www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Вторник, 3 декабря 2024, 20:16 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел новейшей истории / Публикации сотрудников на сайте / Законодательные акты по огосударствлению татарского языка в Татарстане (20-е годы и настоящее время) |
|
Законодательные акты по огосударствлению татарского языка в Татарстане (20-е годы и настоящее время)
Законодательные акты по огосударствлению татарского языка в Татарстане (20-е годы и настоящее время)
С середины 80-х годов, как практически во всех национальных регионах, в Татарстане на повестку дня стал вопрос сохранения и защиты национального языка на законодательном уровне: придание ему статуса государственного, определение сфер его применения. Основания для подобной постановки вопроса были: забвение национальных традиций, фактическое отрицание значимости этнических корней для сохранения национального самосознания и др.; одностороннее возвеличивание роли и значения европейской культуры. Все это прежде всего сказалось на татарском языке - его общественные функции постепенно сокращались: он перестал быть языком делопроизводства, средством подготовки кадров, средством отправления судебных действий, а книги на родном языке оставались все больше и больше не востребованными читателями. Произошла утрата городской молодежью родного языка. Все это создавало необходимость издания «Закона о языках народов Татарстана», который был принят в 1992 году. Придание татарскому языку статуса государственного, повлекшее за собой расширение его общественных функций, безусловно должно рассматриваться как принципиально новый подход в оценке его роли в этноэкологии татарской нации. Однако татарский язык еще не занял свое достойное место, не стал государственным в полном смысле этого слова. Это наводит на мысль о необходимости обратиться к предшествующему опыту языкового строительства в Татарстане. Проблема расширения функционирования татарского языка поднималась молодым правительством республики уже на 2-ом году ее существования. В 1921 г. был принят Декрет ЦИК и СНК «О введении татарского языка в делопроизводство советских учреждений республики» /Культурное строительство в Татарии..., 1971, 169/. О большом внимании к этому вопросу свидетельствует хотя бы количество изданных постановлений по огосударствлению татарского языка. Так, за период с 1921-го по 1930-ый год таких постановлений было издано 13. Как показывают источники, проблема решалась на государственном уровне. В 1922 году была образована Центральная комиссия по введению татарского языка в делопроизводство как орган власти на правах отдела при Татцике. Комиссию возглавлял сам председатель Татцика Р.Сабиров. Подобные комиссии были созданы и в сельских местностях во главе с председателями кантонных исполнительных комитетов. В помощь этим комиссиям в 1922 году Татциком изданы три законодательных акта. Это постановление от 8 и 13 мая 1922 г. и «Инструкция по реализации татарского языка в государственных учреждениях и предприятиях республики» /Известия Татцика, 1922, 21.12/. В дальнейшем, в 1924 г правительство республики разработало «Перспективный план в области реализации татарского языка», подписанный председателем Татцика Шаймардановым. По плану намечалось провести «полное огосударствление татарского языка в течение пяти лет» /ЦГА, РТ,Ф 732, оп.1, д. 586, л. 87-92/. План расписан по годам и на каждый год, начиная с 1924/25-го по 1928/29-ый, намечены конкретные задачи. Меры по претворению их в жизнь описаны в постановлении Татцика «Проведение в жизнь мероприятий по реализации татарского языка» от 30 апреля 1924 года /«Красная Татария», 1924, 11.5/. Анализ этих документов показывает их компетентность, высокий профессиональный уровень и смелость постановки вопросов. Их отличает четкое определение сроков исполнения, конкретных ответственных структур, механизма выполнения поставленных задач. Цель этих постановляющих актов сводилась к установлению полного и фактического равноправия татарского и русского языков в делопроизводстве учреждений и предприятий, расширению функционирования татарского языка. В качестве перспективной задачи правительство республики определило овладение служащими центральных учреждений русским и татарским языками в течение 4-5 лет, издание на татарском языке кодексов и текущего законодательства. План рассматривал ежегодное увеличение процента служащих-татар по всем учреждениям Казани. Окончательной задачей явилось установление полного и фактического равноправия татарского и русского языков в делопроизводстве Наркомфина, Наркомтруда, Совнархоза, Татпрофсовета, а также всех государственных и торгово-промышленных объединений. Вопросу реализации татарского языка специально посвящались сессии Татцика, республиканские партийные совещания, пленумы, заседания бюро областного комитета партии. Центральные газеты Республики под специальной рубрикой или в передовицах систематически освещали ход дела по огосударствлению татарского языка как в Казани, так и сельской местности. Результатом такой последовательной работы было увеличение числа татарских школ всех уровней, изданий книг, журналов и газет на татарском языке. Центральная комиссия создала курсы для подготовки работников-татар для государственных учреждений, для работы в финансовых, судебных органах, торгово-промышленных предприятиях. Во всех школах I и II ступени, профтехучебных заведениях, в рабфаках и вузах, в городских школах последних классов вводилось обязательное для всех учащихся преподавание татарского языка, в соответствующих татарских учебных заведениях - преподавание русского языка. Все эти документы свидетельствуют о большой работе, проведенной на государственном уровне. Фактически это была государственная программа по сохранению и защите национального языка на законодательном уровне. Ибо забота о сохранении и развитии языка - это шкала, по которой определяется уровень национально-государственных отношений. Уверенно можно сказать - стоявшие в 20-е годы у руля правительства деятели стремились к возврату собственной государственности. Реализация языка как верный путь к реализации государственности была необходима, и избранные в этом плане методы были правильными. Однако это большое дело постепенно заглохло. Таким образом, вопрос не был решен до конца. Это можно объяснить многими причинами: отсутствием кадров, финансов. Дополнительные трудности создала замена в 1929 г. алфавита на яналиф. Но нельзя не отметить, что эти явления были лишь усложняющими факторами. Главная причина состояла в том, что уже успешно создавалась советская тоталитарная система. Со дня вступления в силу «Закона о языках народов Татарстана» прошло два года. В свое время он вызвал много справедливых вопросов. В частности, отведение десяти лет на его реализацию, отсутствие в нем четкой конечной цели, ответственных структур за его претворение в жизнь, контролирующего органа, перед которым должны были бы отчитываться исполнительные власти о ходе огосударствления татарского языка. Это особенно важно, если учесть, что Татарстан находится на пути возврата своей государственности. До сих пор не создана комиссия по реализации этого Закона. Нет комплексной программы по его осуществлению. Не определены бюджетные расходы. Фактически нет системы обучения взрослого населения татарскому языку. Проблемы касаются и таких аспектов, как организация обучения и воспитания на татарском языке, ведения на нем официального делопроизводства, подготовки переводчиков, кадров. Немаловажной причиной является неполное осознание некоторыми носителями русского языка необходимости изучения второго государственного языка и овладения им. Причиной подобного отношения к национальным языкам явилась сложившаяся ситуация, когда русский язык стал более престижным по сравнению с другими. К этому привело и отсутствие в Конституции правового определения сферы применения национальных языков, регулирования языковых отношений.
ЛИТЕРАТУРА Известия Татцика. 1922, 21.12. «Красная Татария», 1924, 11.5. Культурное строительство в Татарии 1917-1941 гг. Документы и материалы. Казань, 1971. ЦТА РТ. Ф.732, оп.1, д.586.
| |
|