www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:46 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел новейшей истории / Публикации сотрудников на сайте / Осуществление закона о государственном языке в Татарстане (20-е годы) |
|
Осуществление закона о государственном языке в Татарстане (20-е годы)
Осуществление закона о государственном языке в Татарстане (20-е годы)
Закон о государственном языке, его реализация - это отношение общества к решению национальных проблем, что связано не только удовлетворением национально-культурных потребностей народов, но и улучшением социальных условий их жизни. Практически претворение всего этого могло идти, главным образом, через огосударствление родного языка. Первый декрет ЦИК и Совнаркома Татарии о признании татарского языка государственным был издан 25 июня 1921 г. В вводной части декрета отмечено: «Учитывая, создавшуюся впервые после долголетних обострений гражданской войны, возможность мирного культурного строительства Татарской республики, Татарский Центральный исполнительный комитет и Совнарком постановляют ввести во всех государственных советских учреждениях татарский язык обязательным»1. Учитывая высокий процент русского населения в Казани и районах, для которого исключительное введение татарского языка могло явиться большим затруднением - наравне с татарским, на правах государственного был определен и русский язык. Примечательно то, что, еще до принятия Декрета практическая работа - подготовка по введению татарского языка в делопроизводство уже велась. Так, этот вопрос обсуждался еще 14 февраля 1921 года на заседании Президиума ЦИК ТАССР. Совнарком Татарстана своим постановлением от 24 мая 1921 г. поручает Наркомпросу к 15 июня 1921 г. открыть курсы татарского языка в Казани, кантонах и волостях. Курсы должны были в первую очередь обслуживать «ответственных работников», а во вторую - «советских служащих», в-третьих - «всех желающих». Вскоре такие курсы были открыты. И с момента организации курсов в 1922 г. выпущено 1500 финансово-налоговых и счетно-бухгалтерских работников2. Особое внимание обращалось госаппарату. В то время он не был приспособлен к обслуживанию татар. На 1 января 1921 г. в Центральных учреждениях Татарстана было всего лишь 7-8 процента служащих татар3. Не лучше обстояло дело в волостных учреждениях. Положение требовало решительного улучшения, однако голодные 1921-22-е годы не дали возможности реализовать татарский язык в нужных масштабах. В 1922 году Тат. ЦИК вновь возвращается к этому вопросу своим постановлением от 13 мая 1922 года утвердил положение о кантонных комиссиях. На них возлагалось руководство работой всех советских учреждений в пределах кантона по введению татарского языка в делопроизводство. Начиная с 1923 года по изжитии последствий голода, правительство республики и Комиссия по реализации языка приступают к более решительному разрешению этого вопроса. В периодической печати открыта специальная рубрика по освещению мероприятий реализации языка. Такие материалы, например, опубликованы в газете «Красная Татария» в 1924 году от 11, 13 мая, 18, 19, 20, 27 июня, и в каждой из них несколько сообщений. Так, постановлением Тат. ЦИКа от 11 мая 1924 года деловая переписка с районами, имеющими большинство татарского населения, устанавливалась на татарском языке. Учреждения и предприятия должны были заменять своих служащих, владеющих только одним языком в тех должностях, замещение которых требовало знание обоих языков, как для обеспечения приема и исполнения устных и письменных обращений на обоих языках, так и вообще для полного проведения в жизнь постановлений ЦИК ТССР в области реализации татарского языка. Увольняемым предусматривалось предоставление компенсации. При сокращении штатов в первую очередь должны были сокращаться лица, не владеющие обоими языками. Учреждениям имеющим в своем составе аппарата служащих татар менее чем на 50 процентов было предложено установить институт практикантов из татар в объеме 10 процентов всех служащих данного учреждения или предприятия. Этим же постановлением были приняты конкретные меры по укомплектованию состава милиции в татарских районах из лиц, владеющих татарским языком, и по проведению судебных дел на родном татарском языке. В целях контроля органам Рабоче-Крестьянской инспекции было поручено при обследовании учреждений обращать внимание на выполнение Инструкции по реализации татарского языка и на приспособление аппарата учреждения для работы в условиях реализации татарского языка. Буквально через день та же газета «Красная Татария» опубликовала материал о введении института практикантов, о том, что свыше 40 чел., окончивших курсы были размещены в сельсоветах, 25 финансовых и 35 судебно-правовых работников в центральных учреждениях4. В 15-ти районах республики организованы участки судопроизводства на татарском языке. Также было введено делопроизводство на татарском языке в Главном суде, когда слушались дела татар5. В июне 1924 года состоялась 2-я сессия ЦИК Советов Татарской республики, которая специально заслушивает доклад о состоянии дела. Материалы сессии выявили такую картину: к 1-му января 1921 г. ответственных работников татар было - 10,4 процента, к этому сроку 1922 г. - 11,5 процента, к 1-му мая 1923 года - 15,6 процента, к 1-му июня 1924 года - 19,5 процента. По этим данным рост за 4 года - на 9,1 процента. Выборы в волостные исполнительные комитеты осенью 1921 г. дали 30 процентов татар, в 1922 г. - 39 процентов, и в 1923 г. - 46 процентов. Сельсоветов в Татарстане составляло 46 процентов, реализован татарский язык в 1000 сельсоветах, т.е. 82 процента6. В такой ситуации 11-я сессия принимает резолюцию, в которой были намечены конкретные меры. В частности, прием в профтехнические учебные заведения, рабфаки и вузы в ближайшие годы должен был производиться главным образом из татар, не сокращая при этом прием представителей национальных меньшинств. Учитывая отсутствие в ближайшее время реальных результатов по изучению татарского языка не татарскими служащими, Центральной комиссии по реализации татарского языка было поручено обратить первоочередное внимание на подготовку и вовлечение татар в аппараты учреждений и организаций, одновременно продолжая работу по обучению татарскому языку служащих не татар. В 1924-25 гг. правительство Татарской республики в целях форсирования этого процесса разработало план, по которому намечалось провести «полное огосударствление татарского языка в течение 5 лет»7. Пленум обкома своим решением от 2 февраля 1926 г. обязался включить расходы по «реализации языка» в бюджет и сметы ведомств. В марте 1927 г. 3-я сессия ЦИК ТАССР VI созыва принимает специальное постановление о переводе этого дела на систему функциональной коренизации, рассчитанной на действительное обеспечение обслуживания татарского населения на родном языке. На основе этих директив сессией Тэт. ЦИК'а составляются номенклатурные списки должностей, подлежащих замещению в определенные сроки лицами, владеющими обоими государственными языками. Особое внимание обращается на улучшение качества подготовки кадров из татар и обучение русских работников татарскому языку. На основе постановления Президиума Тэт. ЦИК'а изданного в октябре 1924 г. намечалось увеличение зарплаты на 10 процентов служащим, владеющим обоими гос. языками, предусматривалось также привлечение к дисциплинарной ответственности виновных в нарушении Постановления. Эти меры дали свои результаты. По источникам наблюдается все больший рост работников татар в учреждениях всех звеньев. В составе выборных лиц Советов и Исполкомов республики в 1926 г. было 47,9 процента татар, в 1930 соответственно 74,4 процента8. На 1 ноября 1930 года среди кредитно-финансовых работников татары составляют 85,7 процента, культурно-пропагандистских - 60 процентов, советско-административных - 66,7 процента, судебно-правовых - 30 процентов и почтово-телеграфных - 33,3 процента.9 Определенные успехи были. Однако процесс претворения в жизнь закона в жизнь шел сложными путями. Были такие преграды как нигилистическое отношение со стороны татар, нежелание русских обучаться татарскому языку, отсутствие достаточно квалифицированных сил среды татар, недостаток материальных ресурсов. Вопросы реализации языка и коренизации аппарата увязывались с введением яңалифа - латинизированного алфавита. Уже с середины 1924 года латинизация алфавита дискуссируется на страницах печати. Но это лишь усложняющие факторы. Главная причина неосуществления закона о языке в 20-е годы - это сталинская национальная политика. Решение проблем национально-языкового строительства в республике в дальнейшем заглохло. В заключение необходимо заметить, что в 20-е годы в реализации закона о языке правительством республики было взято правильное направление. Ему было ясно, что успехи хозяйственно-культурного строительства, развитие Татарстана целиком зависели от полноты реализации татарского языка. В практику начало вводиться обучение татарскому языку учащихся не татар наряду с обучением русскому языку учащихся татар как в учебных заведениях Казани, так и сел. Журнал «Советское строительство» во 2-м номере 1930 года отметил положительный опыт Казани в реализации татарского языка. Целый ряд комплексных мер, принятых по осуществлению закона о языке фактически представлял программу реализации языка. __________________________________ 1. Культурное строительство в Татарии. 1917-1941. Документы и материалы. - Казань, 1971. - с.169. 2. ЦГА ТАССР, Ф.732, оп.1, д.6, л.45; Ф.3682, оп.З, д.436, л.44.. 3. Резолюция по докладу о реализации татарского языка. - Красная Татария, 1924, 19 июня. 4. ЦГА ТАССР, Ф.732, оп.1, д.2, л.136. 5. Национальный вопрос в Татарской республике. - Красная Татария, 1924, 13 мая. 6. Об итогах и перспективах реализации татарского языка. - Красная Татария,1924, 18 июня. 7. Климов И.М. Образование и развитие Татарской АССР. - Казань, 1960. - с.300. 8. Габидуллин X. Татарстан за семь лет. - Казань, 1927, с.30; Бодреев С. Татарская АССР. - М., 1932, с. 102. 9. Бодреев С. Указ. работа. - с.104. | |
|