www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:40 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел новейшей истории / Публикации сотрудников на сайте / Творчество, обращенное в будущее (Фатых Амирхан) (1886-1926) |
|
Творчество, обращенное в будущее (Фатых Амирхан) (1886-1926)
Амирханов Равиль Усманович - доктор исторических наук, 18.02.2002.
Творчество, обращенное в будущее (Фатых Амирхан) (1886-1926)
…Совершенные краски, тончайший аромат... Хочу видеть, чувствовать поэзию, сотворенную из них природой: принесите мне цветы!..
Принесите мне розы, что цветут на склонах сказочно-величавого Кавказа! Я составлю букет из белых, кремовых, алых, черных, огненно-желтых цветов и окружу его чудесными пурпурными розами. Я буду часами любоваться яркой красотой этих цветов, их восторгом, с которым можно сравнить лишь первый смех младенца. Розы принесите мне! В их изысканном аромате, ласкающем обоняние, есть нечто, что рождает в душе умиротворение. После ударов неумолимой судьбы, выпавшей на долю моей молодости, после бурь и катастроф, пережитых мною, мне хочется забыться в блаженном покое. Принесите мне розы! Я окунусь в волны их аромата и, забывшись в мечтах, буду тихо плыть в них!.. (Перевод А.Бадюгиной).
Это писал в 1921 году Фатых Амирхан в рассказе «Принесите мне цветы!» Написанный великолепным пером и на искренней эмоционально-драматической волне, рассказ производит на читателя потрясающее впечатление. Он содержит философское и лирическое размышление о блаженном умиротворении, взгляд умудренного опытом и обиженного судьбой человека на природу, желание узреть мир в его бесконечном многообразии и великолепии, овеянный благоуханием девственных цветов.
В творчестве Ф.Амирхана, вдохновленного гуманистическими идеями освободительного движения начала ХХ в., в особенности революции 1905-1907 гг., рельефно отразилось возрождение духовной культуры татарского народа в условиях невиданной доселе демократизации общественной жизни, были намечены перспективы развития татарской литературы, публицистики, драматургии, критической и эстетической мысли в их единстве и многообразии. Блистательный талант, великолепный знаток национальных традиций он как бы перекинул мост от старой литературы к новой, от просветительства к реализму, став одним из столпов обновленческого процесса в национальной жизни.
Фатых Амирхан, сын Мухаммед-Зарифа сына Хусаина, родился 1 января 1886 г. в Казани в семье муллы, мударриса и содержателя медресе «Амирхания». Как отец, так и деды писателя по отцовской линии (Хусаин, Амирхан, Сафар, мулла Мурад и др.) занимались просветительной деятельностью, писали исторические и богословские сочинения, толкования Корана, учебники, участвовали в выработке религиозно-национальной идеологии татар и т.д. Поэтому Фатых имел возможность с ранних лет приобщаться к идеям и творчеству как своих предков в нескольких поколениях, так и других выдающихся представителей татарской общественной мысли. Получив основы знаний у отца и в фамильном медресе, будущий классик татарской литературы в 1894 г. поступает в лучшее по тем временам национальное учебное заведение - медресе «Мухаммадия».
В этом очаге знаний, где помимо религиозных дисциплин преподавался и целый ряд светских предметов, Фатых быстро выдвинулся на передовые позиции, стал не только активным участником, а то и инициатором всех начинаний среди учащейся молодежи медресе, города, но и начал делать первые шаги в области публицистики. В своей автобиографии Ф.Амирхан отмечал, что начал писать и публиковаться уже в 14-летнем возрасте. В этот период уже довольно сильно развернулось оппозиционное движение татарских шакирдов, которое со временем вылилось в мощную демонстрацию протеста против косности, схоластики, существующей средневековой системы образования. В ходе этого движения возникли отдельные кружки и даже подпольные организации, которые стремились придать борьбе учащейся молодежи целенаправленный характер. В 1901 г. в «Мухаммадии» была создана подпольная организация «Иттихад» (Единение). Основной целью организации было объединение шакирдов Казани для переустройства школьного быта. Ее членом был и Ф.Амирхан, который одновременно являлся редактором рукописного органа организации - газеты «Эль-Магариф» (Просвещение). Он помещал в газете целый ряд статей, как правило, дидактического характера, в подражание бахчисарайской газете И.Гаспринского «Тарджеман» (Переводчик). Несмотря на нравоучительный характер и «тяжесть слога», эти материалы в известной мере перекликались с прогрессивными идеями своего времени.
Будучи чрезвычайно одаренной, живой, любознательной натурой, Фатых стал своеобразным центром притяжения питомцев «Мухаммадии». В 1902-1903 гг. он организовал в медресе нелегальные литературные кружки, которые сыграли значительную роль в повышении самосознания шакирдов, сплачивая для осуществления общих целей, в том числе в области литературы и искусства. Кружки выпускали рукописные издания, которые вызывали живой интерес у учащихся своей актуальностью, умением заражать их духом свободомыслия. Так, под руководством Ф.Амирхана выходили такие газеты, как «Кустергеч» (Показатель), «Телчэн» (Языкастый), «Изгеч» (Мутовка), «Бэнд» (Единение) и др. По его инициативе и при личном его участии с 1903 г. в медресе начали ставиться (нелегально) ученические спектакли, что было сенсацией в национальной жизни. Подобные «домашние» спектакли способствовали в конечном итоге зарождению профессионального татарского театра, среди первых «актеров» и создателей которого находился и Ф.Амирхан.
В 1904-1906 гг. в разгар шакирдского движения Ф.Амирхан фактически возглавлял правопреемника организации «Иттихад» - нелегальный ученический комитет «Эль-Ислах» (Реформа), который поставил целью сплочение сил всех татарских шакирдов России для борьбы за европеизацию школьного образования, средневековых пережитков в национальной жизни, за достойное будущее народа. Интересно, что в это движение была вовлечена и учащаяся молодежь Крыма, в том числе знаменитого медресе «Зынжырлы». Руководил Ф.Амирхан и одноименной газетой комитета (печаталась на гектографе), которая «озвучивала» основные идеи вышеназванного комитета в масштабах всей страны и даже за ее пределами (Турция и др.). В этот же период юноша приобщается к революционной работе, печатая и распространяя прокламации, запрещенную литературу на татарском языке. Пробует Фатых свои силы и на педагогическом поприще: в младших классах медресе ведет уроки географии.
Знаменательным событием в жизни будущего классика стало его участие в работе II всероссийского съезда мусульман в С.-Петербурге (январь 1906), куда он как один из двух делегатов от казанских шакирдов был направлен для отстаивания интересов учащейся молодежи. Его выступления привлекли внимание организаторов съезда, в том числе Исмаила Гаспринского, который, кстати, нашел уместным пожурить молодого человека за его горячность и «излишний радикализм». Встреча с «отцом нации» запала в душу 20-летнего Фатыха. Позднее, на смерть просветителя Ф.Амирхан откликнулся трогательной статьей «Воспоминание о великом служителе нации» (1914).
В С.-Петербурге Фатых близко сошелся с внуком знаменитого шейха Шамиля - известным общественным деятелем Загитом Шамилем, который «подбросил» молодому человеку заманчивую идею: стать ответственным секретарем предполагаемого к изданию первого детского журнала на татарском языке - «Тарбияи-этфаль» (Детское воспитание). В конце 1906 г. Ф.Амирхан перебрался в Москву и фактически под его руководством (все передовые статьи и основная часть материалов принадлежали ему) вышло пять номеров журнала, который оставил заметный след не только в жизни детворы, но и в истории всей татарской журналистики. После закрытия журнала весной 1907 г. он возвращается в родной город. В 1906-1907 гг. как один из руководителей комитета «Эль-Ислах» и шакирдского движения Ф.Амирхан принял живейшее участие в работе двух нелегальных всероссийских съездов татарской учащейся молодежи (Казань), на которых по его инициативе были приняты важные решения общенационального характера, в том числе о создании официальной шакирдской газеты «Эль-Ислах».
15 августа 1907 г. на 21-летнего Фатыха неожиданно обрушилось несчастье: он внезапно заболел тяжелым недугом (паралич обеих ног) и до конца своей жизни остался прикованным к инвалидной коляске. Но это бедствие не смогло «вышибить из седла» такого оптимиста, как Ф.Амирхан. «Он никогда не был нытиком, наоборот, утешал, воодушевлял других, когда те плакались, жалуясь на свою печальную судьбу», вспоминали его современники. Характерно, что в дореволюционный период одевался он по последней европейской моде, временами напоминая лондонского денди. При этом не чурался национального головного убора - тюбетейки. Несмотря на все невзгоды, творческая и общественная активность Фатыха не только не пошла на убыль, а возобновилась с новой силой. Это особенно ярко проявилось после создания официального органа демократической молодежи - газеты «Эль-Ислах» (1907-1909), которую фактически возглавлял Ф.Амирхан (официальный редактор - В.Бахтияров). В эти годы публицистика стала наиболее действенной формой общественно-политической деятельности руководителя «Эль-Ислаха». Умелый организатор и прекрасный знаток человеческой души Ф.Амирхан сумел сплотить вокруг газеты или привлечь к ее работе таких ярких представителей художественной интеллигенции, как Г.Тукай, С.Рамиев, Г.Ибрагимов, К.Бакер, С.Рахманкулый и др.
После закрытия газеты «Эль-Ислах» Ф.Амирхан наряду с Г.Тукаем, Г.Камалом и др. принимал видное участие в создании сатирического журнала «Ялт-юлт» (Зарница, 1910-1918), а позднее - литературно-художественного журнала «Анг» (Сознание, 1912-1918). В них опубликована часть лучших публицистических, сатирических, художественных произведений писателя, созданных в русле защиты духовно-культурных и национальных интересов тюрко-татар, определения путей развития нации в новых исторических условиях (реакция, война, преследования свободной мысли и т.д.). Писатель активно сотрудничал и в газете «Юлдуз» (Звезда, 1906-1918), в которой в условиях закрытия многих прогрессивных изданий работали также Г.Камал, Г.Ибрагимов, Ш.Ахмадеев, М.Гафури и др. мастера пера. Особое место в творческой биографии Амирхана занимала газета «Кояш» (Солнце, 1912-1918), в которой он работал ответственным секретарем, но фактически руководил изданием. Газету «Кояш» наряду с «Эль-Ислах» можно смело назвать антологией его публицистических, отчасти художественных произведений. Цензура, жандармерия с большим подозрением относились к секретарю газеты, неизменно включая его в список пантюркистов, националистов, политически неблагонадежных лиц.
Как и многие передовые деятели своего времени, писатель с восторгом принял Февральскую революцию 1917 года. Свержение самодержавного монстра он приветствует своей статьей «Оковы пали» («Анг»). Здесь Ф.Амирхан резко осуждает реакционную политику царизма по отношению к мусульманским народам, в том числе тюрко-татарам. Питая надежду на развитие российского общества в демократическом, гуманистическом направлении, он ждет справедливого разрешения и национального вопроса. Однако надежды его не оправдались. Приход к власти большевиков, разгон ими всенародно избранного Учредительного собрания, драконовские меры в отношении свободной прессы и др. вызвали у писателя сильнейшее разочарование. Своеобразным протестом против этих «мероприятий» стала его статья «Те, кто стремится задушить свободу печати». В дальнейшем свою позицию в отношении новой власти он раскрыл в неопубликованных полностью дневниках (1921-1926), которые по силе разоблачения системы и предостережения от надвигающейся тирании сродни с «Репортажем с петлей на шее» Ю.Фучика и «Моабитскими тетрадями» М.Джалиля. На волне таких настроений он в одном из своих писем к двоюродной сестре (1922) отмечает: «Хорошо, что отец и дядя Наджиб (брат отца - Р.А.) успели уйти из жизни своей смертью». То же самое можно сказать о нем самом.
Однако, как человек мобильный и активных действий, Ф.Амирхан не мыслит свою жизнь без созидательной работы. Несмотря на то, что советская печать с ее классово-идеологическими установками не вписывалась в систему мироощущения писателя он (по большей части вынужденно) сотрудничает в ряде газет и журналов («Кызыл Армия», «Татарстан», «Татарстан хэбэрлэре», «Безнен юл», «Шэрык кызы», «Кызыл шэрек», «Сююмбике»), стремясь в рамках дозволенного, официально терпимого как-то поведать читателю о духовных и культурных ценностях, перспективах развития нации при сохранении ее языка, менталитета, целостности и самобытности. Оставаясь фигурой весьма значимой и широкого творческого диапазона, Ф.Амирхан выступает одновременно как писатель, публицист, общественный деятель: в Татарском театральном техникуме (1923-1924) ведет уроки литературы (среди учеников - Г.Кутуй, Р.Ишмурат и др.), в системе Татнаркомпроса читает лекции, на конференциях и литературных вечерах выступает с докладами и воспоминаниями, устанавливает деловые связи с деятелями национальной культуры, работающими в разных областях; в публикациях, лекциях, на практических занятиях неустанно защищает и пропагандирует наследие Тукая, своего друга, коллеги по перу и «духовного собрата». Есть его доля и в «реализации» первой татарской оперы «Сания»: писатель возглавлял представительную комиссию по созданию и постановке этого произведения.
С начала 1925 г. ослабленный 18-летней неподвижностью организм писателя начинает давать серьезные сбои. Любое недомогание, простуда ухудшают и без того подорванное здоровье, все явственнее ощущаются признаки надвигающейся катастрофы. Не помогает и лечение в Крыму (санаторий «Гастрия») осенью 1925 г. Очередной кризис, начавшийся в середине февраля 1926 г. с банальной простуды, приводит к печальному исходу: 9 марта Ф.Амирхан в возрасте 40 лет покидает сей бренный мир. Последним пристанищем его становится кладбище Ново-Татарской слободы, где он родился и провел лучшие свой годы...
Ф.Амирхану довелось жить и творить в переломную эпоху, в эпоху кардинальной переоценки духовных ценностей, когда любой общественный деятель, в том числе писатель, как бы выдерживал суровый экзамен на честность, стойкость, преданность своим убеждениям. Поражение революции 1905-1907 гг. и последовавшие за ней годы реакции способствовали тому, что ряд представителей национальной интеллигенции отошел от активной общественной и творческой деятельности, оказавшись в «духовном перепутье». Ф.Амирхан в соответствии со своими принципами, со своей деятельной натурой не поддался негативным веяниям, сумел остаться последовательным защитником прогрессивных идей, в своей публицистике и литературных произведениях выдвигал на первый план идеи свободы, гуманизма, национального возрождения.
Творчество писателя многогранно и многоемко. Отличительные черты его деятельности - стремление проникнуть во все поры культурной жизни соплеменников, убеждение, страстность, ставка на истину, какой бы неприглядной и горькой она ни была. Ф.Амирхану, обладавшему редким талантом художника, мыслителя, публициста, сатирика, историка-философа были под силу самые сложные творческие задачи, которые он и решал со свойственными ему энергией и изяществом. Исследователи творчества писателя отмечали, что каждое крупное произведение Ф.Амирхана являлось событием, новой страницей татарской литературы.
Первым оригинальным художественным произведением писателя был его рассказ «Сон накануне праздника» (1907), сюжет которого развивается по линии противопоставления современной косности прекрасному будущему нации. Новым рубежом в творческой биографии Ф.Амирхана стала сатирико-фантастическая повесть «Преосвященный Фатхулла» (1909), которая, наряду с другими произведениями писателя, положила начало философскому направлению в татарской литературе. В 1909-1911 гг. писатель создает повесть «Хаят», которая, по утверждению литературоведов, «является венцом татарской прозы дооктябрьского периода». По всей видимости, Хаят - это эстетический идеал Ф.Амирхана, который хотел видеть татарскую девушку яркой, обаятельной личностью, впитавшей в себя все необходимые элементы национальной и общечеловеческой культуры. Эта линия тесно переплетена с идеей освобождения женщины-мусульманки от обветшалых догм, семейного и духовного гнета во всех его проявлениях. Необходимо заметить, что судьба женщины является одной из ключевых тем творчества писателя. Об этом свидетельствует и лирическая новелла «Татарка» (1909), которую он посвятил «девушкам мусульманского Востока, не желающим быть погребенными заживо». В новелле изображена поистине беспросветная жизнь женщины, превращенной темными силами в безликое и бессловесное существо, обреченное выполнять только прихоти своего господина.
Драмы «Молодежь» (1909) и «Неравные» (1914) значительны своим реалистическим изображением действительности, где отражена ожесточенная борьба передовой молодежи со столпами старого мира, с их отжившими взглядами на жизнь. В то же время писатель выступает против национального нигилизма, за развитие культуры, просвещения, в защиту прав личности, призванной трудиться в интересах всего общества. Сюжет незаконченного романа «На распутье» (1912) построен на разоблачении типов из молодежной среды, которые, ведя никчемный образ жизни и не утруждая себя поисками путей достойной жизни и служения высоким идеалам, преуспели в отрицании родного языка, национальных традиций, культуры.
Произведениями, украсившими не только творчество Ф.Амирхана, но и вошедшими в сокровищницу татарской литературы, стали также рассказы «Счастливые минуты», «Любовь Габдельбасыра», «Почтенный Самигулла», «Счастливый день», «Восток пробуждается», «Принесите мне цветы», «Дядя Шафигулла» и др.
Не менее значимо и привлекательно творчество Амирхана-публициста, литературного критика, публициста, пропагандиста передовой культуры и научной мысли. Он автор многочисленных статей, посвященных произведениям татарских, русских, восточных и западных классиков. При этом Ф.Амирхан был уверен в самодостаточности, высоком духовном и нравственном потенциале татарской нации, родственных тюркских народов. По случаю 100-летнего юбилея Ш.Марджани он писал: «Лгут те, кто утверждает, что тюркские народы не обладают склонностью к науке, духовно ущербны, лишены дара научного творчества. Они были, есть и будут. Вот эта вера превращает для меня нынешний юбилей в один из светлых дней» (1915).
Человек высокой культуры и эрудиции, Ф.Амирхан уже в молодом возрасте уловил связь эпох и общность человеческой культуры и стремился довести до татарского читателя лучшие произведения отечественной и мировой литературы, ознакомить его с жизнедеятельностью, творчеством корифеев художественного слова, науки, просвещения.
Неоспорима роль Ф.Амирхана как одного из основоположников литературной критики, защитника и теоретика критического реализма, о чем можно судить по его глубокосодержательным выступлениям на страницах печати («Эль-Ислах», «Кояш», «Юлдуз» и др.). Эта деятельность писателя органически сочеталась с его борьбой за чистоту и самобытность языка, за развитие его до уровня выражения сложнейших научных, философских понятий. Он отмечал, что «пытаться служить народу без знания его языка, литературы, без приобщения к его духовной жизни - беспочвенная затея».
Фатых Амирхан как яркое явление национальной жизни оставил после себя богатое и ценное наследие. Его имя, деяния являют собой пример благородного и самоотверженного служения своему народу, его культуре, овеяны верой в достойное будущее нации. Джамал Валиди в траурные мартовские дни 1926 года писал: «Ф.Амирхан стоял в кратком по времени, но бесконечно ценном и чрезвычайно важном по значимости центре поколения не только в истории татарской литературы, но и татарского общества в целом. Он был из тех, кто вывел это поколение из избы под названием «медресе», совершил первые пробные полеты в небе татарской литературы... Ушедшего сегодня от нас Ф.Амирхана, если позволите, я бы поставил рядом с Генрихом Гейне... Время еще определит его подлинное место в истории литературы».
Да, время в современном своем цикле, кажется, оказалось благосклонным к судьбе и творчеству классика. Оно объявило писателя певцом обновления, неотразимым сатириком, тонким лириком, непревзойденным мастером художественного слова, звезда которого будет сиять вечно, освещая путь новым литературным дарованиям. | |
|