www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Среда, 13 декабря 2017, 14:05

Мероприятия


Вы находитесь: / Мероприятия / Архив мероприятий / 2010 / Круглый стол «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях...»
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Международная научная конференция «Юсуф Акчура: наследие и современность», 29–31 мая 2015 г.  •  Конференция «Становление и развитие государственности Татарстана: практики, проблемы, перспективы» (Казань, 9 октября 2015 г.)  •  Научно-практический семинар «Праздники и обрядовая культура кряшен Волго-Уралья», 19 сентября 2015 г.  •  IV Международный Золотоордынский Форум, 17–18 марта 2015 г.  •  Конференция «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в судьбах народов и регионов» (9–10 апреля 2015 г., Казань)  •  Конференция «Преподавание на татарском языке в системе среднего и высшего образования...». Казань, 31.03.2015 г.  •  Круглый стол «Проблемы татарской общественной мысли в контексте современности», 26.02.2015 г.  •  Научный форум «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья», 19–20 ноября 2015 г.  •  Научно-практическая конференция «Юсуф Акчура и татарские интеллектуалы в начале XX века», 23.04.2015 г.  •  Круглый стол «Княжеские юрты Казанского ханства», 19 мая 2015 г.  •  Научная конференция «Актуальные вопросы истории крымских татар» (27 июня 2015 г., Бахчисарай)  •  Круглый стол «Западный поход: латинские источники», 9 июня 2015 г.  •  Конференция «Культурные, экономические, технологические контакты и взаимодействие Японии и Татарского мира...»  •  Конкурсы  •  Архив мероприятий
2014  •  2013  •  2012  •  2011  •  2010  •  2009  •  2008  •  2007  •  2006  •  2005  •  2004  •  2003  •  2002
XVIII Международный научный симпозиум «Интеграция археологических и этнографических исследований», 6-8 октября 2010 г.  •  Конференция «Историческая география и социокультурное развитие средневековых тюрко-татарских государств», 16-17 марта 2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Татарская общественная мысль: традиции, проблемы, перспективы», 26.01.2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Республика Татарстан в XX веке: история и современность», 19 мая 2010 г.  •  Семинар «Образование и просвещение в губернской Казани», 26 ноября 2010 г.  •  Международный Болгарский Форум, 19-21 июня 2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Татарская педагогическая мысль в 20-30 гг. XX века», 25.03.2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Медресе «Хусаиния»: крупнейший центр просвещения...», 6.04.2010 г.  •  Круглый стол «Педагогическая мысль татарского народа в древности и средние века», 21 января 2010 г.  •  Круглый стол «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях...»  •  Научно-практическая конференция «Татарские мурзы и дворяне: история и современность», 9.04.2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Деятельность татарских педагогов в 20-30 гг. ХХ века», 16.02.2010 г.  •  Научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы истории Татарстана и татарского народа», 27.05.2010 г.  •  Научно-практическая конференция «Государственность Республики Татарстан: история и современность», 26.05.2010 г.  •  Конференция «Общественно-педагогическая деятельность Захиды Бурнашевой», 2.11.2010 г.

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Круглый стол «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях...»
    11 марта 2010 года в 10.00 в Конференц-зале Института истории АН РТ состоится заседание Круглого стола на тему «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях: история и современность». Для участия в работе Круглого стола приглашаются ректоры и преподаватели исламских религиозных образовательных учреждений Татарстана, представители ДУМ РТ, а также ученые-специалисты по мусульманскому религиозному образованию.
     

    Управление по делам религий при Кабинете Министров РТ

    Институт истории Академии наук РТ им.Ш.Марджани

    Российский исламский университет

    Духовное управление мусульман РТ

     

    11 марта 2010 года в 10.00 в Конференц-зале Института истории АН РТ состоится заседание Круглого стола на тему «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях: история и современность».

     

    Вопросы, предлагаемые для обсуждения:

    • Сочинения по фикху и усуль ал-фикх, использовавшиеся в татарских медресе в прошлом («Китаб ал-Кудури», «Фикх Кайдани», «Хидая» Али Абу Бакра Маргинани, «Мухтасар ал-викая» Али бен Султана Мухаммада ал-Кари, «Джами` ар-румуз» Шамсаддина Кухистани, «Тавдих» и «Талвих» Убайдуллы Таджушшариа и Саидаддина ат-Тафтазани, «Фараид Сираджия» и др.);
    • Методология преподавания фикха в религиозных учебных заведениях, круг используемых в настоящее время в учебном процессе источников и учебных пособий;
    • Вопросы преемственности и применения научно-богословского наследия прошлого;
    • Соотношения традиционалистской методологии в преподавании фикха и современной религиозной практики;
    • Роль мусульманского образования в вопросе совмещения в религиозной практике современных мусульман различных религиозно-правовых школ ислама;
    • Проблемы функционирования в рамках российского гражданского правового пространства норм шариата и применения в современных условиях разделов мугамалят, связанных с брачными, наследственными, торгов-экономическими и др. вопросами.

    Для участия в работе Круглого стола приглашаются ректоры и преподаватели исламских религиозных образовательных учреждений Татарстана, представители ДУМ РТ, а также ученые-специалисты по мусульманскому праву и религиозному образованию.

     

    Заявки на участие просим подавать до 1 марта 2010 года по электронному адресу rezeda.saf@mail.ru

    Координатор проекта: Сафиуллина-Аль Анси Резеда Рифовна, тел. +79179179272

    *  *  *

    11 марта 2010 года в Конференц-зале Института истории АН РТ состоялось заседание Круглого стола на тему: «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях: история и современность».

     

    Фикх (арабское слово, которое означает «знание») – комплекс представлений о юридических нормах, а также правилах поведения мусульман. Носители этого знания – факихи («знающие»), богословы-законоведы, знатоки богословских наук.

     

    В раннефеодальном обществе халифата 7–9 вв. не было четкого разделения между религиозной общиной и государством, и все специалисты по фикху одновременно были теологами и юристами. Само становление «фикха» как юриспруденции произошло после того, как начали использовать на практике прецедент, имея в виду поступок или высказывание пророка в конкретных обстоятельствах. Первые труды по фикху представляли собой собрание хадисов, которые брали за образец для решения той или иной юридической проблемы. Впоследствии произошла систематизация документального материала, связанного с жизнью пророка, на основе которого фикх постепенно стал самостоятельной дисциплиной. Образование халифата на огромном пространстве Азии и Северной Африки требовало создания универсального свода права, которое способно охватить все явления общественной жизни. Для этого началось систематическое изучение Корана и хадисов, как источников права.

     

    В 8 веке среди мусульманских правоведов возникло стремление создать универсальную систему права. Все возникшие группы теологов брали за основу Коран и Сунну пророка Мухаммада и его сподвижников, но для разрешения спорных ситуаций применяли разные методы (усуль – корни, арабского происхождения).

     

    В частности, выделилась группа факихов, которую называли асхаб ар-рай (сторонники самостоятельного суждения). В основном это были сирийские (дамасские) и иракские (из Куфы, Басры и Багдада) теологи-правоведы. Они считали возможным отойти от буквального понимания отдельных мест Корана и хадисов, допуская личное мнение (ар-рай) и вводя, таким образом, элемент рационализма. Однако использование подобного метода ограничивалось кийасом («аналогия», «сопоставление», арабского происхождения). То есть для того, чтобы сделать логическое заключение, необходимо было найти аналогию в Коране или хадисах.

     

    Второе направление было представлено «сторонниками предания» (асхаб аль-хадис), в основном факихами Медины, делавшими упор на Коран и Сунну, что отражало консервативную точку зрения.

     

    Однако меняющаяся ситуация заставила представителей второго течения несколько отступить, хотя они использовали иджму и кийас (согласованное мнение и суждение по аналогии) достаточно ограниченно.

     

    Со временем возникли юридические школы (мазхаб – мазахиб, арабского происхождения), которые различаются по степени применения новых принципов (корней – усуль). На сегодняшний день наиболее популярными являются у суннитов – ханифитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская школы, а у шиитов – джаафаритская.

     

    В частности, факихи ханифитской школы (основатель имам ан-Ну'ман Абу Ханифа (696–767)) широко применяли рай, а в спорных случаях прибегали к кийасу. Кроме того, они разработали принцип истихсан («одобрение» – слово арабского происхождения), который отражал стремление выработать наиболее полезное для мусульманской общины решение. В этом мазхабе допустимо широкое пользование (помимо религиозного права) 'адатом и 'урфом – местным обычным (племенным) правом, сложившимся до принятия ислама, а также кануном – положениями, принятыми светской властью. Благодаря этим инструментам ханифитское право является наиболее гибким. Его охотно принимали кочевники, стремившиеся сохранить свои старинные обычаи. В настоящее время эта школа является доминирующей в странах, где преобладает суннитское население.

     

    Во время проведения конференции основным вопросом стало обсуждение методологии преподавания фикха в религиозных учебных заведениях. В настоящее время почти во всех религиозных учебных заведениях поднимается проблема о том, по каким учебникам, по источникам каких авторов лучше всего учиться. Однако мысль создания единого учебника специалистами по фикху была отвергнута, поскольку, по их мнению, в настоящее время существует целый ряд учебников, по которым можно получить глубокие, хорошие знания по фикху, и каждое учебное заведение разрабатывает план, благодаря которому это и достигается.

     

    Кроме того, участников конференции заинтересовал вопрос о количестве часов, отводимых на занятия арабским языком и религиозными учениями. Представители медресе Мухаммадия рассказывают, что средние и высшие религиозные образовательные учреждения очень отличаются друг от друга. Однако, несмотря на это, как в первом, так и во втором необходимо уделить время и внимание для преподавания педагогики, философии. А это в свою очередь сокращает количество часов для изучения арабского языка. Поэтому, в таких учебных заведениях проводятся дополнительные курсы, которые позволяют более глубоко усовершенствовать язык.

     

    Важное значение имеет вопрос о том, что в настоящее время возникает проблема пропаганды мазхаба. Шакирды обижены тем, что их называют «ваххабитами», следовательно, у них возникает вопрос, смогут ли они устроиться на работу после обучения? Поэтому, преподавателям, устазам таких учебных заведений предстоит работа и над этой задачей, которая заключается в устранении данного ошибочного мнения.

     

    Также прозвучали различные вопросы, касающиеся начального религиозного обучения в мечетях; книжной торговли и ее проблем.

     

    По результатам проведенной конференции можно говорить о том, что в настоящее время мы живем в тех условиях, которые нас окружают. Однако во время преподавания фикха не следует опираться на устарелые, древние, никому ненужные материалы, которые к реальной жизни никакого отношения не имеют. Если мы планируем развивать и религиозное учение, и фикх, необходимо придерживаться актуальных проблем, касающихся современных людей нашей страны.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ