www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Пятница, 22 сентября 2017, 00:21

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Искусство / Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.) / Глава I. Историко-культурные предпосылки развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе  •  Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана  •  Искусство и этнос: новые парадигмы  •  Исламское искусство в Волго-Уральском регионе  •  Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент  •  Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.)
Глава I. Историко-культурные предпосылки развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан  •  Глава II. Роль старшего поколения художников на этапе становления (1960-1970-е годы)  •  Глава III. Жанровая структура и эволюция изобразительного искусства (1980-1990-e годы)  •  Заключение. Summary (на анг.языке)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Глава I. Историко-культурные предпосылки развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан
    Вводные замечания, иллюстрации
     

    Ф.Валиуллин. Ашуг. 1995. Холст, масло

    А.Фатхутдинов. Молодость. Старость. 1991. Резьба по дереву. Музей истории города Нижнекамск

     

    Глава I. «Историко-культурные предпосылки развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан»

     

    Особенность развития изобразительного искусства в новых промышленных городах состоит в том, что оно своим формированием целиком обязано социально-культурным преобразованиям советского времени. Если Союз художников в Казани вырастал на основе местных дореволюционных художественных обществ и искусства первых послереволюционных лет, то здесь давней традиции не было.

    Однако у молодого коллектива художников все же есть своя предыстория - это прошлое родного края. Изобразительное искусство получило развитие на основе местных художественных традиций, свойственных как татарской, так и русской национальной культуре.

    Истоки изобразительного искусства коренятся в древнем искусстве Волжско-Камской Булгарии. Об этом свидетельствуют археологические находки и исследования памятников искусства и зодчества. В системе средневековых государств Восточной и Западной Европы Волжская Булгария занимала особое место. Она была известна прежде всего как страна городов. В последнее время археологами выявлено около 180 городищ Х-ХIII вв., подавляющее большинство которых расположено на территории современного Татарстана. Среди них были, конечно, и военные крепости, и феодальные замки. Однако более 40 памятников можно считать настоящими городами - центрами ремесла, торговли и культуры. Некоторые из них: Булгар, Сувар, Биляр, Джукетау, Кашан, Алабуга - были известны далеко за пределами страны.

    Отличительной особенностью булгарских городов по сравнению с древнерусскими и западноевропейскими являются их большие размеры. Укрепленная часть территории Биляра, к примеру, достигает 620 гектаров, Сувара, Кашана - около 100 гектаров и т. д. В этих городах из дерева, камня и кирпича строились жилые дома, хозяйственные, производственные постройки и общественные сооружения - мечети, бани, караван-сараи. Среди жителей, помимо ремесленников и торговцев, было много представителей интеллигенции

     в том числе поэтов, ученых-богословов, врачей-целителей.

    Есть определенные основания утверждать, что крупные города являлись одновременно и местом сосредоточения художественной интеллигенции. Ее представители занимались оформлением фасадов и интерьеров мечетей, ханского дворца; их привлекали также к ювелирному делу, к производству гончарной керамики.

    Период Золотой Орды (вторая половина XIII - начало XV вв. ) отмечен расцветом булгарских городов. Города Булгар, Джукетау, Кашан и некоторые другие продолжают оставаться крупнейшими центрами международной торговли. Появляется ряд новых городов: Чаллы (Набережные Челны), Кирмень, Тубылгытау. В городских центрах Золотой Орды получают развитие новые отрасли городского хозяйства, нуждающиеся в высококвалифицированных специалистах, - производство художественной поливной керамики, в том числе майолики, и эпитафий, то есть надгробных камней, красиво украшенных по бордюру цветочно-растительным орнаментом. В них заложены истоки монументально-декоративного искусства татар.

    В период Казанского ханства (1445-1552) в силу ряда политических причин, связанных со сменой правящей династии, прежние булгарские города приходят в упадок, а некоторые и вовсе исчезают, но одновременно переживают подъем возникшие еще в предшествующие времена Казань, Лаиш, Арск, Чаллы (Тябердино Челны).

    Исследователи отмечают, что искусство Казанского ханства сформировалось на древнебулгарской основе и во многих областях творчества представляло собой непосредственное продолжение художественных традиций Волжской Булгарии золотоордынского периода. С. М. Червонная подчеркивает "синкретизм этой художественной культуры, гармоничное, взаимопроникающее и взаимодополняющее развитие науки, философии (суфизма), литературы, поэзии, зодчества, эпиграфики, рукописной каллиграфии и древнейших зачатков книгопечатания, печатной миниатюры, ювелирного и и других видов декоративно-прикладного искусства.

    Самостоятельное развитие татарской городской цивилизации было прервано в результате завоевания Казанского ханства Русским государством в 1552 году. В период капиталистического развития России татарам пришлось пройти этап "вторичной" урбанизации в результате которой произошло увеличение численности городского татарского населения более чем 77 раз.

    Татарское искусство в этот период, как и на предшествующих этапах, развивается на основе местных художественных традиций, восходящих к культуре Волжской Булгарии и Казанского ханства. В то же  время происходит активный процесс приобщения татарского народа к духовным ценностям русского и европейского искусства. Однако этот процесс протекал неравномерно в разных видах искусства. Отличительной особенностью, присущей национальной культуре татар, исследователи считают высокое развитие живописных качеств во всех видах народного творчества: в украшении жилища преобладала раскраска стен, в искусстве обработки кожи главную

    роль играли не столько тиснение или иные формы пластической или графической обработки материала, сколько живописная мозаика - сочетание сшитых кусочков кожи разных оттенков и цветов, образующих соответствующие форме изделия узоры. Даже в ювелирном искусстве было много живописных качеств, основанных на полихромии, инкрустациях, использовании цветного стекла, сочетании серебра с разноцветными камнями.

    Но особенно большое значение как своеобразная сокровищница живописных традиций имеет татарская вышивка.

    В развитии изобразительной культуры татар также огромно значение картин-шамаилей, выполненных на стекле либо на бумаге - печатным или ручным способами В них мы находим истоки татарской живописи и графики. Они богаты как реалистическими, так и стилизованными изображениями, переосмысленными декоративной системе орнамента. А сама надпись - изречения из Корана - имела ритмическую организованность, четкость и красоту, основанную на эстетической выразительности арабского шрифта. От этих древних традиций идут многие интересные поиск татарских художников во всех видах искусства.

    В русском изобразительном искусстве (периода "вторичной" урбанизации) основное место занимала монументальная живопись (стенопись) и иконопись. Уникальным памятником древнерусской монументальной живописи являются прекрасные фрески храма Успения в Свияжском мужском монастыре. В Раифе работали мастера, продолжавшие здесь традиции псковской и московской иконописных школ. Во всех крупных поселениях были православные церкви, монастыри. Первые иконописцы были выходцами из России Известны имена иконописцев, работавших в Свияжске. Чистополе, Бугульме, Елабуге. Так, в конце XVIII века в Бутульму приехал А. Лапицкий. Почти 120 лет поколения Лапицких работали в этом крае. Их талант был широко известен в округе.

    В 1851 г из Москвы в Елабугу были приглашены художники для росписи иконостаса в соборной церкви. Один из них - И. А. Осокин помог утвердиться молодому И. И. Шишкину в желании поехать учиться в Москву В составе артели были также художники братья Верещагины, К. Ф. Гун. Они расписывали иконостасы Спасского собора. Покровской и Воскресенской церквей, в свободное время ездили по окрестностям, селам, деревням, рисовали с натуры. делали декорации для любительских спектаклей. До настоящего времени сохранились росписи Никольской церкви (1813-1818 гг. ), выполненные в 1906-1907 гг. братьями Первуниными, уроженцами Елабуги. Творчество И. И. Шишкина - известного русского мастера живописного пейзажа - тесно связано с природой и историей этого края, которыми он увлекался еще в юности, изучая окрестности Елабуги. Новый импульс художественная жизнь в Татарстане подучила в советскую эпоху. Этот период совпал с новым процессом урбанизации в республике. Именно на этом, "третьем", этапе урбанизации происходит и формирование понятия "молодой", или "новый", "промышленный город", как объект, привязанный к одному-двум крупным производствам.

    На наш взгляд, в данном случае уместно использовать понятие "новый промышленный город", ибо не все из них являются молодыми по своему историческому возрасту (г. Набережные Челны, Елабуга).

    В формировании новых промышленных городов Республики Татарстан исследователи выделяют три этапа (первый - 1920-1940-е гг., второй - конец 1940-х-1960-е гг., третий – 1970 - начало 1990-х гг.).

    На первом этапе городами становятся Менделеевск (с 1928), Набережные Челны (с 1930), Зеленодольск (с1932) Эти города находились еще в стадии "первичной индустриализации". Основы художественной жизни здесь только закладывались.

    На втором этапе (конец 1940-х-1960-е гг. ) ключевое значение в образовании новых промышленных городов имело освоение нефтяных районов юго-востока Татарстана. В связи с этим на месте бывших аулов, поселений выросли крупные города: Альметьевск (в 1953 г.), Лениногорск (в 1955 г), Нижнекамск (в 1968 г.). На этом этапе, благодаря активному вовлечению в общереспубликанский экономический процесс, свое новое рождение получают также древние города Елабуга и Бугульма.

    Качественный перелом происходит на третьем этапе (1970-начало 1990-х гг.), когда, благодаря строительству Камского автомобильного гиганта (1970 г.), многие районные центры получают статус поселка городского типа (Аксубаево - в 1973 г., Муслюмово - в 1986 г., Актаныш - в 1988 г. ), городами становятся Заинск (1978 г. ) и Азнакаево (1987 г. ). Древний город Набережные Челны в своем развитии поднимается на новый социальный и культурный уровень. На его примере видно, каким мощным толчком для развития города явилось строительство КамАЗа. Благодаря этому обстоятельству город Набережные Челны по сравнению с другими городами выдвинулся на передний план развития искусства в данном регионе.

    Таким образом, как было отмечено на конференции ЮНЕСКО "Культура молодых городов" (1993 г. ), мы сталкиваемся с феноменом растущего значения молодых городов, которые восстановили нарушенный в историческом прошлом баланс между городским и сельским населением доля молодых городов к концу 1980-х составляет 73%.

    Развитию художественной среды на этапе становления способствовало проведение ряда мероприятий культурно-просветительского характера. Открытие в Елабуге библиотечного техникума (позже культпросветучилиша) учительского института (1935, реорганизован в 1939 г. в пединститут), в Альметьевске - татарского драматического театра (1944), в Бугульме - деятельность русского драматического театра (1935), музея Я Гашека, краеведческого музея; в Лениногорске - музея татарской нефти - все это в целом составляет единую систему культуры, одной из важнейших сторон которой является изобразительное искусство.

    Оживление художественной жизни во всем многообразии проявилось в послевоенные годы. Именно в 50-е годы появляются профессиональные художники, начинается выставочная деятельность. В Зеленодольске открывается первая художественная школа. На юго-востоке республики впервые организуются передвижные выставки из Казани, и они становятся регулярными вплоть до 1970-х годов. Жители строящихся поселков, городов знакомятся с творчеством К. Е. Максимова. Н. Д. Кузнецова, С. О. Лывина, с достижениями русского и мирового изобразительного искусства.

    Первые сотрудники Казанской картинной галереи Г. А. Могильникова. А И. Новицкий, А. Б. Файнберг выезжают с лекциями, устраивают выставки на улицах, площадях, в клубах, кинотеатрах гг. Альметьевска, Лениногорска. Бугульмы, Елабуги, Набережных Челнов. Открытие дома-музея И.И.Шишкина в Елабуге заметно оживило художественную жизнь края. Все же интенсивный рост изобразительного искусства в крае связан в первую очередь с созданием Правлением Союза художников РСФСР творческих групп художников "Нефть Татарии" и "КамАЗ", которые развернули здесь большую работу. Со всех концов России сюда направилась творческая молодежь.

    В 1960-70-е годы открываются первые художественные учебные заведения в Лениногорске - художественное отделение в музыкально-педагогическом училище в Набережных Челнах - училище искусств. 80-е годы ознаменованы новым подъемом художественной жизни в регионах В Зеленодольске открывается новая школа искусств, в Набережных Челнах - художественно-графический факультет в пединституте. В Бугульме, Лениногорске, Альметьевске, Нижнекамске появляются выставочные залы, салоны. Город Набережные Челны становится художественным центром, качественно влияющим на развитие всего изобразительного искусства в этом регионе. В 1980-м году здесь в Новом городе открывается галерея, активно способствующая формированию художественных, эстетических вкусов горожан и творческому росту художников Учреждение Фонда культуры КамАЗа и приобретение галереей лучших произведений художников сыграли определенную роль для нового качественного подъема изобразительного искусства в регионе.

    Этапом, заметно оживившим художественную жизнь города, стало создание Камазовской студии "Мета-3", объединившей как профессионалов, так и любителей на общей платформе независимости от официального искусства и свободы творческого самовыражения Характерным признаком произошедших перемен можно назвать сосуществование различных общественных формирований - Союза художников и Объединения художников Татарстана, одной из задач которого стало вполне четкое и осознанное стремление создать  современное татарское искусство, опирающееся в своей основе на древние традиции.

    Мы перечислили лишь внешние приметы начавшейся планомерной организации культурного процесса в новых промышленных городах региона. Однако необходимо отметить также и иные факторы, а именно этносоциальные и этнокультурные, без учета которых нельзя представить индивидуальные различия художественной жизни отдельных городов. Одним из таких факторов является неравномерность национального состава (в численном выражении)

     и социального развития татар и русских. Особенно в плане "урбанизированности". Наблюдения социологов показали, что в разных городах количественное соотношение татар и русских оказывало влияние и на развитие культурных потребностей (например, преобладание русского населения в Бугульме, Зеленодольске, Лениногорске, большой удельный вес татар в Нижнекамске, Набережных Челнах). Однако следует отметить, что, наряду с численным преобладанием татар или русских в том или ином городе, уровень урбанизированности был разным, соотношение коренных горожан и выходцев из села было различным. Как отмечают ученые, среди жителей молодых городов - татар преобладают выходцы из села, среди русских же - из городских поселений. Поэтому в Набережных Челнах и Нижнекамске, на наш взгляд, уровень развития национальных культур был более высоким. И как отмечают ученые, "в молодых городах склонны к радикализму". В то же время состав творческой интеллигенции был неоднороден (по национальном) признаку, по профессиональному опыту и др.). Например, на начальном этапе урбанизации творческую интеллигенцию в основном составляли люди, приехавшие из других регионов страны (в том числе из Казани). В 50-е годы в этих городах не было ни одного члена Союза художников. На сегодняшний день их число достигает 88 человек (из них 55 человек в Набережных Челнах). В 80-90-е годы появляется много местных выпускников Лениногорского педагогического училища и Набережночелнинского педагогического института, которые сами уже становятся педагогами в художественных школах региона.

    Все эти факторы определяют общую картину искусства новых промышленных городов.

    Как справедливо отмечает Э. В. Сайко, предметом изучения становятся не сами по себе явления искусства, особенности искусства в городе или города в искусстве. В центре внимания находятся "особенности взаимодействия города как кумулирующего, интегрирующего и транслирующего социокультурные программы организма и одновременно как реального субъекта действия, воспроизводящего всю тотальность духовного богатства общества в качестве носителя его отношений, с одной стороны, а с другой - искусство как обобщенного субъекта индивидуального творчества, реализующего в своем содержании весь культурный фонд общества".

    Этот новый подход к проблеме "город и искусство" мы используем в качестве ориентира и установки исследования нашей темы в следующих главах.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ