www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:48 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Источники и источниковедение / Хамидуллин Б.Л. Чингиз-хан – 850. Книга I. |
|
Хамидуллин Б.Л. Чингиз-хан – 850. Книга I.
Хамидуллин Б.Л. Чингиз-хан – 850. Книга I. – Казань: ПИК “Дом печати”, 2002. – 288 с., с илл. Книга I дилогии “Чингиз-хан – 850” включает в себя анализ основных письменных источников по эпохе Чингиз-хана и истории создания Монгольской империи, а также письменные и фольклорные источники (полностью или в отрывках). Книга рассчитана на широкий круг читателей. Издание осуществлено на средства автора-составителя. Перепечатка материалов книги без ведома автора-составителя является нарушением Закона Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Часть 1. Роль личности в истории Часть 2. Основные письменные источники по эпохе Чингиз-хана и истории создания Монгольской империи Часть 3. «Сокровенное сказание монголов» или «Тайная история монголов» или «Происхождение / Родословие Чингиз-хана» Приложение №1. «Сокровенное сказание» Приложение №2. Рашид ад-дин. «Летопись Чингиз-хана» Приложение №3. «Повесть о споре мальчика-сироты с девятью витязями августейшего Чингиса» Приложение №4. Отрывки из книги Шихаб ад-дина Мухаммада ан-Насави «Сират ас-султан Джалал ад-дин Манкбурны» Приложение №5. Сообщение Суздальской летописи о событиях 1223 года на реке Калке
ПРЕДИСЛОВИЕ
– Какого Чингисхана он вспоминает? — ска- зал Джелаль эд-Дин. Али-Джан перевел вопрос. Пленный воскликнул: — Кто не знает Темучина Чингисхана! … Василий Ян. «Чингисхан».
В 2005 году мы собираемся праздновать радостное событие – 1000-летие города Казани. Мы готовимся к торжествам. От всей души надеюсь, что данное событие адекватно будет воспринято не только казанцами, но и всем населением Республики Татарстан, многими россиянами, а также татарами, разбросанными по всему земному шару. Что очень для меня отрадно – в последнее время стало появляться много литературы, посвященной прошлому и настоящему Казани. Пополняются прилавки книжных магазинов, журналы и газеты открывают спецрубрики. Да и сама Казань преображается – началось строительство долгожданного метро, все краше и краше неофициальный центр города, возводятся новые здания и реконструируются старые, кое-где наконец-то ремонтируют дороги… Ощущение грядущего шикарного торжества витает в воздухе… В том же 2005 году будет еще один юбилей, о котором большинство казанцев и татар знать не знают, да в принципе и не узнают никогда. В этом году исполнится 850 лет со дня рождения «Потрясателя Вселенной», «Великого завоевателя», «Священного правителя», «Собирателя народов», «Жестокого варвара», «Талантливого полководца» и т.д. и т.п. – 850 лет со дня рождения Чингиз-хана. Уверен, что местная периодическая печать, а также иные СМИ проигнорируют этот факт. Фейерверков в Казани по этому случаю тоже не будет, а это вполне естественно и закономерно. Заранее восполняя данный пробел, я и решился на создание дилогии, целиком и полностью посвященной этой знаменательной в мировом масштабе личности.
Уверен, что какая-то часть современных татарских историков, да и просто отдельных людей, отрицательно воспримет мой интерес к личности Чингиз-хана и «пропаганду» его исторических деяний. Но ведь как бы мы ни относились к Александру Македонскому, Цезарю, Аттиле, Карлу Великому, Ричарду Львиное Сердце, Бату хану, Тамерлану, Улуг-Мухаммаду, Ивану Грозному, Петру I, Наполеону и т.д. и т.п., это не означает, что мы должны игнорировать их существование, забывать их «подвиги» – добрые деяния и зверства… Мой интерес к Чингиз-хану обусловлен также тем, что именно он явился первопричиной образования неведомой для него Золотой Орды[1], прямым отцом-предком династии Джучидов (правителей Золотой Орды, Казанского, Крымского, Астраханского, Сибирского и других ханств и орд), первопричиной появления западнее Сибири и Средней Азии и закрепления за здешними тюркскими народами этнонима «татары»[2]. История как наука не допускает вымыслов на тему «Если бы…». Но все же,– если бы не было Чингиз-хана, то не было бы и современных татар в том смысле, какой мы в этот термин вкладываем. Возможно, были бы сейчас «кипчаки», «саксины», «булгары», «джукетауцы», «казанцы», «буртасы»… Возможно… Все возможно… Отдельно я хочу отметить, что моя данная работа не претендует на какое-либо научное открытие. Она базируется на уже опубликованной исторической литературе и на опубликованных на русском языке источниках – переводах с китайского, монгольского, персидского, арабского, армянского и других языков[3]. Однако я исходил из того факта, что к настоящему времени татарскими историками и писателями не создано ни одного крупного произведения, целиком и полностью посвященного Чингиз-хану, а также из желания достойно отметить его 850-летие. При этом я, как автор, стремился обобщить известные узкому кругу специалистов сведения и преподать их в научно-популярной форме для как можно более широкой читательской аудитории, включая учащуюся молодежь. Избегая при этом художественно-идеологических вольностей, присущих работам В.Янчевецкого («Чингисхан», 1939), T.Sekelj («Temudezin, deecak stepe», 1979), В.Чивилихина («Память», 1982–1985), И.Калашникова («Жестокий век», 1985), К.Давида («Черный Волк», 1996), Я.Халбая («Чингисхан—гений», 2001) и других. [1] Улус Джучи, – а именно так официально именовалось это средневековое государство, – был выделен Чингиз-ханом для своего старшего сына Джучи в 1207 году, когда еще не были завоеваны территории Восточной Европы. Окончательно Золотая Орда оформилась лишь в период правления потомков Бату хана, когда Чингиз-хана уже давно не было в живых. [2] Впервые этот этнополитический термин встречается в орхонской надписи 732 года в честь знаменитого тюркского полководца Кюль-тегина в связи с событиями 552 года, а в китайских источниках – с 842 года. [3] Большие отрывки из переводов на русский язык исторических сочинений средневековых авторов с комментарием уже были опубликованы мною в журнале «Идель» (1998, № 3/4 и следующие; автор идеи – редактор журнала Сергей Владимирович Малышев), а также в сборниках источников «Из глубины столетий» (Татарское книжное издательство, 2000) и «История "скифов" глазами современников» (Магариф, 2001), изданных под научным редакторством государственного советника Президента Республики Татарстан по политическим вопросам, директора Института истории АН РТ, кандидата философских наук РафаэЧингиз-хан и его четыре сыналя Сибгатовича Хакимова и доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента АН РТ Азгара Гатаулловича Мухамадиева.
| |||||||||||||
|