www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:00 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Из серии «Альметьевская энциклопедия» / Әлмәт. Альметьевск / МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ |
|
МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Р. Мухаметшин
Мусульманские общины (махалля) Алъметьевского региона имеют многовековую историю. Вся жизнь мусульман была связана с общиной, которая определяла основные сферы жизни своих членов, регулировала их экономические отношения, Общины брали на себя многие функции государства. Они выступали важнейшей ячейкой татарского общества в деле консолидации нации, в выявлении ее внутренних потенциальных возможностей. Велика была роль мусульманских общин в сохранении и развитии интеллектуальных возможностей народа, поскольку именно на их плечи ложились заботы по содержанию основных учебных заведений у татар – мектебе и медресе. Община управляла повседневной жизнью своих членов, которая в основном протекала размеренно и без значительных изменений. Жизнь общины нечасто нарушалась выборами и последующими назначениями Духовным управлением мусульман ее духовного лидера –муллы, авторитет которого в течение многих веков оставался непоколебимым и очень высоким. Это, вне всякого сомнения, наложило отпечаток на характер сохранившихся документов по истории общин. Они, в первую очередь, касаются назначения и смены мулл, открытия мектебе и медресе, назначения в них педагогов и мударрисов. Первые сведения в архивах об официально зарегистрированных в органах власти мусульманских общинах в Альметьевском крае относятся к началу XVIII века. Эти документы отражают только одну из сторон жизнедеятельности общины – ее взаимоотношения с органами официальной власти и очень скупо – внутреннюю жизнь общины. Эти документы зафиксировали сведения о наличии мечетей и мусульманских общин в регионе в XVIII в. в дд. Бишмунча (с 1718 г.), Тайсуганово (1720), Урсалабаш (1735), Кульшарипово (1759), Новое Надырово (1754), Новое Каширово (1783, в этой деревне с 1795 г. функционировала и вторая община). В том, что в этом регионе сохранились мечети, которые были центрами мусульманских общин, видимо, свою роль сыграло то, что злодеяния Луки Конашевича, направленные на разрушение мечетей, меньше коснулись Уфимской провинции и Оренбургской губернии. Первые зафиксированные в документах сведения о религиозных учебных заведениях также относятся к XVIII веку. С 1735 г. работало мектебе в д. Урсалабаш. В этот период открылись медресе в дд. Новое Надырово (1754) и Бигашево (1792). Одним из первых и самых известных учебных заведении региона было Тайсугановское медресе (начало XVIII в.), основанное известным богословом Габдрахманом ибн Туймухаммад аль-Бикчурави (1691–1764), который, по некоторым сведениям, был потомком хана Бикчуры2. Габдрахман Туймухаммад как знаток мусульманского права пользовался заслуженным авторитетом. Его организаторские способности и глубокие знания сразу же сделали медресе авторитетным учебным заведением всего Волго-Уральского региона. Его дело продолжила целая плеяда блестящих знатоков мусульманского права – представители этого рода. Его сын Габдулманнан (? – после 1780 г.) был имамом в мечети и мударрисом в медресе. Среди его учеников и последователей были известные богословы Валид ибн Сагид, Габдерашид ибн Мухаммад и другие. Отец Габдулманнана был дедом Ризы Фахретдинова по материнской линии3. Сын Габдулманнана Фазылулла (? – 1795 г.) также был имамом в мечети и мударрисом в медресе, а также ахуном в д. Тайсуганово. По утверждению Р. Фахретдинова, он также был одним из самых авторитетных и признанных богословов региона4. Среди известных педагогов был и Габдунаср ибн Габдерахим ибн Улькаш (1793–1865), который обучался в Бухаре, где встречался с Габденаср Курсави. В 1830 г. он был назначен имамом мечети и мударрисом в медресе. Именно при нем казанский купец Муртаза ибн Миннебай аль-Казани в Тайсуганове отстроил и содержал мечеть и медресе. Среди его учеников был известный татарский поэт Гали Чокрый5. К началу XIX в. количество мусульманских общин и религиозных учебных заведений значительно возросло. Это, в первую очередь, было связано с теми изменениями, которые произошли в общественно-политической жизни России в последней четверти XVIII века. Создание в 1788 г. Оренбургского Магометанского Духовного Собрания и разрешение строительства мечетей сыграли положительную роль в появлении новых мечетей, мектебе и медресе. К началу XIX в. татарские населенные пункты региона состояли в основном из двух и более общин. В дд. Альметьево, Бишмунча, Кама-Исмагилово, Нижнее Абдулово, Новое Надырово функционировали по три махалля, а в Новом Каширове было даже четыре общины. При общинах, как было принято у мусульман, открывались мектебе и медресе. Так, в XIX в. мектебе работали в дд. Верхняя Мактама (с 1839 г.), Кульшарипово (1847), Бишмунча (1844, 1866), Новое Каширово (1850), Маметьево (1855). А к началу XX в. в регионе функционировали уже 23 мектебе. В ряде населенных пунктов работали по два (дд. Маметьево, Урсалабаш), по три (дд. Бишмунча, Кама-Исмагилово, Новое Каширово) учебных заведения. В XIX в. медресе открылись в дд. Сулеево (1829), Альметьево (1850), Абдрахманово (1860), Новое Надырово (1860), Нижняя Мактама (1869), Кульшарипово (1870), Чупаево (1877). К началу XX в. в регионе работало 20 медресе. В ряде деревень работало по нескольку учебных заведений типа медресе: в Абдрахманове – два, Нижней Мактаме – два, Альметьеве – три, а при соборной мечети д. Новое Надырово работало даже пять медресе. Для данной книги наибольший интерес представляют материалы по мусульманским общинам с. Альметьево.
Деревня состояла из трех общин. Одно из зданий мечети первой махалли было построено в 1829 году. В 1908 г. силами прихода возведена новая деревянная мечеть. В 1908 г. махалля объединяла 415 мусульман и 450 мусульманок. Имам-хатибом махалли во второй половине XIX в. был уроженец д. Альметьево Исмагил Халильрахманов, утвержденный на этой должности в 1867 году. Помощником старшего муллы в мечети служил его брат Хасан Халильрахманов (1831–1899), получивший указ 1 апреля 1855 года. Кроме них, духовные обязанности в приходе исполнял еще и муэдзин (также из Альметьева) Халил Махмутов, получивший указ 7 ноября 1835 года6. Есть сведения о том, что Хасан Халильрахманов был неординарной, яркой личностью, человеком строгих принципов, ревностно исполнявшим все требования шариата. С самых первых дней своей деятельности в качестве муллы он стал требовать от прихожан безусловного исполнения всех религиозно-нравственных предписаний, а также искоренения имевшихся случаев употребления спиртных напитков, несоблюдения уразы и т.д. Неожиданно мулла встретил сопротивление со стороны некоторых прихожан. Так, 18 мая 1865 г. часть мусульман первой махалли подписала письмо с просьбой о снятии имама с должности за "развратное поведение". Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, проведя расследование, в конце-концов разобралось в этой непростой ситуации. Решающим здесь оказалось мнение начальника 8-го Бугурусланского кантона, которое было сформулировано в письме на имя муфтия от 14 декабря 1865 года. В нем отмечалось, что некоторые альметьевцы ведут непозволительный мусульманам образ жизни, поэтому "Халильрахманов как духовный наставник начал ...принимать меры" по искоренению неблаговидных деяний, в том числе пьянства. "Только могу сказать, – продолжил начальник, – что альметьевцы считаются порядочными кляузниками и не последними пьяницами"7. Приблизительно также осветили причину конфликта пристав, мировой посредник, сельские старосты и муллы окрестных татарских деревень. При этом все они констатировали непримиримость хазрата, порой граничащую с грубостью, его категоричность в оценках и суждениях. Учитывая все это, Духовное Собрание, оставив принципиального имама при должности, все же посоветовало X. Халильрахманову не злоупотреблять своим положением и не вносить разлада в общину. Кстати, необходимо отметить, что Хасан-хазрат так и не стал имам-хатибом даже после смерти своего брата. Вакантное место, оставшееся от Исмагил-хазрата муллы, 31 августа 1864 г. занял житель д. Альметьево Нурмухамет Валимухаметов. В конце XIX - начале XX вв. в первой махалле, после смерти в 1899 г. Хасана Халильрахманова, а в 1903 г. – Нурмухамета Валимухаметова, произошли очень важные перемены. Вторым имамом жители избрали сына Нурмухамет-хазрата Нургали Нурмухаметова (1871 - ?). А имам-хатибом прихода стал видный религиозный и общественный деятель, педагог, просветитель, историк Хади Атласи (1876–1937). Уроженец д. Старое Чекурское Буинского уезда Симбирской губернии, он окончил Буинское медресе и учительские курсы в Сеитовском Посаде под Оренбургом, которые основал известный сторонник переустройства мусульманской системы образования купец Гани бай Хусаинов. Впоследствии, воодушевленный идеями национального возрождения, молодой педагог также посвятил себя реформе конфессиональной школы, духовно-нравственному просвещению народа. Руководя первой махаллей Альметьева, Хади Атласи полностью обновил учебный процесс в приходском медресе, открытом еще в 1850 г. братьями Халильрахмановыми, опубликовал множество статей в периодической печати, выпустил ряд книг и брошюр. В 1907 г. альметьевский мулла стал депутатом 2-й Государственной Думы, где был активным членом мусульманской трудовой фракции. За резкую критику национальной политики правительства Хади Атласи в 1909 г. был отдан под суд, а затем заключен в тюрьму на один месяц и лишен духовного звания. Журнал Общего присутствия Самарского губернского правления от 10 ноября 1909 г. так комментировал случившееся: "...во время второго призыва Государственной Думы татары – крестьяне деревни Альметьево послали депутату X. Атласову наказ с требованием равноправия, автономии магометанской религии и татарской школы, увеличения земельного надела, уничтожения сословных выборов, отмены косвенных налогов, отмены института Земских начальников, полной амнистии борцам за свободу и т.п. Кроме крестьян д. Альметьево, были составлены и отосланы X. Атласову подобного рода противоправные наказы также обществами дд. Шарлама, Кама-Исмагилово, Верхне-Якеево, Нижне-Якеево, Ново-Каширово... Означенные наказы составлялись и отсылались в Государственную Думу Науширвановым, получавшим от Атласова и распространявшим среди мулл и татарского населения Бугульминского уезда его указания. Благодаря агитации муллы Науширванова, среди татар началось движение, и настроение населения стало ухудшаться"8. Вернувшись из тюрьмы, X. Атласи попытался вернуть духовное звание и вновь занять место имам-хатиба первой соборной мечети в Альметьеве. Однако в этом ему было отказано. В махалле остался один имам – Нургали Нурмухаметов. Ему в мечети при службах помогал муэдзин Мухаметхафиз Хасанов (1863 - ?). Мечеть прихода была закрыта в 1939 г. постановлением Президиума Верховного Совета ТАССР, а здание ее было использовано под ясли, а затем – Дом обороны9. Вторая махалля деревни была основана в 1877 году. Кирпичная мечеть прихода построена по проекту, утвержденному 10 мая 1877 года. В 1908 г. махалля объединяла 384 мусульманина и 382 мусульманки. Первым официальным муллой прихода стал Мухаметгалим Нугуманов Насыров (1852–1907), получивший указ на исполнение своей должности 7 сентября 1878 года. Когда он заболел, в помощь ему прихожане 6 сентября 1905 г. пригласили на должность второго имама Мухамедрашида Яруллина (1881–1938), в течение десяти лет учившегося в крупных центрах мусульманской образованности Турции, Египта, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии. Рашид-хазрат был человеком передовых взглядов и многое сделал для превращения приходского медресе (основано в 1880 г.) в современное конфессиональное учебное заведение. Наверно неслучайно другой альметьевский имам передовых взглядов X. Атласи приходился Рашиду Яруллину зятем. В семье Яруллиных в 1912 г. родился Ахмет Тимер, в будущем крупный ученый-тюрколог, который практически всю свою жизнь провел в вынужденной эмиграции. После Октябрьской революции, когда Рашид-хазрат не по своей воле отказался от должности, его место во второй мечети 3 сентября 1923 г. занял Мухаметсафа Садретдинов. Муэдзином махалли являлся Мухаметгата Валирахманов (1871 – ?). Мечеть прихода была закрыта в 1934 г., здание использовалось под школу. Третья махалля была основана в 1896 году. Мечеть махалли построена по проекту, утвержденному Самарским губернским правлением 27 июля 1893 года. В 1908 г. в махалле проживали 334 мусульманина и 321 мусульманка. Первым имамом махалли 23 сентября 1898 г. был избран Нургаяз Хузяханов (1870 – ?), получивший соответствующий указ от 23 сентября 1898 года. В мечети служил также муэдзин Ашраф Хасанов (1877 – ?), имевший указ от 18 июня 1905 года. В 1913 г. Нургаяз-хазрат вынужден был покинуть Альметьево и на его место мусульмане избрали Мухаметфатиха Камалетдинова (1883 – 1922), получившего указ 20 января 1913 года. После его смерти духовным наставником третьей махалли стал Анас Шигабутдинов Мирасов, утвержденный указом от 14 февраля 1924 года. Мечеть была закрыта в 1928 г., и здание использовалось под школу.
Примечания: 1.Об этом более подробно см. Ногманов А. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины XVI – XVIII вв. – Казань, 2002. - С. 65-136. 2 Мирас. - 1997. - №10 - С. 153-156. 3.Фэхретдин Р. Асар. – Казан, 1901. – Т.1, 2 кис. 4.Там же. 5.Там же. 6.Госархив Самарской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3068.Л. 69-72. 7 ЦГИА РБ. Ф. И.-295. Оп. 3. Д. 6164. Л. 10. 8 Там же. Д. 2146. Л. 2-3. 9 НА РТ. Ф. 873. Оп. 2. Д. 8.
Сведения о приходах, учебных заведениях, функционировавших в татарских населенных пунктах в Альметьевском регионе в XVIII – начале XX веков, ныне входящих в г. Альметьевск.
Альметьево Известно, что в 1859 г. в деревне существовала мечеть. В начале XX в. функционировало три соборные мечети. Приход первой соборной мечети известен с 1829 года. Ее здание было выстроено в 1875 г.; после пожара 9 мая 1901 г. мечеть была отстроена заново в 1903 г. (по другим данным – в 1908 году). При мечети в 1850 г. было открыто медресе. Вторая соборная мечеть, видимо, существовала с 1879 г., когда был открыт 2-й приход. После пожара 9 мая 1901 г. здание мечети было заново выстроено в 1902 году. Медресе при ней было открыто в 1880 году. Здание третьей соборной мечети было выстроено в 1896 году. Медресе при ней было открыто в 1900 году. Бигашево В 1859 г. в селении отмечено наличие мечети. По некоторым сведениям, в деревне с 1792 г. существовало медресе. В начале XX в. в селении существовало две соборные мечети. Приход первой соборной мечети существовал с 1801 г. (видимо, год первоначальной постройки). Позднее здание первой соборной мечети выстраивалось заново (возможно, из-за пожаров) в 1863, 1874, 1899 годах. Мектебе при ней было открыто в 1905 г., по другим данным – в 1843 году. Здание второй соборной мечети было выстроено в 1902 году. Мектебе при ней было открыто в 1903 г.
Представители духовенства: 1. Абдрашитов Фархетдин (? – ?), имам 1-й соборной мечети в 1850-е гг., утвержден в должности 21.03.1837 года. 2. Абдулсаматов Фаритдин (? – ?), имам 1-й соборной мечети, родом из д. Шугурово, утвержден в должности в 1837 году. 3. Гирфанов Зуфар (1894 – ?), имам 1-й соборной мечети, утвержден в должности 05.10.1921 года. 4. Идиятуллин Хуснутдин (ок. 1870 – ?), имам, утвержден в должности 03.02.1914 года. 5. Мансуров Абдулкасым Мутыгуллин (ок. 1871 – ?), ахун, утвержден в звании ахуна 14.11905 года. 6. Мутыгуллин Мавляви-Шариф (ок. 1875 – ?), имам-хатиб 2-й соборной мечети, утвержден в должности 19.04.1903 года. 7. Тухватуллин Мутыгулла (? – ?), имам 1-й соборной мечети, из татар д. Кармалька Чистопольского уезда, утвержден в должности 02.05.1863 года. 8. Фардитдинов Нуриахмет (1848–1918), имам-хатип 1-й соборной мечети, утвержден в должности 26.06.1876 года.
Нижняя Мактама В начале XX в. в селении имелось две соборные мечети. Приход 1-й соборной мечети существовал с|1831 года. Здание мечети было выстроено в 1861 году. В 1869 г. было открыто медресе. Здание второй соборной мечети было выстроено в 1902 году. Медресе открыто в 1905 году. Представители духовенства: 1. Гафиятуллин Галимзян (1883 – ?), имам 1-й соборной мечети, утвержден в должности 11.11.1911 года. 2. Мратбакиев Шагимухамет Земалетдинов (1842–1911), имам-хатип 1-й соборной мечети, утвержден в должности 15.1.1873 года. 3. Мратбакиев Хисамутдин (? – ?), имам, утвержден в должности 24.2.1831 года. 4. Мухутдинов Хусаин (1843–1909), имам-хатип 2-й соборной мечети, утвержден в должности 30.09.1868 года. 5. Насретдинов Мухаметфазыл (1881 – ?), имам-хатип 2-й соборной мечети, утвержден в должности 15.11.1904 года. 6. Хусаинов Сафуан (ок. 1870 – ?), имам-хатип 1-й соборной мечети, утвержден в должности 11.12.1897 года.
| |||
|