www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:48 Мероприятия Вы находитесь: / Мероприятия / Архив мероприятий / 2010 / Круглый стол «Педагогическая мысль татарского народа в древности и средние века», 21 января 2010 г. |
|
Круглый стол «Педагогическая мысль татарского народа в древности и средние века», 21 января 2010 г.
21 января 2010 года в 10.00 в Конференц-зале Института истории им. Ш. Марджани АН РТ состоится Круглый стол на тему «Педагогическая мысль татарского народа в древности и средние века».
Темы для обсуждения:
- Педагогическая мысль в древних тюркских источниках; - Развитие образования в Волжской Булгарии; - Развитие образования в Золотой Орде; - Развитие образования в Казанском, Астраханском, Сибирском, Крымском ханствах: учебные заведения, способы передачи знаний, учебные пособия; - Образование у татар в ХVI-ХVIII вв. Формирование традиционной системы национального образования; - Отражение татарской педагогической мысли в татарской средневековой литературе: вопросы воспитания, сохранения веры, стремление к знаниям; взаимоотношения ученика и наставника и др.; - Предпосылки религиозного реформаторства и просветительства у татар в XVIII в.
Для участия в работе Круглого стола приглашаются историки, литературоведы, специалисты по истории педагогики, татарской общественной мысли.
Заявки на участие просим подавать до 18 января
* * *
21 января 2010 года в 10.00 в Конференц-зале Института истории им. Ш. Марджани АН РТ состоялся Круглый стол на тему «Педагогическая мысль татарского народа в древности и средние века». Круглый стол проходил на русском и татарском языках. Для участия в работе круглого стола были приглашены историки, литературоведы, специалисты по истории педагогики, татарской общественной мысли. Перед участниками и гостями мероприятия были поставлены следующие задачи: во-первых, обсудить периодизацию, которая была составлена участниками круглого стола; во-вторых, рассмотреть источники, относящиеся к данной теме, и определить насколько они отражают педагогическую мысль и как они могут быть использованы в изучении данной проблемы. В том числе интересовал вопрос и о том, какие открытия были произведены в данной области.
Сафиуллина Резеда Рифовна - старший научный сотрудник отдела Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ открыла данное заседание и ознакомила всех участников и гостей круглого стола с общими сведениями касающихся истории татар, языковой ситуации в прошлом, древнетюркских памятников, существующих литературных форм, устного народного творчества. Было отмечено и значение мифологии, которое в то время выполняла те же функции что и литература. Особое внимание оказалось древним тюркам, которые были знакомы с основами индийской, китайской письменности; конфуцианством, буддизмом и зароастрийством. Резеда Рифовна рассказала о создании и распространении тюркского алфавита, рунического письма, которое в то время считалось самым совершенным; о распространении образования (самым высоким считалось образование, полученное в Китае).
Старший научный сотрудник отдела Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ - Гибатдинов Марат Мингалиевич проинформировал участников и гостей круглого стола о том, что в настоящее время источников касающихся педагогической мысли татарского народа в древности и средние века очень мало. Именно по этой причине педагогическая мысль создана в форме реконструкции. Марат Мингалиевич отметил и то, что с 2005 года главным направлением работы Центра стало обобщение результатов предыдущих исследований, активизация изучения татарской педагогической мысли древности и средневековья для написания фундаментального издания «Антология татарской педагогической мысли». Подготовлены к печати два тома антологии. В ходе работы над антологией выявлен огромный пласт материалов, характеризующий основные тенденции и этапы развития педагогической мысли татарского народа. Многие материалы впервые вводятся в научный оборот. На основе обобщения собранного материала Центр истории и теории национального образования с 2009 года продолжил работу по написанию теоретического исследования «Развитие татарской педагогической мысли с древнейших времен до нашего времени».
Заведующий отделом средневековой истории Института истории АН РТ - Загидуллин Ильдус Котдусович рассказал о возникновении и распространении ислама. Также затронул темы воспитания и феодальных отношений. Немаловажное значение, по его мнению, занимает регион – Алтай, который играет важную роль при изучении педагогической мысли татарского народа, поскольку именно на этой территории находятся источники, материалы, которые поспособствовали бы дальнейшему развитию данной проблематики.
Среди участников круглого стола присутствовал и гость из Казанского государственного университета Воронцов Владимир Александрович, автор книг «О театре волжских булгар и природе театрального искусства», «К истокам древних сказаний», «Скрытые и явные тюркизмы в «Слове о полку Игореве»». Он ознакомил гостей круглого стола с новой дисциплиной - педагогической археологией в науке. По его словам, «золотые века человечества освещены в мифах». Исходным мирозданием человека являются руки, особенно важную роль играют материнские руки, благодаря которым человек постигает микрокосм. Владимир Александрович говорит о том, что, играя в прятки, дети могут постичь основы диагностики, а это в свою очередь также связано с человеческими руками. Именно по этой причине одним из распространенных сюжетов в его трудах является поиск любимого лица - мамы, папы, родственников. Его рассказ особенно заинтересовал участников круглого стола, поэтому после его выступления прошла небольшая дискуссия.
Обсуждались также и многие другие вопросы, касающиеся педагогической мысли татарского народа, которые были успешно решены в ходе проведения круглого стола. О результатах работы круглого стола можно судить по тому, что в ходе исследований практической части произвелась попытка на наиболее известных примерах показать процесс написания антологии. А теоретической задачей стало рассмотрение источников второго плана. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в последнее время ученые АН РТ достигли многих выдающихся результатов по изучению данной темы.
| |
|