www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:07 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Джадидизм / Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность / Глава 12. Учебники для татарских мектебе и медресе и их роль в развитии национального образования |
|
Глава 12. Учебники для татарских мектебе и медресе и их роль в развитии национального образования
Глава 12. Учебники для татарских мектебе и медресе и их роль в развитии национального образования (Р.Валиуллин)
Большую роль в выборе и развитии учебных пособий сыграли собрания, посвященные обсуждению школьного вопроса и учебных программ. Самой первой татарской учебной программой стала “Рэхбаре могаллимин”, составленная в 1898 году И.Гаспринским, в которой даны тематический план уроков, основы преподавания по звуковому методу, поурочные планы дисциплин, примеры расписания уроков. Данная программа, хотя и не смогла найти широкого распространения в Волжско-камском регионе, явилась теоретической базой для разработки новых. Следующая татарская учебная программа, была издана в Казани 1899 году под названием “Ысулы тэдрис”. Она была, составлена преподавателями Агрызского медресе. Ее достоинством было то, что в ней были учтены возрастные особенности учащихся, была разработана методика преподавания отдельных дисциплин в каждом классе. Составленная на основе принципов ислама эта программа в то же время не противоречила требованиям джадидистской системы образования.
Первое татарское собрание, посвященное обсуждению проблем татарской образовательной системы и введения единой учебной программы состоялась в 1900 году в Уфе. В нем приняли участие такие видные татарские деятели как Ф.Карими, Г.Хусаинов и другие. В собрании было уделено внимание и обсуждению общетатарской орфографии [1]. Такого рода собрания проводились и в последующие годы. Так, 10-13 августа 1906 года в Казани состоялось собрание учителей, в котором приняли участие более 100 человек [2]. Среди них были такие известные просветители, учителя, авторы учебных пособий и общественные деятели как Х.Максуди, К.Ханафи, Ш.Шараф, Х.Забири, Ш.Гауни, Г.Сагди, Г.Гисмати и другие. На этом собрании были разработаны и утверждены учебные программы, планы и расписания уроков для начальных классов; списки учебных пособий по каждой дисциплине, а также правила поведения для учителей и учащихся. Собрание имело огромное значение в деле сглаживания противоречий между представителями джадидизма и кадимизма. В 16– 21 августа того же года в Нижнем Новгороде состоялся III съезд российских мусульман, организатором которого был редактор газеты “олфэт” Габдрашид Ибрагимов [3]. На съезде был принят проект из 33 пунктов, посвященный реформе татарских учебных заведений. Проект рассматривал необходимость преподавания предметов в начальных классах на татарском языке, а русский язык начиная с средних классов должна преподаваться как остальные дисциплины; во всех мусульманских школах России должна быть единая учебная программа; руководство татарскими учебными заведениями должна находиться в руках самих мусульман. Проблемы единой учебной программы рассматривались также и на собрании преподавателей в Казани в 1907 году. Здесь впервые была разработана программа, список учебников и библиотечных книг для 5-8 классов.
Положения и выводы этих собраний нашли реальное воплощение на практике: ими руководствовались преподаватели “Хусаиния”, “Мухаммадия”, “Галия”, “Буби” и др. Собрания, проведенные в Омске (1908), в Уфе (1911), в Бугуруслане (1912), в Троицке (1916), в Казани (1917), были направлены на разрешение основных проблем образовательной системы татар, а именно усовершенствование методики преподавания, улучшение качества учебных пособий. Главное место на этих собраниях занимало обсуждение и составление учебных программ. По нашим подсчетам, до 1917 года было составлено и опубликовано 21 учебная программа, которые получили наиболее широкое распространение в татарских учебных заведениях. Следует отметить, что имелись и индивидуальные программы, которые действовали в рамках только одного учебного заведения. Можно сделать вывод о том, что использовавшиеся до 1917 года учебные программы и планы составлялись в соответствии с требованиями педагогики и методики преподавания. Хотя и были попытки создания единой учебной программы, она в принципе не смогла стать обязательной для всех татарских учебных заведений из-за отсутствия единого координирующего центра.
Новые учебные программы стали основой для издания соответствующих учебных пособий. Их количество постоянно росло, что, в свою очередь, приводило к вытеснению арабских и турецких учебников. А материалы собраний, в которых обсуждались списки рекомендуемых учебных пособий, позволяли преподавателям отбирать наиболее лучшие из них. Что касается самих учебников, то в первую очередь необходимо обратить внимание на рукописные учебники, которые стояли у истоков татарских учебных пособий нового типа. И после появления печатных книг рукописные книги имели широкое распространение среди татар. Многие из них использовались в кадимистских мектебах и медресе как учебные книги. Если под учебными пособиями понимать специально написанные по отдельным дисциплинам книги, то рукописи, именуемые учебниками не могли соответствовать в полной мере этим требованиям. Среди наиболее распространенных рукописных учебных книг следует выделить такие как “Шэрхел Габдулла”, “Кавагыйд”, “Гавэмил фин нэху”, “Мулла Жэми” Габдрахмана Джами, “Исагужи” Хасана Кати, “Шэрхе Шамсия”– по арабскому языку, “Гакаидел Нисафи” Абунафиза Гумара, “Кырык хэдис”, “Тэфсире Рухелбаян”, “Тохфэтел молек”, “Гакаид”– по религиозным дисциплинам, “Кыйссаи Рабгузи” Насрутдина Рабгузи, “Алты Бармак” Мухаммада Чыкрыкчызада, “Мухаммадия”– по истории ислама и пророков, “Кыйссаи Йосыф” Кул Гали, “Тахир– Зухра”. “Кызыл алма”, “Буз егет”– по чтению, “Соллам”, “Исэгужи”, “Шэмсия”, “Тэхзиб”– по логике, “Хикмэтел гайн”– по философии. Многие из этих рукописных книг в дальнейшем неоднократно, переиздавались. Так, например, “Шэигател иман”, предположительно написанный еще в булгарский период, выполнявший роль азбуки и книги по основам ислама, с 1802 по 1895 годы выдержало 40 изданий [4]. С начала XIX века рукописные учебные книги постепенно уступают место печатным изданиям. По подсчетам А.Каримуллина, до октября 1917 года у татар было издано почти 15000 наименований книг. Немалую часть среди них занимали учебные пособия. Так, например, из опубликованных в 1909 году 311 татарских книг [5] 70 были учебниками.
По нашим подсчетам основных учебников по гуманитарным предметам, а именно по религиозным дисциплинам, литературе, истории, татарскому и русскому языкам, только издательство “Бр. Каримовых” в период с 1891 по 1917 г выпустила 157 наименований с общим тиражом в 1238460 экземляров, а издательство “Магариф” с 1904 по 1917 год выпустил 111 наименований учебников с общим тиражом 484980 экземпляров. Издательство “Миллят” в 1908 – 1917 годы выпустило 104 наименований учебных пособий с общим тиражом 690900 экземпляров. На долю выше упомянутых 3 крупных издательств приходилось более 75% изданной учебной литературы. Такие издательства как “Сабах”, “Ш. Хусаинов”, “Чулпан” и другие, не имевшие, своих типографий, выпустили 365 учебных пособий по гуманитарным дисциплинам с общим тиражом 1796750 экземпляров. На долю отдельных издателей, которые выпускали по несколько учебников, в общей сложности приходилось 27 книг с тиражом 164600 экземпляров.
В целом, в конце XIX– начале XX вв. было издано 526 учебников по религиозным дисциплинам, 206 по татарской литературе, 118 по татарскому и русскому языкам, 102 учебных пособия по нравственному воспитанию и 41 по истории, что в общей сложности составляло 1010 изданий, 740 наименований с общим тиражом в 5016630 экземпляров. Следует отметить что среди учебников по языкам только 9 приходиться на русский язык. С 1907 года количество учебников по татарскому языку резко возрастает, это связано с усилением национального самосознания татар и переходом языка с общетюркского на татарский. По количеству изданий на последнем месте были учебники по истории, 23 из них были посвящены истории татарского и тюркского народов а 18 – всеобщей и Российской истории. Их малочисленность объясняется тем, что в этот период татарская историческая наука находилась на стадии становления, а изучению всеобщей и Российской истории в татарских учебных заведениях не уделялось должного внимания. В кадимистских мектебах, медресе основными предметами преподавания были религиозные дисциплины, эта тенденция сохранилась и в конце XIX–начале XX вв. Но многие преподаватели прекрасно понимали необходимость кардинальной реорганизации в обучении богословских дисциплин. Эта мысль была удачно воплощена в жизнь Х.Максуди, Г.Забири, Г.Баруди, Р.Фахретдиновым, Г.Шахидом, Х.Якубом, К.Зуфаром, которые являлись и авторами учебников по религиозным дисциплинам. Использовавшиеся еще в кадимистских учебных заведениях учебники по гакаид (основы веры), тажвид (правила орфоэпического чтения Корана), гыйльме халь (основные принципы ислама) и истории религии после 1891 года издаются с обновленным содержанием и структурой. В начальных классах татарских школ для преподавания основ религиозных дисциплин использовались такие учебные пособия как “Бэдэат тэгълим нам мокаммэл элифба” Ш.Тагирова, “Мэгълумате ибтидаия” С.Сибгатуллина, “Гыйбэдэте исламия” Х.Максуди, “Могаллимел гыйбэдэт” Х.Забири и другие.
Предметом, на которое выделялось наибольшее число учебных часов, был “Гыйльме хэл”. Эта дисциплина была призвана ознакомить шакирдов с основными принципами ислама. Популярными учебниками по этому предмету были “Ибтидаиларга гыйлме хэл” Х.Хулуси, “Соэл вэ жаваплы мохтасар гыйльме хэл” Х.Хифзыя, “Гыйльме хэл” З.Касими, “Мэктэблэрэ гыйльме хэл” С.Габдельбадига, а также учебники Г.Файзи, Г.Буби, Я.Халили и другие. В татарских учебных заведениях большое внимание уделялось также преподаванию таджвида, главной целью которого было правильное чтение Корана посредством изучения законов артикуляции арабских звуков. Из учебников по этой дисциплине наибольшее распространение получили книги С.Баруди “Фэтех тэжвид”, Ш.Гауни “Фэн эт тэжвид”, З.Касимова “Монтэхаб тажвид”, “Тэжвид” И.Галави, “Мофассал тэжвид” З.Бикмухамметова и другие. Наиболее популярные учебные пособия по истории ислама были “Тарихы ислам” А. Махмуда, “Холасаи тарихы ислам” Х.Забири учебник под таким же названием Ф.Каримова, “Мэдхале тарихы ислам” С.Сунгатуллина, по истории пророков учебные пособия М.Ханафи, И.Халили, Ш.Хамидуллина и другие.
С середины XIX столетия в учебных заведениях усиливается интерес к литературе; идет выделение самостоятельных уроков чтения, родного языка, нравственного воспитания. Как отмечал миссионер Н.Остроумов, у татар оформляется классическая литература, одновременно с этим в школьных учебниках предпринимаются попытки ознакомления учащихся с произведениями литературы. Одним из первых учебников по чтению, содержащих и светские знания стали “Буш вакыт” (1860) К.Насыри, “Белек” (1872) В.Радлова и другие. С разработкой после 1905 года методики преподавания татарской литературы, появляются составленные на единой основе стандартизированные хрестоматии и учебники. Из наиболее популярных среди них можно выделить учебники “Рэхбэре сыйбиян” Х.Забирова. “Хэдиятель сыйбиян” Г.Камала, “Уку китабы” Х.Абузари, “Кыйрээте ибтидэия” Ф.Агиева, “Безнен мэктэп” Н.Думави, также учебные пособия Г.Тукая, З.Башири, Ш.Гауни, М.Курбангалиева и других. Видное место среди учебников по чтению занимали дидактические книги, написанных в виде назиданий и нравоучений. Лидером в издании дидактических книг был Р.Фахреутдинов, его учебники “Тэрбияле бала”, “Шэкертлек эдэбе”, “Нэсыыхат”, “Эдэбе тэгълим” широко использовались в татарских школах. Далее в числе авторов следуют Т.Яхин, М.Арсланзаде, Х.Забири, Ш.Хамиди, К. Насыри, И Идриси, Ф.Сулеймания и другие. В рамках преподавания литературы уделялось внимание и ее теории. Первыми авторами учебных пособий по данному предмету стали Г.Сагди, Я.Адутов, Г.Ибрагимов. “Мохтасар кэвагыйде эдэбия” Г.Сагди, изданный в 1911 году в Уфе и “Эдэбият дэреслэре” Галимджана Ибрагимова, вышедший в свет 1916 году в Казани, стали самыми удачными учебными пособиями по этому предмету. В них рассматривались виды произведения, жанры, сюжет, композиция, стиль, литературный анализ и т.д. Преподавание данного предмета в учебных заведениях способствовало более глубокому пониманию тонкостей литературного мастерства. Учебники по истории среди учебных пособий по гуманитарным предметам были самыми малочисленными, тем не менее, они по содержанию и структуре вполне отвечали требованиям учебников по истории.
Из наиболее распространенных учебников по татарской истории следует выделить “Торек оруглары” Х.Габаши, “Кыскача тарихы Болгар” Г.Забири, “Татар тарихы” Г.Баттала, “Торек вэ татар тарихы” З.Валиди, учебники по истории Болгар и Казани Г.Ахмарова и другие. В них получили отражение различные стороны исторического процесса, большое внимание уделялось проблемам возникновения государственности у татар, становления татарской нации. жизнедеятельности видных деятелей. В основном история татар рассматривалась и изучалась в взаимосвязи с историей тюркских народов. В учебниках по татарской истории большо внимание уделялось изучению периода до падения Казанского ханства. В татарских учебных заведениях вместе с историей татарского народа уделялось внимание и изучению всеобщей и российской истории. Среди учебных пособий по всеобщей истории следует отметить учебники “Холасаи тарихы ислам” Х.Файзи вышедший под этим же названием книги М.Мухаммада, Ф.Карими, “Тарих сэхифэлэре” Г.Кулахметова. В этих учебниках большое внимание уделялось истории тюркских и тех народов, которые в историческом процессе имели с ними тесную связь. В этих учебниках имелись сведения и по истории России. Правда, и по истории самой России появились учебники, авторами которых были Н Надиев, А.Биктимиров и др.
Учебники по истории находились под жестким контролем цензуры. Некоторые из них не допускались к печати по тем или иным причинам. Например, книга Н.Надиева “Русия тарихы” была признана несоответствующей требованиям по причине отсутствия показа патриотизма, за восхваление монгольских войск в их гуманности и в уважении к другим религиям [6]. В этот период над составлением учебников по татарскому языку, пособий и словарей работали такие известные ученые как И.Гиганов, А.Троянский, А.Казембек, И.Березин, А.Архангельский, М.Иванов, М.Махмудов, М.Салихов, К.Насыри и другие. Их труды и в дальнейшем служили первоисточниками для составления других учебных пособий по татарскому языку. Одним из первых на необходимость изучения татарского литературного языка обратил внимание К.Насыри. Его труды по татарскому языку “Ижек”, “Энмозэж”, использовавшиеся и как учебные пособия, внесли весомый вклад в разработку и систематизацию языка. По принципу трудов К.Насыри, основанных на принципах арабской грамматики, были написаны учебные пособия Г.Тауфика “Сарфы тоурки”, М.Уматбаева “Татар нэхусенен мохтасары”, М.Ахметзянова “Турки сарфы” и другие, изданные не только как научные труды, но и как практические пособия для учащихся.
Для изучения татарского языка и освоения его правил наиболее удачными оказались учебники Ш.Иманаева, Х.Максуди, Дж.Валиди, Г.Нугайбека, Х.Ахматова и других. Особую популярность обретают, учебники по татарскому языку Г.Ибрагимова “Татар сарфы” (1911), “Татар нэхуе” (1911), “Татар имлясы” (1914). Эти учебные пособия широко использовались в “Мухаммадия”, “Хусаиния”, “Галия”, “Касимия” и других учебных заведениях. Учебные пособия по стилистике создали Б.Гимрани, Г.Фирушин. И.Баширов, Г.Сайфуллин. Также большое внимание в татарских учебных заведениях уделялось каллиграфии. По данному предмету были выпушены учебники Я.Мамышева, К.Золфокари, Г.Фахри, Г.Хасани и др Появились первые учебники по теории русского языка. Их разработал К.Насыри: в 1889 году увидел свет его учебник “Русская азбука для первоначального чтения”, а в 1891 году – “Образчик или образец: правила синтаксиса и морфологии русского языка”. А по практической части большим успехом пользовались учебные пособия С.Максуди “Краткий практический учебник русского языка, составленный для начальных татарских школ”. Также для преподавания русского языка в татарских школах использовались учебники Ш.Хамиди “Русский язык”, “Правила правописания русского языка” С.Рахманкулова, “Русский учитель для мусульман” М.Казакова и другие.
Примечания: 1 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917г. – М.-Птр., 1923.–С.62. 2 Йолдыз. – 1907. – 27 фев. 3 НАРТ. Ф.420., оп. 1., д. 171., л.81. 4 Катанов Н. Восточная библиография // Деятель.–1901. –№1. 5 НАРТ. Ф.420, оп.1, д.150, л.14. 6 НАРТ. Ф 420, оп. 1, д. 296, л. 15.
| |
|