www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 27 апреля 2017, 00:23

Мероприятия


Вы находитесь: / Мероприятия / Архив мероприятий / 2010 / Научно-практическая конференция «Медресе «Хусаиния»: крупнейший центр просвещения...», 6.04.2010 г.
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Международная научная конференция «Юсуф Акчура: наследие и современность», 29–31 мая 2015 г.  •  Конференция «Становление и развитие государственности Татарстана: практики, проблемы, перспективы» (Казань, 9 октября 2015 г.)  •  Научно-практический семинар «Праздники и обрядовая культура кряшен Волго-Уралья», 19 сентября 2015 г.  •  IV Международный Золотоордынский Форум, 17–18 марта 2015 г.  •  Конференция «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в судьбах народов и регионов» (9–10 апреля 2015 г., Казань)  •  Конференция «Преподавание на татарском языке в системе среднего и высшего образования...». Казань, 31.03.2015 г.  •  Круглый стол «Проблемы татарской общественной мысли в контексте современности», 26.02.2015 г.  •  Научный форум «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья», 19–20 ноября 2015 г.  •  Научно-практическая конференция «Юсуф Акчура и татарские интеллектуалы в начале XX века», 23.04.2015 г.  •  Круглый стол «Княжеские юрты Казанского ханства», 19 мая 2015 г.  •  Научная конференция «Актуальные вопросы истории крымских татар» (27 июня 2015 г., Бахчисарай)  •  Круглый стол «Западный поход: латинские источники», 9 июня 2015 г.  •  Конференция «Культурные, экономические, технологические контакты и взаимодействие Японии и Татарского мира...»  •  Конкурсы  •  Архив мероприятий
2014  •  2013  •  2012  •  2011  •  2010  •  2009  •  2008  •  2007  •  2006  •  2005  •  2004  •  2003  •  2002
XVIII Международный научный симпозиум «Интеграция археологических и этнографических исследований», 6-8 октября 2010 г.  •  Конференция «Историческая география и социокультурное развитие средневековых тюрко-татарских государств», 16-17 марта 2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Татарская общественная мысль: традиции, проблемы, перспективы», 26.01.2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Республика Татарстан в XX веке: история и современность», 19 мая 2010 г.  •  Семинар «Образование и просвещение в губернской Казани», 26 ноября 2010 г.  •  Международный Болгарский Форум, 19-21 июня 2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Татарская педагогическая мысль в 20-30 гг. XX века», 25.03.2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Медресе «Хусаиния»: крупнейший центр просвещения...», 6.04.2010 г.  •  Круглый стол «Педагогическая мысль татарского народа в древности и средние века», 21 января 2010 г.  •  Круглый стол «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях...»  •  Научно-практическая конференция «Татарские мурзы и дворяне: история и современность», 9.04.2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Деятельность татарских педагогов в 20-30 гг. ХХ века», 16.02.2010 г.  •  Научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы истории Татарстана и татарского народа», 27.05.2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Государственность Республики Татарстан: история и современность», 26.05.2010 г.  •  Конференция «Общественно-педагогическая деятельность Захиды Бурнашевой», 2.11.2010 г.

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Научно-практическая конференция «Медресе «Хусаиния»: крупнейший центр просвещения...», 6.04.2010 г.
    Центр истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Mарджани АН РТ сообщает о проведении 6 апреля 2010 г. научно-практической конференции «Медресе «Хусаиния»: крупнейший центр просвещения и его вклад в развитие истории и культуры татарского народа» (к 120-летию медресе «Хусаиния»). К участию в конференции приглашаются ученые, аспиранты, педагоги, студенты ВУЗов.
     

    6 апреля 2010 года в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ прошла научно-практическая конференция «Медресе Хусаиния: крупнейший центр просвещения и его вклад в развитие истории и культуры татарского народа», посвященная 120-летию медресе «Хусаиния».

     

    Ярким примером новометодных школ, по словам с.н.с. Р.А.Гимазовой в Оренбуржье являлось медресе «Хусаиния». Найдется немного частных учебных заведений и культурных учреждений дореволюционной России, которые имели бы такую популярность. Основано медресе «Хусаиния» и содержалось за счет средств Ахмета Галеевича Хусаинова (1837–1906) и Махмута Галеевича Хусаинова (1839–1910) — выходцев из села Каргала (Сеитовский посад) Оренбургской губернии. Имена трех братьев, называемых в народе Ахмет-бай, Гани-бай, Махмут-бай, тесно связаны с упрочением новометодных школ в России.

     

    С.н.с. Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ Т.А.Биктимирова рассказала о деятельности Тахира Ильяси в медресе «Хусаиния». Тахир Ильяси был ученым в области арабского языка, математики. Он выпустил татарско-арабские и арабско-татарские словари. С 1916 по 1921 годы занимал пост ректора в медресе «Хусаиния».

     

    Аспирантка Казанского государственного университета Р.Р.Шайдуллина выступила с докладом «Выступления воспитанников медресе «Хусаиния» в начале XX веков», которые знакомились с новыми идеями, работали в типографиях, библиотеках. По ее словам, в учении шакирдов сохранялись консервативные методы, и они любым способом старались повлиять на преподавателей.

     

    В первые годы существования медресе, весь его контингент размещался в нескольких домах в Оренбурге. Специальное здание по первоначальному замыслу должно было строиться в деревне Каргала, имевшей в то время более 10 тыс. жителей и называвшейся городом, при приходе, который возглавлял вышеупомянутый Аюб Ибн Ибрагим. Но противники новометодных школ с помощью доносов добились запрещения его постройки в Каргале, и Хусаиновы, не желая показаться людьми, сеющими крамолу, перенесли строительство в Оренбург, а из доставленного материала в Каргале была построена одноэтажная приходская школа. Новое трехэтажное здание медресе с центральным отоплением и электрическим освещением было достроено в 1905-06 учебном году. Для постройки здания медресе (помимо мечети при нем) без внутреннего оборудования было затрачено 97 тыс. рублей.

     

    Воспитанники медресе носили единую форму, подчинялись распорядку дня и правилам, выработанным педагогическим и попечительским советами. Эти правила позволяли родителям привозить издалека своих семи - восьмилетних сыновей для обучения в медресе и оставлять их в интернате. Контингент воспитанников состоял из жителей всех губерний России, Крыма, Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока (татар, башкир, казахов, узбеков, представителей различных национальностей Крыма и Кавказа). Преподавание в медресе велось в более усовершенствованном виде, по удельному весу естественных наук программа средних классов стояла ближе к реальному училищу, нежели к гимназии.

     

    Учебные планы и программа постоянно совершенствовались согласно требованиям времени, они широко обсуждались в печати. Разумеется, в то время ни одно учебное заведение, кого бы оно ни выпускало, не могло не вводить в программу вероучение. В этом смысле не составляет исключения и медресе «Хусаиния». Но оно было предназначено для подготовки учителей начальных и средних школ и работников культурных, хозяйственных учреждений, которым были бы не чужды общественные интересы, но не служителей религиозного культа.

     

    С этой целью в медресе было введено усиленное обучение русскому языку. Эти обстоятельства служили поводом для непрекращавшихся нападок и доносов правительственным органам со стороны реакционной части магометанского духовенства, стремившейся представить это учебное заведение как очаг безбожия и смуты. В результате этого Хусаиновы и многие прогрессивные преподаватели были взяты под негласный надзор жандармского управления Оренбургской губернии.

     

    Помимо основ магометанской религии, в медресе преподавались следующие светские предметы: татарский, русский, арабский, персидский, немецкий языки, татарская, русская, арабская литература, российская история (она изучалась без разрешения директора народных училищ), философия, учение о нравственности, законоведение, педагогика, методика различных предметов, гигиена и гимнастика, чистописание, черчение, рисование и поведение изучались на родном языке.

     

    Быстрому и прочному становлению медресе и его растущей популярности способствовал блестящий педагогический коллектив, который представлял передовую науку по всем преподаваемым дисциплинам. Большинство преподавателей медресе имели капитальные труды по своей специальности, а также по общепедагогическим вопросам в области просвещения, культуры, здравоохранения и т. п. Многие из них являются авторами первых советских учебников, словарей и другой литературы. Некоторые преподаватели занимали выборные должности от члена губернского земского управления до депутата Государственной думы.

     

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что хотя медресе «Хусаиния» просуществовало всего 32 года, благотворное влияние результатов его деятельности сказывается и поныне; задачу, поставленную перед этим учебным заведением, в смысле просвещения народа, оно выполнило. И в настоящее время очень важно знать и не забывать о том, какое влияние оказало данное учебное заведение на развитие культуры, просвещения татарского народа.

     

    *  *  *

     

    Центр истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Mарджани АН РТ сообщает о проведении 6 апреля 2010 г. научно-практической конференции «Медресе «Хусаиния»: крупнейший центр просвещения и его вклад в развитие истории и культуры татарского народа» (к 120-летию медресе «Хусаиния»).

     

    В рамках конференции предполагается обсудить следующие проблемы:

    • Вклад медресе «Хусаиния» в развитие образования, истории и культуры татарского народа;
    • Роль мусульманских учебных заведений в развитии просвещения среди мусульманского населения России.

    К участию в конференции приглашаются ученые, аспиранты, педагоги, студенты ВУЗов.

     

    Требования к оформлению тезисов: тексты представляются в электронном виде (на диске или по электронной почте) на татарском или русском языках. Шрифт Times New Roman, 14, интервал 1,5 параметры страницы: верхнее и нижнее поля – 2 см; левое – 3 см; правое – 1,5 см; сноски концевые. В начале текста указываются: название работы, ФИО автора и место работы.

     

    Заявки на участие в конференции и тезисы необходимо прислать до 30 марта 2010 г. по электронному адресу rafilya@mail.ru

    Контактный телефон: (843) 2921762, 2928482

     

    Форма заявки на участие:

    1. Фамилия, имя, отчество

    2. Город, учреждение

    3. Ученая степень, звание

    4. Тема доклада

    5. Адрес, телефон, факс, электронный адрес

    6. Требования к технической поддержке доклада.

     

    Место проведения конференции: г. Казань, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (Кремль, подъезд №5)

    Оргкомитет


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ