www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 12 декабря 2024, 21:06 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Этногенез и культура татар / Cибирские татары |
|
Cибирские татары
Cибирские татары. Монография. – Казань: Институт истории АН РТ, 2002. — 240 с.
См. ниже макет книги в формате PDF (Acrobat Reader)
Содержание Д.М.Исхаков. Предисловие Д.М.Исхаков. О методологических аспектах исследования проблемы становления сибирско-татарской этнической общности А.Г.Нестеров. Искерское княжество Тайбугидов (XV-XVI вв.) Д.М.Исхаков. Об общности этнической истории волго-уральских и сибирских татар (булгарский, золотоордынский и позднезолотоордынский периоды) Н.А.Халиков. Этнокультурные особенностихозяйства западносибирских татар Ю.Г.Мухаметшин. Этнографическое своеобразие традиционных сельских жилищ татар Западной Сибири С.В.Суслова. Западносибирские «сарауцы» как историко-этнографический источник Р.К.Уразманова. Годовой цикл традиционныхобрядов и праздников сибирских татар Ф.Л.Шарифуллина. Особенности традиционной свадебной обрядности татар в сельских поселениях Тюменской и Омской областей Д.Б.Рамазанова. Термины родства в говорах сибирских татар Х.Ч.Алишина. Этнический состав татар по данным топонимии Ф.С.Баязитова. Свадебный обряд и еготерминология в контексте народно-разговорного языка сибирских татар Ф.В.Ахметова. По следам В.В.Радлова Ф.Т.Валеев, С.М.Исхакова. К 60-летию со дня рождения Н.А.Томилова Д.М.Исхаков. Предисловие
В отечественной этнологии в последние десятилетия возникло течение, сторонники которого (Ф.Т.Валеев, Н.А.Томилов и др.) полагают, что сибирские татары являются особым этносом (1). Между тем, традиционным в науке было мнение о том, что они есть часть татарского этноса (нации).
Пока в литературе поставлен вопрос лишь о самостоятельности крымских татар, да и то больше применительно к национальному этапу их этнического развития. (2) Но и для этого периода не все проблемы решены в полной мере. Скажем, деятельность выдающегося крымско-татарского общественного деятеля Исмагила Гаспринского (1851-1914) невозможно рассматривать только в рамках общественной жизни крымских татар. Она, несомненно, имела общетатарское и общемусульманское значение. (3) А если учесть, что в начале ХХ в. видные татарские либеральные идеологи выступали с проектом «конструирования» в России единой «мусульманской нации» (миллэт), поставленная проблема оказывается отнюдь непростой и легкорешаемой.
Известно, что в некоторых районах проживания татар, в частности, на северо-западе Башкортостана, в Западной Сибири и Астраханской области, между разными тюркскими группами, в том числе и имеющими этноним «татары», этнические процессы происходят до сих пор. (4) В этих ареалах однозначное определение этнических границ татар вряд ли возможно, поэтому попытки ставить знак равенства между понятиями «единый татарский этнос» и «поволжско-приуральские татары» (5) не совсем обоснованы, в первую очередь, из-за отсутствия полноценного анализа предпосылок, хода и последствий этих, достаточно масштабных, процессов. Неслучайным в связи с этим представляется и высказывание Ш.Ф.Мухамедьярова о необходимости более подробной и обстоятельной характеристики этнических образований, входящих в татарский этнос. (6)
Проблема осмысления этнического аспекта «татарского феномена», на этом далеко не исчерпывается. В настоящее время в Татарстане происходит переоценка роли золотоордынского этнокультурного наследия в становлении татарского народа. При этом становится все более понятной ограниченность прежних схем эволюции. Новый концептуальный подход к средневековой этноистории татар может быть сформулирован следующим образом: позднезолотоордынский (ханско-татарский) период является этногенетическим лишь в той мере, в которой благодаря распаду золотоордынской этнополитической общности произошло становление отдельных татарских народностей на основе консолидации локальных этнополитических образований. Этот же этап может быть определен и как продолжение этнической истории золотоордынских татар, ибо формирование в рамках татарских государств XV-XVI вв. отдельных татарских этносов не привело к их взаимной изоляции. Они продолжали сохранять многочисленные политические и этнокультурные связи, в т.ч. и единство этнического суперстрата. (7) Длительное время (до 1502 г.) «татарский» суперстрат имел свой «материнский» этнос - в виде Большой Орды, затем - Ногайской Орды - тесно связанный с правящими кланами в татарских ханствах. Сибирские татары тут, как известно, не являются исключением. Мне представляется, что без специального исследования этноистории татар XV-XVI вв. с привлечением новых источников, говорить о типологической принадлежности татарских этнических общностей указанного периода было бы преждевременным и чревато последствиями, поскольку подобные заключения накладывают определенные ограничения и на трактовку истории татар более позднего времени.
Наконец, особого изучения требует период национальной консолидации татар. В этой связи, в духе современных представлений о роли информационного поля в нациеобразовательных процессах (Э.Геллнер и др.), заслуживает внимания вхождение сибирских татар по меньшей мере с XIX в., в общее с волго-уральскими татарами информационно-культурное пространство. Об этом говорит этнографический и этно-лингвистический материал настоящего сборника. Другим аспектом является проблема сильнейшего искажения этого единого национально-культурного поля татар в советский период из-за ассимиляторской политики КПСС. (8) Так, возникшие в 1980-1990-х гг. среди локальных групп татар, в том числе и сибирских, движения за обособление от национального «ядра», можно рассматривать как непосредственный результат этой политики. (9) Думается, что статьи сборника, явятся пищей для размышления по многим поставленным вопросам, имеющим не только научно-теоретическое, но и конкретное практическое значение.
1. Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Культура народов России. -т.2. -Новосибирск: Наука, 1996. - с.5. 2. См: Rorlich A.-A. Eine oder mehrere tatariche Nanionen? //Die Muslime in der Sowjetunion in Jugoslawien. Identitat. Politik. Widerstand.- Markus Verlag Koln, 1989.- s.68-79. 3. Например, см. сборник работ И.Гаспринского, недавно переизданных под названием «Россия и Восток» (Казань, 1993). 4. См., например: Приуральские татары. -Казань: ИЯЛИ КНЦ АН СССР, 1990 - С.4-12; Астраханские татары. - Казань: ИЯЛИ КНЦ РАН, - С.25-29. 5. См.: Валеев Ф.Т.,Томилов Н.А. Татары... - С.5-6. 6. Мухамедьяров Ш.Ф. Рец. на кн.: Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. -Томск, 1978. - 208 с. //Советская этнография, 1980, N3. - С.171. 7. Подробнее см.: Исхаков Д. К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств (на примере Казанского и Касимовского ханств XV -сер.XVIвв.) //Панорама-Форум, 1995,N3. - С.95-107; Его же. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах //Tatarika, 1997/98, N1(зима). - С.42-95. 8. Исхаков Д.М. Роль интеллигенции в формировании и современном функционировании национального самосознания татар //Современные национальные процессы в Республике Татарстан.- Вып.II.- Казань: ИЯЛИ АНТ, 1994.- с718-20, 25-26. 9. То же самое наблюдается и среди астраханских татар (См.: Sosnovski N. Massmedia and national revival of Turkis peoples in Lower Volga region //Oriental and African studies. Un. of London of the School of Oriental and African studies. Un. of London. 29 June, 1992).- London, 1992.- p.p.43-53; Исхаков Д.М. Астраханские татары: этнический состав, расселение и динамика численности в XVIII- начале XX вв. //Астраханские татары ...- с.27-29.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: | |
|