www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 31 октября 2024, 09:38

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Из серии «Альметьевская энциклопедия» / Әлмәт. Альметьевск / КОГДА И КЕМ БЫЛО ОСНОВАНО СЕЛО АЛЬМЕТЬЕВО?
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Из истории Альметьевского региона  •  Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки древней истории Восточного Закамья  •  Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия  •  Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия  •  Альметьевское дело  •  Баязитова Ф.С. Элмет тобэге татарлары (Альметьевские татары)  •  Әлмәт. Альметьевск
Энциклопедиягә тартым хезмәт  •  Звезда юго-востока Татарстана  •  ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КРАЯ  •  СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КРАЯ  •  ЮГО-ВОСТОК ТАТАРСТАНА: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РЕГИОНА XIV-XVII вв.  •  ЗАКАМСКИЕ ЗАСЕЧНЫЕ ЛИНИИ – ВОСТОЧНЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ  •  НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ  •  КОГДА И КЕМ БЫЛО ОСНОВАНО СЕЛО АЛЬМЕТЬЕВО?  •  ДВИЖЕНИЕ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ В МУСУЛЬМАНСТВО  •  МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ  •  КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАР В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • КОГДА И КЕМ БЫЛО ОСНОВАНО СЕЛО АЛЬМЕТЬЕВО?
    Р. Амирханов
     

    Когда и кем было основано село Альметьево?

    Р. Амирханов

     

    Долгие годы после присоединения к Московскому государству территория современного Юго-Востока Татарстана оставалась практически неосвоенной. До 1630-х гг. история края была связана с Ногайской Ордой. После ухода ногайских татар под давлением калмыков в причерноморские степи, эти земли окончательно опустели. Владевшие угодьями в бассейнах Ика, Кинели, Сока и других рек служилые татары и тарханы, "ясачные чуваши" и бобыли в связи с постоянной угрозой калмыцких набегов, пользовались своими вотчинами лишь "наездами". Населенных пунктов южнее территории современного Сармановского района практически не было. Интенсивное заселение края начинается лишь в первой трети XVIII века1.

    Одним из населенных пунктов, возникших в этот период, являлась д. Альметьево. Точных данных о времени ее основания не сохранилось. Однако ряд косвенных свидетельств позволяет предположить, что это событие произошло на рубеже второго-третьего десятилетий XVIII века. В 1840 г., во время проводившегося в регионе опроса альметьевцы сообщили властям о том, что их селение было основано 121 год тому назад, т.е. примерно в 1719 году2. Материалы периода второй ревизии (1747 г.) зафиксировали наличие в д. Альмет-Муллино (второе название д. Альметьево в XVIII в. — Р.А.) 23 хозяйств и 85 душ мужского пола3. Для того времени это было достаточно крупное селение. Его формирование пришлось на годы, когда власти всячески пресекали бегство татар в приграничные области Российского государства. Реально, чтобы достичь такого размера, населенному пункту требовались десятилетия. Поэтому есть основания считать, что д. Альметьево была основана задолго до проведения второй ревизии. Возможно, во времена первой ревизии (1719 — 1724 гг.). Уточнение этой даты тесно связано с проблемой установления личности основателя деревни.

    Первое упоминание д. Альметьево в письменных источниках содержится в документах, относящихся к начальному периоду восстания 1735-1740годов. Среди них сохранилось письмо муллы Альмета полковнику И.Н. Татищеву, в котором сообщалось "о съездах и намерениях" восставших и обих опасности для населения Надыровской волости. Письмо датировано 24 июня 1735 г. и кончается словами: "Это письмо писал я, Альмет-мулла, з Заю с Алметевой деревни"4. Последняя фраза, при скудности других источников, является ключевым звеном в наших последующих логическихпостроениях.

    Имя муллы Альмета встречается еще в двух документах, относящихся к 1730-м годам. Первый из них, датируемый 9 июля 1734 г., связан со столкновениями жителей Юрминской волости с отрядом Тобольского драгунского полка. В этом документе упоминается мулла Альмет из-за р. Зай5. Во втором документе рассказывается о событиях начала лета 1735 г., когда в д. Бигашево состоялся совет участников восстания. Среди присутствовавших там были Акай Кусюмов, Кильмяк абыз, Мрат-Султан и другие известные предводители восставших. В совете также участвовали представители от дд. Урсала, Урсалабаш, Бигашево, Альметьево, Мактама-Тамак и Мактама-Баш, среди которых упоминается Альмет мулла Каратаметев из д. Альметьево.

    До недавних пор в среде историков и краеведов превалировало мнение, что д. Альметьево на р. Зай основано Альмухаметом, выходцем из д. Альметьево Байлярской волости (ныне с. Альметьево Сармановского района). При этом обычно ссылались на текст шеджере Бикчуры-хана, записанного Ризой Фахретдиновым. В указанном шеджере действительно присутствует Альмухаммет из д. Альметьево, родословное древо которого имеет такой вид: Бикчура — Габдулла Илаз — Симан — Якуп — Янбулат — Бикмет (Бикмухаммет) — Каратуймет (Туймухаммет) — Альмухаммет. У Альмухаммета были три сына: Рахматулла, Габдерахим и Рахманкул (Рамай). На этом линия Альмухаммета заканчивается.

    В текстовой части шеджере отмечено, что Альмухаммет, выходец из Байлярской волости, был основателем двух деревень: Старое Альмет-Муллино (в Байлярской волости вблизи р. Мензеля) и Базарлы Альмет-Муллино — на р. Зай. Также отмечается, что Альмухаммет в д. Альмет-Муллино на р. Зай "пребывал недолго". Один из его сыновей — Рахматулла проживал в д. Альмет-Муллино, другой, Габдерахим — в д. Тайсуганово6. В том же Тайсуганове, видимо, жил и Рахманкул (Рамай), который, по нашему мнению, имеет прямое отношение к известному татарскому роду промышленников Рамеевых, выходцев из д. Тайсуганово, перешедших в XVIII в. на жительство в Стерлитамакский уезд, а позднее в Оренбург.

    Шеджере — источник, безусловно, важный, однако нуждающийся в сопоставлении с данными других источников. Такую возможность дают материалы 7-ой ревизии (1816 г.). По их данным, в д. Альметьево среди "башкирского" населения значился Рахматулла Альмухамметов, которому ко времени 6-ой ревизии 1811 г. было 77 лет (родился около 1734 г., умер в 1813 г.)7. На момент рождения Рахматуллы его отцу Альмухаммету могло быть и 20, и 30, и 40, и 50, и 60, и т.д. лет. То есть, существует достаточно большая вероятность того, что в начале 1720-х гг, он был уже зрелым человеком, способным основать населенный пункт или даже два. Так или иначе, Альму-хамет Каратуйметов из шеджере Бикчуры-хана и Алъмет-мулла Каратаметев, присутствоваший на совете восставших в д. Бигашево летом 1735 г., это, несомненно, одно и то же лицо, связанное с д. Альметьево на р. Зай.

    Существует и иная точка зрения об основателе д. Альметьево. В Альметьевском регионе более или менее полная перепись населения была впервые осуществлена во время второй ревизии (1746 — 1747 гг.). При этом "башкирское" население переписи не подлежало. Согласно переписным документам второй (1746 г.) и третьей (1762 г.) ревизий, в д. Альметьево значился единственный человек по имени Альмет, сын Сеита. В 1746 г. ему было 49 лет, т.е. он родился примерно в 1697 году. На момент проведения третьей ревизии ему было 65 лет8. У Альмета Сеитова было шесть сыновей: Юсуп (1722 — 1761 гг.), Халил (1731 - 1748 гг.), Масгуд (1733 p.p.), Иштан (1735 г.р.), Арсланбек (1744 - 1795 гг.) и Гаделша (1758 - 1795 гг.)9. В 1764 г. имя Альмет Сеитов зафиксировано в перечне владельцев мельниц края. В данном случае его фамилия передана как Сагитов10.

    Таким образом, существуют два исторических лица, претендующих на то, чтобы называться основателем д. Альметьево. При этом основным аргументом против кандидатуры выходца из Байлярской волости Альмета Каратуйметова (Туймухаметова) является его "башкирское" происхождение. Дело в том, что Надыровская волость, куда входила и д. Альметьево не являлась башкирской родоплеменной единицей11. В исторических источниках она упоминается как волость "Надыревой служилых татар". То есть, "башкирское" население в Надыровской волости могло быть только пришлым. Во время Генерального межевания, проходившего в Восточном Закамье в конце XVIII — начале XIX вв., у жителей части селений региона были собраны сведения о времени их поселения в Надыровской волости. При этом, тептяри и ямские татары признавались за "старинных жителей" волости. "Башкирское" же население во всех выявленных случаях указывало на поселение в волости с разрешения старшины Надыра Уразметова (он получил этот чин около 1736 г. ™ Р.А.) или татар. Например, в д. Каратаево "башкиры" поселились около 1750 г., в д. Юлтимирово — около 1765 г., в д. Надырово (Сугушлы) — около 1790 года. "Башкирское" население деревень Шугурово и Абдрахманово время своего переселения "не помнили". Это касается и башкир-байлярцев д. Тайсуганово, в том числе и потомков Альмухамета, живших в этом селении и переселившихся "из д. Альметьево Мензелинского уезда по допуску старшины Надыра Уразметова с давних лет"12. Учитывая то, что окончательное переселение Надыра Уразметова на "жалованную" ему землю на берегах р. Зай произошло лишь в 1729 г.13, переселение байлярских "башкир" в Надыровскую относится к более позднему времени.

    Байлярцы не упоминаются и среди первопоселенцев д. Альметьево, среди которых были выходцы из дд. Мешатамак и Селенгушево Ногайской дороги Казанского уезда, Ташкичу и Тазларово Алацкой дороги того же уезда, Нурлатово Симбирского уезда, Канадеево Пензенского уезда, Азимове и Шлянкино Свияжского уезда14.

    Аргументы в пользу "первенства" Альмета Сеитова представляются нам более весомыми. Само по себе обращение муллы Альмета к командованию Шешминского ландмилицкого полка, датируемое 1735 г., указывает на то, что уже в этот период он принадлежал к правящей верхушке Надыровской волости и состоял в добрых отношениях с Надыром Уразметовым. Более того, есть основания считать, что в последующем эти две семьи породнились. По данным ревизских сказок, у младшего сына основателя Надыровской волости Надыра Уразметова — Ягофара (1759 г.р.) первой женой была Гулямша (Голейша) Альметова (1762 г.р.) из д. Альметьево. Как уже отмечалось, у Альмета Сеитова было шестеро сыновей, младший из которых — Гадельша, родился в 1758 г. Таким образом, вполне вероятно, что и Гулямша была дочерью Альмета Сеитова, поскольку в 1764 г. он был еще жив.

    В условиях, когда брачные союзы, как правило, заключались между семьями примерно равными по занимаемому в обществе положению, этот брак говорит об авторитете и общественном статусе Альмета Сеитова (Сагитова) и его потомков. О его материальном благосостоянии свидетельствует то, что он являлся владельцем мельницы на р. Урсала.

    Таким образом, совокупность вышеперечисленных фактов позволяет утверждать, что д. Альметьево (Альмет-Муллино) на р. Зай была основана 23-х летним татарином, тептярем по сословию, муллой Альметом Сеитовым около 1720 г.

     

    Примечания:

    1.Габдуллин И.Р. К вопросу об основании населенных пунктов на территории Юго-Востока Татарстана в XVIIXVIII вв. // Проблемы изучения истории заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. Материалы симпозиума. Альметьевск, 25-27 мая 2000 г. - Казань, 2000. - С.80.

    2 РГВИА. Ф.414. Оп.1 Д.334.

    3 РГАДА. Ф.350. Оп.2. Дд.2450, 3793.

    4.Материалы по истории Башкортостана. — Т. VI. - Уфа. 2002. - С.32-33.

    5.Материалы по истории России. Сборник указов и других документов, касающихся управления и устройства Оренбургского края. 1734 год / Сост. А.И. Добросмыслов. T.I — Оренбург, 1900. — С.156.

    6.Эхмэтжэнов М. Нугай Урдасы. Татар халкынын тарихи мирасы. Казан. 2002. 299-302 б; Башкирские родословные. Вып.1. — Уфа. 2002. — С.337-354.

    7 ЦГИА РБ. Ф.ИЛ38. Оп.2. Д.172.

    8 Там же. Д.3802. Лл.508об-511.

    9 РГАДА. Ф-350. Оп.2. Д.3793.

    10 МИБ. Т. IV, ч.2. - М., 1956. - С.106.

    11.Габдуллин И.Р. К вопросу об этносословной эволюции тюркского населения Уфимского уезда (губернии) в XVII-XIX вв. // Единство татарской нации. Материалы научной конференции АН РТ "Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации" (Казань, 7-8 июня 2002 г.). Казань, 2002. С.229; Амирханов Р.Х., Габдуллин И.Р. Надыровская волость // Мирас. 2001. — №11.

    12 РГАДА. Ф.1334. Оп.1. Д.129. Л.48.

    13 Там же. Ф.248. Оп.67. Кн.5959. Л.437об.

    14 Там же. Ф.350. Оп.2. Д.2450.

     

    Копия русского перевода письма

    1735-го году июня 24-го дня.

    Перевод с татарского писма на руские литеры

    Началом, которые от государыни пожалованы Ея императорского величества верным слугам ведомо б было, Божиею милостию много лет государыни, всякой час счастлива б было, тако же и Ея императорского величества слугам здравствовать, и здешнему главному камандиру и верным слугам ведомо б было. Мы, Надыровы волости люди, бояся живем для того, башкири,ы много собрались разных волостей. Сколько их было на зборе, слово то у них: прибылъщик главной - Надыр, а тот генерал и мурза приехали по Надырову призыву, эта беда от Надыра пришла к нам, они говорят. А вам известно, что это дело не Надырова, которые-де ездили к Москве злодеи, и они на мирской збор не ездили, мы слышали. А на мирском приговоре было это: генерал и мурза, когда з города Уфы поедут, верхние башкири,ы Тамъянской волости х Кучюмову-батыря сыну Акаю писать хотели. Как-де генерал с полками с Уфы пойдет, то они будут х Кучюмову сыну писать, а он с своею силою пойдет. Я-де это слышел в воскресенья. А тово месяца в десяты день по Ику верхние башкирцы на поминки збирались, в то время много людей збиралось. В то число от них з збору к Акаю пришло писмо, из верхних башкирцов Акай с своими силами скоро бы пришел, генерал пошел и пришел на устья речки Куганак и стоит на дя-де Шарлык, как-де Акай не придет с силай, наше-де кровь взыщется на ево шее. А то слово нам сказал Нюрюм. В понедельна той-де и деревни Шуменеевы Абдул абыз читал по Ику реке мирской приговор. Был там таков: ежели-де руские люди нас не тронут, и мы их не тронем. Кали-де поедут руские люди брать наших, не дадим. Когда поедут город строить, не пустим, а как на степь выедут, станем рубить. И между собою руки дали.

    Еще б ведомо было вам, господам, по Мелли деревни Акаевы с Юрьминской волости один человек, как ево зовут не знаю, только деревни Акаевы, и хто ево послал, ведомость дать не знает, по Заю реке по Макталинское устье Надыровы волости Рамангула с таким словом: друг мой Аремгул, Надыровы волости люди, выезжайте. Это слово Рямангул сам сказал. Мы-де Надыровы волости бояся живем для того, всякие ведомости слышим: Надыровы волости как надобно раззорим, а Надыра-де, как попадет, и брюхо распорем. А Надыру и ево волости людем злодеи з Юрминьской волости 6ашкири,ы. От того страху мы Надыровы волости о чем боимся. Однако хотя и боимся, сколко наше мочи будет, Ея императорскому величеству служить будем и умрем за государя, а на их сторону не пойдем. И что велено было Надыру ехать на службу, поэтому ехать не можно. Которые башкири,ы, у них ум короток, говорят, они, Надыр когда поедет, ведомость об нем услышим, ведомость дадим друг другу как надобно, так отдадим чрез этаких злодеев, как может эхать.

    Еще б вам ведомо было. Арзамаские русаки с шестью телегами со всякими товары от них Алметевы деревни здоровы поехали на Уфу и доехали до деревни Алкеевы Юрминской волости деревни Алкеевы те-де русаков ограбили и в город ехать не пустили и воротили на вершину Мензелу.

    Это письмо писал я, Алмет мулла, з Заю с Алметевы деревни. С подлинного татарского писма переводил на руские литеры Уфинского уезду Казанской дороги Оренбурхского ведомства деревни Надыровы сотник татарин Надыр мулла Уразметев.

    Российский Военно-Исторический Архив. Ф.20. Оп.1. Д.62. 4.2. Лл.31-31об.

     

    Копия текста допроса Уразгильды Рысаева

    1735-го году августа 1-го дни пойманные ясыры — татар два человека — допрашивали при Кичюиком фелтшанце. Один сказался Казанского уезду Зюрейской дороги из Кашковой сотни Кутуева деревни Шармаш, Исаково тож, Уразгшгъда Рысаев сын. Которой сего числа пойман набатали порутчиком Канкалеевским, прапорщиком Кутминым з драгуны с 50 человека близ деревни Нижнего Окташу в поле. И оной в допросе сказал, а как-де мы совет положили тому назад месяцаз два, были с ними в совете Акай Кусюмов сын с волостью своею, Куразмас Макаров с волостью же, Уразметко Смаилов сын с волостью, Мрат-Салтан Дускеев Юрматынской волости, Килмяк абыз, Мустафа Такаев, деревни Урасалы Токай Кыдрелев с четъми сынами — Сеит, Лит, Аимяк, Унгар, да другой деревни Вершины Русалы Сюлей Юнусов з деревнями, деревни Алкеевой Илке Аллакуатов, а по сю сторону Заю реки Уфинского уезду Надыровой волости дву деревень Мактамы все жители, деревни Алметевы Алмет мулла Каратаметев, Бекбов Сюруев и все той деревни жители,деревни Бигашевы Бигаш Даскеев, Ермак Тобгаев брат.

    А збор у них был вышеписанной деревни Бигашевой.

    А на совете положено было, как-де пойдем разорять руские, чюваские, новокрещенские, мордовские деревни, а татарские, кто будет к нам приклонен, не станем тех раззорять. А деревни Елховой, которая на Шешме за тем не разоряли, что они с нами были согласны. И как-де отстрадуемся и пойдут с нами воевать. А именно сказывали нам служилые мещеряки той деревни Бибик Албердин сын, Камабын Токташев, Бикмет Токташев же, Янаберда Янгильдин, да деревни Серенкиной чюваш два двора Алексей да Бектей, а чье дети не знает. А положили они приговор со оным августа 1 дня деревни мещерской, которая на Заю реке, Нагайзича мещеряки Богдашко Ншметев, Алтубай Алтынбаев, Ншугул Ишмаев, Алтынбай Ишмаев, Енасей Антулов, Аитко, чей сын не знает и всей той деревни жители десеть дворов в совете были, что идти раззорять руские села и деревни, и чюваских. А ныне только ходили с нами вышеписанные татара той мещерской деревни да деревни Сармаш Дусмет Исаков з братьями и с племянники.

    Были с нами же в совете деревни Бухараевой Бакирко Кулаев, Заитко Аитов да Бакирков брат Бекметко ходили. А как-де мы пошли раззорять деревни чюваские Серенкину, Ирсубаеву, мордовскую Баграч раззорили и выжгли, тому дни с четыре, и отгнали лошедей и коров ста с три.

    И был-де бой с драгуны: вчера ввечеру ранили одного башкирка, а сего же дни убили трех человек башкирцов, ранили двух. А после бою поехали из лесу в деревню Бигашеву, которая вверх по Заю. А скот погнали взятой из деревень во оную деревню Бигашеву, а прежде их, тому назад дней з десетъ, ездили раззорять вниз по Заю деревни к пригороду Заинску иикие башкири,ы. А их-де ныне ходило раззорять деревни человек з двести. И в том вышеписанной ясырь Уразгильда Рысаев знамя свое приложил.

    Толмачил Шешменского полку капрал Никифор Плеханов.

    На подлинном подписано тако: К сему допросу вместо капрала Плеханова по ево прошению десятой роты драгун Иван Брагин руку приложил.

    Российский Военно-Исторический Архив. Ф.20. Оп.1. Д.61. 4.5. Лл.84-84об.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ