www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Среда, 9 октября 2024, 13:52

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Этногенез и культура татар / Cибирские татары
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Р.К.Уразманова. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX–нач. XX вв.)  •  Cибирские татары  •  Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV в.  •  С.В.Суслова, Р.Г.Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX–начало ХХ вв.)  •  Д.М.Исхаков. Татары. Краткая этническая история  •  Ф.Ш.Сафина. Ткачество татар Поволжья и Урала  •  Татары и Татарстан в XX – начале XXI веков (этностатистика)  •  Д.М.Исхаков. От средневековых татар к татарам нового времени  •  Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования  •  Атлас «Тартарика. Этнография»  •  Халиков Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало ХХ вв.)  •  Р.К. Уразманова. Быт нефтяников-татар юго-востока Татарстана  •  Этнография татарского народа  •  Tatars  •  М.И.Ахметзянов, Ф.Л.Шарифуллина. Касимовские татары (по генеалогическим и этнографическим материалам)  •  Татары  •  Серия «Этнологические исследования в Татарстане»  •  Суслова С.В. История костюма тюркских народов (этнографическое исследование татарской народной одежды)  •  Мухаметшин Ю.Г., Халиков Н.А. Усадьба тюркских народов: сельское жилище татар Поволжья и Урала (конец XIX – начало XX вв.)  •  Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.  •  Исхаков Д.М. Между Булгаром и Казанью  •  Исхаков Д.М. Историческая демография татар  •  Уразманова Р.К., Габдрахманова Г.Ф., Завгарова Ф.Х., Мухаметзянова А.Р. Мусульманский культ святых у татар: образы и смыслы  •  История и культура сибирских татар (с древнейших времен до начала XXI века)  •  Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Cибирские татары
    Монография. – Казань: Институт истории АН РТ, 2002. — 240 с.
     

    Cибирские татары. Монография. – Казань: Институт истории АН РТ, 2002. —  240 с.

     

    См. ниже макет книги в формате PDF (Acrobat Reader)

     

    Содержание

     

    Д.М.Исхаков. Предисловие

    Д.М.Исхаков. О методологических аспектах исследования проблемы становления сибирско-татарской этнической общности

    А.Г.Нестеров. Искерское княжество Тайбугидов (XV-XVI вв.)

    Д.М.Исхаков. Об общности этнической истории волго-уральских и сибирских татар (булгарский, золотоордынский и позднезолотоордынский периоды)

    Н.А.Халиков. Этнокультурные особенностихозяйства западносибирских татар

    Ю.Г.Мухаметшин. Этнографическое своеобразие традиционных сельских жилищ татар Западной Сибири

    С.В.Суслова. Западносибирские «сарауцы» как историко-этнографический источник

    Р.К.Уразманова. Годовой цикл традиционныхобрядов и праздников сибирских татар

    Ф.Л.Шарифуллина. Особенности традиционной свадебной обрядности татар в сельских поселениях Тюменской и Омской областей

    Д.Б.Рамазанова. Термины родства в говорах сибирских татар

    Х.Ч.Алишина. Этнический состав татар по данным топонимии

    Ф.С.Баязитова. Свадебный обряд и еготерминология в контексте народно-разговорного языка сибирских татар

    Ф.В.Ахметова. По  следам  В.В.Радлова

    Ф.Т.Валеев, С.М.Исхакова. К 60-летию со дня рождения Н.А.Томилова

     

    Д.М.Исхаков. Предисловие

     

    В отечественной этнологии в последние десятилетия возникло течение, сторонники которого (Ф.Т.Валеев, Н.А.Томилов и др.) полагают, что сибирские татары являются особым этносом (1). Между тем, традиционным в науке было мнение о том, что они есть часть татарского этноса (нации).

     

    Пока в литературе поставлен вопрос лишь о самостоятельности крымских татар, да и то больше применительно к национальному этапу их этнического развития. (2)  Но и для этого периода не все проблемы решены в полной мере. Скажем, деятельность выдающегося крымско-татарского общественного деятеля  Исмагила Гаспринского (1851-1914) невозможно рассматривать только в рамках общественной жизни крымских татар. Она, несомненно, имела общетатарское и общемусульманское значение. (3) А если учесть, что в начале ХХ в. видные татарские либеральные идеологи выступали с проектом «конструирования» в России единой «мусульманской нации» (миллэт), поставленная проблема оказывается отнюдь непростой и легкорешаемой.

     

    Известно, что в некоторых районах проживания татар, в частности, на северо-западе Башкортостана, в Западной Сибири и Астраханской области, между разными тюркскими группами, в том числе и имеющими этноним «татары», этнические процессы происходят до сих пор. (4) В этих ареалах однозначное определение этнических границ татар вряд ли возможно,  поэтому попытки ставить знак равенства между понятиями «единый татарский этнос» и «поволжско-приуральские татары» (5) не совсем обоснованы, в первую очередь, из-за отсутствия полноценного анализа предпосылок, хода и последствий этих, достаточно масштабных, процессов. Неслучайным в связи с этим представляется и высказывание Ш.Ф.Мухамедьярова о необходимости более подробной и обстоятельной характеристики этнических образований, входящих в татарский этнос. (6)

     

    Проблема осмысления этнического аспекта «татарского феномена», на этом далеко не исчерпывается.

    В настоящее время в Татарстане происходит переоценка роли золотоордынского этнокультурного наследия в становлении татарского народа. При этом становится все более понятной ограниченность прежних схем эволюции. Новый концептуальный подход к средневековой этноистории татар может быть сформулирован следующим образом: позднезолотоордынский (ханско-татарский) период является этногенетическим лишь в той мере, в которой благодаря распаду золотоордынской этнополитической общности произошло становление отдельных татарских народностей на основе консолидации локальных этнополитических образований. Этот же этап может быть определен и как продолжение этнической истории золотоордынских татар, ибо формирование в рамках татарских государств XV-XVI вв. отдельных татарских этносов не привело к их взаимной изоляции. Они продолжали сохранять многочисленные политические и этнокультурные связи, в т.ч. и единство этнического суперстрата. (7) Длительное время (до 1502 г.) «татарский» суперстрат имел свой «материнский» этнос - в виде Большой Орды, затем - Ногайской Орды - тесно связанный с правящими кланами в татарских ханствах. Сибирские татары тут, как известно,  не являются исключением. Мне представляется, что без специального исследования этноистории татар XV-XVI вв. с привлечением новых источников, говорить о типологической принадлежности татарских этнических общностей указанного периода было бы преждевременным и чревато последствиями,  поскольку подобные заключения накладывают определенные ограничения и на трактовку истории татар более позднего времени.

     

    Наконец, особого изучения требует период национальной консолидации татар. В этой связи, в духе современных представлений о роли информационного поля в нациеобразовательных процессах (Э.Геллнер и др.),  заслуживает внимания вхождение сибирских татар по меньшей мере с XIX в., в общее с волго-уральскими татарами информационно-культурное пространство. Об этом  говорит  этнографический и этно-лингвистический материал настоящего сборника. Другим аспектом является проблема сильнейшего искажения этого единого национально-культурного поля татар в советский период из-за ассимиляторской политики КПСС. (8) Так, возникшие в 1980-1990-х гг. среди локальных групп татар, в том числе и сибирских,  движения за обособление от национального «ядра», можно рассматривать  как  непосредственный результат этой политики. (9)

    Думается, что статьи сборника, явятся пищей для размышления по многим поставленным вопросам, имеющим не только  научно-теоретическое, но и конкретное практическое значение.

     

    1. Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Культура народов России. -т.2. -Новосибирск: Наука, 1996. - с.5.

    2. См: Rorlich A.-A. Eine oder mehrere tatariche Nanionen? //Die Muslime in der Sowjetunion in Jugoslawien. Identitat. Politik. Widerstand.- Markus Verlag Koln, 1989.- s.68-79.

    3. Например, см. сборник работ И.Гаспринского, недавно переизданных под названием «Россия и Восток» (Казань, 1993).

    4. См., например: Приуральские татары. -Казань: ИЯЛИ КНЦ АН СССР, 1990 - С.4-12; Астраханские татары. - Казань:  ИЯЛИ КНЦ РАН, - С.25-29.

    5. См.: Валеев Ф.Т.,Томилов Н.А. Татары... - С.5-6.

    6. Мухамедьяров Ш.Ф. Рец. на кн.: Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. -Томск, 1978. - 208 с. //Советская этнография, 1980, N3. - С.171.

    7. Подробнее см.: Исхаков Д. К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств (на примере Казанского и Касимовского ханств XV -сер.XVIвв.) //Панорама-Форум, 1995,N3. - С.95-107; Его же. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах //Tatarika, 1997/98, N1(зима). - С.42-95.

    8. Исхаков Д.М. Роль интеллигенции в формировании и современном функционировании национального самосознания татар //Современные национальные процессы в Республике Татарстан.- Вып.II.- Казань: ИЯЛИ АНТ, 1994.- с718-20, 25-26.

    9. То же самое наблюдается и среди астраханских татар (См.: Sosnovski N. Massmedia and national revival of Turkis peoples in Lower Volga region //Oriental and African studies. Un. of London of the School of Oriental and African studies. Un. of London. 29 June, 1992).- London, 1992.- p.p.43-53; Исхаков Д.М. Астраханские татары: этнический состав, расселение и динамика численности в  XVIII- начале XX вв. //Астраханские татары ...- с.27-29.

     

      

    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ