www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:07 Мероприятия Вы находитесь: / Мероприятия / Архив мероприятий / 2010 / Круглый стол «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях...» |
|
Круглый стол «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях...»
Управление по делам религий при Кабинете Министров РТ Институт истории Академии наук РТ им.Ш.Марджани Российский исламский университет Духовное управление мусульман РТ
11 марта 2010 года в 10.00 в Конференц-зале Института истории АН РТ состоится заседание Круглого стола на тему «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях: история и современность».
Вопросы, предлагаемые для обсуждения:
Для участия в работе Круглого стола приглашаются ректоры и преподаватели исламских религиозных образовательных учреждений Татарстана, представители ДУМ РТ, а также ученые-специалисты по мусульманскому праву и религиозному образованию.
Заявки на участие просим подавать до 1 марта 2010 года по электронному адресу rezeda.saf@mail.ru Координатор проекта: Сафиуллина-Аль Анси Резеда Рифовна, тел. +79179179272 * * * 11 марта 2010 года в Конференц-зале Института истории АН РТ состоялось заседание Круглого стола на тему: «Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях: история и современность». Фикх (арабское слово, которое означает «знание») – комплекс представлений о юридических нормах, а также правилах поведения мусульман. Носители этого знания – факихи («знающие»), богословы-законоведы, знатоки богословских наук. В раннефеодальном обществе халифата 7–9 вв. не было четкого разделения между религиозной общиной и государством, и все специалисты по фикху одновременно были теологами и юристами. Само становление «фикха» как юриспруденции произошло после того, как начали использовать на практике прецедент, имея в виду поступок или высказывание пророка в конкретных обстоятельствах. Первые труды по фикху представляли собой собрание хадисов, которые брали за образец для решения той или иной юридической проблемы. Впоследствии произошла систематизация документального материала, связанного с жизнью пророка, на основе которого фикх постепенно стал самостоятельной дисциплиной. Образование халифата на огромном пространстве Азии и Северной Африки требовало создания универсального свода права, которое способно охватить все явления общественной жизни. Для этого началось систематическое изучение Корана и хадисов, как источников права. В 8 веке среди мусульманских правоведов возникло стремление создать универсальную систему права. Все возникшие группы теологов брали за основу Коран и Сунну пророка Мухаммада и его сподвижников, но для разрешения спорных ситуаций применяли разные методы (усуль – корни, арабского происхождения). В частности, выделилась группа факихов, которую называли асхаб ар-рай (сторонники самостоятельного суждения). В основном это были сирийские (дамасские) и иракские (из Куфы, Басры и Багдада) теологи-правоведы. Они считали возможным отойти от буквального понимания отдельных мест Корана и хадисов, допуская личное мнение (ар-рай) и вводя, таким образом, элемент рационализма. Однако использование подобного метода ограничивалось кийасом («аналогия», «сопоставление», арабского происхождения). То есть для того, чтобы сделать логическое заключение, необходимо было найти аналогию в Коране или хадисах. Второе направление было представлено «сторонниками предания» (асхаб аль-хадис), в основном факихами Медины, делавшими упор на Коран и Сунну, что отражало консервативную точку зрения. Однако меняющаяся ситуация заставила представителей второго течения несколько отступить, хотя они использовали иджму и кийас (согласованное мнение и суждение по аналогии) достаточно ограниченно. Со временем возникли юридические школы (мазхаб – мазахиб, арабского происхождения), которые различаются по степени применения новых принципов (корней – усуль). На сегодняшний день наиболее популярными являются у суннитов – ханифитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская школы, а у шиитов – джаафаритская. В частности, факихи ханифитской школы (основатель имам ан-Ну'ман Абу Ханифа (696–767)) широко применяли рай, а в спорных случаях прибегали к кийасу. Кроме того, они разработали принцип истихсан («одобрение» – слово арабского происхождения), который отражал стремление выработать наиболее полезное для мусульманской общины решение. В этом мазхабе допустимо широкое пользование (помимо религиозного права) 'адатом и 'урфом – местным обычным (племенным) правом, сложившимся до принятия ислама, а также кануном – положениями, принятыми светской властью. Благодаря этим инструментам ханифитское право является наиболее гибким. Его охотно принимали кочевники, стремившиеся сохранить свои старинные обычаи. В настоящее время эта школа является доминирующей в странах, где преобладает суннитское население. Во время проведения конференции основным вопросом стало обсуждение методологии преподавания фикха в религиозных учебных заведениях. В настоящее время почти во всех религиозных учебных заведениях поднимается проблема о том, по каким учебникам, по источникам каких авторов лучше всего учиться. Однако мысль создания единого учебника специалистами по фикху была отвергнута, поскольку, по их мнению, в настоящее время существует целый ряд учебников, по которым можно получить глубокие, хорошие знания по фикху, и каждое учебное заведение разрабатывает план, благодаря которому это и достигается. Кроме того, участников конференции заинтересовал вопрос о количестве часов, отводимых на занятия арабским языком и религиозными учениями. Представители медресе Мухаммадия рассказывают, что средние и высшие религиозные образовательные учреждения очень отличаются друг от друга. Однако, несмотря на это, как в первом, так и во втором необходимо уделить время и внимание для преподавания педагогики, философии. А это в свою очередь сокращает количество часов для изучения арабского языка. Поэтому, в таких учебных заведениях проводятся дополнительные курсы, которые позволяют более глубоко усовершенствовать язык. Важное значение имеет вопрос о том, что в настоящее время возникает проблема пропаганды мазхаба. Шакирды обижены тем, что их называют «ваххабитами», следовательно, у них возникает вопрос, смогут ли они устроиться на работу после обучения? Поэтому, преподавателям, устазам таких учебных заведений предстоит работа и над этой задачей, которая заключается в устранении данного ошибочного мнения. Также прозвучали различные вопросы, касающиеся начального религиозного обучения в мечетях; книжной торговли и ее проблем. По результатам проведенной конференции можно говорить о том, что в настоящее время мы живем в тех условиях, которые нас окружают. Однако во время преподавания фикха не следует опираться на устарелые, древние, никому ненужные материалы, которые к реальной жизни никакого отношения не имеют. Если мы планируем развивать и религиозное учение, и фикх, необходимо придерживаться актуальных проблем, касающихся современных людей нашей страны. | |
|