www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Понедельник, 4 ноября 2024, 17:28 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел новой истории / Публикации сотрудников на сайте / Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. |
|
Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.
Гибадуллина Э. М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. / Отв. ред. Д.В. Мухетдинов. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2008. – 262 с. Научный редактор И.К. Загидуллин. Ответственный редактор Д.В. Мухетдинов.
В рамках данной монографии представлено исследование жизни мусульманских общин Самарской губернии в период с середины XIX века до 1917 года. В фокусе внимания автора – широкий круг сфер жизни, изучение которого позволяет не только воссоздать картину организации общины и быта самарских мусульман в указанный период, но и определить место и роль мусульманского духовенства в социокультурной жизни сельских и городских общин, а также проследить формы и методы сохранения этноконфессиональной идентичности общины.
ВВЕДЕНИЕ Приметой последнего десятилетия является возвращение религии в общественную и повседневную жизнь людей, превращение ее в один из важнейших факторов формирования мироощущения и мировоззрения верующих. Символично, что за короткий период своей истории Российская Федерация из многонациональной страны превратилась в полиэтноконфессиональное государственное образование. Благодаря трансформации атеистического общества в светское сегодня преодолен барьер между верующими и государством.Мусульманские приходы во внутренних губерниях Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. представляли собой основную форму институционализации ислама на территории России. Их системное изучение как фактора этноконфессиональной идентичности в поликультурном пространстве представляется актуальным с точки зрения становления поликонфессионального государства. Основной формой культурно-общественного социума мусульман во внутренних губерниях Российской империи являлась религиозная община – махалля, обеспечивавшая реализацию мусульманского образа жизни, включавшего в себя как повседневные нормы поведения, так и оформление наиболее важных моментов в жизни людей (рождение, обучение, вступление в брак, похороны и др.). Изучение различных аспектов функционирования махаллей позволяет получить представление о внутренних механизмах организации социокультурной жизни в самой массовой и системообразующей ячейке, которая в условиях отсутствия или малочисленности иных социальных организаций являлась инструментарием сохранения этноконфессиональной идентичности, развития материальной и духовной культуры, образования, закрепления менталитета, формирования традиций в межконфессиональных, межгрупповых, межличностных, семейных, имущественных отношениях в городах и селениях. Данная тема представляет научный интерес в связи с изучением существования самодостаточного, жизнеспособного социокультурного сообщества в одной из средневолжских губерний – Самарской. Она способствует формированию комплексного и объективного взгляда на развитие российской уммы в целом, позволяет выявить региональные особенности процесса социокультурного развития мусульман, изменению сложившейся в течение нескольких столетий тенденциозной оценки мусульманского населения России.
| |
|