www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:10 Публикации Вы находитесь: / Публикации / История татар с древнейших времен в 7 томах / История татар. Том I. Народы степной Евразии в древности |
|
История татар. Том I. Народы степной Евразии в древности
История татар. Том I. Народы степной Евразии в древности. Казань: Изд-во «Рухият». 2002. – 552 с.
См. также сатью Загидуллина И.К. "История татар с древнейших времен"
См. электронную версию тома I (pdf)
УДК 93/99 ББК 63.3 И 90 Издание осуществлено при финансовой поддержке Акционерного Банка «Девон-Кредит» (Председатель Совета директоров Ринат Гимаделисламович Галеев, Председатель правления Банка Зуфар Масгутович Насыбуллин)
Научный совет издания: Васильев Дмитрий (Россия, Институт востоковедения РАН) Крамаровский Марк (Россия, Государственный Эрмитаж) Вашари Иштван (Венгрия, Будапештский университет) Кумеков Булат (Казахстан, Международный центр кыпчаковедения) Геккеньян Хансгерд (Германия, Гиссенский университет) Кычанов Евгений (Россия, Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН) Гилязов Искандер (Татарстан, Казанский государственный университет) Рорлих Айша (США, Южнокалифорнийский университет) Гмыря Людмила (Дагестан, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН) Стальсберг Анне (Норвегия, Музей естественной истории и археологии, Норвежский университет науки технологии) Девлет Надир (Турция, университет Йедитепе) Трепавлов Вадим (Россия, Институт российской истории РАН) Зимоньи Иштван (Венгрия, Сегедский университет) Каппелер Андреас (Австрия, Венский университет) Шамильоглу Юлай (США, Висконсинский университет) Каштанов Сергей (Россия, Институт всеобщей истории РАН) Шмидт Сигурд (Россия, Археографическая комиссия РАН) Кемпер Михаэль (Германия, Рурский университет) Кляшторный Сергей (Россия, Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН)
Главные редакторы: Усманов Миркасым (Казанский государственный университет) Хакимов Рафаэль (Институт истории АНТ)
Редколлегия издания: Амирханов Paвиль (Институт истории АНТ) Трепавлов Вадим (Институт российской истории РАН) Загидуллин Ильдус (Институт истории АНТ) Зимоньи Иштван (Сегедский университет) Хузин Фаяз (Институт истории АНТ) Исхаков Дамир (Институт истории АНТ) Шамильоглу Юлай (Висконсинский университет) Кляшторный Сергей (Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН)
Научный редактор I тома Сергей Кляшторный Ответственный секретарь I тома Ильдус Загидуллин Редактор I тома Булат Хамидуллин
Институт истории выражает благодарность за содействие в подготовке книги ОАО «Татнефть» (Ш.Ф.Тахаутдинов), Администрации г.Казани (К.Ш.Исхаков), Государственному Эрмитажу (М.Б.Пиотровский), Национальному Музею РТ (Г.С.Муханов), Татарскому книжному издательству (Д.С.Шакиров). ISBN 5-89706-048-7 © Институт истории им. Ш.Марджани АНТ, 2002 © Издательство «Рухият», 2002
Сергей Кляшторный. Предисловие к тому
На этнографической карте Евразии ясно обозначено соседство и прорастание друг в друга двух мощных этнических массивов - славянского и тюркского. Именно это соседство и сращение в немалой степени определяют и диктуют реалии федеративного устройства России и ее политику в отношении крупнейших государств «ближнего зарубежья» - Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Азербайджана. Общность исторических судеб в древнейший период связывает современных татар с башкирами и чувашами в Волго-Уралье, кумыками, ногайцами, карачаевцами и балкарцами на Северном Кавказе, алтайцами, шорцами, кумандинцами, хакасами, тувинцами и тофаларами в Южной Сибири, якутами и долганами в Восточной Сибири. Значительная часть тюркского населения России, включая переселенцев из Центральной Азии и Закавказья, живет вместе с другими народами, вне своих этнических территорий. По последней общесоюзной переписи 1989 г. тюркское население России составляет около 14 миллионов человек или несколько более, а тюркское население перечисленных государств СНГ превышает 40 миллионов человек.
История славяно-тюркских отношений в течение веков определялась не только драматическими коллизиями, но и исполненными жизненной силы симбиотическими процессами. Последняя тенденция сохраняется и поныне. Ее преобладание остается одним из условий гражданского мира и политической стабильности в Евразии. Пренебрежение исторически сложившимися формами симбиоза ради сиюминутных экономических и политических выгод чревато трагическими последствиями для судеб миллионов людей, населяющих Евразию.
Допустимо ли рассматривать всю совокупность тюркских народов как некое единство, выходящее за границы языкового родства? С начала XX в. и по сей день существуют и противостоят друг другу два противоположных ответа на этот вопрос. Первый ответ (пантюркизм, тюркизм) утверждает, что все тюркские народы составляют одну нацию, имеют общую прародину - Туран, а многочисленные языки, на которых они говорят, и не языки вовсе, а лишь диалекты или наречия единого тюркского языка. Второй ответ, столь же непререкаемый: никогда не было и не существует какого-либо тюркского этнического единства и сам термин тюрк первоначально обозначал не все родственные по языку племена, а лишь одну их группу. Все тюркские народы генетически связаны с территориями их нынешнего обитания. И, естественно, между народами, говорящими на разных тюркских языках, существуют значительные ментальные, культурные и антропологические различия.
Обратимся для прояснения проблемы к реалиям тюркского этногенеза, к ранним этапам этнополитической истории тюркских народов, выявленных более чем вековым трудом прежде всего российских исследователей - археологов и филологов, историков и этнографов. Как это было на самом деле?
Современная этническая карта, отражающая расселение тюркских народов, - это результат многотысячелетних этногенетических и миграционных процессов. Древнейшие очаги тюркского этно- и глоттогенеза, т.е. очаги первоначального формирования тюркских народов и языков, неразрывно связаны с востоком Евразии - Южной Сибирью и Внутренней Азией. Этот огромный регион не был изолирован ни от соседних цивилизаций, ни от горно-таежных и степных племен иного этнического облика. Так, евразийские степи между Волгой и Енисеем еще в 6-2 тыс. до н.э. занимали индоевропейские племена европеоидного расового типа, те самые «индоевропейцы», многочисленные племена которых говорили на родственных друг другу языках индоиранской языковой семьи, балто-славянской языковой семьи, германской языковой семьи и многих других родственных языках. Преобладающими в восточной части евразийских степей были древнейшие иранские языки, те самые, на которых создавалась Авеста и проповедовал Заратуштра (конец 2 тыс. до н.э.).
Далее мы рассмотрим «индоевропейский» период истории Великой Степи, длившийся около двух с половиной-трех тысячелетий, ибо всякая изоляция по этническому признаку во времени и пространстве искусственно вычлененных ареалов Евразийского степного пояса искажает реальную историю, открывает путь предвзятым трактовкам прошлого, используемым для односторонней политизации и националистических претензий.
По горным хребтам Алтая, протянувшимся на юг до пустыни Гоби, по долине верхнего Енисея и его притоков, прошла в ту далекую эпоху этноконтактная зона, к востоку от которой преобладали тюркские и монгольские племена, а к западу - индоевропейские. Трассы миграционных потоков, то усиливавшихся, то затихавших, пронизывали всю Великую Степь. В течение тысячелетий, вплоть до первых веков новой эры, тюркский этногенез был связан с востоком горно-степной зоны Евразии.
История взаимодействия и, отчасти, слияния всех групп древнего населения на протяжении двух-двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племен во 2 тыс. н.э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий.
Многочисленные автохтонные племена (индоевропейские в Центральной Азии, угро-финнские в Поволжье, Приуралье и Западной Сибири, иранские и адыгские на Северном Кавказе, самодийские и кетоязычные в Южной Сибири) были частично ассимилированы тюрками в период существования созданных ими этнополитических объединений, прежде всего гуннских государств первых веков н.э., древнетюркских каганатов второй половины 1 тыс. н.э., кипчакских племенных союзов и Золотой Орды первой половины 2 тыс.н.э. Именно эти многочисленные завоевания и миграции привели в исторически обозримый период к формированию тюркских этнических общностей на местах их современного расселения.
На протяжении всей древней и средневековой истории в среде тюркских народов складывались и преемственно закреплялись этнокультурные традиции, которые, имея зачастую различные истоки, постепенно формировали этнически существенные особенности, в той или иной мере присущие всем тюркоязычным племенам. Наиболее интенсивно формирование такого рода стереотипов происходило в древнетюркское время, т.е. во второй половине 1 тыс. н.э., когда определялись оптимальные формы хозяйственной деятельности (кочевое и полукочевое скотоводство), в основном сложился комплекс материальной культуры (тип жилища, одежда, средства передвижения, пища, украшения и т.п.), приобрела известную завершенность духовная культура, социально-семейная организация, народная этика, изобразительное искусство и фольклор. Наиболее высоким достижением этой эпохи стало создание тюркской рунической письменности, распространившейся со своей центральноазиатской родины (Монголия, Алтай, Верхний Енисей) до Подонья и Северного Кавказа.
Становление государственности на территории Центральной Азии, Южной Сибири и Поволжья в раннем средневековье (VI-XI вв.) связано с образованием Тюркского каганата, традиции которого были унаследованы Уйгурским каганатом, государствами кыргызов на Верхнем Енисее, кимаков и кипчаков на Иртыше, Булгарским государством и Хазарским каганатом в Поволжье и на Северном Кавказе. Единство общественного устройства, этнокультурного родства и сходство политической организации всех этих государств позволяет рассматривать время их существования и преобладания в Великой Степи как относительно цельный историко-культурный период - период степных империй.
Следует определиться с термином «империя» применительно к государствам, созданным кочевниками Азии. Не пытаясь универсализировать свой вариант определения, отметим, что понятие «империя» распространяется нами только на полиэтнические образования, созданные военной силой в процессе завоевания, управляемые военно-административными методами и распадающиеся после упадка политического могущества создателя империи. Анализ исторических ситуаций возникновения империй показывает, что завоевательный импульс был направлен не столько на расширение пастбищных территорий (это аномальный случай), сколько на подчинение территорий с иным хозяйственно-культурным типом. На первом этапе завоевания фактором, определяющим его цели, является консолидация степных племен под властью одной династии и одного племени. Затем возникают стремления, реализуемые обычно в ходе военных акций, - поставить в зависимость от консолидированной военной мощи кочевников области и государства с более сложным устройством и более многообразной хозяйственной деятельностью. Такой баланс сил предполагает конечный итог - данническую зависимость или какие-либо формы непосредственно политического подчинения. Именно на этой стадии государства, созданные кочевыми племенами, преобразуются в империи.
Монгольское нашествие захватило и вовлекло в водоворот политических и военных потрясений множество тюркских племен, по преимуществу кипчакских, которые к тому времени составляли основное население степи - от Великой китайской стены до Дуная. Сами монголы после походов XIII в. частью вернулись на свою родину, частью постепенно растворились в тюркском массиве Средней Азии и Поволжья. Сохраняя зачастую древние монгольские племенные названия, они утрачивали свой язык, мусульманизировались, их знать сливалась со знатью тюркских племен. Новые тюркские аристократические роды присваивали себе монгольские генеалогии. Вплоть до XX в., например, среди казахов претендовать на высшие титулы могли лишь те, чьи шеджере (родословные списки) подтверждали происхождение из «золотого рода» Чингизидов.
Перемешавшиеся в ходе завоеваний и бесконечных переселений XIII-XVI вв. племена поселялись на новых землях, раздвигая политические границы Великой Степи. Так, на рубеже XV- XVI вв. кочевые племена узбеков Дешт-и Кипчака (Кипчакской степи), возглавленные Чингизидом Мухаммадом Шейбани-ханом, овладели большей частью Средней Азии и создали Узбекское государство Шибанидов (потомков Шибана, сына Джучи, старшего сына Чингиз-хана). Другая часть узбеков Восточного Дешт-и Кипчака, узбек-казахи, еще в 70-х годах XV в. создала Казахское ханство. На землях расколовшихся и обособившихся улусов Монгольской империи, управляемых Чингизидами, начался новый этап тюркского этногенеза - этап интенсивного смешения с субстратным населением, начальный этап формирования современных тюркских народов.
Итак, принимая тезис об относительном сходстве исторических судеб большинства тюркских племен и народов на протяжении не менее чем двух тысячелетий, связанности их этнической истории в рамках общей истории Евразии, мы отказываемся и от тезиса об извечном существовании единой тюркской нации, и от тезиса об извечном автохтонизме современных тюркских народов.
Историческое взаимодействие Руси-России с тюркским миром имеет полуторатысячелетнюю историю и первоначально осуществлялось отнюдь не в мирных формах. Расселение тюркских племен на запад из Центральной Азии в V-ХV вв. породило по меньшей мере два опыта военно-политической интеграции евразийского пространства - огуро-тюркский в V-Х вв. и монголо-тюркский в XIII-XV вв. Показательно, что, различаясь хронологически, эти процессы, охватившие Северное Причерноморье, южные пространства, Приуралья и Поволжья, Сибири и Северного Казахстана, в ареальном отношении совпадали. Но, в отличие от западных миграций тюркских народов, русское распространение на восток и юго-восток имело иную хозяйственную подоплеку - экономической базой этого мощного миграционного потока было пашенное земледелие. Пашня не вытеснила пастбище, но совместилась с ним, породив новые типы хозяйственного симбиоза.
Таким образом, история тюркских народов, вместе с другими племенами кочевого населения Великой Степи, является органической частью общей истории Евразии и с древнейших времен неотделима от истории славянских государств Восточной Европы. Хотя впоследствии, в XVI-XIX вв., преобладающая часть этих народов, больших и малых, вошла в состав многонациональной Российской империи, процессы исторической жизни Пашни и Степи сохраняли, вплоть до середины прошлого тысячелетия, относительную внутреннюю самостоятельность. Сложение общего для них геополитического пространства, начавшееся одновременно с возникновением Киевской Руси и хазаро-болгарских государств в Северном Причерноморье и Поволжье, интенсифицировалось значительно позднее.
Поэтому рассмотрение истории тюркских народов и созданных ими государственных образований лишь в аспекте истории России-СССР, как это было в недавнем прошлом, методически неоправданно и практически лишает тюркские народы Евразии собственной национальной истории. Назрела необходимость в монографии, которая содержала бы последовательное и многоаспектное освещение проблем происхождения тюркских народов, их ранней истории, а также истории территорий, с которыми связан тюркский этногенез, освещение вопросов возникновения государственности и ее развития у тюркских народов, формирования хозяйственно-культурных типов, присущих этим народам, их традиционных верований, сложения этнических и национальных культур.
Предлагаемая читателю коллективная монография, естественно, не претендует на полное изложение истории тюркских народов. Из всего многообразия их прошлого мы выделили лишь то, что составляет костяк древней и средневековой истории - основные события прошедших веков, формирование хозяйства, религиозной идеологии, культуры и государственности, рассмотренные в связи и взаимодействии с историей других народов и государств Евразии. Хронологически книга охватывает события, происходившие на территориях формирования тюркских народов в течение более чем трех тысячелетий. Необходимость рассмотрения исторически длительного периода диктуется резкой сменой этапов и направления этногенетических процессов, их последовательным усложнением. Пики этнических переломов приходятся на начало и середину 2 тыс. до н.э., середину 1 тыс. н.э., XIII-XVI вв., вторую половину XIX-XX в.
*** Предложенный вниманию читателя том охватывает большое число проблем, в подходе к которым не выработано единого мнения, видение этих проблем многими авторами различается. Учитывая то, что книга написана коллективом авторов со своими точками зрения на исторические процессы в евразийских степях, редакторы не стремились к полной унификации, необходимой только в учебниках, и к устранению повторов, имеющихся в разных главах. Таким образом, концептуальные взгляды каждого из авторов отражены во всей полноте и могут явится предметом сопоставления и дальнейшей дискуссии, что скорее преимущество, чем недостаток любого коллективного труда.
Каждый из авторов является признанным специалистом в той области исторического знания, которое представлено в написанном им разделе.
*** Авторами разделов являются: Хакимов Р.С., Государственный советник при Президенте РТ по политическим вопросам, директор Института истории АНТ, кандидат фил. наук, доцент (г. Казань) («История татар: взгляд из XXI века»), Ахсанов К.Г., преподаватель Казанского государственного университета, кандидат ист. наук (г. Казань) («Историографический обзор, обзор источников»), Бочкарев В.С., ст. науч. сотр. Института истории материальной культуры РАН, кандидат ист. наук, доцент (г. Санкт-Петербург) («Волго-Уральский регион в эпоху бронзы»), Гмыря Л.Б., ст. науч. сотр. Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, кандидат ист. наук (г. Махачкала) («Гунны на Северном Кавказе», «Наследники гуннов в степях юго-восточной Европы», «Хазары на Кавказе»), Засецкая И.П., вед. науч. сотр. Государственного Эрмитажа, доктор ист. наук (г. Санкт-Петербург) («Гунны на Западе»), Иванов В.А., вед. науч. сотр. Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, доктор ист. наук, профессор (г. Уфа) («Страна сарматов и ее соседи», «Финно-угры на Южном Урале и в Приуралье», «Огузы и печенеги в евразийских степях»), Казаков Е.П., вед. науч. сотр. Института истории АНТ, доктор ист. наук (г. Казань) («Ранние болгары в Поволжье»), Кляшторный С.Г., зав. сектором тюркологии и монголистики Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, кандидат ист. наук, профессор (г. Санкт-Петербург) («Страна ариев», «Саки», «Гунны на Востоке», «Праболгары в евразийских степях», «Праславянские племена в Поволжье» (в соавторстве со Старостиным П.Н.), «Степная империя тюрков и ее наследники», «Кимаки, кипчаки и половцы», «Татары в Центральной Азии»), Напольских В.В., вед. науч. сотр. Удмуртского института языка, литературы и истории, доктор филол. наук (г. Ижевск) («Предыстория народов уральской языковой семьи»), Петрухин В.Я., вед. науч. сотр. Института славяноведения РАН, доктор ист. наук, профессор (г. Москва) («Хазарский каганат и его соседи»), Раевский Д.С., гл. науч. сотр. Института востоковедения РАН, доктор ист. наук (г. Москва) («Скифия»), Старостин П.Н., зав. Национальным центром археологических исследований Института истории АНТ, кандидат ист. наук, доцент (г. Казань) («Праславянские племена в Поволжье» (в соавторстве с Кляшторным С.Г.)), Сунгатов Ф.А., ст. науч. сотр. Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, кандидат ист. наук (г. Уфа) («Гунны в Волго-Уральском регионе», «Волго-Уральский регион в эпоху тюркских каганатов»).
Приложение подготовлено Байбулатовой Л.Ф., мл. науч. сотрудником Института истории АНТ (г. Казань) (N 4), Гараевой Н.Г., вед. библиографом Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета (г. Казань) (N 10), Нуриевой Ф.Ш., доцентом Казанского государственного университета, кандидатом филол. наук (г.Казань) (N 9), Файзрахмановым Г.Л., ст. науч. сотрудником Института истории АНТ, кандидатом ист. наук (г. Казань) (N 8, 14) и Хамидуллиным Б.Л., гл. редактором издательства «Фэн» («Наука») АНТ, зам. гл. редактора журнала «Научный Татарстан» АНТ (г. Казань) (N 1-3, 5-7, 11-13, 15). Рисунки по тексту представлены авторами, иллюстрации подобраны Загидуллиным И.К., зав. отделом средневековой истории Института истории АНТ, кандидатом ист. наук (г. Казань). Использованы четыре реконструкции Горелика М.В. Список источников и литературы, указатели археологических культур и их носителей, именной, политико-географический, этнических, этнополитических и этносоциальных терминов составлены Хамидуллиным Б.Л.
СОДЕРЖАНИЕ
История татар: взгляд из XXI века (Рафаэль Хакимов) Предисловие к первому тому (Сергей Кляшторный) Историографический обзор (Камиль Ахсанов) Обзор источников (Камиль Ахсанов)
Часть I. ДРЕВНЕЙШИЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЕВРАЗИИ
Глава 1.Эпоха бронзы в степной и лесостепной Евразии Волго-Уральский регион в эпоху бронзы (Вадим Бочкарев) Страна ариев (Сергей Кляшторный) Глава 2. Степная и лесостепная Евразия в 1 тыс. до н.э. Скифия (Дмитрий Раевский) Саки (Сергей Кляшторный) Страна сарматов и ее соседи (Владимир Иванов)
Часть II. ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРАЗИИ
Глава 1. Гунны на Востоке и на Западе Гунны на Востоке (Сергей Кляшторный) Гунны на Западе (Ирина Засецкая) Гунны в Волго-Уральском регионе (Фларид Сунгатов) Гунны на Северном Кавказе (Людмила Гмыря) Наследники гуннов в степях юго-восточной Европы (Людмила Гмыря)
Глава 2. Ранние болгары в Предкавказье и Поволжье Праболгары в евразийских степях (Сергей Кляшторный) Ранние болгары в Поволжье (Евгений Казаков)
Глава 3. Финно-угры и праславянские племена в Урало-Поволжье Предыстория народов уральской языковой семьи (Владимир Напольских) Финно-угры на Южном Урале и в Приуралье (Владимир Иванов) Праславянские племена в Поволжье (Сергей Кляшторный, Петр Старостин)
Глава 4. Степная империя тюрков и ее наследники (Сергей Кляшторный)
Глава 5. Волго-Уральский регион в эпоху тюркских каганатов (Фларид Сунгатов)
Глава 6. Восточная Европа в эпоху Хазарского каганата Хазары на Кавказе (Людмила Гмыря) Хазарский каганат и его соседи (Владимир Петрухин)
Глава 7. Огузы и печенеги в евразийских степях (Владимир Иванов) Глава 8. Кимаки, кипчаки и половцы (Сергей Кляшторный) Глава 9. Татары в Центральной Азии (Сергей Кляшторный)
Приложения: N 1. Геродот о западных скифах (Булат Хамидуллин) N 2. Квинт Курций Руф о восточных скифах (Булат Хамидуллин) N 3. Сымя Цянь о хуннах (Булат Хамидуллин) N 4. Сымя Цянь хуннар турында (Лилия Байбулатова) N 5. «Цзинь-шу» о хуннах (Булат Хамидуллин) N 6. Аммиан Марцеллин о гуннах и иных народах Восточной Европы (Булат Хамидуллин) N 7. Приск Панийский о царских скифах-гуннах (Булат Хамидуллин) N 8. Древнетюркские рунические письмена: Памятники в честь Кюль-тегина и Тоньюкука (Габдельбар Файзрахманов) N 9. Борынгы торки рун язмалары: Култиген hэм Тоньякук ташлары (Фануза Нуриева) N 10. Сведения арабских и персидских историков о походах к северу от Дербента (22/642-643 и 119/737 гг.) (Нурия Гараева) N 11. Ал-Масуди о народах Кавказа и Поволжья (Булат Хамидуллин) N 12. Персидский аноним о гузах (Булат Хамидуллин) N 13. Анна Комнина о печенегах, гузах и половцах (Булат Хамидуллин) N 14. Ал-Гардизи о тюрках (Габдельбар Файзрахманов) N 15. Рашид ад-дин о центральноазиатских татарах (Булат Хамидуллин)
Список источников и литературы Указатель археологических культур и их носителей Указатель именной Указатель политико-географических и географических названий Указатель этнических, этнополитических и этносоциальных терминов Список иллюстраций, карто-схем и таблиц СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: | |||||||||||||||||
|