www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:57

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Золотая Орда / Костюков В.П. Улус Шибана Золотой Орды в XIII–XIV вв.
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223–1556  •  Арсланова А.А. Остались книги от времен былых...  •  Миргалеев И.М. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана  •  Кульпин Э.С. Золотая Орда: судьбы поколений  •  Восточная Европа Средневековья и раннего Нового времени глазами французских исследователей  •  Костюков В.П. Улус Шибана Золотой Орды в XIII–XIV вв.  •  Веселовский Н.И. Труды по истории Золотой Орды  •  Мамай. Опыт историографической антологии  •  Абзалов Л.Ф. Ханские писцы  •  Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды  •  Варваровский Ю.Е. Улус Джучи в 60–70-е годы XIV века  •  Исхаков Д.М. Исторические очерки  •  Военное дело Золотой Орды: проблемы и перспективы изучения  •  Ислам и власть в Золотой Орде  •  Ускенбай К.З. Восточный Дашт-и Кыпчак в XIII – начале XV века

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Костюков В.П. Улус Шибана Золотой Орды в XIII–XIV вв.
    Серия «История и культура Золотой Орды». Вып. 11 / Под ред. И.М.Миргалеева. – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. – 200 с.
     

    Костюков В.П. Улус Шибана Золотой Орды в XIII–XIV вв. Серия «История и культура Золотой Орды». Вып. 11 / Под ред. И.М.Миргалеева. – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. – 200 с.

     

    ISBN 978-5-9690-0132-9

     

     

    Редактор издания:

    кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

     

     

    Научный редактор:

    доктор исторических наук В.А. Иванов

     

     

    Рецензенты:

    д.и.н. Д.М. Исхаков

    к.и.н. И.Л. Измайлов

     

     

    Содержание

     

     

    О моем муже (вступительное слово вдовы автора книги)

    Предисловие редактора (И.М. Миргалеев)

     

     

    Введение

     

     

    Глава I. Погребальные памятники XIII–XIV вв.

    Глава II. Ритуальные памятники XIII–XIV вв. ..

    Глава III. Улус Шибана по письменным источникам

    1. Письменные известия о роде Шибана

    2. Статус и территория улуса Шибана

    3. Население улуса

    4. Этническая история «родовых владений» Шибана

    Найманы

    Карлуки

    Кушчи

    Буйрак

    Глава IV. Погребальные комплексы племен – «родовых владений» Шибана

     

     

    Заключение

    Список литературы

    Список сокращений

    Список опубликованных работ В.П. Костюкова

    Приложения, карты, иллюстрации

     

     

     

    О МОЕМ МУЖЕ

     

     

    «Черной смолы безбрежная гладь ночной реки… Не видно края ни справа ни слева … Посреди застывшей обманно поверхности ночного зеркала воды то ли стоит, то ли плывет лодка. В лодке двое – я и человек напротив. На нем темно-красного шелка халат, перетянутый наборным поясом, лук, колчан со стрелами. На голове шлем, на ногах сапоги … Характерно безбородое лицо, уверенный взгляд. Между нами идет безмолвный диалог. И не важно, кто он – Джучи, Бату, Шибан или один из их верных слуг. Ночной покров лишь подчеркивает бессмысленность распознания. Есть нечто торжественное в моменте, как будто происходит какой-то ритуал. Я правлю лодкой, в моих руках весла…». Это сон моего мужа. Пусть сильно ученые люди посмеются над этим фактом. Но сон был, и был он давно. Знаем об этом я и мой муж. Привиделся он именно тогда, когда пришла пора определить «коридор» научного поиска. Это и было начало. Это определило пристрастие.

    Конечно, можно написать и так: в 14 лет, закончив на отлично станичную восьмилетку, отправился кубанский мальчишка, потомок крепких казачих родов Костюков и Придиусов, на далекий Урал, поступать в геолого-разведочный техникум. Вряд ли тогда он задумывался над тем, что путешествие будет судьбоносным. Что геология, случайный детский выбор, навсегда свяжет его жизнь с Южным Уралом, Челябинском, археологической лабораторией педуниверситета. Невыносимо холодной была первая зима, наверное, пережив лютый, не кубанский мороз ничего уже было не страшно. Впереди была армия, буровая в Армении, металлургический комбинат в Челябинске, поступление в 1977 году в Уральский государственный университет в г. Свердловске на факультет истории. Выбор поступать на заочное отделение исторического факультета вполне понятен, уже была семья, была маленькая дочь. Продолжая работать взрывником на металлургическом комбинате, он успешно проходил обучение. Забегая вперед, скажу, что, когда Володе вручали диплом с отличием, однокурсники приветствовали его аплодисментами, стоя. В советское время, как, впрочем, и сейчас, трудно прокормить семью, занимаясь только наукой. Он всегда был настоящим мужчиной. Немногие могут позволить себе с утра отработать на взрывной яме, по-настоящему, с взрывами, гарью и чадом, опасностью, а уже вечером быть в археологической лаборатории или публичной библиотеке. Когда он находил интересную книгу, время переставало существовать. По-другому он просто не мог, не умел. «Скажи мне, – спрашивала я мужа, – как ты запоминаешь столько фактов, дат, имен, текстов?». «Это просто особенности памяти, миленькая», – без тени превосходства, причастности к чему-то особенному, отвечал он мне.

    Он родился с характером свободного человека. Как настоящий кочевник, никогда не был привязан к мелочам повседневного. В малой достаточности умел найти лучшее. Знаете, даже полевой костюм был удивительно хорош на нем, а ведь это всегда была просто рабочая роба, да пиратски повязанный платок. Его багажом были книги, музыка, кино. Одни вспомнят старую фразу и скажут: «Человек со стержнем». «Пришел на землю пробужденным», – скажут другие. Поражение или победа – все есть результат. Высокое качество делания отличало его от других. Он не достиг вершины научного Олимпа. Но это ли путь воина?

    Почему история? Археология? Я думаю, что у него был дар разведчика. Он мог находить подъемные археологические материалы буквально везде. Однажды, приехав в родную станицу в отпуск, прогуливаясь по окрестностям, он открыл городище. Местные археологи сокрушались, это был уже обследованный ими участок. Защитив дипломную работу по теме «Социальная организация племен Алакульской культуры», вероятнее всего, Володя и далее занимался бы эпохой бронзы. Но, случайно или закономерно, ко времени окончания им Вуза, в лаборатории некому было заниматься средневековьем. Этот факт и определил сферу приложения знаний и умений. Но, на мой взгляд, имел место и еще один важный факт. Кочевая эпоха истории наполнена не только археологическими источниками, но и многочисленными письменными источниками, кроме этого, проблема генезиса Золотоордынского государства и на сегодняшний день весьма актуальна и интересна исследователям всего мира, именно этим был привлекателен средневековый период. Определилась реальная возможность структурировать огромный пласт истории. Последние годы жизни, это годы непрерывной работы над темой «Улус Шибана и шибаниды». Безусловно, это была его тема. Иногда мне казалось, что я чувствую родственную параллель. Было нечто общее в характере. Настоящий воин. Настоящий победитель. Достойный соперник. Он не умел проигрывать. Даже на футбольной площадке не было ему равных… Просто потому, что победа никогда не была целью, всегда был важен сам путь, само действие. Талант исследователя проявился и в полевой деятельности, его полевыми отчетами можно наслаждаться, если уместна такая фраза. Все было благополучно закономерно: защита кандидатской диссертации, долгая работа над источниками, кропотливая деятельность в энциклопедических изданиях, участие в научных конференциях, подготовка докторской диссертации. Правильно было бы сказать: «Жаль, что жизнь оборвалась так внезапно, остался незавершенным труд». Но это совсем не так, никогда моему мужу не был важен статус доктора. Это, скорее дань любви к нам – семье, детям, друзьям. Исследование, открытия, систематизация. Честный анализ – это был его кодекс, его пространство творчества. И мы не имели никакого права лишать его этого пространства, ускоряя социальный статусный процесс. Мы просто его любили, как и он нас.

    Пожалуй, невовлеченный в рутину бытия, умел мой муж жить так, чтобы не мешать другим. И все, кто были рядом, чувствовали себя людьми. Особый дар видения у него был во всем. Он научил меня слушать Джаггера, Маккаферти, Осборна и Тито Ларриву. Он познакомил меня с Иньяриту, с Клинтом Иствудом. Как в «Мостах округа Мэдиссон», – даже если бы судьба дала нам всего три дня, это было бы на всю оставшуюся жизнь. Моя утрата велика, нет и не может быть слов, чтобы передать то, что я чувствую. Но я счастливая женщина – у меня есть письма мужа, написанные от руки. Но это уже наша и только наша история, сокрытая плотными словесными одеждами…

    Что касается этой книги Владимира Петровича, хочу выразить огромную благодарность руководителю Центра золотоордынских исследований, к.и.н. И.М. Миргалееву за тот труд, который он возложил на себя по подготовке рукописи к публикации.

    Егорова Надежда Викторовна

     

     

     

    ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

     

     

    15 декабря 2009 г. российская историческая наука понесла большую утрату: безвременно ушел из жизни Владимир Петрович Костюков, талантливый историк и археолог средневековья. Владимир Петрович приступил к изучению истории Золотой Орды достаточно поздно и ушел из жизни рано. Но, несмотря на это, В.П.Костюков был одним из ярких представителей нашей тематики. Для исторической науки и особенно золотоордынской истории его смерть большая потеря.

    Познакомились мы с Владимиром Петровичем где то в 2004 или в 2005 годах. Он написал мне по электронной почте, его интересовал перевод работы М.Шармуа, которую я издал в 2003 г. С тех пор у нас началась активная переписка. Воочию с ним мы познакомились в Казани в 2006 году. Далее он с первого выпуска сборника «Золотоордынская цивилизация» (с 2008 г.) стал нашим постоянным автором ежегодника. Также он был докладчиком на организованной нашим Центром первой Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIIIXV вв.)», которая проходила в марте 2009 года в Казани.

    В.П.Костюков был автором более 40 научных публикаций. В конце книги мы решили дать библиографию его работ. Он также писал для энциклопедий[1] и переводил с английского на русский язык статьи ведущих западных ученых[2]. Однако качество его, в общем то, малочисленных работ было настолько высоко, что он стал известен в научных кругах не только как археолог Южного Урала, но и как один из активных исследователей Золотой Орды. Его статьи «Была ли Золотая Орда “Кипчакским ханством”?» и «Буддизм в культуре Золотой Орды», опубликованные в «Тюркологическом сборнике» еще долго будут дискутироваться. Конечно, основной темой его исследований была история улуса Шибана.

    Насколько я знаю, он также приступил к написанию докторской диссертации, однако не успел ее закончить. Как сообщили мне его близкие, он успел написать первую главу своей диссертации. Сегодня незавершенную его работу готовят к изданию его коллеги по работе в Челябинске. Надеемся увидеть в ближайшее время и эту работу.

    Предлагаемая монография Владимира Петровича Костюкова посвящена истории улуса Шибана, одного из крупных уделов золотоордынского государства в Западной Сибири. Шибан был сыном Джучи и участвовал в кыпчакском походе, известном в историографии как западный поход под предводительством своего брата Бату. После завершения кыпчакского похода и начала быстрого укрепления Улуса Джучи как независимого государства, братья Бату получают уделы и в качестве улусбеков начинают править в своих улусах. Одним из таких крупных уделов стал и улус Шибана, изучение которого Владимир Петрович поднял на новый уровень.

    Предлагаемая книга В.П. Костюкова «Улус Шибана Золотой Орды в XIII–XIV вв.» издается Центром золотоордынских исследований на основе кандидатской диссертации автора, которую он защитил в 1997 году[3]. Владимир Петрович собирался специально приехать в Казань и совместно с некоторыми казанскими коллегами обсудить эту работу и в дальнейшем издать ее. Однако болезень и внезапная смерть помешали осуществиться его планам. Мы решили в память дорогого друга и коллеги издать его работу и тем самым осуществить известное нам его желание. Естественно, будь он жив, данная книга, возможно, была бы в каких то местах переделана, дополнена и изменена. Однако как бы ни было, автором этой работы являлся именно он сам, и поэтому мы решили ее издать практически без изменений.

    Мы благодарны его семье, вдове и сыну Владимира Петровича, уважаемой Надежде Викторовне и уважаемому Алексею Владимировичу за активное сотрудничество с нами в вопросах издания данного труда. Также хочу поблагодарить его друзей и учеников – Салима Закирова и Дениса Марыксина за помощь в подготовке этой книги к изданию. Издание этой монографии в Казани, безусловно, является признанием заслуг Владимира Петровича в изучении средневековой тюрко-татарской истории.

    Миргалеев И.М.



    [1] Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: «Каменный пояс», 2001 (статьи: кимаки, кыпчаки, Шибан и др.); Челябинская областная энциклопедия. Челябинск, т.1-5, 2004-2007 гг. (статьи: Ак-Орда, Дашт-и Кыпчак, Джучи, Золотая Орда, канглы, кимаки, кыпчаки, монголы, Ногайская Орда, огузы, Тимур, Токтамыш, Шибан и др.).

    [2] Это – Бойл Дж.Э. Формы жертвоприношений лошади у монголов в XIII–XIV вв.; Тюркский и монгольский шаманизм в средневековье; Голден П.Б. Религия кыпчаков средневековой Евразии; Оллсен Т.Т. Прелюдия к западным походам: монгольские военные операции в Волго-Уральском регионе в 1217-1237 годах; Синор Д. Монголы на Западе; Гальперин Ч.Дж. Кыпчакский фактор: ильханы, мамлюки и Айн-Джалут. Его переводы напечатаны в сборнике «Степи Восточной Европы в эпоху средневековья». Том 6.

    [3] Костюков В.П. Памятники кочевников XIII–XIV вв. Южного Зауралья (к вопросу об этнокультурном составе улуса Шибана). Диссертация на соискание учен. степени к.и.н. Уфа, 1997.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ