www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Пятница, 15 декабря 2017, 09:12

Тюрко-Татарский Мир


Вы находитесь: / Тюрко-Татарский Мир / Проекты–online / Проект «Татарские мурзы и дворяне: история и современность - online» / Дворянский вестник = Морзалар хәбәрчесе / Старый Буздяк: Трансформация статуса (XVIII-XX века)
Тюрко-Татарский Мир  •  Анонсы
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Проект «Средневековые тюрко-татарские государства-online»  •  Проект «Татарские мурзы и дворяне: история и современность - online»
Татарские мурзы и дворяне: история и современность  •  Дворянский вестник = Морзалар хәбәрчесе  •  Статьи из журнала «Научный Татарстан»
Мусульманское дворянство в Российской империи  •  Каргалы (бабайлар эзеннән)  •  Через тернии к звездам  •  Бердәмлек – зур көч  •  Мещеряки Бирского уезда в XVII-XIX веках (краткий исторический очерк)  •  Старый Буздяк: Трансформация статуса (XVIII-XX века)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Старый Буздяк: Трансформация статуса (XVIII-XX века)
    Ильдус Габдуллин. Старый Буздяк: Трансформация статуса (XVIII-XX века) // Дворянский вестник. – 2010. – № 1(79). – С. 16–18.
     

    Ильдус Габдуллин

    Старый Буздяк: Трансформация статуса (XVIII-XX века)

     

    В Башкортостане есть несколько деревень, судьбы которых связаны с прокладкой железнодорожных линий от Уфы к Самаре и территории современного Татарстана. Это Сафарово современного Чишминского и Старый Буздяк Буздякского районов.

    До прокладки железных дорог это были крупнейшие сельские поселения Уфимского и Белебеевского уездов. Они связывали столицу Уфимской губернии с другими регионами, здесь проходили ярмарки. Но строительство железных дорог несколько в стороне от Сафарово и Старого Буздяка постепенно подкосило экономическое благосостояние этих деревень. От Сафарово пальма первенства перешла к ничем до того не примечательной деревеньке Чишмы, а от Старого Буздяка — к железнодорожной станции Буздяк, открытой в 1914 году на Волго-Бугульминской железной дороге.

    Старый Буздяк возник в начале 1740-х годов, после бурных «бунтарных» 1730-х. Название селения связано с именем башкира-вотчинника Канлинской волости Буздяка Ишимбетова. Сам первопоселенец, видимо, родился в начале XVIII века. Известен его сын Ильяс Буздяков, родившийся в 1757 году. Версия об этимологии слова «Буздяк — «Ледяная гора» не более, чем легенда.

    Уже с 1745 года селение стало разрастаться. С этим годом связан первый припуск жителями Буздяка новопоселенцев[1]. Видимо, это были служилые татары во главе с Кальметем Айдаровым (1716 года рождения), переселившиеся со стороны Чистополя современного Татарстана, и ясачные татары. К 1782 году численный состав припущенников селения возрос до 55 душ (32 мужчин, 23 женщины) ясачных татар и 26 душ (16 мужчин, 10 женщин) служилых татар[2].

    Новая переселенческая эпопея началась с конца 1780-х годов. Вокруг Буздяка образовался целый куст населённых пунктов, в которых поселились «тюменцы»: Шланлыкулево, Батырша-Кубово, Копей-Кубово, Тлякей-Кубово, Новые Каргалы, Устюба. Свое наименование («тљмђннђр») они получили от названия города Темников (по-татарски Тљмђн, ныне в Мордовии), вблизи которого большинство из них жило. Русские иногда эту группу населения называли темниковскими мишарями. Императрица Екатерина II в 1784 году издала указ о восстановлении в дворянском достоинстве князей и мурз татарских фамилий имеющих документальные доказательства своего дворянского происхождения. Многие представители «тюменских» родов в это время вновь получили дворянские права. Среди них: Акчурины, Бигловы, Дашкины, Девлеткильдеевы, Дивеевы, Еникеевы (князья), Еникеевы (мурзы), Катаевы, Кудашевы, Маматкозины-Сакаевы, Мамины, Мамлеевы, Муратовы, Терегуловы, Шихмаметевы.

    По договору от 27 июня 1788 года в селении поселился мулла Таир Калеев, выходец из деревни Акашево Краснослободского уезда, которое в начале XVIII века входило в Темниковский уезд и где проживали в основном служилые татары Янбухтины.

    В 1794 году в Буздяке поселились татарские князья Ефаевы, выходцы из деревни Тархан Ефаево, хотя сам договор о припуске Ефаевых датирован 28 июля 1793 года. Вот часть текста договора: «...Калнинской волости команды старшины Ишали Якупова деревни Буздяковой... вотчинники башкирцы со всего нашего общего согласия припустили мы на жалованную нам по наследству землю в тое ж деревню Буздякову Пензенского наместничества, Слоботской округи, деревни Тархановой мурз Салила Ба-тыршина, Гумера Юнусова, Алмаметя Нагаева, Акбулата Мусина князей Епаевых с товарищи всего десятью дворами для сообщего сожития с нами... по нахождению деревни нашей Буздяковой на большой дороге для отправления с нами же случающих всяких тягостей. Которым мурзам Салиху Батыршину в одной деревне пашню пахать по речкам Чермасану и Кидашу, сено косить и для прокорму скота, и со степьми да в вершине речки Кидашу лесу для бревен и всяких домашних потребностей рубить, лубъя снимать, хмель щипать, рыбу ловить да по речке Кидашу мельницы строить с тем, чтоб нам именованным хлеб молоть без уплаты...». За припуск Ефаевы заплатили местным жителям 80 рублей денег и ежегодно должны были выплачивать по 10 копеек оброка. Договор подписали местные вотчинники Юмаш Баисланов, Ильяс Буздяков, Токтамыш Каипов, Рафик Баязитов, Байгул Курьясов, Кинзекей Юмашев, Арслан Аитов[3].

    В том же 1794 году сюда перешли на жительство мурзы Маматовы, переселенцы из сельца Торопово Тамбовского наместничества и зять Маматовых князь Ахмет Акчурин. 10 января 1795 года был припущен ясачный татарин Башир Мусеев. В 1796 году в селение были приняты на жительство мурзы Дашкины, выходцы из деревни Дашкино Пензенской губернии[4].

    С начала XIX века селение пополнялось новыми группами переселенцев. По договору от 25 февраля 1807 года здесь поселился князь Якуп Илюков Кудашев. В 1808 году поселились купцы 3-й гильдии Искандеровы, в 1812 году князья Акчурины, в 1818 мурза Усман Муратов, в 1820 мурзы капитан Ханбек, Валиша и Ахмер Надыршины дети Мамлеевы, мурза Егофер Еникеев, в 1827 и 1829 вновь Мамлеевы, в 1830 князь Шихмаметев, в 1831 и 1832 годах – мурзы Муратовы и другие[5].

    К 17 июля 1840 года численность населения деревни возросла до 606 человек, в том числе 331 (196 мужчин и 135 женщин) государственных крестьян, 60 (23-37) башкир, 146 (78-68) князей и мурз, 41 (24-17) мещанин, 28 (15-13) купцов 3-й гильдии. В селении в это время действовали две мечети. На ярмарочной площади работал кабак. У сельчан имелись три мельницы, 380 лошадей, 300 коров, 800 овец, 100 коз, 20 ульев[6].

    В 1860-х годах ликвидирована кантонная система управления. Вместо военного административного управления создавалось волостное крестьянское самоуправление. В 1863 году селения современного Буздякского района вошли в основном в Богадинскую и Т...рюшевскую волости. В то же время государственные крестьяне тех же селений были включены в Буздяковскую волость, но эта волость просуществовала недолго и в 1868 году была распущена.

    К 1870 г. селение состояло из 196 дворов, а численность населения достигла 1058 (559 мужчин, 499 женщин). На речке Кидаш работали две водяные мельниц[7].

    Ярмарочная торговля в селении, видимо, была открыта в начале XIX века. Проводилась она 6 декабря. Еженедельно по вторникам в селении проходила базарная торговля. На площади располагалось 40 торговых лавок. Какое-то время здесь же располагался и кабак для «пития зеленого змия», но, видимо, мусульманское население Буздяка и близлежащие округи воспротивились против торговли спиртными напитками на своей земле и питейное заведение было закрыто к 1870-м годам.

    К концу 1870-х годов ярмарочная торговля стала проходить целую неделю с 6 по 13 декабря. Среди местных купцов известны купеческие династии Халфиных и Кальметевых (в купечестве с 1832 года). Среди купцов Кальметевых известны Рахманкул Рахимкулович (1778 года рождения), его сын Хабибулла (1813 г.р.), Нигматулла Мустафинович (1768 г.р) и его сыновья Хусейн (1801 г.р.) и Хасан (1814 г.р.). Возрастал и ярмарочный оборот. Если в 1842 году на ярмарку было привезено товаров на 125695 рублей, а реализовано было на 28543 рублей[8], то в 1878 году товаров было привезено на 795 тысяч рублей, а продано на 255 тысяч. Ярмарочный оборот в последующие годы представлен в таблице[9]:

     

    год

    привоз

    продажа

    1879

    804 тыс. руб.

    261 тыс.

    1880

    802 тыс. руб.

    259600

    1881

    856 тыс. руб.

    312 тыс.

    1882

    981 тыс. руб.

    264 тыс.

     

    На ярмарку крестьяне приходили принаряженными, здесь встречались со своими знакомыми и родственниками из ближних и дальних деревень, обменивались новостями, обсуждали волнующие их вопросы. Большим событием для окрестной детворы (да и не только для них) были приезды цыганского балаганного цирка с медведями, выступления борцов, фокусников, музыкантов. В качестве обязательного товара на ярмарке все чаще предлагались книги, календари, игрушки. Основными предметами торговли на ярмарке и базарах являлись сельскохозяйственные товары: зерно, мука, крупа, мясо, мёд, яйца, живой скот (лошади, коровы, овцы, козы), кожа, шерсть, дрова. Купцы привозили для продажи сукно, разноцветные валенки, сапоги яловые, хромовые и из шеврета, разного рода деликатесы, чай и прочее.

    О Буздякской ярмарке писал в конце XIX века и выдающийся российский географ В.П. Семёнов-Тян-Шанский, отмечая, что она «замечательная по значительному пригону скота; привоз товаров на последнюю достигает 530 т. р.»[10]. Окрестные крестьяне-ремесленники привозили кустарные изделия (колёса для телег, коромысла, лапти, топоры и топорища, дёготь, выделанные кожи и овчины и т.д.), нужные в крестьянском обиходе и пользовавшиеся большим спросом. Здесь начали продаваться и промышленные товары: обувь и одежда фабричного производства, сельскохозяйственный инвентарь.

    К 1870-м годам в селении работало две мечети соборная и пятивременная, позднее обе соборные. Известны следующие мусульманские священнослужители – имам Гайнулла Абдулнасыров (в должности с 28 марта 1808 года), хатып Идиятулла Абдулгалеев (с 9.7.1835), имам) пятивременной мечети Адулгани Заитов (с 9.7.1835), муэдзины Рахматулла Фаткуллин (с 11.7.1835), Абдраюл Аслаев (с 30.9.1867)[11] В 1910-е годы в 1-й мечети имам-хатыпом был Ибрагим Зиадитдинов, во 2-й – ахуном Нигматулла Валиуллович Кальметев[12].

    Важным событием в жизни селения стало открытие в 1860-е годы мужского одноклассного училища, находившегося в ведении Министерства Народного Просвещения. Первоначально на содержание училища ежегодно отпускалось 350 рублей. Преподавал в училище в 1880-е годы местный уроженец Кинзекеев, окончивший 3 класса Оренбургской татарской учительской школы (жалованье 300 рублей в год). В 1885/86 учебном году в школе обучалось 24 человека[13]. В 1892 году в школе обучалось 22 ученика, из них пятеро закончили полный курс обучения. Вероучителем в это время был Нигматулла Кальметев, а преподавателем Кудашев Гадельгарей Мухаметгареев (на преподавательской работе с 1.7.1878). Позднее в школе преподавал также Мамлеев Миннигарей Хайруллин (с 1.8.1901)[14]. В конце XIX века в Буздяке упоминается наличие и земского женского училища, в которой учительствовала Файзуллина. На нужды училища, заработную плату учительнице земством отпускалось 420 рублей[15].

    К 1896 году Буздяк состоял из 256 дворов. В селении было пять улиц, длиной 100-300 сажень, шириной 12 сажень. Имелось восемь проулков, шириной 3-5 сажень. 202 дома были покрыты деревом и лубом, остальные – соломой[16].

    В конце XIX века наблюдается демографический взрыв. По данным переписей в первой половине XIX века прирост населения в регионе был незначительным, и во многом был обусловлен переселенческим движением из других губерний, во второй же половине XIX — начале XX века произошёл резкий рост численности жителей края. Такая же ситуация прослеживается и по другим регионам, в частности в Самарской губернии. Если в 1850-х годах численность населения в Буздяке не превышала тысячи жителей, то уже к концу XIX века она выросла почти вдвое и в 1897 году составила 1893 человек (997 мужчин, 896 женщин), из них «магометан» 1854 человека[17].

    Демографический взрыв предопределил и обострение земельного вопроса на селе. Стала ощущаться нехватка земельных угодий крестьянами селения. В этой ситуации наиболее предприимчивые селяне стали выкупать с помощью Крестьянского поземельного банка у частновладельцев те или иные участки земли. Так, на карте Уфимской губернии появились посёлки Ташлыкуль (основан в 1880-е годы), Табанлыкуль и другие.

    В конце XIX века статистиками губернского земства были описаны все селения Уфимской губернии. Приведём собранные ими материалы по Буздяку: «Буздяк (государственные крестьяне) – на равнине при р. Кидашке, на которой имеется мельница. Селение с края надела. Поля по ровному месту, до б верст от селения. Почва – чернозем, кроме того около 35 дec. серого супесчаника с галькой и около 25 дec. солончаковой. В полях имеются 3 оврага. В селении 2 веялки. Выгон по ровному месту. Скот отдается отчасти на выпас по 1 руб. 50 коп. с головы и по 75 коп. с нетеля. В селении бывает ежегодно ярмарка, продолжающаяся 7 дней. Башкиры-вотчинники - надел в 2 местах; селение с краю надела. Изменения в угодьях: часть пахотной земли запущена под залежь и покос. Поля по ровному месту, до 2,5 верст от селения. Почва чернозем несколько супесчаного характера. В полях есть неглубокий и отлогий овраг. В селении 1 веялка. Выгон на ровном месте. В селении ежегодная ярмарка»[18].

    Новым явлением в жизни села начала XX века стала кредитная кооперация. В 1907 году в Буздяке было открыто кооперативное (кредитное) товарищество[19]. В 1912 году председателем правления Буздякского кредитного товарищества был Гадиль-Гирей Мухамет-Гареевич Кудашев, членами правления – казначей Шагивалей Габдуллашевич Янбухтин, счетовод Мини-Гирей Хайруллин Мамлеев[20].

    В 1890-е годы в селении была открыта больница. Больница входила в состав 3-го медицинского участка. В участок входили: части Богадинской, Тюрюшевской, Чермасанской и Чукадыта-макской волостей. В 1904 году врачом была Ида Осиповна Калашникова, фельдшерами: Павел Семенович Пономарев, Павел Князев и Федор Петров[21]. В 1910-е годы врачом был Д.Ю.Юсупов, фельдшерами – Н.И.Кольбик, В.А.Дронский.

    В 1905 году земство на время полевых работ в целях охраны здоровья детей от эпидемических болезней и травматизма открыло в Буздяке детские ясли-приют. Работой яслей руководили местные учителя и врачи. Как правило, ясли располагались в зданиях школ или же частных домов. Здесь же дети получали и питание[22].

    В начале XX века уездным земством в селении был открыт Буздякский агрономический участок. В состав участка входили Богадинская и ряд других соседних волостей. Участковым агрономом был Султангирей Арслангиреевич Тайчинов, который жил в Буздяке.

    Действовала в Буздяке до строительства железной дороги и земская станция. У служащих станции имелось 12 лошадей[23].

    В 1917 г. была проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись. По данным переписи фамильный состав буздяковцев в это время был такой: Акчурины, Еникеевы, Деникины, Кугушевы, Маматовы, Мамлеевы, Муратовы, Сюндюковы, Утяшевы, Халфины, Ченбарисовы, Шихмаметовы (показаны как Шаяхматовы), Янбухтины, Янгуразовы, Яфаевы. Проживали в селении и семейства православных и католиков – Писарева Евдокия – медицинский врач, Эделева Юлия – экономка больницы, Ветошников Аркадий – врач, Баканович Сигизмунд – фельдшер, Антроф (так записано) Иван – почтальон, Рябов Николай – ветеринарный фельдшер и др.[24] Итоговые данные по Буздяку таковы: мишари, 303 двора, 1974 жителя, 2125,49 дес.посева; 492 голов рабочего скота; 4 двора без посева, 91 – до 4 дес., 148–4-10,37 – 10-15,23 – свыше 15 дес.

    – башкиры, 44 двора, 279 жителей, 255,95 дес. посева; 61 голова рабочего скота; 2 двора без посева, 14 – до 4 дес., 22 – 4-10,5 – 10-15,1 – свыше 15 дес.

    – русские, 11 дворов, 55 жителей, 2 дес.посева, 3 головы рабочего скота, 10 дворов без посева, 1 – до 4 дес.

    – поляки, 2 двора, 4 жителя, без посева.

    В Табанлыкуле по данным той же переписи показаны – русские, 43 двора, 325 жителей, 302,22 дес. посева, 92 головы рабочего скота, 2 двора без посева, 5 – до 4 дес, 30 – 4-10,4 – 10-15,2 – свыше15 дес.

    – мишари, 27 дворов, 149 жителей, 126,2 дес. посева, 45 голов рабочего скота; 6 дворов без посева, 8 – до 4 дес, 10 – 4-10,2 – 10-15, 1 – свыше 15 дес.

    – белорусы, 4 двора, 22 жителя, 8,5 дес.посева, 1 голова рабочего скота; 3 дворабез посева, 1 – 4-10 дес.

    – тептяри, 2 двора, 21 житель, 2 головы рабочего скота. Без посева.

    – украинцы, 1 двор, 9 жителей. Без посева.

    чуваши, 1 двор, 1 житель. Без посева.

    С установлением советской власти в Уфимской губернии центром Богадинской волости стала деревня Буздяк. К 1920 году в Буздякской волости насчитывалось 48 населённых пунктов. В то же время с 1920-х годов росла численность населения деревни Табанлыкуль (в 1926 году в селении насчитывалось более 700 жителей), и наоборот, численность населения в Старом Буздяке становилась всё менее и менее. В настоящее время для сторонних людей Буздяк скорее ассоциируется с бывшим посёлком Табанлыкуль, а о Старом Буздяке сейчас мало кто знает.

    Эта работа является данью памяти этому удивительному селению, из которого вышло немало прославивших Отчизну жителей.

    По данным переписи 1920 года:

     

    Селение

    Национальность

    Число
    хозяйств

    Число
    жителей

    Буздяк[25]

    Татары[26]

    337

    1909

    Башкиры[27]

    44

    248

    Тептяри

    7

    29

    Русские

    3

    19

    Украинцы

    2

    4

    Мордва

    2

    2

    Чуваши

    1

    6

    Православные[28]

    1

    5

    Табанлыкуль

    Татары

    89

    498

    Русские

    4

    21

    магометане

    2

    11

    украинцы

    1

    4

     

    Приведем также ряд родословных линий по родам буздяковцев.

    Акчурины: Акчура – Булаш – Теребердей – Алмакай – Смолян – Мустай (1661 г.р.) – Янук (1703-1757; жена Марьям (1712 г.р.) – Ахмет (1753-?; Ханифа Бадаева дочь Маматова) – Баязит(1800-?; жена Мигурбану Якупова (1810 -?) – Арслангарей (1848-?; жена Бибифатиха Мирхамитдинова) – Гали (1879 -?) – Раиль;

    Дашкины: Кудяк – Дашка (?-1611) – Сюнчалей (1596-?) – Сафар – Уразмамет – Алей (1676-?) – Валиша (1700-?) Токтар (1742-?) – Исмагил (1776-?) – Хасан (1811-?);

    Кудашевы: Акчура – Кудаш – Булай – Байбулат – Сафар – Ханмурза (1652-?) – Адельша (1698-?) – Тимербулат (1740-1774) – Яфар (1772-?) – Василь (1799-?) – Сайфутдин (1820-?) – Нуриахмет – Хасаньян (1917 г.р.);

    Маматовы: Акмамет – Елизарий – Биктемир – Сулейман (1677-1752) – Мустай (1722-?) – Бадай (1748-?) – Мустафа(1781-?) – Закария (1827-?) – Сулейман – Нигматьян (1895-?);

    Мамлеевы: Мамалай - Чекаш - Енак - Енбай - Иванаш - Смаил (1715-?) - Арслан (1739-?) - Надырша (1758-?) - Валиша (1777-?) - Губайдулла - Хайрулла - Миннигарей - Анвар;

    Муратовы: Уразай - Айкей - Уразгильда - Осман - Деук (1639-?) - Аит (1715-?) - Ромай(1753-?);

    Сюндюковы: Халил - Сеит - Гумер -Гали - Саитгарей (1835-1921; жена Рахима Бикбулатовна) - Батыргарей (1877-1954; жена Яфаева Фатима) - Усман (1914-1987; жена Муратова Марьям) - Ринат – Альберт – Камилла;

    Яфаевы (Ефаевы): Байбуре - Гази -Асан - Юнус - Гумер - Ефар – Тимергази - Муслюм.



    [1] РГВИА. Ф. 414. Оп. 1. Д. 367. Л. 35 об –36.

    [2] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 35. Л. 607-614.

    [3] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 3738. Л. 30-30 об.

    [4] Там же. Л.32; Ф. И-138. Оп. 2. Д. 35.

    [5] Там же. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 3738. Л. 31-32 об.

    [6] РГВИА. Ф. 414. Оп. 1. Д. 328. Л. 121 об-122.

    [7] Списки населенных мест Российской империи. T.XLV. СПб, 1877. С.47.

    [8] Прибавление к Оренбургским губернским ведомостям. №19. 15.5.1843.

    [9] Гурвич Н.А. Ярмарки. Уфа, 1884. С. 5

    [10] Семёнов-Тян-Шанский В.П., Штруг.Н.М. Торговля и промышленность Европейской России по районам. Выпуск IV.Центральная хлеботорговая полоса. СПб.,б. г. С. 406-415.

    [11] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 3719, Л.67;Ф. И-295. Оп. 3. Д. 7168. Л. 12 об-13.

    [12] Адрес-календарь Уфимской губерниина 1913 год. Уфа, 1912. С. 103.

    [13] Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. СПб., 1886. С. 47

    [14] ЦГИА РБ. Ф. И-135. Оп. 1. Д. 10. Л. 2; Сборник постановлений Белебеевского уездного земского собрания с приложениями. XVIII очередное собрание 1892 года. Уфа, 1893. С. 206.

    [15] Сборник постановлений Белебеевскогоуездного земского собрания с приложениями. XXV очередное собрание 1899 года.Белебей, 1900. С. 276.

    [16] Там же. Ф. И-132. Оп.1. Д. 1085.26 об-27.

    [17] Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей  преобладающих вероисповеданийпо данным первой всеобщей переписи населения 1897 г. СПб., 1905. T.XLV. Уфимскаягуберния. С. 239.

    [18] Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. IV. Белебеевский уезд.

    [19] Кооперация в Уфимской губернии.В. 2. Уфа, 1914. Таблицы. С. 2.

    [20] Адрес-календарь Уфимской губерниина 1912 г. Уфа, 1912. С. 80.

    [21] ЦГИА РБ. Ф. И-9. Оп. 1.Д. 681.Л. 21.

    [22] История Башкортостана во второй половине XIX - начале XX века. Т. I. Уфа,2006. С. 115.

    [23] Уфимский земский календарь на1913 год. Уфа, 1912. С. 63, 119, 173,201.

    [24] ЦГИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 686.

    [25] Включая Кинзикеевское общество (башкиры).

    [26] У троих национальность - татар (мещеряк).

    [27] Почти у всех национальность записанав форме «башкир-вотчинник».

    [28] Так указал национальность 42-летний ветеринарный фельдшер Рябов Николай Данилович.

     

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ