www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Вторник, 3 декабря 2024, 00:21 Мероприятия Вы находитесь: / Мероприятия / Архив мероприятий / 2010 / Научно-практическая конференция «Медресе «Хусаиния»: крупнейший центр просвещения...», 6.04.2010 г. |
|
Научно-практическая конференция «Медресе «Хусаиния»: крупнейший центр просвещения...», 6.04.2010 г.
6 апреля 2010 года в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ прошла научно-практическая конференция «Медресе Хусаиния: крупнейший центр просвещения и его вклад в развитие истории и культуры татарского народа», посвященная 120-летию медресе «Хусаиния».
Ярким примером новометодных школ, по словам с.н.с. Р.А.Гимазовой в Оренбуржье являлось медресе «Хусаиния». Найдется немного частных учебных заведений и культурных учреждений дореволюционной России, которые имели бы такую популярность. Основано медресе «Хусаиния» и содержалось за счет средств Ахмета Галеевича Хусаинова (1837–1906) и Махмута Галеевича Хусаинова (1839–1910) — выходцев из села Каргала (Сеитовский посад) Оренбургской губернии. Имена трех братьев, называемых в народе Ахмет-бай, Гани-бай, Махмут-бай, тесно связаны с упрочением новометодных школ в России.
С.н.с. Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ Т.А.Биктимирова рассказала о деятельности Тахира Ильяси в медресе «Хусаиния». Тахир Ильяси был ученым в области арабского языка, математики. Он выпустил татарско-арабские и арабско-татарские словари. С 1916 по 1921 годы занимал пост ректора в медресе «Хусаиния».
Аспирантка Казанского государственного университета Р.Р.Шайдуллина выступила с докладом «Выступления воспитанников медресе «Хусаиния» в начале XX веков», которые знакомились с новыми идеями, работали в типографиях, библиотеках. По ее словам, в учении шакирдов сохранялись консервативные методы, и они любым способом старались повлиять на преподавателей.
В первые годы существования медресе, весь его контингент размещался в нескольких домах в Оренбурге. Специальное здание по первоначальному замыслу должно было строиться в деревне Каргала, имевшей в то время более 10 тыс. жителей и называвшейся городом, при приходе, который возглавлял вышеупомянутый Аюб Ибн Ибрагим. Но противники новометодных школ с помощью доносов добились запрещения его постройки в Каргале, и Хусаиновы, не желая показаться людьми, сеющими крамолу, перенесли строительство в Оренбург, а из доставленного материала в Каргале была построена одноэтажная приходская школа. Новое трехэтажное здание медресе с центральным отоплением и электрическим освещением было достроено в 1905-06 учебном году. Для постройки здания медресе (помимо мечети при нем) без внутреннего оборудования было затрачено 97 тыс. рублей.
Воспитанники медресе носили единую форму, подчинялись распорядку дня и правилам, выработанным педагогическим и попечительским советами. Эти правила позволяли родителям привозить издалека своих семи - восьмилетних сыновей для обучения в медресе и оставлять их в интернате. Контингент воспитанников состоял из жителей всех губерний России, Крыма, Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока (татар, башкир, казахов, узбеков, представителей различных национальностей Крыма и Кавказа). Преподавание в медресе велось в более усовершенствованном виде, по удельному весу естественных наук программа средних классов стояла ближе к реальному училищу, нежели к гимназии.
Учебные планы и программа постоянно совершенствовались согласно требованиям времени, они широко обсуждались в печати. Разумеется, в то время ни одно учебное заведение, кого бы оно ни выпускало, не могло не вводить в программу вероучение. В этом смысле не составляет исключения и медресе «Хусаиния». Но оно было предназначено для подготовки учителей начальных и средних школ и работников культурных, хозяйственных учреждений, которым были бы не чужды общественные интересы, но не служителей религиозного культа.
С этой целью в медресе было введено усиленное обучение русскому языку. Эти обстоятельства служили поводом для непрекращавшихся нападок и доносов правительственным органам со стороны реакционной части магометанского духовенства, стремившейся представить это учебное заведение как очаг безбожия и смуты. В результате этого Хусаиновы и многие прогрессивные преподаватели были взяты под негласный надзор жандармского управления Оренбургской губернии.
Помимо основ магометанской религии, в медресе преподавались следующие светские предметы: татарский, русский, арабский, персидский, немецкий языки, татарская, русская, арабская литература, российская история (она изучалась без разрешения директора народных училищ), философия, учение о нравственности, законоведение, педагогика, методика различных предметов, гигиена и гимнастика, чистописание, черчение, рисование и поведение изучались на родном языке.
Быстрому и прочному становлению медресе и его растущей популярности способствовал блестящий педагогический коллектив, который представлял передовую науку по всем преподаваемым дисциплинам. Большинство преподавателей медресе имели капитальные труды по своей специальности, а также по общепедагогическим вопросам в области просвещения, культуры, здравоохранения и т. п. Многие из них являются авторами первых советских учебников, словарей и другой литературы. Некоторые преподаватели занимали выборные должности от члена губернского земского управления до депутата Государственной думы.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что хотя медресе «Хусаиния» просуществовало всего 32 года, благотворное влияние результатов его деятельности сказывается и поныне; задачу, поставленную перед этим учебным заведением, в смысле просвещения народа, оно выполнило. И в настоящее время очень важно знать и не забывать о том, какое влияние оказало данное учебное заведение на развитие культуры, просвещения татарского народа.
* * *
Центр истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Mарджани АН РТ сообщает о проведении 6 апреля
В рамках конференции предполагается обсудить следующие проблемы:
К участию в конференции приглашаются ученые, аспиранты, педагоги, студенты ВУЗов.
Требования к оформлению тезисов: тексты представляются в электронном виде (на диске или по электронной почте) на татарском или русском языках. Шрифт Times New Roman, 14, интервал 1,5 параметры страницы: верхнее и нижнее поля –
Заявки на участие в конференции и тезисы необходимо прислать до 30 марта Контактный телефон: (843) 2921762, 2928482
Форма заявки на участие: 1. Фамилия, имя, отчество 2. Город, учреждение 3. Ученая степень, звание 4. Тема доклада 5. Адрес, телефон, факс, электронный адрес 6. Требования к технической поддержке доклада.
Место проведения конференции: г. Казань, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (Кремль, подъезд №5) Оргкомитет | |
|