www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Понедельник, 2 декабря 2024, 23:44 Мероприятия Вы находитесь: / Мероприятия / Архив мероприятий / 2010 / Научно-практическая конференция «Деятельность татарских педагогов в 20-30 гг. ХХ века», 16.02.2010 г. |
|
Научно-практическая конференция «Деятельность татарских педагогов в 20-30 гг. ХХ века», 16.02.2010 г.
16 февраля 2010 года в Институте истории им. Ш.Марджани АН РТ состоялась научно-практическая конференция «Деятельность татарских педагогов в 20-30 гг. XX столетия», посвященная 125-летию со дня рождения Г.Ибрагимова-Шинаси и 110-летию со дня рождения Г.Дистанова. К участию в конференции были приглашены ученые, аспиранты, педагоги, студенты ВУЗов РТ. Мероприятие проходило на русском и татарском языках.
Со вступительным словом выступила к.и.н., с.н.с. Центра истории и теории национального образования ИИ АН РТ Т.А.Биктимирова, которая ознакомила участников и гостей конференции с биографиями, творческими путями, деятельностью выдающихся личностей, татарских педагогов – Ибрагимова-Шинаси Габдуллы Салиховича и Дистанова Галимджана Кадыйровича.
Л.Р.Муртазина, к.пед.н., с.н.с. Центра истории и теории национального образования ИИ АН РТ рассказала о некоторых задачах касающихся ликвидации неграмотности среди населения, которые ставил перед собой Г.Дистанов. Она ознакомила гостей с выдающимися заслугами Г.Дистанова: во-первых, он установил единую инструкцию в общеобразовательных школах; во-вторых, организовал преподавательский процесс в учебных заведениях.
В своих статьях Г.Дистанов поднимал такие важные проблемы: «Как организовать учебный процесс?»; «Как ликвидировать неграмотность населения?»; «Как выявить эффективный метод обучения населения?». Основополагающим методом он считал комплексную систему. По его словам, человека необходимо научить не только читать и писать, но очень важно понимать его мысли. Он считал, что всегда необходимо следовать от легкого к тяжелому, и от простого к сложному. Г.Дистанов полагал, что взрослых нельзя обучать по старому методу обучения, лучше всего следует использовать комплексную систему, в результате эффективности которой ученики сами смогут исправлять свои ошибки.
Ф.Г.Миннуллин, к.филол.н., с.н.с. Центра истории и теории национального образования ИИ АН РТ выступил с докладом о задачах, касающихся татарской терминологии 20-х годов XX века. Кроме того, он затронул проблему терминологической лексикографии в деятельности Г.Дистанова. В своем выступлении Ф.Г.Миннуллин делает упор на то, что основным источником в построении терминологии является родной язык, на который опирается человек. По его словам, Г.Ибрагимов-Шинаси обращается к арабскому языку для более четкого понимания терминологии. В настоящее время говорить о том, что терминология татарского языка изучена полностью, говорить нельзя. Поэтому, работы над изучением данной проблемы проводятся до сих пор.
З.Г.Гарипова, к.и.н., с.н.с. отдела новой и новейшей истории ИИ АН РТ рассказала о татарской автономной республике и решении проблем в области татарского просвещения в 20-30 годах XX столетия. По ее словам, автономия для татар была очень важна, они возлагали на нее большие надежды. В республике проводилось преподавание на татарском языке; заинтересованные люди посещали курсы татарского языка. Несмотря на многие ограничения, автономия позволяла повысить статус в области культуры и науки.
К.и.н., ассистент Казанского Государственного Университета им. В.И. Ульянова-Ленина А.А.Гатин выступил с докладом по теме «Педагогические взгляды Фатиха Карими и советская действительность». По его словам, автор согласился с той реальностью, в которой он оказался во время написания своего произведения. В 20-е годы XX столетия новые власти поставили новую задачу, которая заключалась в необходимости внедрения всеобщего образования, ликвидации неграмотности. Была разрушена старая система образования, поэтому новые социальные условия диктовали политику того времени. Автор поднимает такие важные проблемы, как: «Что такое общественное воспитание?»; «Кто должен воспитывать ребенка, семья или школа?»; «Для кого мы воспитываем ребенка - для себя, или для общества?». Он подвергает критике детские приюты и предлагает внедрить трудовое обучение. В произведении Ф.Карими пишет и о необходимости обучения детей на основе новых принципов. Автор подвергает анализу новую власть. В конце книги формирует нормы и принципы воспитания личности.
По итогам конференции можно говорить о том, что обе выдающиеся личности внесли огромный вклад в татарскую педагогическую деятельность 20-30 гг. XX столетия. Именно благодаря этим людям удалось выявить проблемы неграмотности и обучения взрослых; вопросы научной терминологии; вопросы воспитания, которые успешно были обсуждены во время проведения данного мероприятия. * * *
Центр истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ сообщает о проведении 16 февраля
В рамках конференции предполагается обсудить следующие проблемы, поднятые в трудах Г.Ибрагимова-Шинаси и Г.Дистанова:
К участию в конференции приглашаются ученые, аспиранты, педагоги, студенты ВУЗов РТ.
Требования к оформлению тезисов: тексты представляются в электронном виде (на дискете или по электронной почте) на татарском или русском языках. Шрифт Times New Roman, 14, интервал 1,5, параметры страницы: верхнее и нижнее поля –
Заявки на участие в конференции и тезисы необходимо прислать до 10 февраля Контактный телефон: 292-17-62 (Биктимировой Тамине Ахметовне).
Форма заявки на участие: 1. Фамилия, имя, отчество 2. Город, учреждение 3. Ученая степень, звание 4. Тема доклада 5. Адрес, телефон, факс, электронный адрес 6. Требования к технической поддержке доклада.
Место проведения конференции: г. Казань, Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ (Кремль, подъезд №5).
Оргкомитет
| |
|