www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:16 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья / Модернизационные процессы в татарско-мусульманском сообществе в 1880-е – 1905 гг.: документы и материалы |
|
Модернизационные процессы в татарско-мусульманском сообществе в 1880-е – 1905 гг.: документы и материалы
Модернизационные процессы в татарско-мусульманском сообществе в 1880-е – 1905 гг.: документы и материалы / Сост. И.К. Загидуллин, Н.С. Хамитбаева, Л.Ф. Байбулатова, Х.З. Багаутдинова; под ред. И.К. Загидуллина. – Казань: Изд-во «ЯЗ», 2014. – 532 с. Сборник «Модернизационные процессы в татарско-мусульманском сообществе в 1880-е – 1905 гг.: документы и материалы» посвящен освещению новых явлений в общественной и культурной жизни мусульманского общества России в конце XIX – начале ХХ века. В нем представлены основные тенденции начального этапа модернизационных процессов среди татарского населения в масштабе евразийского пространства, а также показано становление новых явлений в татарской культуре на фоне социокультурной ситуации среди других тюркских народов Российской империи, исповедующих ислам. Круг источников, который вошел в сборник, достаточно широк. В научный оборот введены архивные документы, выявленные составителями, и это является особенно ценным. Не менее важным представляется привлечение периодической печати того времени, как татарской, так и русской, материалы которых сегодня, к сожалению, мало доступны для изучения широкому кругу читателей. Сборник рассчитан на аспирантов, студентов, школьников старших классов, занимающихся краеведением и всех, кто интересуется историей татарского народа. ISBN 978-5-98688-029-7
Предисловие (И.К.Загидуллин) ... 4
Раздел 1. Тюрко-татарская периодика как зеркало социокультурной ситуации в татарско-мусульманском сообществе (И.К.Загидуллин, Л.Ф.Байбулатова) ... 9
Раздел 2. Отражение обновленческих процессов татарско-мусульманского сообщества в русской периодике (Н.С.Хамитбаева, Х.З.Багаутдинова) ... 199
Раздел 3. Материалы Департамента полиции Министерства внутренних дел о формировании прогрессивного общественного движения среди мусульманских народов Российской империи (И.К.Загидуллин) ... 327
Комментарии к некоторым именам ... 458
В основу концепции составления сборника документов и материалов была положена идея освещения новых явлений в общественной и культурной жизни татарского общества в конце XIX – начала ХХ вв., главным образом, посредством источников, исходящих, прежде всего, от самих татар. Другим важным сегментом концепции сборника явилось стремление рассмотреть основные тенденции начального этапа модернизационных процессов среди татарского населения в масштабе всего евразийского пространства. Такой подход позволяет определить основные региональные центры распространения джадидистских идей и дает возможность в значительной степени представить целостную картину данного многофакторного явления.
Третьим основополагающим элементом концепции, определившим парадигму поиска источникового материала в библиотеках и архивах, подбор и систематизацию документов, стало желание осветить становление новых явлений в татарской культуре на фоне социокультурной ситуации среди других тюркских народов Российской империи, исповедующих ислам. Здесь следует выделить два момента: с одной стороны, такой подход позволяет увидеть общее и особенное в развитии исламских анклавов империи; с другой стороны, определить влияние европеизации социальной жизни татар Волго-Уральского региона на соседние тюркские народы. Важно также отметить, что в новых общественно-политических условиях, вызванных первой русской революцией 1905–1907 гг., идеи европеизации, исходившие из уст отдельных представителей национальной элиты, стали во многом определять общественное развитие, процессы нациестроительства среди татар и других мусульманских народов страны. Модернистская модель развития, отвечающая вызовам времени, сделала привлекательным опыт и инициативы татар для национальных элит мусульманских народов, выдвигала татарских общественных деятелей – педагогов, писателей, публицистов, торговцев – на роль знаменосцев обновления российской уммы. Как совершенно отмечает Э.Лаззерини, «на рубеже ХIХ–ХХ вв. татарская диаспора с ее модернистским менталитетом и экономическими ресурсами, позволяющими финансировать широкий круг реформ в области печати, образования, религии, экономики, языка и социальных отношений, представляла собой модель развития, весьма привлекательную для многих тюркских собратьев, сталкивающихся с вызовом – либо сохранять уже известные модели существования, либо развиваться в направлении нового современного общества»2. Для раскрытия обновленческих процессов во всем многообразии мы обратились, прежде всего, к такому массовому источнику, как материалы периодической печати. В рассматриваемый период указанные нами сюжеты активно освещались в татарской прессе – в издававшейся на тюркском и русском языках газете И.Гаспринского «Тәрҗеман-Переводчик» (материалы за 1885–1905 гг.) и в альманахе «Миръат» («Зеркало») за 1900, 1902 и 1903 гг., издававшимся Габдерашитом Ибрагимовым в Санкт-Петербурге и Казани. Эти тексты, принадлежащие перу самих мусульман, позволяют определить приоритеты, заданные в тот период джадидистами, отследить их общение между собой и полемику с традиционалистами. Вторая группа периодической печати представлена частными русскими газетами, издаваемыми в Казани – в центре культуры и просвещения мусульман Волго-Уральского региона. Это газеты «Волжский вестник» за 1883–1892 гг. и «Казанский телеграф» за 1893–1900 гг. Этот выбор был сделан не случайно. В условиях либерального курса правительства газеты издателей становились трибуной обмена мнениями по злободневным проблемам городской и сельской жизни, в них порой завязывался диалог татар между собой, а также представителей различных этно-конфессиональных сообществ. Материалы казанской периодики свидетельствуют о том, что в ней порой обсуждались различные аспекты «татарско-мусульманского вопроса». Очевидно, что своими публикациями авторы стремились воздействовать на татарскую общину. На страницах русских газет выступала наиболее «продвинутая», интегрированная в русское общество часть татар. Редакторы газет, зная о большом интересе татар к публикациям, не могли обойти насущные проблемы мусульман. В то же время отсутствие национальной печати в отдельных регионах России вынуждало татар внимательно следить за русскими газетами и журналами. Особенно в городской местности наблюдался неподдельный интерес к местным газетным сообщениям. Известно, например, что в 1890-е гг. в Казани, на Сенном базаре, существовали специальные «читальщики газет», которые переводили статьи на родной язык и знакомили единоверцев с новостями прессы3. Таким образом, казанская русская пресса привлекательна в плане выявления оценки провинциальной русской интеллигенции и газетных редакций процессов, происходивших в культурной и общественной жизни мусульман г.Казани и в целом России, которые они выявляли через своих корреспондентов, частью из других периодических изданий, в том числе из газеты «Тәрҗеман-Переводчик». Одновременно в ней изредка появлялись публикации татарских читателей, посвященные различным общественно-культурным и бытовым вопросам жизни мусульманского общества. Третьей «точкой зрения» в оценке (и выявлении) модернизационных процессов среди мусульманских народов России стали делопроизводственные материалы местных властей и жандармерии. Обновленческим процессам в мусульманском сообществе Волго-Уральского региона в последние два десятилетия XIX в. правительственные органы не уделяли особого внимания. Существовало мнение, что главной силой, препятствующей реализации школьной политики правительства по распространению русского образования, являются муллы-традиционалисты, а сторонники светского образования воспринимались чиновниками ведомства в качестве союзников. Лишь на основании циркулярного предписания директора Департамента полиции от 31 декабря 1900 г. впервые в масштабе Российской империи были собраны сведения об обновленческих явлениях в среде мусульман страны, которые были обобщены и систематизированы особым отделом третьего, «секретного» делопроизводства Департамента полиции. Всего была получена информация от 36 начальников губерний и областей, а также от главного управления казачьих войск, наказных атаманов Терского казачьего войска и Войска Донского, туркестанского генерал-губернатора, временно командующего войсками Кавказского военного округа и т.д.
Делопроизводственная документация региональных и центральных властей раскрывает новые грани модернизационных процессов среди татар-мусульман, формирует «взгляд со стороны», дает возможность определить степень осведомленности властных структур социокультурной жизнью мусульманских народов. Самое главное – эти источники позволяют почувствовать основные тенденции развития мусульманских народов России на рубеже столетий, узнать имена региональных общественных деятелей, чьими трудами осуществлялась реформа в системе народного образования, сопоставить процессы, происходившие в регионах, оценить начальный этап европеизации культуры мусульманских народов России как единое общественное движение. Источники не подвергались изменениям и редактированию. Только орфография и пунктуация текстов были приведены в соответствие с правилами современного русского языка, за исключением отдельных случаев (в отношении некоторых малоупотребительных и устаревших терминов и слов). К данному сборнику составлен научно-справочный аппарат: краткое предисловие; комментарии; «именной» и «географический» указатели; список сокращенных слов и их полное написание; приводится полный список использованных источников и литературы. Публикация сборника осуществлена исключительно в научных целях и не направлена на разжигание межконфессиональной и межнациональной розни, религиозной ксенофобии и нетерпимости. И.К.Загидуллин
| |
|