство и мусульмане Волго-Камья в последней трети XVIII – начале ХХ вв.», в ходе дальнейшей археографической работы был значительно скорректирован. При подготовке сборника я столкнулся с проблемой невозможности решения поставленных задач без привлечения материалов, которые на первый взгляд, казалось, имели к избранной теме лишь опосредованное отношение. В частности, в сборник были включены материалы, связанные с реализацией внутриполитического курса в отношении татар-мусульман, процессом исламизации нетатарского населения, истории межконфессиональных отношений в регионе. Необходимость привлечения данного комплекса источников была продиктована желанием всесторонне осветить проблему, показать причинно-следственные связи этих процессов. Тесная взаимосвязь изменений, происходивших в сфере миссионерской деятельности РПЦ в отношении крещеных татар, ее усиление и переход к более последовательным и осмысленным религиозно-просветительским действиям были напрямую связаны с ростом движения части крещеных татар за возвращение в ислам (или его принятие). В то же время именно необходимостью борьбы с «отпадениями» и опасениями явного или мнимого усиления культурного и религиозного влияния уммы на крещеных татар и другие нерусские народы края руководствовались российское правительство и церковные круги в принятии большинства ограничительных и дискриминационных мер в отношении татар-мусульман. Рассматривая все эти явления в комплексе, привлекая разноплановые по содержанию документы, я пытался показать причины и ход этих этнокультурных процессов, приведших к значительным изменениям в религиозной и этнической идентичности основной массы крещеных татар, формированию четких конфессиональных границ между двумя группами татар (мусульманами и христианами), осветить основные этапы государственно-церковной политики по религиозной унификации (христианизации) и деисламизации нерусских народов Волго-Уралья в XIX – начале ХХ вв. Сложность и неоднозначность рассматриваемой темы, вызывающие споры и различные, иногда диаметрально противоположные трактовки как внутри татарского общества (с позиции татар-мусульман и татар-кряшен), так и среди исследователей, ее сопряженность и тесная связь с «болевыми точками» татарского исторического сознания, связанными с политикой насаждения христианства, разрушения единого этноконфессионального поля татарского социума и тонкой материей религиозных чувств верующих христиан и мусульман, требуют от исследователя особой деликатности и такта в интерпретации этих сюжетов. В этой связи формат археографического сборника, позволяющего читателю познакомиться с темой непосредственно через исторические документы, сделать на их основе самостоятельные выводы и суждения, без навязываемых взглядов и концепций тех или иных исследователей, представляется нам удачной формой подачи материала по этой важной и непростой проблеме. При подготовке сборника мы попытались представить документы, раскрывающие этот сложный вопрос с разных позиций, что было важно для выстраивания объективной картины событий. К сожалению, не все аспекты проблемы удалось осветить в достаточной мере. В частности, по объективным причинам довольно слабо представлены источники, показывающие религиозное положение «отпавших» и крещеных татар «изнутри», характеризующие их собственную позицию, внутренние причины изменения (или сохранения) конфессиональной идентичности, религиозные поиски, приведшие к восприятию исламской или православной традиции. В сборник вошли этнографические и делопроизводственные материалы миссионерского характера, при работе с которыми необходимо учитывать их идеологическую направленность и субъективные оценки их авторов. По вполне понятным причинам многие из них имеют крайне односторонний характер и явную «антимусульманскую» направленность. Документы расположены по проблемно-хронологическому принципу. При их группировке не всегда соблюдался точный хронологический порядок, что было продиктовано желанием облегчить восприятие материала читателю. Подготовка сборника проведена в соответствии с «Правилами издания исторических документов СССР. – М., 1990». Все документы имеют свой порядковый номер, заголовок, в котором обозначено его содержание, авторство, дата. Источники не подвергались изменениям и редактированию. В то же время орфография и пунктуация текста были приведены в соответствие с правилами современного русского языка, за исключением отдельных случаев, когда мы посчитали возможным оставить малоупотребительные и устаревшие формы для сохранения авторского стиля. Публикация сборника осуществляется в сугубо научных целях и не направлена на разжигание межконфессиональной и межнациональной розни, религиозной ксенофобии и нетерпимости. Тематически сборник разделен на три главы, отражающие основные этапы процесса христианизации и реисламизации крещеных татар в XIX – начале ХХ вв., изменения позиции государства и церкви в сфере миссионерской деятельности и внутриполитического курса в отношении татар. В сборник вошли разноплановые документы: делопроизводственные, статистические, этнографические материалы, источники личного происхождения из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ).
1 Термин «реисламизация» применяется здесь для обозначения внешнего «официального» возвращения этих лиц в ислам (т.е. «отпадения»). | |
|