www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 18:49 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья / Файзрахманов И.З. История Казанского адмиралтейства (1718–1830 гг.) |
|
Файзрахманов И.З. История Казанского адмиралтейства (1718–1830 гг.)
Файзрахманов И.З. История Казанского адмиралтейства (1718–1830 гг.). – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Из-во «ЯЗ», 2014. – 264 с. В книге исследуются вопросы развития судостроения в Казани в XVIII – первой трети XIX в., дается оценка социально-правовому, экономическому положению мастеровых Казанского адмиралтейства, изучается их профессиональный и национальный состав, уровень материально-технической базы предприятия, производственные отношения на верфи, система заготовок корабельного леса, численность, расселение и социально-правовое положение лашман. Предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей России XVIII – XIX вв. ISBN 978-5-98688-031-0 На обложке: План Казанского адмиралтейства и Адмиралтейской слободы (фрагмент). 1793 г. (РГАДА. Ф. 1354. Оп. 138. Ч. I. Д. М 8). СОДЕРЖАНИЕ Введение ... 3 Глава I. Казанское адмиралтейство – крупная судостроительная мануфактура эпохи парусного и гребного флота
§1. Петровский период судостроения в Казани ... 10 Глава II. Мастеровые и работные люди Казанского адмиралтейства
§1. Социально-экономическое и правовое положение мастеровых ... 51 Глава III. Организация заготовок корабельного леса
§1. Служилые татары и мурзы в строительстве Санкт-Петербурга и столичного Адмиралтейства ... 108
Заключение ... 166 Казанское адмиралтейство – крупная судостроительная мануфактура эпохи парусного и гребного флота – просуществовало до 1830 г. В России парусные и гребные морские суда строились и в последующем. Лишь поражение России в Крымской войне 1853–1856 гг. повлекло за собой крупные перемены в этой отрасли промышленности в сторону строительства судов из железа. Вывод о развитии судостроительного производства в Казани основан на исходных данных о количестве морских судов, построенных здесь с начала XVIII в. по 1820-е гг. В указанное время на казанской верфи, по нашим подсчетам, было построено более 400 морских судов различных размеров, главным образом для Каспийского моря, столько же вспомогательных судов к ним и несколько сот речных судов, в основном для перевозки корабельного леса. Из учтенных нами 409 морских судов казанской постройки большая часть была сделана за период с 1701 г. по 1748 г. (337 судов, или 82,4%). В 1749–1777 гг. построено 5 (1,2%), в 1778–1800 гг. – 37 (9%), в 1801–1823 гг. – 30 (7,4%) судов. В 1824–1830 гг. морские суда уже не строились. Эти данные, свидетельствующие о весьма неравномерном развитии морского судостроения в Казани, в целом позволяют выделить указанные этапы. По ним видно, насколько казанская верфь была зависима от казенных заказов на строительство судов, количество которых определялось внутри- и внешнеполитической активностью России в Каспийском регионе. Наиболее интенсивное строительство судов здесь велось в 1718–1735, 1740–1748, 1778–1779, 1796–1798, 1804–1823 гг. В то же время эти данные не вполне точно характеризуют значение казанского судостроения в отдельные периоды. Например, многие из строившихся в первой половине XVIII в. морских судов применялись неэффективно или вовсе не были употреблены, а строившиеся в третий период суда, т. е. с 1778 по 1823 гг., использовались более рационально. Создание Каспийской флотилии имело большое значение для Российского государства с военно-политической и торгово-хозяйственной точек зрения. Но по сравнению с Балтийским или Черноморским флотом она развивалась медленнее, оставалась «второсортной» и, прежде всего, потому, что в Каспийском море Россия не имела соперника. Следовательно, не было необходимости защищать берега от неприятельского нападения. Каспийский флот был предназначен для защиты рыболовных купеческих судов от нападений пиратов, курсирования с этой целью вдоль берегов, перевозки войск и припасов в случае войны с Персией. Каспийскому флоту редко приходилось атаковать персидские крепости: Баку в 1723 г., Ленкорань в 1812–1813 гг. Казанское адмиралтейство могло бы строить намного большее количество судов, однако увеличению заказов воспрепятствовала двойственная и непоследовательная политика правительства, считавшая разумным уменьшение расходов на строительство и поддержание военно-морских сил и лишь возникающие время от времени военные угрозы заставляли увеличивать затраты на флот. Можно выделить и некоторые особенности в формировании и составе мастеровых и работных людей казанской верфи, что было обусловлено спецификой организации труда в морском ведомстве, региональными историческими и национальными особенностями, географическим положением. Одна такая особенность – заготовка и отправка корабельного дуба в Санкт-Петербургское адмиралтейство были главными заботами Казанского адмиралтейства. При этом строительство собственных судов отходило на второй план. Даже в годы отсутствия в Казани корабельного мастера на строительстве судов, на заготовке корабельного леса такой мастер обязательно должен был присутствовать. Другая особенность – широкое применение принудительного лашманского труда на начальной стадии обработки корабельной древесины. Лашманы выполняли наиболее тяжелую и масштабную часть работы. Мастеровые и работные люди адмиралтейства были прикреплены к предприятию и находились под юрисдикцией Казанской адмиралтейской конторы, а не городских властей. Положение несколько изменилось в конце XVIII в., когда слобода была присоединена к Казани. Несмотря на то, что географически Казань находилась далеко от морей, она внесла весомый вклад в развитие российского военно-морского флота XVIII – первой четверти XIX в. Суда строились в зависимости от заказов государства. Существовали планы на строительство судов, составленные Адмиралтейской коллегией на несколько лет вперед. В своей деятельности Казанское адмиралтейство ориентировалось на эти планы. В иные годы со стапелей Казанского адмиралтейства не сходило не одного крупного корабля, а в некоторые годы в воду спускались десятки судов больших и малых размеров. Судостроение в Казани было одним из приоритетных направлений в промышленности. В XVIII и первой четверти XIX в. Казань представляла собой один из крупных судостроительных центров страны, где осуществлялось масштабное строительство не только речных, но и морских судов. Такое положение вытекало из государственных целей укрепления обороноспособности страны. Большинство построенных в Казани судов преимущественно использовались в Каспийском море для торговых и военных дел. Здесь большей частью строились суда средних и малых размеров, которые могли бы свободно передвигаться по Волге. Развернуть в широких масштабах судостроительные работы оказалось возможным, используя богатый опыт речного судостроения в Среднем Поволжье, а также труд лашман, обеспечивавших бесперебойное снабжение корабельным лесом не только Казанское, но и Санкт-Петербургское адмиралтейство. Разделение труда, большие масштабы производства, хорошая материально-техническая база, контроль над качеством выполнения работ, опытные мастеровые – все эти факторы являлись решающими при организации судостроительных работ. В течение изучаемого периода судостроение в Казани претерпело значительные изменения. Но эти изменения еще не касались главного – судостроение оставалось парусно-гребным, деревянным.
| |
|