www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Понедельник, 4 ноября 2024, 18:35 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Этногенез и культура татар / Атлас «Тартарика. Этнография» |
|
Атлас «Тартарика. Этнография»
Атлас «Тартарика. Этнография»
Этнография татар. Издательско-Продюссерский Центр «Дизайн. Информация. Картография». Москва,
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
История и общая характеристика
Этническая история (И.Л. Измайлов, Д.М. Исхаков) Предыстория татарского этноса. III – середина XIII вв. Формирование средневекового татарского этноса. XIII – первая четверть XV вв. Тюрко-татарские государства и этносы. XV–XVI вв. Этническое развитие татар. Вторая половина XVI – начало XVIII вв. Этапы становления татарской нации. XVIII – начало XX вв.
Татары: общее и особенное Татарская этническая общность (Д.М. Исхаков) Татарский язык и его диалекты (Д.Б. Рамазанова) Антропологический облик (И.Р. Газимзянов) Демографическое развитие и расселение. XVIII–XXI вв. (Д.М. Исхаков)
Культура жизнеобеспечения
Традиционное хозяйство (Н.А. Халиков) Экологическая, историческая и социально-экономическая среда (Ю.Г. Мухаметшин, Н.А. Халиков) Земледелие Животноводство Пчеловодство, охота, рыболовство Промыслы и торговля
Пища волго-уральских татар (Р.К. Уразманова) Татарская кухня. Этикет праздничного застолья
Поселения и жилище (Ю.Г. Myxаметшин, Н.А. Халиков) Сельские поселения (В.В. Яхонтов) Условия формирования традиционного жилища Усадьба и двор Хозяйственно-бытовые постройки Материал и конструкция жилища Типы жилища Внутренняя планировка жилища Интерьер и декоративно-художественное убранство Этнокультурные ареалы сельского зодчества Городская архитектура (Н.Х. Халитов)
Одежда и украшения (С.В. Суслова) Средневековый татарский костюм Традиционный мужской костюм (С.В. Суслова, P.Г. Мухамедова) Женская одежда (С.В. Суслова, P.Г. Мухамедова) Материалы для изготовления одежды Мужская и женская обувь Женские украшения Этнокультурное районирование по данным народного костюма Народный костюм: традиции и современность
Традиционное искусство
Народное декоративно-прикладное искусство (Г.Ф. Валеева-Сулейманова) Истоки и этапы развития Художественная обработка металла Ювелирное искусство Центры производства ювелирных украшений (С.В. Суслова) Вышивка Золотное шитье Художественное ткачество Экстерриториальные особенности ткачества (Ф.Ш. Сафина) Ковроделие Художественная обработка кожи Резьба по дереву Резьба по камню
Народная поэзия и музыка Народное поэтическое творчество (Ф.И. Урманчеев) Традиционная музыка татар (Г.М. Макаров)
Традиции в профессиональном искусстве Искусство татарского шамаиля (Р.И. Шамсутов) Этнография татарского народа в изобразительном искусстве (P.P. Султанова)
Религия и духовная культура
Ислам у татар Ислам в жизни татарского общества (Р.М. Мухаметшин) Традиции исламской письменной культуры (А.Г. Каримуллин, И.Л. Измайлов, Р.Г. Шагеева) Ислам в быту татар (Р.К. Уразманова)
Архаичное в мировоззрении Комплекс архаичных представлений (Г.М. Давлетшин, Ф.Л. Шарифуллина)
Общественная и семейная жизнь
Общественные обряды и праздники (Р.К. Уразманова) Годовой праздничный цикл Народный праздник Сабантуй Обряды начала сева Обряды благополучия Народный праздник Джиен Праздничное общение в весенне-летний период Время достатка Комплексы обрядов и праздников годового цикла
Традиции семейной жизни Семья и семейный быт (Р.Н. Мусина)
Семейная обрядность Родильные обряды (Р.К. Уразманова) Традиционная свадьба (Ф.Л. Шарифуллина) Похоронно-поминальные обычаи и обряды (Р.К. Уразманова)
Память о предках Татарские родословные шеджере (М.И. Ахметзянов) Список населенных пунктов, охваченных этнографическим обследованием (Р.К. Уразманова)
Введение
Настоящий атлас «Тартарика. Этнография» является обобщающим трудом, посвященным богатому культурному наследию и своеобразию быта татар, проживающих в волго-уральском регионе России. Волго-уральские татары имеют сложную этническую структуру. Наиболее многочисленную группу представляют собой казанские татары, издавна являющиеся референтным субэтносом, вокруг которого шла консолидация татарской этнической общности. Другими самобытными субэтническими группами являются татары-мишари и касимовские татары. Особую субконфессиональную группу представляют собой крещеные татары (кряшены). В основу этого издания легли самые разнообразные источники. Основным источником является полевой этнографический материал, полученный в результате сплошного этнотерриториального обследования народной культуры начиная с
Очень полезны опубликованные источники по этнографии периферийных малоизученных групп татар. Культура татар восточных районов Волго-Уралья (Пермской, Оренбургской, Уфимской губерний) отражена в работах В.М. Черемшанского, Н.С. Попова, З.Х. Мозеля, П. Небольсина, Е.Н. Бектеевой, В.Н. Витевского. Сведения по этнографии татар центральных и западных губерний (Тамбовской, Рязанской, Пензенской, Симбирской, Саратовской) имеются в трудах В.В. Вельяминова-Зернова, Е.А. Малова, В.К. Магницкого, В.И. Трофимова, Б.И. Соколова, И.Н. Юркина и других. Несомненно значительным шагом вперед в изучении этнографии татар явились исследования Н.И. Воробьева по материальной культуре казанских татар (1930,1953). Из работ последних десятилетий наиболее значимы работы Ф.Х. Валеева «Орнамент казанских татар» (1969), РГ. Мухамедовой «Татары-мишари» (1972), Ю.Г. Мухаметшина «Татары-кряшены» (1977), Ф.Л. Шарифуллиной «Касимовские татары» (1991, 2004), Н.А. Халикова «Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья в середине XIX – начале XX вв.» (1981), СВ. Сусловой «Женские украшения казанских татар» (1981), Р.К. Уразмановой «Современные обряды татарского народа» (1984). В это же время был опубликован ряд научных сборников, посвященных культуре локальных групп татар: «Пермские татары» (1983), «Астраханские татары» (1992), «Молькеевские кряшены» (1993), «Нагайбаки» (1995), «Сибирские татары» (2002). Стержневыми в историографии по этнографии татар являются крупные коллективные труды «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» (М., Наука, 1967; отв. ред. Н.И. Воробьев, Г.М. Хисамутдинов) и «Татары» (серия «Народы и культуры». М., Наука, 2001; отв. ред. Р.К. Уразманова, СВ. Чешко).
Наряду с литературными и письменными источниками привлечены многочисленные изобразительные материалы. В период с 1971 по 1993 гг. фонды отдела этнографии Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова КФАН СССР (в настоящее время отдела этнологии Института истории им. Ш.Марджани АН РТ) пополнились тысячами фотографий, рисунков, сделанных во время этнографических экспедиций. Они отражают в основном традиционную культуру татар конца XIX – начала XX вв. и современность. Одновременно в библиотеках, музеях и архивах Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Уфы и других городов России было выявлено свыше 500 ранних изобразительных источников в виде рисунков, гравюр и произведений живописи (Г. Миллера, И. Лепренса, В. Худякова, И. Заунера, Е. Корнеева, А. Мартынова, К. Гуна), а также многочисленные фотоснимки и зарисовки.
Эти источники в свое время легли в основу многотомного «Историко-этнографического атласа татарского народа», представляющего собой серию авторских монографий. К настоящему времени опубликованы пять томов: Н.А. Халиков «Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало XX вв.)», 1995; Ф.Ш. Сафина «Ткачество татар Поволжья и Урала (конец XIX – начало XX вв.), 1996; СВ. Суслова, Р.Г. Мухамедова «Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало XX вв.)», 2000; Р.К. Уразманова «Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл (XIX – начало XX вв.)», 2001; коллективная монография «Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования», 2002. Подготовлен к изданию последний том – Ю.Г. Мухаметшин, Н.А. Халиков «Сельские усадьбы, хозяйственные и жилые постройки татар Поволжья и Урала (конец XIX – начало XX вв.)». Результаты исследований, проведенных при подготовке указанных изданий в рамках создания «Историко-этнографического атласа татарского народа», дополненные и переработанные их авторами, легли в основу настоящего издания. В соответствии с характером источниковой базы в центре внимания находится период середины XIX – начала XX в. – времени активного функционирования волго-уральских татар как этноса и одновременно достаточно устойчивого бытования традиционных этнотерриториальных культурных комплексов. Особое внимание уделяется рубежу XIX–XX вв. – времени формирования общенациональных форм культуры.
В процессе диахронного анализа нижняя хронологическая отметка нередко отодвигается к более ранним этапам этнической истории татар. Это XVI век – начальный период функционирования волго-уральских татар как самостоятельной этнической общности и еще более ранние периоды – Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Верхняя граница – к рубежу XX-XXI столетий – времени новых современных тенденций в трансформации народной культуры.
В исследовании материальной культуры и некоторых традиций социальной и духовной жизни татарского народа использованы принципы систематизации материала и методика картографирования, разработанные для составления и построения историко- этнографического атласа «Русские» и других атласов народов бывшего СССР. Для некоторых категорий культуры применены новые принципы типологии. При систематизации материалов внутри каждой конкретной категории культуры, как правило, определялась собственная структура типологии с различным соотношением таксономических уровней внутри нее. Чтобы максимально приблизиться к тому таксономическому уровню, в пределах которого выделяются типы, материал мог группироваться по-разному: по функциональному признаку, по назначению, по способу применения и так далее. Типы могли выделяться на разных таксономических уровнях, что допускается в силу иерархического характера типологической классификации. Таким образом, типологизируя элементы традиционной культуры татар, авторы учитывали комплекс признаков. При выделении типа прежде всего учитывалось, насколько это явление массовое, неслучайное, устойчивое, насколько ему свойственна ареальность, изофункциональная соотнесенность и генетическая преемственность. При систематизации материала нередко появляется необходимость более детального членения типа – основной таксономической единицы – на структурные единицы более низкого уровня – варианты, подварианты. Такие единицы таксономически несамостоятельны и различаются между собой лишь небольшими формально-морфологическими признаками: цвет, орнамент, техника его выполнения, конструктивные особенности мелких деталей. Тем не менее, локальные особенности часто касаются именно этих, на первый взгляд незначительных элементов, не затрагивающих традиционной основы типа. Поэтому варианты и подварианты основного типа также несут ценную информацию о культурных традициях, особенностях этнической истории различных территориальных групп народа, о закономерностях развития их традиционной культуры. Варианты (также как и типы) являются структурно связанными единицами и поэтому сопоставимы между собой. Каждый вариант выступает в особой своей форме, образуя своеобразие локальных форм. Отсюда вытекает необходимость применения общепринятого в этнографии метода количественной характеристики распространения этнографических явлений (преобладающих, бытующих, единичных). В таком случае систематизированный материал отражает не только функционирование типа (варианта) в определенный исторический период, но и подчеркивает его количественное состояние.
Картографирование элементов культуры представляет собой емкий и эффективный метод исследования и передачи информации. Оно позволяет с достаточной полнотой и графической четкостью учесть особенности территориальных групп народа. Используя метод картографирования с учетом исторической ретроспективы можно обобщить многочисленные и разнохарактерные сведения о культуре татар.
Все основные карты атласа составлены по материалам более 400 населенных пунктов (см. «Список населенных пунктов, охваченных этнографическим обследованием-)). Основу карты составляет квадрат между 40-67° в. д., 50-57° с. ш. Обозначенная территория (бывших Казанской, Симбирской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Челябинской, Уфимской, Вятской, Пермской губерний) включает районы как древнего, так и более позднего расселения волго-уральских татар. Здесь проживают, нередко чересполосно с другими народами, представители двух основных субэтносов – казанских татар и татар- мишарей, культура и быт которых легли в основу национальной культуры татарского народа (см. карту «Административное и физико-географическое районирование Поволжья и Урала»). За единицу картографирования взят уезд. Знаковая нагрузка карт относится только к татарскому населению, как в уездах, где по численности татары преобладают, так и там, где их меньшинство. На карты положены основные, наиболее характерные и ареалообразующие элементы культуры. В пределах одной «элементарной» карты даются структурно связанные этнографические реалии (типы, варианты). При их картографировании были применены значковый метод, метод динамических ареалов, метод штриховки, комбинированный метод.
Комплексные карты суммируют обычно данные элементарных карт и отражают цельные звенья в системе традиционной культуры. Они имеют первостепенное значение при определении территориальных комплексов. В основу выделения комплексов положена такая совокупность признаков, которая четко воспринимается как специфическая для всей этнической общности. Карты атласа выявляют закономерности функционирования и развития традиционной культуры народа, его территориальных групп, устанавливают наличие между ними внутренних связей, их интенсивность и направление. Основные разделы атласа строятся по следующей схеме: описание изученного явления, этнографическая характеристика выделенных типов и вариантов с указанием на карте ареалов их распространения. Описание явлений сопровождается богатым иллюстративным материалом. Карты сопровождены типологическими таблицами. Каждый тип или вариант явления по возможности показан в художественных иллюстрациях.
Материалы «Историко-этнографического атласа татарского народа» дополнены серией очерков по антропологии, диалектологии, архитектуре, музыке, декоративно-прикладному искусству татарского народа и другими. В качестве исторического фона и в целях показа условий формирования и развития народной культуры включены также разделы по этнополитической истории татар в VI–XX вв. и этнодемографическому развитию народа с VIII по XX вв. Все разделы издания богато иллюстрированы. Показ традиционной и современной культуры и быта посредством массового, нередко уникального материала (визуальная антропология) является качественно новым этапом в развитии этнографической науки в Татарстане. Считаем своим долгом высказать глубочайшую признательность всем информаторам, благодаря которым был собран этнографический материал, сотрудникам многочисленных центральных, областных, районных и школьных музеев России и Татарстана, особенно Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), Национального музея Республики Татарстан (Казань). Наша искренняя благодарность – этнохудожнику А.А. Мазанову, который был участником большинства этнографических экспедиций и чьи зарисовки с натуры, чертежи в значительной степени явились основой для иллюстративно-графического оформления атласа. Издание «Тартарика. Этнография» позволяет во многом по-новому взглянуть на процесс становления и развития татарской культуры.
Редакционная коллегия Страницы Атласа «Тартарика. Этнография»
| |
|